Грек (кн. Константин Мангупский (Макнувский, Манкувский, Мавнукский); 1432 (?), п-ов Пелопоннес, Греция - 4.10. 1509 или 1504, Кассианова Учемская пуст.), прп. (пам. 21 мая и 2 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Учемский, Угличский, основатель Кассиановой Учемской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. (совр. с. Учма Мышкинского р-на Ярославской обл.).
Все известные списки Жития К. имеют индивидуальные чтения, но их можно разделить на 3 основные редакции: Краткую (известна в 3 списках 2-й пол. XVII в.: РНБ. Погод. № 1563; УИХМ. Уг-15118; ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 427, а также в более поздних рукописях), Проложную (Пролог. М., 1662. Л. 466-468 об.) и Пространную (2 списка, представляющие 2 варианта Пространной редакции: РНБ. АНЛ. А-47, 80-е гг. XVIII в.; РНБ. Вяз. Q-37, кон. XVIII - нач. XIX в.). Первичной является Краткая редакция, предположительно созданная в 1-й пол. XVII в. По-видимому, путем ее сокращения была составлена Проложная редакция, вошедшая в Пролог 1662 г. под 21 мая (это предположение требует доказательства, т. к. 3 ранних списка Краткой редакции одновременны Прологу или более поздние). Известны списки Краткой редакции 2-й пол. XVIII - 1-й трети XIX в.: РНБ. Тит. № 43, 1751 г.; ИРЛИ. Собр. ИМЛИ. № 25 и 28, 60-80-е гг. XVIII в. (текст имеет черты Проложной редакции и ряд индивидуальных чтений); списки 20-х гг. XIX в., написанные одним почерком,- РНБ. Тит. № 2642 и Архив СПбИИ РАН. Ф. 238. Оп. 1. № 212. Л. 32-47 об. Для поздних списков Краткой редакции характерны сокращение текста или контаминация протографов.
Архиеп. Филарет (Гумилевский), А. Ф. Бычков и А. И. Яцимирский считали автором Краткой редакции инока угличского мон-ря Сергия, но данная гипотеза не получила подтверждения. В конце Краткой редакции в списке РНБ. Погод. № 1563 помещена криптограмма с именем автора текста. Е. Л. Алексеева, издавшая Житие К., установила, что в криптограмме зашифровано имя Закхей или Ефимко. Поскольку во вступлении к Житию его автор говорит о себе как о настоятеле Кассиановой пуст. («бывшу ми некогда во обители его, и на месте его стоящу, и жезл пастырский в руце имея...»), Алексеева атрибутировала текст настоятелю Учемского мон-ря между 1534 и 1560 гг. игум. Закхею (см.: Строев. Списки иерархов. С. 359). Однако нет достаточных оснований, для того чтобы датировать Житие К. сер. XVI в., все сохранившиеся списки относятся к периоду начиная со 2-й пол. XVII в. (это типично для угличской агиографической литературы, все памятники к-рой известны в редакциях, созданных после Смутного времени).
2-й вариант Пространной редакции Жития К. читается в сборнике РНБ. Вяз. Q-37, написанном Г. Д. Серебренниковым (Тихомеровым; ок. 1745-1827), угличским писателем и историком (он отредактировал Пространную редакцию Жития прп. Паисия Угличского в той же рукописи, Житие Романа Угличского (РНБ. Q.I.995), Угличский (Серебренниковский) летописец (РГБ. Муз. № 934)). В списке РНБ. Вяз. Q-37 представлена авторизованная, поданная в характерной для Серебренникова лит. манере Пространная редакция Жития К. Серебренникову были известны обстоятельства ареста кн. Андрея Васильевича Большого в Москве в 1491 г. (об этом свидетельствуют маргиналии в переработанных книжником Житии прп. Паисия и в Угличском (Серебренниковском) летописце). Однако угличский писатель не смог в своей версии Жития К. отказаться от местной легенды, в к-рой рассказывается, как воины кн. Димитрия Иоанновича Жилки ночью напали на кн. Андрея в его угличском дворце (этого не могло быть, потому что кн. Димитрий Жилка получил Угличский удел в 1504, в 1491 ему было ок. 10 лет). Серебренников изменил финал истории по сравнению с др. списком Пространной редакции: кн. Андрея разлучают с детьми и отправляют в Москву. Видимо, Серебренников искал компромисс между известными ему историческими фактами и местной агиографической традицией.
