(нач. XV в.- после 1471), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы и Спасо-Каменного в честь Преображения Господня монастырей. Согласно «Сказанию о Спасо-Каменном монастыре» Паисия (Ярославова), К. был пострижеником Спасо-Каменного мон-ря. 11 апр. 1448 г. Ростовский, Ярославский и Белозерский еп. св. Ефрем возвел К. в сан игумена Кириллова Белозерского мон-ря (АСЭИ. Т. 2. С. 58-59. № 97). В «Сказании…» Паисия (Ярославова) и в Житии прп. Кирилла Белозерского, написанном Пахомием Логофетом, говорится, что К. «самовидец бяше блаженнаго». Это позволяет предположить, что К. пришел в Кириллов мон-рь при жизни прп. Кирилла Белозерского (т. е. до 9 июня 1427), а также датировать рождение К. временем не позже нач. XV в. (Утверждение И. С. Некрасова о том, что К. был выходцем из Елеазарова во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста монастыря, не находит подтверждения.) Грамота еп. Ефрема адресована «в ограду святые Богородици в Кирилов манастырь… старцю Касьяну», т. е. ко времени возведения в сан игумена К. был старцем Кирилловой обители. К. сменил на посту настоятеля игум. Трифона, в 1448 г. ставшего настоятелем Спасского мон-ря в Московском Кремле (см. Новоспасский московский в честь Преображения Господня мон-рь) и духовником вел. кн. Василия II Васильевича (в 1462 Трифон был хиротонисан на Ростовскую кафедру с возведением в сан архиепископа).
Согласно спискам игуменов Кирилловой обители, К. был настоятелем 22 года (см., напр.: РНБ. Соф. № 1418. Л. 10; № 1166. Л. 154; № 1499. Л. 17). Первое игуменство К. продолжалось 17 лет, до 1465 г., когда вслед. усилий Ростовского архиеп. Трифона, предшественника К. на посту настоятеля в Белозерском мон-ре, во главе обители встал брат Трифона Филофей. Вел. кн. Иоанн III Васильевич и ктитор Кириллова монастыря белозерский кн. Михаил Андреевич признали Филофея (дали ему жалованные грамоты). Однако через год белозерский князь сместил Филофея и вернул в обитель К. Согласно трактовке событий в Судном списке митр. Геронтия по вопросу подсудности Кириллова Белозерского мон-ря 1478/79 г., архиеп. Трифон поставил Филофея игуменом без ведома князя, а князь велел его «поимати, и оковати, да и монастырь у него отняти». К. был возвращен на игуменство «по челобитью и по прошению всеа братьи», очевидно, преподобный пользовался авторитетом в мон-ре и имел там немалую поддержку (АСЭИ. Т. 2. С. 279-282. № 315). В 1467 г., вскоре после изгнания Филофея, архиеп. Трифон оставил Ростовскую кафедру.
По подсчетам Н. К. Никольского, 2-е настоятельство К. продолжалось с апр. 1466 по 1471 г. Если принять мнение И. А. Голубцова, что в хронологических расчетах следует «держаться включительного счета лет», то окончание игуменства К. в Кирилловом мон-ре нужно датировать 1470 г. (Филофей управлял монастырем в 1465-1466; см.: Там же. С. 282). П. М. Строев полагал, что К. был настоятелем 22 года без перерыва, а игум. Филофей сменил его в 1469 г., с этим мнением не согласились Никольский и Голубцов. И. М. Концевич ссылался на Четьи-Минеи, в которых в день памяти прп. Иоасафа Каменского было отмечено: «игумен Кассиан управляет монастырем Каменным с 1469 г.» (Концевич. 2002. С. 110). Однако совр. исследователям этот источник неизвестен, указанная же дата представляется вторичной по отношению к справочнику Строева. Г. В. Семенченко полагал, что игум. Филофей сменил К. на посту игумена весной 1461 г. (сразу же, как только его брат Трифон стал Ростовским архиепископом) и оставался им до весны или нач. лета 1462 г. Эта т. зр. не подтверждается перечнем игуменов Белозерского монастыря и монастырскими актами. Она была оспорена С. Н. Кистерёвым, считавшим допустимым «22 года игуменства Кассиана... отсчитывать от начала 1447 г., когда он после получения нового назначения игуменом Трифоном мог… исполнять обязанности игумена, ожидая официального поставления. Руководство монастырем... в позднейшем списке игуменов зачтено в общем сроке в 22 года» (Кистерёв. 1998. С. 65). По мнению исследователя, К. был игуменом с нач. 1447 г. до лета-осени 1469 г., Филофей являлся настоятелем в 1463-1464 гг. Уточнить время игуменства К. помогают записи в монастырских книгах. Инок Варсонофий, переписавший в Белозерском мон-ре в 1459 г. Лествицу Иоанна Синайского, в записи сообщил, что он трудился «повелением господина игумена Касиана в десятое лето игуменства его» (РНБ. Кир.-Бел. № 36/161. Л. 354). В записях на др. книгах К. упоминается как игумен в 1452 г. (РНБ. Кир.-Бел. № 1/1240), 25 авг.- 9 нояб. 1462 г. (РНБ. Кир.-Бел. № 295/552), в 1467 г. (РНБ. Кир.-Бел. № 296/553).
