Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НИНОЦМИНДА
51, С. 240-243 опубликовано: 1 февраля 2023г.


НИНОЦМИНДА

Кафоликон мон-ря Ниноцминда. VI в.
Кафоликон мон-ря Ниноцминда. VI в.

Кафоликон мон-ря Ниноцминда. VI в.

[Груз. ნინოწმინდა - св. Нина], жен. мон-рь во имя св. Нины, кафедра Ниноцминдской епархии (ныне Сагареджойско-Ниноцминдской) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Находится в одноименном селе (муниципалитет Сагареджо, Кахети, Грузия) на берегу р. Твалт-Хеви (левый приток р. Иори), в предгорьях юго-зап. склона Гомборского хребта, в 50 км от Тбилиси.

История

Согласно источникам, кафоликон Н. в честь Успения Пресв. Богородицы был построен царем Грузии св. Вахтангом Горгасали в VI в. Как «церковь больших размеров, купольную, которую построил Горгасал», Н. упоминает историк XVIII в. царевич Вахушти Багратиони (Вахушти Багратиони. 1973. С. 529). По мнению П. Иоселиани, храм Н. был построен на месте, где раньше стоял языческий идол (Иоселиани. 1846. С. 133). С. Н. Какабадзе считал, что храм был построен царем Грузии св. Мирианом в сер. IV в. на том месте, где скончалась св. Нина. По его мнению, Бодиси, упоминаемое в источниках как место кончины святой,- это древнее название сел. Ниноцминда, к-рое после постройки здесь храма было переименовано и посвящено св. Нине (Какабадзе. 1928. С. 6). Это мнение признано ошибочным: установлено, что речь в источниках идет о месте, где сейчас находится мон-рь Бодбе и где покоятся мощи святой.

План кафоликона мон-ря Ниноцминда
План кафоликона мон-ря Ниноцминда

План кафоликона мон-ря Ниноцминда

По исследованиям Г. Н. Чубинашвили, храм неоднократно реставрировали. Первая крупная переделка, к-рая коснулась всей верхней части церкви (арок и купола), датируется IX-XI вв. В XIII-XIV вв. к углам опор части купола были приделаны специальные контрфорсы. Храм также ремонтировали в XVI, XVII вв. и во 2-й пол. XVIII в. (Чубинашвили. 1926. С. 102). В грамоте 1597 г. царя Кахети Александра II (1574-1605) говорится о том, что «в течение времени храм был разрушен и уничтожен и наш царь Леон (царь Кахети Леван (1520-1574).- Авт.) заново отстроил и украсил его» (Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 429; Какабадзе. 1913. Т. 3. С. 90). В 1671 г. еп. Ниноцминдский Николай (Андроникашвили) отреставрировал фасад храма, по его поручению был устроен иконостас, построены ворота (Ростомашвили. 1901. С. 532; Меликсет-Бег. 1920. С. 3).

В завещании еп. Ниноцминдского Саввы (Тусисшвили; 1744-1784) сказано, что в 1771 г. он обновил кафоликон Н.: был заменен купол (барабан нового купола построили на остатках старого, но купол «не удержал воду», поэтому его пришлось дважды разбирать и в итоге выстроить заново), в алтаре перестелили полы, построили новый иконостас, устроили новые двери, была обновлена ограда (Барнавели. 1950. С. 225-235). Видимо, материалы приходилось привозить издалека; кроме того, существовала опасность нападения лезгин. Главной проблемой был недостаток зодческого знания: еп. Савве пришлось лично руководить строительством, и результатом его неопытности стало то, что купол оказался несоразмерным и тяжелым. По преданию, работу увидел царь Картли-Кахети Ираклий II, к-рый по пути из Тбилиси в Сигнахи заехал в Н. и сказал еп. Савве: «Поверь мне, архиерей, что ты разрушил церковь, а не построил ее... храм ты украсил, но и убил его!» (Иоселиани. 1846. С. 133; Бакрадзе. 1875. С. 114; Гулисашвили. 1884; Беридзе. 1956. С. 46). В 1824 г. кафоликон значительно пострадал от землетрясения (рухнул купол). В 1848 г. храм был руинирован, сохранились алтарная часть, диаконник и жертвенник, где видны надписи и фрески (ок. XVI в.), а также часть зап. стены.

