(18.09.1765, Беллуно - 1.06.1846, Рим; мирское имя Бартоломео Альберто Каппеллари, в монашестве Мауро), папа Римский (со 2 февр. 1831). Происходил из низшего дворянства. Вопреки воле родителей 23 окт. 1783 г. поступил послушником в мон-рь св. Михаила на о-ве Мурано, принадлежавший ордену камальдулов. В 1786 г. принес обеты и был пострижен в монашество с наречением имени Мауро. В 1787 г. рукоположен в сан пресвитера. Получив образование в бенедиктинских коллегиях, преподавал философию и богословие в коллегии мон-ря св. Михаила. В 1790 г. назначен цензором книг (censor librorum) ордена камальдулов и конгрегации Вселенской инквизиции в Венеции. В 1795 г. переведен в Рим в камальдульский мон-рь св. Григория (Сан-Грегорио аль Челио), где стал помощником (socius) генерального прокуратора ордена камальдулов.
В 1799 г. опубликовал кн. «Il trionfo della Santa Sede e della Chiesa» (Триумф Святого Престола и Церкви), посвященную папе Римскому Пию VI, в к-рой защищалось учение о папской безошибочности (непогрешимости) и светской власти пап. С 1800 г. викарий аббата, с 1805 г. аббат мон-ря св. Григория в Риме. В 1801 г. участвовал в основании Академии католич. религии (Accademia della Religione Cattolica). В 1807 г. назначен генеральным прокуратором ордена камальдулов. В 1808 г. из-за оккупации Рима французами удалился на о-в Мурано в мон-рь св. Михаила, где преподавал в местной камальдульской коллегии.
В 1814 г. с восстановлением власти папы Римского Пия VII вернулся в Рим и был назначен аббатом мон-ря св. Григория. С 1818 г. генеральный прокуратор, с 1823 г. генеральный настоятель ордена камальдулов. В качестве советника участвовал в работе рим. конгрегаций Чрезвычайных церковных дел (с 17 сент. 1814), Вселенской инквизиции (с 10 марта 1816), Пропаганды веры (с 29 февр. 1820) и По проверке книг Вост. католич. Церквей (с 23 мая 1821). С 31 марта 1818 г. занимал должность экзаменатора епископов по богословию. При папе Римском Льве XII выполнял миссию апостольского визитатора ун-тов в Перудже, Камерино, Мачерате и Фермо.
21 марта 1825 г. папой Львом XII тайно (in pectore) возведен в достоинство кардинала. 13 марта 1826 г. объявлен кардиналом, 16 марта принял кардинальские знаки и 3 июля получил титул кардинала-пресвитера рим. ц. св. Каллиста. 1 окт. того же года назначен префектом конгрегации Пропаганды веры. Содействовал заключению соглашения между бельг. католиками и нидерландским протестант. кор. Вильгельмом I (1827), а также между арм. католиками и Османской империей (1829).
После смерти папы Пия VIII (30 нояб. 1830) созванный для избрания нового папы конклав проходил в обстановке революционного брожения в Центр. Италии и заседал в течение 7 недель. После длительных переговоров при поддержке Австрийской империи 2 февр. 1831 г. конклав избрал папой кард. Мауро Каппеллари, принявшего имя Григорий XVI. 6 февр. в соборе св. Петра декан коллегии кардиналов, кард.-еп. Остии и Веллетри Бартоломео Пакка рукоположил Г. во епископа и в тот же день короновал папской тиарой.
Одновременно с вступлением Г. на Папский престол произошли восстания в Папской области (в Романье и Марке) и в герц-ствах Модена и Парма (февр. 1831). В Болонье открылся конгресс депутатов восставших городов Папской области, провозгласивший отмену светской власти папы и учреждение Союза итал. соединенных провинций; образовалось Временное правительство во главе с Дж. Вичини. Направленный для подавления восстания кард. Джованни Антонио Бенвенути был арестован повстанцами и доставлен в Болонью. Намеченное на 12 февр. 1831 г. восстание в Риме было предотвращено гос. секретарем кард. Томмазо Бернетти. В этой обстановке Г. обратился за помощью к австр. имп. Францу I, направившему в Папскую область австр. войска ген. И. М. Ф. фон Фримона, к-рые в нач. марта 1831 г. подавили революционное движение в Модене и Парме, 21 марта осадили Болонью и 25 марта нанесли повстанцам поражение при Римини. Временное правительство бежало из Болоньи в Анкону, где 29 марта капитулировало.