В 1448 г. К. стал игуменом в сложный для Белозерского мон-ря период нестроений, когда часть братии пыталась отстоять неизменность устава прп. Кирилла. К. был призван восстановить мир после неудачного игуменства Трифона, ставшего настоятелем после Иннокентия и Христофора, непосредственных учеников прп. Кирилла. Трифон был для Белозерской обители пришлым игуменом, не знающим Кириллова устава. Негативную характеристику игум. Трифону и его не названному по имени преемнику, по всей видимости Филофею (родному брату Трифона), дал в «Отвещании любозазорным…» прп. Иосиф Волоцкий: «Он же (вероятно, игум. Филофей.- Авт.) подобная прежнему (игум. Трифону.- Авт.) творяше: некоторая предания святаго Кирилла в небрежение полагаше, еще же в церкви на соборном пении и, на трапезе егда ядяху, любляше беседы творити и ненужная глаголати». Когда старцы обители Илия Чапей и Игнатий Бурмака пытались вразумить игумена, он их бил жезлом, потом «устыдеся своего жесточества, отиде от них» (Иосиф Волоцкий. 2001. С. 102). Можно утверждать, что прп. Иосиф имеет в виду Филофея (а не К.), потому что в «Отвещании любозазорным…» говорится о коротком периоде, когда «бесчинствующий игумен» управлял мон-рем, а К. был настоятелем 22 года. К. приложил все усилия, чтобы восстановить в монастыре порядки прп. Кирилла. Он пригласил Пахомия Серба, написавшего по его благословению Житие преподобного. Пахомий, знакомый с К., характеризовал его как настоятеля «достойна игуменом глаголатися, мужа, от многых лет в трудех постничьскых състаревшася» (БЛДР. 1999. Т. 7. С. 134). В Житие прп. Кирилла был внесен раздел, начинающийся со слов «Бяше же устав блаженаго Кириила…», с характеристикой общежительных норм Белозерского мон-ря, к-рый восходит скорее всего к нравственно-дисциплинарному сборнику «Старчество».
По мнению Никольского, в игуменство К. в мон-ре стало сказываться «несколько отчетливее нерасположение к покупкам вотчин» (Никольский. 1897. С. 12). В отличие от предшественников К. не приобретал постоянно земельные участки, но все же делал покупки. Среди них была такая важная, как двор в Московском Кремле (АСЭИ. Т. 2. С. 87. № 150). К. принимал земельные вклады в мон-рь от местных вотчинников и на Вологде, и на Белоозере, что говорит о дружественных связях обители с соседями (АСЭИ. Т. 2. С. 64-65. № 104, 105; С. 71-73. № 114-118 и др.). Особо тесные отношения связывали мон-рь с белозерским кн. Михаилом Андреевичем. В Житии прп. Кирилла в разделе о посмертных чудесах описано исцеление князя и его жены св. водой, к-рую К. прислал из мон-ря. После этого князь «многая предасть обители села же и езера». Это свидетельство Жития подтверждается документами. Кн. Михаил Андреевич жаловал мон-рю земли (Там же. С. 73-74. № 120; С. 76. № 125; С. 78-80. № 128, 131, 134, 135), освобождал владения монастыря от кормов и подвод, дал им право суда по всем делам «опричь душегубства», освободил монастырских людей от уплаты торговых пошлин (Там же. С. 79-80. № 133), давал мон-рю ругу рыбой, сыром и маслом (Там же. С. 70. № 113; С. 75-76. № 123; С. 78. № 129), разрешил монастырским слугам ловить рыбу в принадлежавших князю озерах (Там же. С. 74-75. № 122), рубить лес (Там же. С. 81. № 137). Во время игуменства Филофея Михаил Андреевич пожаловал мон-рю 400 копен сена (Там же. С. 113. № 179). В монастырском архиве хранится ряд грамот кн. Михаила, регулирующих отношения Белозерского мон-ря с крестьянами, заложившими свои пожни (Там же. С. 69-70. № 112; С. 83-84. № 141; ср.: С. 88. № 151).