Богослужение в кафоликоне было восстановлено в 90-х гг. XX в., Н. был возвращен статус епархиальной кафедры. В мон-ре были произведены реставрационные и строительные работы: рядом с кафоликоном построена малая церковь, с запада от архиерейского дворца - дом с кельями для монахинь. Настоятель Н.- еп. Сагареджойский и Ниноцминдский Лука (Ломидзе), в обители подвизаются 4 монахини и 2 послушницы.

Святыни

В Н. находилось много ценных икон. П. Иоселиани описал «древнейшую, замечательную», окованную по краям икону-складень св. Нины (очевидно, греческого происхождения), к-рая в 1825 г. была перенесена в тифлисский кафедральный собор Сиони. В нижней части иконы хранились частицы мощей, в т. ч. часть Животворящего Креста Господня (в центре). На иконе были греч. надписи, к-рые читались с трудом. На 2 створках было изображено Распятие с 37 изумрудами разного размера, 28 жемчужинами, 29 рубинами (среди них 2 украшены 2 четырехугольными яхонтами большого размера). Изображение было снабжено надписью: «Святая апостол Нино; я, царь Арчил (царь Кахети Арчил II (1664-1675).- Авт.), украсил эту икону» (Иоселиани. 1846. С. 133). Арчилу II принадлежит украшение еще 2 икон св. Нины. На одной сохранилась его надпись: «Дева апостол Нино, помяни в обеих моих жизнях меня, который украсил эту икону и пожертвовал за поминовение моей души и моего царствования» (Ткемаладзе. 1904. С. 44). На др. иконе с надписью царя Арчила II (1674) изображен сонм святых, она украшена драгоценными камнями и содержит частицы мощей (Там же. С. 44, 45).

Также в Н. хранились 2 деревянные иконы св. Нины. Вот как описал эти образы А. Гулисашвили: «На одной доске, длиной 14 вершков и шириной 11 вершков, св. Нино стоит на коленях. В одной руке она держит крест из виноградной лозы, во второй - сложенный пергаменный свиток. Края иконы окованы резьбой, позолоченной серебром». Икона подписана 1759 г. Вторая икона (12×10 вершков) - очевидно, более древняя - представляла собой житийный образ св. Нины с 24 клеймами. Основное изображение святой было помещено в центре, св. Нина держала в одной руке крест и раскрытый пергамен - в другой. Икона была опоясана позолоченной серебряной резной рамой. Были видны надписи, выполненные письмом хуцури (Гулисашвили. 1902. С. 2-3).

Мать царя Картли-Кахети Ираклия II царица Тамар пожертвовала храму покров из дорогой ткани, шитый золотом, с изображением посередине обвитого виноградной лозой креста. Сверху от креста помещалась шитая золотом надпись письмом хуцури: «იესო ჟრისტე, მლევა» (Иисус Христос, победа); снизу - «Я, дочь царя Грузии Вахтанга, невестка царя Кахети Давида, супруга батонишвили (царевича.- Авт.) Теймураза, батонишвили (царевна.- Авт.) Тамар, поручила сшить этот покров и пожертвовала в честь св. Нины и за поминовение наших душ» (Гулисашвили. 1902. С. 3).

После упразднения Ниноцминдской епархии в нач. XIX в. святыни Н. было решено перенести в тифлисский кафедральный собор Сиони. М. Ткемаладзе писал, что среди них было много золотых и серебряных предметов утвари, к наиболее ценным он относил крест, украшенный драгоценными камнями, и икону св. Нины. Большинство святынь Н. утрачены (Ткемаладзе. 1904. С. 2).

Архитектурный комплекс

Архитектурный комплекс включает кафоликон (VI в. и позже), колокольню (XVI в.), архиерейский дворец еп. Саввы (Тусисшвили) (1774-1777), жилые и хозяйственные постройки, окружен высокой оградой.

Кафоликон

Н., по мнению Г. Чубинашвили, является «переходной ступенью к высшему достижению грузинского зодчества» - мцхетскому Джвари (Чубинашвили. 1936. Т. 1. С. 73, 74). Он представляет собой тетраконх: в плане это центрическая 8-лепестковая композиция, состоящая из круглого центрального пространства, окруженного 8 апсидами. Четыре крупные апсиды, расположенные по сторонам света, составляют в плане равносторонний крест. Четыре промежуточные апсиды меньше по размеру. Центральное пространство было перекрыто куполом, точнее т. н. соединенной аркой, как это было сделано в кафоликоне мон-ря Шиомгвиме (Он же. 1926. С. 100, 101; Он же. 1959. С. 232).