Каган-Тарковская выделила Особую редакцию Жития К., которая представляет собой свободный сокращенный пересказ Пространной редакции Серебренникова и читается в Угличском летописце, составленном Серебренниковым в нач. XIX в. (РГБ. Муз. № 934. Л. 58-67; фрагмент опубл.: Ярославские ЕВ. 1894. Ч. неофиц. № 11-13). Жизнеописание К. в Угличском (Серебренниковском) летописце сокращено (опущены рассказы о наводнении и о гибели кн. Андрея), но можно установить его зависимость от Пространной редакции, составленной Серебренниковым. Так, только в данном варианте Пространной редакции и в Угличском (Серебренниковском) летописце выбор места для Учемской обители определен явлением св. Иоанна Предтечи, который повелел К. остаться на Учме и обещал заботиться о мон-ре. По-видимому, Особую редакцию Жития К. составил Серебренников в ходе работы над Угличским летописцем.
Осенью 1472 г. К. прибыл на Русь в свите царевны Софии (Зои) Палеолог, дочери морейского деспота Фомы, ставшей супругой Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича. Титул К., приведенный в Житии,- князь мавнукский (мавнусийский, манкупский) - дал повод исследователям говорить о его крымском происхождении. Е. Е. Голубинский полагал, что К. появился в Москве после 1475 г., когда крымское Мангупское княжество (Феодоро) было завоевано турками. Архиеп. Филарет (Гумилевский), считая К. выходцем из знатной морейской семьи, полагал, что он был славянином, т. к. в Морее тогда жило много славян. В 1460 г. Морея была захвачена османами, и кн. Константин, вероятно, эмигрировал в Рим, откуда отправился на Русь в свите царевны Софии. Не ранее 22 июля 1481 г. Константин стал боярином Ростовского архиеп. Иоасафа (Оболенского). (Возможно, под влиянием рассказов К. в созданной при Ростовской кафедре Типографской летописи в статье под 1481 г. (рассуждение о нашествии хана Ахмата на Русь в 1480) говорится о печальной судьбе жителей завоеванных турками земель (Болгария, Сербия, Греция, Трапезунд, Аморея, Хорватия и др.): они и «отечьство изгубиша, и землю, и осподарство, и [с]китаются по чюжим странам бедне» - ПСРЛ. Т. 25. С. 201-202.)
Ок. 1482 г. в 15 верстах от Углича, на правом берегу Волги, при впадении в нее р. Учмы, К. (по-видимому, уже принявший монашеский постриг) основал монастырь. Углич являлся столицей владений кн. Андрея Васильевича Большого, боярином к-рого был родной брат архиеп. Иоасафа Василий Оболенский. Согласно Пространной редакции Жития К., весенний разлив Волги уничтожил первые монастырские постройки. Огорченные иноки решили разойтись, но К. убедил их остаться. Во время ночной молитвы преподобный услышал голос от иконы Божией Матери, указавшей новое место для обители. Монахи не слушали советов преподобного, но все постройки дважды чудесным образом оказывались на месте, выбранном К. Вскоре мон-рь был отстроен на новом месте на средства кн. Андрея Васильевича Большого. Княжеские мастера возвели Успенский храм с приделом в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (или отдельную Иоанно-Предтеченскую ц. с трапезой), затем ц. во имя равноапостольных Константина и Елены. Князь пожаловал Учемскому мон-рю земли, «имение на строение, хлеб, оброки, ругу».