В апр. 1831 г. в Риме собрались представители Австрии, России, Франции, Пруссии и Англии, принявшие 21 мая совместный меморандум, призывавший Г. начать реформы в Папской области. В числе рекомендаций папе предлагалось создать Гос. совет из мирян, параллельный коллегии кардиналов, устранить кардиналов и др. духовных лиц от управления финансами, ввести народные выборы коммунальных и муниципальных советов, преобразовать судебную систему. Г. согласился на частичное проведение реформ, отвергнув предложение создать Гос. совет и выборные советы. 5 июля того же года Г. издал эдикт о начале реформ, в основном коснувшихся адм. управления (организация центральных, провинциальных и коммунальных правительств, во главе к-рых стояли назначаемые папой пролегат, губернатор или мэр). В области судопроизводства было сокращено число трибуналов (в Риме упразднялось 12 трибуналов из 15), устанавливались 3 судебные иерархии (для Рима, для легатств, для Романьи и Марке), каждая из к-рых состояла из 3 гражданских судов; согласие 2 любых судов по тому или иному делу препятствовало дальнейшей апелляции. Уголовные суды радикальному реформированию не подверглись. Духовенство сохраняло за собой главную роль в администрации и в сфере образования, осуществляло строгий надзор за соблюдением гражданами религ. предписаний и обрядов; сурово каралось святотатство и членство в тайных об-вах и масонских ложах. Проведенные реформы не удовлетворили революционную партию, требовавшую упразднения светской власти папы, отмены инквизиции, свободы образования и коренной реформы судопроизводства.
В дек. 1831 г. в Папской области и в легатствах вновь началось восстание, для подавления к-рого были направлены папские войска. Назначенный чрезвычайным комиссаром в легатствах кард. Джузеппе Альбани по собственной инициативе обратился за помощью к главнокомандующему австр. армией в Сев. Италии ген. Й. В. Радецкому. В янв. 1832 г. австр. войска вновь вступили в Папскую область и разбили мятежников. Франция, пытаясь создать противовес росту влияния Австрии в Италии, без согласия папского правительства оккупировала Анкону. Г. и гос. секретарь кард. Т. Бернетти протестовали против этих действий Франции, к-рые также осудили Россия и Пруссия, однако франц. войска продолжали оставаться в Анконе до нояб. 1838 г., когда австр. армия покинула Папскую область.
При Г. в Папском гос-ве было завершено строительство туннеля Монте-Катилло, в порту Остии введены в эксплуатацию пароходы, установлена десятичная монетная система и предпринята попытка таможенной реформы, учреждено статистическое бюро в Риме, созданы гос. больницы, приюты и бани.
В 1843 г. сторонники широких реформ вновь попытались поднять восстание в Романье и Умбрии, но были подавлены специальными легатами кард. Луиджи Ванничелли-Казони и кард. Франческо Саверио Массимо. В сент. 1845 г. произошло восстание в Романье, повстанцы захватили Римини, но затем были принуждены отступить и бежать в Тоскану.
Понтификат Г. ознаменовался конфликтами между католич. Церковью и рядом европ. гос-в. В 1832-1834 гг., в борьбе за престол Португалии между доном Мигелом и его братом доном Педру, Г. поддерживал дона Мигела, выражавшего интересы клерикальной партии и восстановившего в стране орден иезуитов. После прихода к власти дона Педру в Португалии проводились либеральные реформы: была вновь запрещена деятельность иезуитов, упразднены церковная десятина и монашеские ордены, закрыто большинство мон-рей, а их собственность и земли были национализированы, гос-во установило жесткий контроль за назначениями на епископские кафедры и др. церковные должности. Португ. правительство разорвало дипломатические отношения с Римом и закрыло нунциатуру в Лиссабоне. Протесты Г. вызывали ужесточение антиклерикальной политики, пока народное недовольство не побудило кор. Марию II да Глорию начать переговоры с Римом (1841); в 1844 г. по соглашению между Г. и Португалией в Лиссабоне возобновила деятельность нунциатура.