Кафоликон представлял собой здание огромного размера (ок. 21×21 м), Чубинашвили отмечал, что «главной задачей зодчего было - создать по форме и величию новое внутреннее пространство. Эту задачу он безусловно решил. Вопрос о законченном внешнем виде для него не существовал. Поэтому внешний вид его здания не то чтобы продиктован внешними формами, а полностью подчиняется им» (Он же. 1936. Т. 1. С. 70). По мнению ученого, внешне храм представляет собой массив, состоящий из 8 соединенных полукружий, с возвышенным куполом в центре. Стены храма выстроены из квадр грубо тесанного зеленоватого камня, внутренняя часть - из ломаного камня, залитого раствором. Арки и своды выложены из распространенного в Кахети пористого известкового туфа. Снаружи тем же материалом отделаны верхние части стен - результат позднего ремонта (Беридзе. 1974. С. 102).

Свет поступал через окна барабана, алтарной апсиды (3 окна) и др. апсид (по одному). Входы в храме были во всех апсидах, кроме алтарной. Угловые помещения получали освещение только из храма и входных дверей. В одной из угловых комнат, возможно, находилась купель. Позднее в помещениях, прилегающих к алтарю, входы были заделаны. Главный зап. вход имел портик, украшенный специальными колоннами, который по форме походил на портики мцхетского Джвари.

Колокольня

Колокольня. XVI в.
Колокольня. XVI в.

Колокольня. XVI в.

Колокольня (высота ок. 17 м) представляет собой один из лучших образцов кирпичной архитектуры XVI-XVIII вв. Три нижних этажа создают единый квадратный башенный массив, 4-й этаж, где устроена звонница,- это 8-столбовая сквозная беседка. В каждом из 3 нижних этажей находится по сводчатой комнате со стрельчатыми окнами, нишами и каминами. Лестница расположена в толще стены. Композиция фасадов хорошо продумана, разработана расположенными в определенной симметрии стрельчатыми арками, ромбами, крестами, выведенными кирпичной кладкой (стрельчатая арка в прямоугольной рамке - характерный мотив того времени, к-рый стереотипно повторяется во всех кирпичных памятниках). Колокольня Н.- одна из наиболее высоких в Грузии (Чубинашвили. 1959. С. 497-500; Беридзе. 1974. С. 103).

Архиерейский дворец

Архиерейский дворец еп. Саввы (Тусисшвили) (20×7 м) в источниках часто называют крепостью. По мнению С. Барнавели, он был построен в 1774-1777 гг. Дворец имеет особое значение, поскольку в груз. зодчестве менее всего уцелело памятников гражданского назначения. Сохранилось описание дворца, сделанное еп. Саввой: «Дворец каменный, внизу три комнаты: две спальни и одна большая, и наверху три комнаты: в начале и в конце - спальни, а средняя с балконом и всеми принадлежностями, и перед дворцом наверху и внизу балконы… все это построено кирпичом и известью» (Барнавели. 1950. С. 236). Дворец расположен к северо-востоку от кафоликона, между колокольней и оградой, рядом с ним был выстроен марани (винный погреб) - были найдены зарытые во дворе квеври (кувшины для хранения вина). Строение сохранилось не полностью (сейчас во дворце 4 комнаты на 2 этажах): по мнению Л. Рчеулишвили, одну из его частей разобрали и на этом месте построили церковь (Рчеулишвили. 1950. С. 239). В 1936 г. дворец был в довольно хорошем состоянии; в 1944 г. обрушилась кровля. После возвращения Н. статуса архиерейской кафедры была произведена совр. реставрация дворца.

Архитектура дворца полностью свободна от влияния персид. искусства; напротив, здесь заметно влияние европ. архитектурных форм, что сближает его с памятниками XIX в. (Беридзе. 1974. С. 186). Очевидно, еп. Савва располагал опытными мастерами, в частности по дереву (Он же. 1956. С. 48). Художественное решение интерьера дворца характерно для эпохи и имеет сходство со строениями XVIII в., высеченными в скалах лавры Давидгареджи, как в общих чертах, так и в деталях (Чубинашвили. 1936. Т. 1. С. 68, 73; Он же. 1948. С. 242).