Сообщения о времени основания Учемской обители противоречивы. Согласно монастырской летописи, Успенская ц. с приделом в честь Рождества св. Иоанна Предтечи была освящена в авг. 1484 г. (РГБ. Ф. 229. № 234. Л. 112). Это был 2-й храм (сооруженный на новом месте), следов., первая церковь в Учемском монастыре была построена не позднее 1482 г. Эта дата подтверждается др. источниками. В Пространной редакции Жития прп. Паисия Угличского отмечено, что 1 окт. 1482 г. К. и игумен Учемской обители Гавриил присутствовали при освящении Покровского собора в угличском Покровском мон-ре. Согласно Житию К., ранее сооружения Успенской ц. К. крестил младшего сына угличского князя - св. Димитрия Андреевича (дата рождения княжича неизвестна, но его мать Елена Романовна скончалась не позднее 2 апр. 1483). Приведенным сведениям противоречит рассказ о постриге святого и о создании им Учемского мон-ря в Житии К. Согласно Краткой редакции Жития, кн. Константин принял постриг после 1488 г. в Ферапонтовом Белозерском в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыре, где поселился вместе с архиеп. Иоасафом, оставившим Ростовскую кафедру в июне 1488 г. В монастыре боярин (состоявший под началом инока Филарета) сподобился явления прп. Мартиниана († 12 янв. 1483). Отдыхая после всенощной в келье, кн. Константин погрузился в «сон тонок» и увидел монастырскую ц. Рождества Богородицы, но не деревянную, существовавшую тогда, а каменную, украшенную, «и среди церкви престол превознесен», на котором восседал прп. Мартиниан. Угрожая жезлом, прп. Мартиниан приказал Константину принять монашеский постриг. Потрясенный Константин рассказал о видении архиеп. Иоасафу, и тот, призвав игумена мон-ря, повелел совершить постриг. Через некоторое время К. удалился в угличские пределы и основал Учемскую пуст., получив благословение Ростовского архиеп. Тихона (Малышкина; 1489-1503). В Угличском (Серебренниковском) летописце (Особая редакция Жития К.) представлена скорректированная версия событий: кн. Константин принял постриг в Ферапонтовом монастыре после видения во сне прп. Ферапонта Белозерского († 1426), когда боярин совершал богомольную поездку по белозерским обителям вместе с действующим Ростовским архиеп. Иоасафом (Оболенским). Благословение на создание обители и антиминс для Успенской ц. дал архиеп. Иоасаф. По-видимому, замены были сделаны Серебренниковым, обратившим внимание на анахронизмы в Житии К. и на противоречие между Житием К. и жизнеописанием прп. Паисия Угличского.
К. был строителем Учемского монастыря, он не являлся игуменом и не имел священного сана. В Пространной редакции повествуется о том, что до ареста кн. Андрея Угличского К. видел в мученических венцах его детей. После ареста он навещал узников и пытался облегчить их участь, а также успокоил поднявшееся в Угличе восстание против вел. кн. Иоанна III Васильевича. Этот рассказ противоречит многочисленным летописным сообщениям об аресте кн. Андрея Васильевича в Москве и о ссылке его детей, захваченных в Угличе, в Переяславль (ПСРЛ. Т. 18. С. 275; Т. 25. С. 333).
Перед кончиной К. избрал своим преемником иером. Илариона. Дата смерти святого неизвестна. Согласно Угличскому (Серебренниковскому) летописцу, К. преставился 4 окт. 1509 г. в возрасте более 70 лет; в Житии сообщается, что он прожил 77 лет, из них в обители - 32 года; в некоторых исследованиях как дата кончины К. указан 1504 г. (Филарет (Гумилевский). РСв; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 186-187). В Житии сказано, что К. был погребен «на монастырском дворе под открытым небом». В Угличском (Серебренниковском) летописце сообщается, что иноки, выполняя завещание святого, погребли его в ц. Иоанна Предтечи. «Род начальника и строителя святыя обители сей... благоверного князя Константина, во иноцех Касияна» записан в синодике Учемской пуст. (Мышкинский народный музей. М-15. Л. 45 об., XVII-XVIII вв.; см.: Карсаков. 1998. С. 22).
Через год после преставления святого над местом его погребения начали происходить знамения и чудеса. В продолжение 120 лет после кончины К. в мон-ре велась запись чудес. В 1-м чуде повествуется о явлении К. благочестивому мужу Дометиану и его жене Гликерии. Незадолго до разорения Углича в Смутное время они ночью видели, как К. ездил на белом коне вокруг Учемского мон-ря держа в правой руке множество зажженных свечей. Один из литов. воинов попытался въехать на коне в обитель через св. ворота, но упал на землю; интервенты в страхе покинули монастырь. В 1609 г. Учемская пуст. пострадала меньше др. угличских мон-рей, современники считали, что это произошло благодаря заступничеству К. В «Чуде о первописаной иконе Кассиана» рассказывается о создании первой иконы святого в 1659 г. Слуга Учемской обители А. Павлов передал свящ. Симеону хартию, где было описано, «киим подобием» святой явился игум. Учемского мон-ря Ермогену. Священник подготовил доску для иконы, но не приступил к работе. Во сне свящ. Симеон увидел стоящего рядом со своей постелью старца и чудесно запечатлевшийся на приготовленной доске его образ: «...власы на главе велики суще, а брада доле князь Романовы (кн. Романа Угличского.- Е. С.), руса, а седины только чуть знати, в ризах княжеских, верх лазорев, исподняя риза багр красен». Пробудившись, иконописец быстро создал икону святого, но по-другому: «...во иночестем образе и в схиме». К. вновь явился иконописцу с повелением исправить «начертание бороды». Священник изменил образ и отправил его в обитель святого. В 3-м чуде рассказывается о вразумлении Захарии Ярыгина Рудака, слуги боярина Ф. И. Мстиславского. На ярмарке в Мышкине Захария отнял у иноков Учемского мон-ря коней, затем отправился в монастырскую вотчину, чтобы ограбить двор зажиточного крестьянина Василия Лукьянова. Не застав Василия дома, Захария пировал у него, а наутро впал в расслабление. Испугавшись, он повелел везти его в Учемский монастырь, где покаялся у раки святого. Перед смертью Захария завещал обители «кони свои, и с седлом, и со оружием, и стол, и скатерть, и все сосуды домовные» и был погребен «близ чудотворцева гроба». В одном из чудес повествуется, как К. исцелил от болезни игум. Филарета, к-рый хотел повеситься из-за сильной зубной боли.