Хорошие отношения сложились у К. с великокняжеской семьей - Василием II, его матерью Софией Витовтовной и супругой Марией Ярославной. Вел. кнг. София дала монастырю Сеземские пустоши (Там же. С. 59-61. № 98-99), освободив их от дани на 15 лет. Это пожалование позднее подтвердила вел. кнг. Мария Ярославна. Василий II передал мон-рю двор в Вологде (Там же. С. 63-64. № 103), 4 дек. 1456 г. освободил от дани, поборов и торговых пошлин на 10 лет новоприходцев в монастырском с. Ивановском на Вологде (грамоту подтвердил вел. кн. Иоанн III Васильевич), др. грамотой вел. кн. Василий II освободил жителей села от постоев (Там же. С. 105-107. № 169, 170). В 1467 г. грамоту на двор в Вологде подтвердил вологодский кн. Андрей Васильевич (Там же. С. 113-114. № 180). Игум. Филофей получил от вел. кн. Иоанна III подтверждение грамоты Василия II об освобождении монахов Кириллова мон-ря от уплаты торговых пошлин на всей территории великого княжения (Там же. С. 57-58. № 96; на имя К. такого подтверждения не последовало).
Документы из монастырского архива говорят об отношениях игумена и братии Белозерского мон-ря с Ростовскими архиепископами. Архиеп. Феодосий 13 янв. 1455 г. освободил принадлежавшие мон-рю церкви в Рукине слободке (Рукино) и Ивицах (ныне села в Кирилловском р-не Вологодской обл.) от пошлин и суда десятинников (Там же. С. 97. № 161). Ранее таких грамот в мон-рь не поступало. Трифон, ставший Ростовским архиепископом в мае 1462 г., уже 27 июня того же года дал такие грамоты не только храмам в Рукине слободке и Ивицах, но и церкви на Сезме (ныне Шекснинский р-н Вологодской обл.) и в Романовой слободке (ныне с. Романово Череповецкого р-на Вологодской обл.) (Там же. С. 110-112. № 174-176).
К. неоднократно выполнял дипломатические поручения вел. кн. Василия II. По свидетельству «Сказания о Спасо-Каменном монастыре», К. по заданию вел. князя и свт. Ионы дважды ездил в К-поль «о церковном исправлении». Эти поездки правомерно соотнести с сохранившимися сходными по тексту, но разновременными грамотами Василия II К-польскому патриарху (1441) и визант. императору (1443) (АИ. Т. 1. С. 73. № 39; ПСРЛ. Т. 6. С. 162-167; Т. 20. С. 251-254). (Поездки К. не связаны с подготовленным в Москве в июле 1451 (или 1452), после поставления Ионы на митрополичью кафедру Собором рус. епископов, посланием в К-поль имп. Константину XI: послание не было отправлено, поскольку визант. столица была окружена османами - РФА. 2008. С. 106. № 13.) По-видимому, в нач. 1459 г. К. и троицкий игум. Вассиан (см. Вассиан I (Рыло), свт.) находились с посольством в Литве (их имена названы в послании митр. Ионы Новгородскому архиеп. Ионе (РИБ. Т. 6. № 86. Стб. 643)). Игумены должны были побудить правосл. духовенство, князей и панов не принимать поставленного в Риме Киевского митрополита-униата Григория и сохранить верность Московскому митрополиту. Возможно, участие в такой миссии было связано с более ранними поездками К. и говорит о доверии к нему Василия II и митр. Ионы. Посольство посетило Киев, где игум. Вассиан получил вклад для Троице-Сергиева мон-ря. Когда Вассиан стал Ростовским архиепископом, былые контакты с ним, видимо, способствовали смягчению противоречий между Белозерским монастырем и Ростовской кафедрой, 5 марта 1468 г. архиепископ освободил от пошлины церкви в Романовой слободке (АСЭИ. Т. 2. С. 116. № 183).