Эпиграфика

На сев. и юж. сторонах вост. фасада кафоликона Н. сохранились лапидарные надписи. На алтарной апсиде их помещено 4: 3 выполнены груз. письмом асомтаврули, еще одна представляет собой образец неизвестной письменности. Палеографический анализ позволяет установить, что надписи выполнены разными людьми. Груз. надписи читаются следующим образом: «Христе, помилуй Кацию» (на сев. стороне вост. фасада, под окном), «Христе, помилуй Тевдоре» (справа от 1-й надписи), «Христе, помяни душу Бакурдухта» (на юж. стороне вост. фасада) (Шанидзе. 1938. С. 55; Чубинашвили. 1959. С. 241; КГН. 1980. Т. 1. С. 314, 316).

Богоматерь на престоле. Роспись конхи апсиды кафоликона. XVI в.
Богоматерь на престоле. Роспись конхи апсиды кафоликона. XVI в.

Богоматерь на престоле. Роспись конхи апсиды кафоликона. XVI в.

Надпись, выполненная неизвестным письмом, вызвала особый интерес исследователей. Какабадзе, считая надпись грузинской, первоначально расшифровал ее как «Господи, помоги архиепископу Иоанну-Якубу», затем - как «Господи, Святой Крест, помилуй архиепископа Якуба» (Какабадзе. 1928. С. 6-7). П. Ингороква считал надпись алвано-херульской и прочел ее как «ჟრისტე, ოხბ-ს-გ ოლმ-ღ-ლ პაკორდუხოკტ». По мнению ученого, перевод этой надписи представляет собой расположенная рядом надпись асомтаврули «ჟრისტე, მოიხსენე სული ბაკურდუხტისი, პაკორდუხტისი» (Христе, помяни душу Бакурдухта, Пакордухта) (Ингороква. 1927. № 15, 249). А. Шанидзе условно назвал это письмо херули: по наблюдению ученого, алфавит схож с албанским, но отличается от него, общая стилистика принадлежит греческому письму (Шанидзе. 1938. С. 54, 56). Т. Барнавели считал, что это криптограмма (Надписи ист. памятников Кахети. 1961. С. 121). С. Муравьёв назвал эти надписи граффити. По его мнению, это искаженное греч. письмо, он прочел надпись как «Христе, помяни раба Божьего Соломона» (Муравьёв. 1981. С. 222-235). Т. Каухчишвили, опираясь на его мнение, предположила, что надпись греческая, и прочла ее почти так же: «Христе, помяни раба Божьего Соло». Она считала, что эта надпись современна груз. надписям, к-рые расположены вокруг нее и к-рые ученые (Чубинашвили, Шанидзе, Барнавели) датируют X-XI вв. (Каухчишвили. 1999. Т. 1. С. 33, 34. 2000. Т. 2. С. 299, 300). По предположению Б. Кератишвили, это древнейший образец груз. криптограммы, который выполнен угловыми буквами асомтаврули, до сих пор неизвестными в греч. и груз. палеографии. Палеографический характер надписи и содержание расшифрованного текста дали ученому основание датировать ее 2-й пол. IV в. По его предположению, упомянутый в надписи Иов(ан)е еп(иск)о(по)си - это 1-й предстоятель ГПЦ, Картлийский еп. Иоанн I, современник св. равноап. Нины (Кератишвили. 1969. С. 54).

Над зап. входом в храм, в притворе, построенном в 1671 г., сохранилась строительная надпись письмом мхедрули еп. Ниноцминдского Николая (Андроникашвили): «По воле и с помощью Божьей я, Николоз Ниноцминдский, обновил снаружи кирпичом, поручил выполнить иконостас, построил и полностью украсил ворота… (1671)» (Ростомашвили. 1901. С. 532; Меликсет-Бег. 1920. С. 3).

В др. надписи кафоликона на юж. стороне вост. фасада упомянут еще один ниноцминдели; исследователи прочли ее как «Христе, помилуй архиепископа Стефана» (Шанидзе. 1938. С. 24, 54; Надписи ист. памятников Кахети. 1961. С. 118; КГН. 1980. Т. 1. Ч. 1. С. 316). Прочтение слова под титлом «არჟ-(?)ბულლეტ» как «архиепископ» вызвало возражение Б. Кератишвили, который отметил, что до XVII-XVIII вв. архиепископов называли მთავარეპისკოპოსი (мтаварепископоси). По его мнению, это слово следует читать как «архимандрит», поскольку ниноцминдели являлись архимандритами гареджийских мон-рей. Ученый датировал надпись временем до 1010 г., когда гареджийские мон-ри вошли в прямое подчинение царю Грузии Баграту III. Палеографический анализ показывает, что надпись была сделана не раньше IX в. и не позже X в. (Кератишвили. 1969. С. 53-54).