Не ранее 1629 г. Ростовский митр. Варлаам II представил список чудес К. царю Михаилу Феодоровичу и патриарху Филарету. Состоялась канонизация К., были составлены ему «стихиры, тропарь с кондаком и икосом, седальны и канон». По свидетельству Жития К., в 1686 г. М. Пименов, сын настоятеля московской Успенской ц. «у Сретенских ворот в Печатной слободе», «написал» (видимо, переписал) службу К. и его Житие и подарил в Учемскую пуст. «на поминовение сродникам».
К нач. XVIII в. погребение К. находилось в приделе во имя Московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, который был пристроен к деревянной Успенской ц., место погребения было отмечено деревянной ракой. В 1711 г. вместо деревянного был выстроен каменный Успенский храм. Видимо, тогда же в зап. стену храма, снаружи, справа от входных дверей, вмонтировали белокаменную надгробную плиту К. с изображением герба: двуглавого орла в окружении 2 вазонов с цветами (сообщение о плите имеется только в книге прот. П. В. Васильевского - настоятеля Успенской ц. с 80-х гг. XIX в. до 1927, см.: Васильевский. 1997. С. 29, примеч. редактора. С. 40). В 1721 г. на средства иеродиак. Стефана в Успенской ц. над погребением К. установили медную позолоченную раку. На ней хранился деревянный крест-мощевик, по преданию принадлежавший святому; серебряный позолоченный оклад для креста был изготовлен 4 окт. 1710 г. также на средства иеродиак. Стефана. По свидетельству прот. Васильевского, в раке преподобного хранилась часть его схимнического облачения, которую возлагали на людей, страдавших головной болью. До нач. XX в. в обители существовала деревянная часовня; по преданию, там молился К. В 1825-1827 гг. в ц. во имя св. Иоанна Предтечи был устроен придел во имя К.
Учемский мон-рь был упразднен в 1764 г., монастырские церкви стали приходскими. В 1935 г. храмы закрыли, в 1936 г. постройки мон-ря передали Волжскому исправительно-трудовому лагерю. В 1937 г. была взорвана Предтеченская ц., разобран Святительский придел Успенской ц. В 1951 г. из-за подтопления берега водами Рыбинского водохранилища Успенский храм рухнул. В 1991 г. местный житель, лесник В. Г. Смирнов, поставил на острове на месте бывш. обители крест, в 1993 г.- часовню. В 1994 г. в с. Учма была освящена деревянная шатровая ц. во имя К. и вмц. Анастасии. В 1999 г. трудами Смирнова в Учме открылся музей «Судьба и характер одного села», экспозиция к-рого посвящена почитанию К. В 1998-2002 гг. в Мышкине и Учме прошли 5 научно-практических конференций «На земле святого Кассиана», по материалам к-рых издавались «Учемские сборники». 17-19 июня 2004 г. в Учме, Мышкине и Угличе состоялось празднование 500-летия со дня преставления К.
Имя К. включено в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рому было установлено в 1964 г.
Согласно Житию К., его 1-й образ был создан в 1659 г. «изуграфом» свящ. Симеоном, к-рый получил «хартицу» с записью о явлении преподобного игум. Ермогену. Дважды К. являлся иконописцу в ночном видении - с повелением выполнить образ, подобный изображению блгв. кн. Романа Угличского («в начертаниих кабы власы на главе велики суще, а брада доле князь Романовы, руса, а седины только чуть знати, в ризах княжеских, верх лазорев, исподняя риза багр красен»), и после создания иконы К. в схимническом облачении - для исправления рисунка бороды («долга до персей руса… а не черна ни надвое раздвоилася, но токмо яко сребром обложена зрящимися»; см.: УИХМ. Уг-15118. Инв. № РК-588. Л. 81-88; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 594). Этот образ был послан мастером в Кассианову Учемскую пустынь (по сведениям прот. П. В. Васильевского, находился в Успенском соборе за левым клиросом, воспроизв. в окладе - Васильевский. 1905. С. 30).