Согласно «Сказанию о Спасо-Каменном монастыре», в благодарность за службу Василий II отпустил К. из Белозерского мон-ря «в пострижение его на Каменое» (Сказание Паисия Ярославова. 2005. С. 42). В этом фрагменте «Сказания…» хронологическая неувязка, поскольку Василий II скончался в 1462 г., а К. оставался игуменом Кириллова Белозерского мон-ря до 1470 или 1471 г. и какое-то время после своей отставки еще находился в обители, что подтверждается грамотой преемника К. игум. Игнатия: «Се яз, игумен Игнатей Кирилова монастыря, поговоря з братьею, с игуменом с старым с Касьяном... выменил есми» (АСЭИ. Т. 2. С. 139. № 215, 1471-1475 гг.). По-видимому, со сменой настоятелей была связана выдача 6 дек. 1471 г. неск. грамот игум. Игнатию на вологодские владения Белозерского мон-ря (Там же. С. 122-129. № 191-199).
В «Сказании о Спасо-Каменном монастыре» сообщается, что К. постриг в монашество прп. Иоасафа Каменского (в Житии прп. Иоасафа его постриг отнесен к 1452 г., а преставление - к 1457 г., в это время К. был игуменом Кириллова мон-ря). В «Сказании…» кончина К. отнесена ко времени между преставлением прп. Иоасафа и пожаром в Спасо-Каменном мон-ре 3 сент. 1476 г. Если К. жил в Белозерском мон-ре до 1471-1475 гг., то скончался в Спасо-Каменном мон-ре, видимо, незадолго до 3 сент. 1476 г. Голубцов считал, что К. был погребен в Кирилловом мон-ре, ссылаясь на монастырский братский синодик, в котором игум. К. назван среди «преставльшихся в дому Пречистыя Богородица, честнаго Ея Успениа, святаго и преподобнаго отца нашего Кирила» (АСЭИ. Т. 2. С. 282; [Братский синодик]. 1897. С. LIX). Однако списки братского синодика отличаются друг от друга. В рукописи РНБ. Кир.-Бел. № 754/1011 отсутствует фраза с перечнем имен первых игуменов мон-ря; в списке РНБ. Кир.-Бел. № 759/1016 Никольский считал эту фразу «позднейшей прибавкой». Кроме того, далеко не все лица, названные в братском синодике, в действительности скончались и были погребены в Кирилловом Белозерском мон-ре. В частности, в синодике упоминались Пермский и Вологодский еп. Филофей, умерший и погребенный в Ферапонтовом Белозерском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре, царь Симеон Бекбулатович, чье надгробие находится в Симоновом Новом московском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре, и др. В случае К. следует предпочесть свидетельство «Сказания о Спасо-Каменном монастыре», где говорится, что К. был погребен на Каменном о-ве «с полуденныа страны церкве» (Преображенского храма). Во 2-й пол. XIX в. мощи К. почивали под спудом около сев. стены в нижнем юж. приделе Спасо-Преображенского собора, над ними была устроена гробница, на которой стоял образ преподобного. Преображенский собор был взорван в кон. 30-х гг. XX в., погребение К. утрачено.
О почитании К. свидетельствует описание его кончины в «Сказании о Спасо-Каменном монастыре». К. назван в «Повести о российских святых угодниках» (РНБ. Q.I.382. Л. 35, XVIII в.), в «Перечне святых города Вологды» (РНБ. Мих. Q.532. Л. 211 об., XVIII в.; СПбДА. АII / 63. Л. 30, XIX в.), в Четьих-Минеях Константина Добронравина (РНБ. СПбДС. № 25/12. Л. 109, XIX в.), в «Перечне святых угодников, коих время памяти неизвестно» (РНБ. Тит. № 2727. Л. 69 об., XIX в.) (сведения о почитании святого содержатся в электронной базе «Источники русской агиографии» Отдела древнерус. литературы ИРЛИ). Несмотря на то что в агиографических изданиях XIX - нач. XX в. К. назван местночтимым вологодским святым, его имени нет в составленном архиеп. Сергием (Спасским) «Верном месяцеслове всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903). Канонизацией К. следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав к-рого был определен в ходе подготовки к изданию богослужебных Миней в 70-80-х гг. XX в. (Минея (МП). Май. Ч. 3. М., 1987. С. 369). Имя К. вошло в Собор Вологодских святых (празднование установлено в 1841, возобновлено в 90-х гг. XX в.).
К. представлен в одной из групп подвижников XV в. в стенописи галереи русских святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре. Живопись выполнена в академическом стиле иеродиаконами Паисием и Анатолием в кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. (поновлена в 70-х гг. XX в., ок. 2010). Святой облачен в монашеские одежды, на голове куколь, глаза прикрыты, борода седая средней величины, на конце раздвоенная.