В Испании во время Карлистской войны (1833-1840) Г. поддержал дона Карлоса Старшего, оспаривавшего престол у кор. Изабеллы II. В борьбе с доном Карлосом Старшим, пользовавшимся поддержкой клерикалов («апостолическая партия»), регентша при Изабелле II Мария Кристина опиралась на либералов, побуждавших ее проводить антиклерикальную политику. С 15 июля 1834 г. в Испании упразднялась инквизиция, в следующем году была запрещена деятельность иезуитов (4 июля) и большинства др. монашеских орденов и конгрегаций (окт.), отменена церковная десятина, закрыты мон-ри, за счет конфискации церковного имущества для духовенства устанавливалось содержание от гос-ва. С 1835 г. дипломатические отношения с Папским престолом были разорваны. В 1840 г. Мария Кристина выразила намерение примириться с Римом, но в том же году была свергнута и новый регент ген. Б. Эспартеро продолжил антиклерикальную политику. В 1843 г., после свержения Эспартеро, восшествия на престол Изабеллы II и установления правительства ген. Р. М. Нарваэса, сближение с Римом возобновилось. В 1845 г. было заключено соглашение, основанное на взаимных уступках, но полностью отношения между Испанией и Папским престолом были восстановлены только после смерти Г.
В 1834 г. в Швейцарии представители протестант. кантонов приняли «Баденские статьи», подчинявшие католич. Церковь гос. контролю, обязывавшие духовенство приносить присягу на верность конституции своего кантона и вводившие свободу образования. 17 мая 1835 г. Г. осудил этот документ энцикликой «Commissum Divinitus». Несмотря на то что заявленные в «Баденских статьях» меры не получили реализации, конфликт между католич. и протестант. кантонами продолжал расти. В 1841 г. в протестант. кантоне Аргау были закрыты все католич. мон-ри; в то же время католич. кантон Люцерн объявил католицизм гос. религией (1842) и разрешил открыть иезуитскую коллегию (1844). В 1845 г. 7 католич. кантонов (Люцерн, Швиц, Ури, Унтервальден, Цуг, Фрибур и Вале (Валлис)) объединились в союз (Зондербунд). Противостояние привело к гражданской войне между протестант. кантонами и Зондербундом, завершившейся поражением католиков (1847).
Острый конфликт между Римом и правительством Пруссии возник в 30-х гг. XIX в. по вопросу о смешанных браках между католиками и протестантами. Согласно нормам прусского законодательства, дети от смешанных браков должны были воспитываться в конфессии отца; католич. духовенству запрещалось отказывать в венчании, если не давалось обещание воспитывать детей в католичестве. Однако большинство католич. клириков не выполняли этого предписания. 25 марта 1830 г. папа Пий VIII издал бреве «Litteris», требовавшее католич. воспитания детей от смешанных браков, получивших венчание в католич. церкви; это же требование было выражено Г. в энциклике «Summo iugiter studio» (27 мая 1832). После безрезультатных переговоров с Римом прусское правительство в тайном соглашении с Кёльнским архиеп. Ф. А. фон Шпигелем, епископами Мюнстера, Трира и Падерборна определило, что для заключения католич. брака было достаточно наличия религ. убеждений у лиц, вступивших в брак, без обещания воспитывать детей в католич. вере. В 1837 г. новый Кёльнский архиеп. К. А. фон Дросте-Вишеринг, следуя указаниям Римской курии, отказался от соблюдения этого соглашения и 20 нояб. того же года был арестован по обвинению в гос. измене. Католич. епископы Пруссии (кроме Бреславльского еп. Л. Седльницкого) не пошли на уступки в вопросе о смешанных браках, что вызвало ряд новых репрессивных мер со стороны прусского правительства, в т. ч. арест Гнезненского и Познанского архиеп. М. Дунина (1838). Г. неоднократно выражал протест против действий прусских властей; была опубликована «Красная книга», содержащая хронологический перечень действий против католич. Церкви в Пруссии. После смерти прусского кор. Фридриха Вильгельма III (1840) новый кор. Фридрих Вильгельм IV согласился пойти на уступки, все требования прусского правительства по смешанным бракам были отменены, в прусском Мин-ве образования и культов был создан католич. департамент, прусским католич. епископам были дозволены непосредственные сношения с Римом.