Одна из наиболее ранних единоличных икон К. датируется XVII в. и хранится в частном собрании за рубежом (опубл.: 1000 Jahre Orthodoxe Kirche in der Rus' 988-1988: Russische Heilige in Ikonen Museen der Stadt Recklinghausen. Recklinghausen, 1988. S. 80-81. N 127). В среднике аналойной иконы святой изображен в рост, прямолично, в монашеском одеянии, с длинной русой бородой, голова покрыта куколем, руки разведены: персты правой сложены для крестного знамения, в левой - развернутый свиток с текстом: « ». На фоне надпись: « », на верхнем поле - образ Спаса Нерукотворного. Очевидно, на основе сопоставления с этой иконой как образ К. идентифицировано ростовое изображение преподобного с развернутым свитком в левой руке, без куколя (ок. 1700, частное собрание В. М. Федотова; см.: Russian and Greek Icons and Works of Art: Thursday 15 Dec. 2011 = Русские и греч. иконы и декоративно-прикладное искусство: Четверг 15 дек. 2011 г.: Кат. аукциона / La Parole Divine. [Cyprus, 2011.] С. 81. № 71). Частичная сохранность надписи не позволяет точно определить имя святого (более вероятно прочтение ее как имени прп. Савватия Соловецкого).
На алтарной преграде главного собора Воскресенского муж. мон-ря в Угличе предположительно в кон. 70-х гг. XVII в. артелью костромского мастера Аксена Ионина Попова (см.: Горстка А. Н. К истории строительства угличского Воскресенского мон-ря // ПКНО, 1989. М., 1990. С. 405-408) в узких простенках были написаны в рост Угличские святые - блгв. царевич Димитрий, блгв. кн. Роман, прп. Паисий и К. (справа). Святой облачен в голубую рясу, коричневую мантию и темно-синюю схиму, на голове - куколь, борода средней величины, благословляющая рука - возле груди. К сожалению, живопись сильно потерта, детали образа утрачены.
Окончательное формирование иконографии К. относится, очевидно, к нач. XVIII в. На иконе ок. 1706 г. (артель Ф. Н. Рожнова, запись - 1853, УИХМ; см.: Горстка. 2006. С. 92-93, 105, 185. Ил. 85. Кат. 48), находящейся в круглом картуше над сев. вратами в иконостасе Преображенского собора в Угличском кремле (над юж. вратами - прп. Паисий Угличский), К. написан по пояс, фронтально, в мантии и схимническом куколе, правой рукой благословляет, левой сжимает свиток, личнoе исполнено в «живоподобной» манере (на позднем золотом фоне надпись: « »). Сохранилось и др. иконостасное изображение К.- в составе деисусного чина из ц. арх. Михаила «в Бору» в Архангельском под Угличем (ок. 1787 (?), видимый слой живописи - посл. треть XIX в.): преподобный склонен в молитве, схимнический куколь округлой формы, борода широкая, с проседью.
К редким единоличным подписным иконам К. относится пядница 1739 г. работы Андрея Яковлева, происходящая из имения Мусиных-Пушкиных Борисоглеб Мологского у. Ярославской губ. (РГИАХМЗ; см.: Хохлова И. Л. Иконы Рыбинска. Рыбинск, 2009. С. 256-257. № 104). Святой написан прямолично в рост на светло-зеленом фоне с растительным поземом, в светлой рясе, коричневой мантии и зеленоватой контрастной схиме, на голове - островерхий куколь, борода длинная, почти до пояса, более узкая на конце. Руки святого разведены, персты правой сложены для крестного знамения, в левой - развернутый свиток с традиц. надписью: « ». На верхнем поле - образ Спаса Нерукотворного, на нижнем слева - авторская подпись, в среднике - « », на обороте - «расписка» об изготовлении серебряной ризы.
Ростовой образ К. из ц. арх. Михаила «в Бору», по преданию, находился возле его св. мощей (см.: Храм Арх. Михаила «что в Бору»: Сельцо Архангельское Угличского р-на Ярославской обл.: [Буклет]. М., 2010; Горстка. 2012. С. 89). Раскрытый слой живописи можно датировать посл. третью XVIII - нач. XIX в. («романовские письма»), но, судя по пропорциям и контуру фигуры, первоначальная живопись или протограф иконы могут быть более ранними. Традиц. изображение схимника дополнено образами Иисуса Христа и Богородицы на облаках в верхних углах средника и редкой надписью в свитке преподобного: « » В клеймах на полях представлены в рост Угличские святые, равноапостольные цари Константин и Елена и вел. кн. Владимир. На обороте - специальные ручки для выноса иконы во время крестных ходов.