Ист.: Иоселиани П. Путевые записки о Кахетии. Тифлис, 1846; Бакрадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства // ЗОЛКА. 1875. Т. 1. Ч. 1. С. 19-178; Гулисашвили А. Ниноцминда // Дроеба (Времена). Тифлис, 1884. № 225. С. 1-3 (на груз. яз.); он же. Об иконе св. Нины // Иверия. Тифлис, 1902. № 45. С. 2-3 (на груз. яз.); Ростомашвили И. Село Ниноцминда и его руины // Могзаури (Путник). Тифлис, 1901. Вып. 6/7. C. 530-532 (на груз. яз.); Ткемаладзе М. Тифлисский Сионский кафедральный собор. Тифлис, 1904; Какабадзе С. Н. Исторические документы. Тифлис, 1913. Т. 3: Документы XV-XVI вв. (на груз. яз.); Меликсет-Бег Л. Археологическое путешествие в Гаре-Кахети и Черемское ущелье, Сагареджо-Ниноцминда. Ч. 4 // Сахалхо сакме (Народное дело). Тифлис, 1920. № 964-974; Надписи ист. памятников Кахети: Сб. / Сост., исслед.: Т. Барнавели. Тб., 1961 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; 4); Каухчишвили Т. Корпус греч. надписей Грузии. Тб., 1999. Т. 1: Надписи Зап. Грузии; 2000. Т. 2: Надписи Вост. Грузии (на груз. яз.).
Лит.: Чубинашвили Г. Н. Несколько глав из истории груз. искусства. Тифлис, 1926 (на груз. яз.); он же.История груз. искусства. Тифлис, 1936. Т. 1 (на груз. яз.); он же. Пещерные мон-ри Давидгареджи: Очерк по истории искусства Грузии. Тб., 1948 (на груз. яз.); он же. Архитектура Кахетии: Исслед. развития архитектуры в вост. провинции Грузии в IV-XVIII вв. Тб., 1959; Ингороква П. Протоколы заседаний Историко-этногр. об-ва. Тифлис, 1927 (на груз. яз.); Какабадзе С. Н. Ниноцминдский памятник // Бюллетень / Кавк. ист.-археол. ин-т. Тифлис, 1928. № 4. С. 6-7; Шанидзе А. Новооткрытый алфавит кавказских албанцев и его значение для науки // Мацне (Вестник) / Ин-т языка, истории и материальной культуры. Тифлис, 1938. Вып. 4. Ч. 1. С. 2-68 (на груз. яз.); Барнавели С. «Андердзисебрни гуцани» Саввы (Тусисшвили) // Ars georgica (Груз. искусство). Тб., 1950. Вып. 3. С. 211-236 (на груз. яз.); Рчеулишвили Л. Дворец Саввы (Тусисшвили) в с. Ниноцминда // Там же. С. 237-247 (на груз. яз.); Беридзе В. Древние грузины-архитекторы. Тб., 1956 (на груз. яз.); он же. Древнегруз. архитектура: Альбом. Тб., 1974 (на груз. яз.); Кератишвили Б. Грузинская надпись Ниноцминды: V в. // Сабчота хеловнеба (Советское искусство). Тб., 1969. № 7. С. 49-54 (на груз. яз.); Муравьёв С. Н. Три этюда о кавказско-албанской письменности // Ежег. иберийско-кавказского языкознания. Тб., 1981. Вып. 8. С. 222-235.
М. Шаоршадзе
Ключевые слова:
Монастыри Грузинской Православной Церкви Ниноцминда, женский монастырь во имя св. Нины, кафедра Ниноцминдской епархии (ныне Сагареджойско-Ниноцминдской) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)
См.также:
АРМАЗИ мон-рь во имя Пресвятой Богородицы неподалеку от г. Мцхета (Грузия)
АРТОЗАНИ село с монастырем во имя святого Шио Мгвимского, Грузия, VII-VIII вв.
АХТАЛА крепость и монастырь в Армении
ВАРДЗИА пещерный муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, Грузия