Вопрос о смешанных браках возник также в Венгрии, где Пештский сейм постановил подвергать денежному штрафу каждого католич. пресвитера, к-рый откажется благословить смешанный брак. 30 апр. 1841 г. Г. направил венг. епископату энциклику «Quas vestro», в к-рой осудил это решение. Твердая позиция в данном вопросе папы и венг. епископов привела к изданию имп. Фердинандом I указа, по к-рому католич. клирики не должны были принуждаться к венчанию смешанных браков.
В начавшемся в нояб. 1830 г. восстании в Царстве Польском активное участие принимали мн. католич. клирики и монахи, одной из опор восставших были католич. мон-ри. Восстание поддержали Люблинский еп. Ян Дзенцельский и Плоцкий еп. Адам Пражмовский; находившийся вне пределов Царства Польского Краковский еп. Кароль Скорковский осуществлял связь повстанцев с Веной и Римом. 15 февр. 1831 г. Г. направил польск. католикам послание, в к-ром осудил восставших как нарушителей гос. порядка, установленного Богом. Послание, отвергнутое польск. повстанцами, объявившими его «русской фальшивкой», не удовлетворило правительство Российской империи, к-рое сочло его недостаточно жестким. 9 июня 1832 г. папа выпустил энциклику «Cum primum», где повторно осудил восставших и заявил, что он молится о том, чтобы как можно скорее увидеть польск. провинции успокоенными и возвращенными к послушанию законной власти. Имп. Николай I Павлович через посланника в Риме кн. Г. И. Гагарина выразил Г. свое удовлетворение энцикликой, разрешив публикацию составленного на ее основе администратором Виленской епархии еп. Андреем Клонгевичем наставления «касательно долга верноподданнического», распространенного в католич. приходах Российской империи.
12 февр. 1839 г. в Полоцке представители униатского духовенства во главе с Литовским еп. Иосифом (Семашко), Оршанским еп. Василием (Лужинским) и викарием Литовской епархии, Брестским еп. Антонием (Зубко) приняли соборное постановление о воссоединении с Православием (см. ст. Униатов воссоединение с РПЦ в XIX-XX вв.). 22 нояб. 1839 г. в аллокуции «Multa qui Deum» Г. осудил воссоединение униатов, но не выразил резкого протеста против церковной политики российских властей.
В 1840 г. при посредничестве австр. канцлера К. фон Меттерниха начались переговоры между Россией и Папским престолом. 1 марта 1841 г. Г. утвердил назначенного имп. Николаем I в 1839 г. еп. Игнатия Павловского архиепископом Могилёвским, митрополитом римско-католич. церквей в России. В том же году папа сообщил Николаю I о согласии принудить к отречению конфликтовавшего с рус. правительством и арестованного в 1840 г. Подляшского еп. Яна Гутковского. Желая воспрепятствовать наметившемуся сближению между Российской империей и Римом, польск. круги оказывали на Г. влияние при помощи папского архивиста пресв. А. Тейнера и иезуита пресв. А. Секки, имевших непосредственный доступ к папе. Основываясь на составленном Тейнером сборнике документов о положении католич. Церкви в России и Польше (опубл. под назв. Vicissitudes de l'Église catholique des deux rites en Pologne et en Russie. P., 1843), 22 июля 1842 г. в аллокуции «Haerentem diu» Г. обвинил российское правительство во враждебных действиях против польск. католиков. В окт. того же года российское правительство выступило с протестом, отметив, что речь папы на заседании коллегии кардиналов вызвала новые беспорядки, прикрываемые религ. мотивами. В ответ со стороны гос. секретаря кард. Луиджи Ламбрускини последовали извинения и заявление Римской курии, что она надеется на продолжение переговоров с Россией.