Согласно описям Кассиановой Учемской пустыни 1702 и 1752 гг. (см.: Углич. 1887. С. 231-236; Учемский сб.: Мат-лы 2-й науч. конф. «На земле св. Кассиана». Мышкин, 2000. Вып. 2. С. 89-112), в обители находилось неск. единоличных икон К. Образ преподобного («венец и цата серебряные») располагался слева в местном ряду иконостаса Успенского собора. В 1702 г. икона К. в медном окладе значилась также в левой части иконостаса деревянной ц. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. На местной иконе придела Московских святителей к стопам Спасителя припадали св. Иоанн Предтеча и К. По описи 1752 г., икона К. «на красках» украшала слева иконостас этого придела, 2 большие иконы - надгробный комплекс святого: одна, с серебряными венцом и цатой, возлежала на медной чеканной позолоченной раке (1721), другая помещалась «по правую того гроба сторону». Две аналойные иконы К. незадолго до составления описи были перенесены в алтарь. Известна фотография раки 2-й пол. XIX в., на передней стороне к-рой было чеканное клеймо с композицией из Жития преподобного (Горстка. 2012. С. 84). На храмовой иконе в приделе равноапостольных Константина и Елены каменной ц. Рождества св. Иоанна Предтечи вместе со св. царями-покровителями престола был изображен К. Образ преподобного (в медном окладе) имелся также в принадлежавшей пустыни деревянной часовне «у рядов» в Угличе. В 70-х гг. XIX в. в храмах упраздненной обители сохранялось 5 икон К. (Струков. 1874. С. 11-12), причем на одной из них он был поименован «римлянин, учемский чудотворец».
Из Учемской пуст., очевидно, происходит икона нач. XX в., исполненная в масляной технике на дереве, к-рая находится в деревянной ц. во имя вмц. Анастасии и К. в с. Учма (опубл.: Наумова Е. А., Смирнов В. Г. Кассиан Учемский - визант. князь и ростовский святой // Ростов Великий: имена, события, судьбы: Мат-лы по истории и агиографии Ростовской земли: [Сб.]. М., 2012. С. 54; Горстка. 2012. С. 82). За фигурой преподобного, облаченного в полную схиму, изображена обитель с 2 каменными храмами и колокольней, обнесенная деревянной оградой, на фоне живописного пейзажа с рекой. У К. аскетический лик с крупными чертами и со впалыми щеками, благословение именословное, в левой руке - свиток; надпись: «Св. преп(д). Касiанъ Грекъ.». По всем деталям иконографии, кроме голубоватого фона, это изображение совпадает с небольшой золотофонной иконой К. нач. XX в., принадлежавшей архиеп. Кассиану (Ярославскому) (находится в алтаре ц. во имя блгв. царевича Димитрия «на поле»). Похожая икона была воспроизведена на обложке книги свящ. П. В. Васильевского «Преподобный Кассиан Грек Угличский чудотворец и основанная им Учемская пустынь» (1905). Вероятно, такие иконы, как и маленькие «раздаточные» образки (дер. Буланово, частное собрание - Горстка. 2001. Вкл.), изготавливались по заказам Учемской пуст.
На иконах др. извода К. писали на фоне холмистого пейзажа с рекой, вполоборота влево, обращенным к благословляющему Спасу в облаках. Так, на образе нач. XX в. (частное собрание; см.: Он же. 2012. С. 85) святой облачен в полную схиму, перстом правой руки указывает на Христа, в левой держит свиток. Ряд сохранившихся памятников XIX в. представляет преподобного на фоне построек мон-ря вместе с небесным покровителем рода К.- св. Иоанном Предтечей (выносная икона из Учемской пуст.- Мышкинский народный музей; см.: Он же. 2001. Вкл.; икона в окладе, с надписью о заказе на обороте - Музей Учемского края, с. Учма).
Существовали единичные иконы с образом К., молящегося ко Пресв. Богородице, одного или в числе избранных святых. Так, в описи Кассианова Учемского мон-ря 1702 г. упоминается икона Пресв. Богородицы «с молением преп. Касиана, на ней же написана обитель сия» (Углич. 1887. С. 232). Др. извод - «Явление Божией Матери преподобным Паисию, Кассиану и Адриану Угличским», как на иконах кон. XIX - нач. XX в. (Музей икон Божией Матери при ц. свт. Алексия, митр. Московского, в дер. Исаково; частное собрание). В таких композициях восседающей на престоле Божией Матери предстоят Ангел, прп. Герасим Иорданский и Угличские преподобные (Преподобный Паисий, Угличский чудотворец. Ярославль, 1901; Горстка. 2012. С. 84).
Редкой иконой, вероятно связанной происхождением с Учмой, является образ К. с сюжетами его чудес, на фоне обители (кон. XVIII - нач. XIX в., ЦМиАР, из собрания В. Г. Ломцова). Святой представлен в молении Богородице с Младенцем, персты сложены для крестного знамения, в левой руке - развернутый свиток с текстом: «Братие поминаите наставники ваша иже». В центре композиции - Успенский собор с колокольней и придельным храмом, где изображены в раке св. мощи К. На переднем плане показано явление преподобного Дометиану и Гликерии, взирающим из палаты на монаха-всадника на белом коне, держащего в руке горящие свечи. К. написан также молящимся слева, под облачным сегментом, как бы входящим в отверстые для него двери церкви. На верхнем поле надпись: « ». В 1825 г. в С.-Петербурге для иконы был изготовлен серебряный оклад с гравированным орнаментом в виде виноградной лозы на полях. Аналогичная икона кон. XVIII - нач. XIX в., с более точным изображением архитектурных сооружений, хранится в собрании Ульяновского обл. художественного музея (Цодикович В. К. Традиции народной культуры и сюжетообразование в рус. иконописи, парсуне, пластике 14-20 вв. Ульяновск, 2010. С. 98, 537. Ил. 26. Кат. 53). Известен подобный образ в окладе XIX в., дополненный клеймами с престольными праздниками Учемской пуст. и с избранными святыми (Горстка. 2001. Вкл.).
В иконописи XIX в. число Угличских чудотворцев и их расположение в композиции по-прежнему варьировались. Крайним справа, возле прп. Паисия, К. показан на иконе сер.- 2-й пол. XIX в. из Алексиевского жен. мон-ря в Угличе (5 Угличских святых, в верхних клеймах - Ростовские святители); рядом с блгв. кн. Романом (напротив - прп. Паисий и блгв. царевич Димитрий) - на иконе 2-й пол. XIX в. работы мастера-старообрядца (частное собрание в Угличе; см.: Там же. С. 169, 198. Ил. 150. Кат. 100). Угличские святые, в т. ч. К., написаны также в правом картуше на иконе «Усекновенная глава св. Иоанна Предтечи» письма И. И. Буренина, происходящей из угличской ц. Рождества св. Иоанна Предтечи на Волге (1762, УИХМ; см.: Там же. С. 152, 194. Ил. 133. Кат. 85). Вместе с др. святыми Угличские преподобные представлены на образе кон. XVIII - нач. XIX в. из ц. блгв. царевича Димитрия «на поле» (в правой части, К.- с четками в руке); К. возле св. Иоанна Предтечи - на иконе избранных святых кон. XIX - нач. XX в. (Он же. 2001. Вкл.).
Образ К. включали в программы росписей храмов Углича, Учмы и окрестных мест. Одно из традиц. изображений - на оконном откосе ц. во имя блгв. царевича Димитрия «на крови» (поновление - 1869-1871 (?)). В значительной степени утрачена настенная живопись (1822-1824, артель Е. А. Медведева; поновление - 1862, Г. Дьяконов) ц. в честь Феодоровской иконы Божией Матери Богоявленского жен. монастыря; К. написан необычно - седовласым старцем с непокрытой головой, вполоборота, правая рука на груди. Уникальный образ К. в княжеских одеждах (на посохе - монашеский клобук) был обнаружен в группе Угличских чудотворцев в композиции «О Тебе радуется» на своде четверика ц. Покрова Пресв. Богородицы с. Сера Мышкинского р-на Ярославской обл. (кон. XIX - нач. XX в.; см.: Он же. 2012. С. 87). В описании стенописи 70-х гг. XIX в. придела блгв. кн. Александра Невского в храме Христа Спасителя указаны 2 образа Кассиана - «Угличского» и «Мангубского», выполненные худож. Я. С. Башиловым (Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996П. С. 81), воссозданы бригадой Н. А. Мухина из Ярославля в 1999 г. Рядом с прп. Паисием Угличским, в профиль, с крестом в руке К. представлен в группе святых 1-й пол. XVI в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (работа кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. лаврских иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в., ок. 2010).
Редкий пример изображения К. в книжной миниатюре - акварельный рисунок в рукописном сборнике «Ростовский патерик» 1762 г., принадлежавшем купцу И. С. Рахманову (РНБ ОР. Ф. 775 (Тит. 43). Л. 531 об.). Известно, что в 1686 г. М. Пименовым в Кассианову пуст. была вложена рукопись со службой Житием и чудесами К. и с 2 его изображениями (Струков. 1874. С. 8, 11). Кроме того, К. входил в состав Собора Крымских святых и представлен на эстампах и иконах с этой композицией («Таврические чудотворцы» - Струков Д. М. Жития святых Таврических (крымских) чудотворцев. М., 1878, 1882 2).
Изображения К. встречаются в композиции «Собор русских святых», в частности на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) - в правой группе преподобных, без куколя, на нимбе надпись: « » (на этой же иконе в верхнем регистре слева - полуфигура в княжеских одеждах с подписью: «С. б. к. Косианъ»). На иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) К. с остроконечной бородой представлен в 3-м ряду справа, со свитком в руке. На образе Российских чудотворцев сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ; см.: Icônes russes: Les saintes / Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 144-147. Cat. 53) К.- в центральной части 5-го ряда, рядом с прп. Максимом Греком. На одной из минейных икон рус. святых кон. XIX в. из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (ГМИИРТ), исполненной под «строгановские письма», ростовой образ К. (борода короткая раздвоенная, в руке - свиток) помещен справа в 3-м ряду, между фигурами блгв. кн. Константина Угличского (он же в княжеских одеждах, до пострига) и прп. Паисия.
В иконописи XX в. образ К. (средовек с небольшой русой бородой) вводился в группу Угличских чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие», созданных мон. Иулианией (Соколовой) по благословению свт. Афанасия (Сахарова) в 1934 г., нач. и кон. 50-х гг. XX в. (2 в ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), а также на их списках кон. XX - нач. XXI в. (Н. Е. Алдошина, Н. В. Масюкова и др.). На подготовительных рисунках мон. Иулиании к лицевым святцам рус. святых 1959-1962 гг. (частное собрание; см.: Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints = Святые Руси / Ed. N. Aldošina. [Iväskyla], 2000. P. 38) фигура К. помещена под 2 окт.- фронтально, в куколе, со сложенными крестообразно на груди руками. В 1955-1956 гг. худож. Альбером Бенуа и его супругой выполнена оригинальная по замыслу роспись нижнего храма (крипты) собора блгв. кн. Александра Невского в Париже, где в левой части композиции «Ярославские чудотворцы» на южной стене представлены К. и свт. Леонтий Ростовский (Crypte de la cathédrale Saint-Alexandre-Nevsky à Paris: Les peintures murales = Нижний храм собора св. благ. кн. Александра Невского в Париже: Настенные росписи: [Буклет]. [Париж], 2009. С. 12, 18, 42-43).
В 80-х гг. XX в. худож. С. Б. Симаков (ныне иером. Рафаил) создал полотна на историко-религ. тематику, на к-рых запечатлен образ К.: «Монастырь Михаила Архангела в Бору», «Год 1610. Угличское разорение» (1986; УИХМ, экспонируются в галерее совр. правосл. искусства в Угличе). Иером. Рафаил также автор рисунка «Явление Божией Матери преподобным Паисию, Кассиану и Адриану Угличским» (УИХМ).
Для Миней МП прот. Вячеслав Савиных и Н. Д. Шелягина выполнили рисунок ростового образа К. с развернутым свитком в руке (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 38). Известны изображения К. в современной иконописи - напр., образ «Угличские святые» нач. XXI в. из местного ряда иконостаса угличского Воскресенского собора (К. в центре, между блгв. кн. Романом и прп. Паисием), резная работа Н. Б. Мигачевой (Горстка. 2001. Обложка). В кон. XX в. худож. Н. Н. Говердовский сделал прорись-рисунок к иконе К. на фоне деревянных храмов пустыни, с 2 клеймами жития: беседа с кн. Андреем Большим и постриг преподобного (Там же. Вкл.). Неск. графических многосюжетных композиций, посвященных разным периодам жизни К., созданы А. Калугиным в 2009 г. (тушь, перо; оригиналы хранятся в частном собрании в г. Бордо, Франция; репродукции экспонируются в Музее Учемского края). Образы К. почитаются также в Крыму (икона «Собор Таврических святых» письма В. Блинова, ок. 1989, Алушта); на горе Мангуп в скале по обету высечен образ К.
Большая группа репродукций с изображением К. собрана в Музее Учемского края в Учме (филиал Мышкинского народного музея).