16 марта 1843 г. Г. обратился к имп. Николаю I с посланием, в к-ром упоминал о стараниях Папского престола в деле воспитания российских и польск. католиков послушными подданными императора. В ответном послании папе от 11 июля Николай I перечислил совершенные им в отношении католич. Церкви в России деяния и подчеркнул, что репрессивные меры против польск. католиков имеют политический характер и не затрагивают их религ. убеждений. Переговоры России с Римом продолжились, с июля 1843 г. с рус. стороны их вел А. П. Бутенёв, его деятельность была положительно воспринята Римской курией. Российское правительство пошло на ряд уступок, в т. ч. касавшихся процедуры избрания кандидата на католич. епископские кафедры в Российской империи.
Осенью 1845 г., во время поездки на о-в Сицилию, имп. Николай I выразил желание посетить Рим и встретиться с папой. Накануне встречи Г. с императором в нояб. 1845 г. мон. ордена воскресенцев А. Еловицкий привез в Рим некую Макрину Мечиславскую, выдававшую себя за игумению униатского василианского мон-ря в Минске и рассказавшую о жестоких истязаниях со стороны рус. властей и лично еп. Иосифа (Семашко), к-рый якобы избил ее за отказ принять Православие. История Мечиславской вызвала широкий резонанс в европ. обществе (в англ. парламент был подан запрос о религ. преследованиях в Российской империи, во Франции Мечиславскую принимали как мученицу за веру). 5 нояб. Г. дал аудиенцию Мечиславской и Еловицкому, поручив организовать комиссию по факту гонений на католиков в России. В янв. 1846 г. российское правительство на основании проведенного расследования опровергло факт существования жен. василианского мон-ря в Минске; впосл. историк иезуит Я. Урбан доказал, что Мечиславская была самозванкой (Urban J. Makryna Mieczysławska w świetle prawdy. Kraków, 1923), действовавшей по указке представителей польск. политических кругов.
Несмотря на прием, оказанный в Риме Мечиславской, 13 и 17 дек. 1845 г. состоялись 2 личные встречи Николая I с Г. Император обратил внимание папы на действия польск. эмиграции, препятствовавшей налаживанию отношений России с Римом, и на недопустимость участия польск. католич. духовенства в революционно-освободительной борьбе. Со своей стороны Г. подтвердил неизменность позиции Папского престола по польск. вопросу, но указал на законодательные ограничения деятельности католич. Церкви в Российской империи и на необходимость усиления контроля со стороны Папского престола над католич. Церковью в России.
После отъезда Николая I в Риме в течение месяца проводились переговоры между рус. канцлером К. В. Нессельроде и гос. секретарем кард. Л. Ламбрускини, итогом к-рых стала договоренность о подготовке конкордата между Россией и Папским престолом, заключенного в 1847 г. при преемнике Г., папе Римском Пии IX.
Г. подверг критике и осуждению либерализм и религ. индифферентизм Ф. Р. де Ламенне (энциклики «Mirari vos» от 15 авг. 1832, «Singulari nos» от 25 июня 1834), рационализм Г. Гермеса (бреве «Dum acerbissimas» от 26 сент. 1835) и фидеизм Л. Ботена. В изданной Г. энциклике «Inter praecipuas» (8 мая 1844) порицалась деятельность библейских об-в, особенно Лондонского Библейского об-ва и Нью-Йоркского христ. союза, занимавшихся в Италии антикатолич. пропагандой, а также предписывалось использовать в богослужебных целях только те переводы Свящ. Писания на национальные языки, к-рые получили одобрение католич. Церкви.
Большое внимание Г. уделял миссионерской деятельности католич. Церкви: за время его понтификата было назначено 95 епископов-миссионеров, учреждено 15 новых миссионерских еп-ств и 36 апостольских викариатов на Ближ. Востоке, в Африке, в Индии, в Австралии и в Океании, а также в Великобритании и Сев. Америке, создано неск. ин-тов по подготовке миссионеров и учреждены об-ва по сбору средств для миссий.
29 апр. 1836 г. Г. утвердил устав основанного в 1816 г. Общества Марии, одной из главных целей к-рого являлась миссионерская деятельность. В 1837 г. Г. возвел в ранг аббатства общину бенедиктинских монахов в Солеме (впосл. стала одним из главных центров литургического движения) и назначил аббатом этой общины видного ученого-литургиста П. Л. П. Геранже. При Г. аббат Ж. Б. А. Лакордер (в прошлом соратник де Ламенне) восстановил орден доминиканцев во Франции (1841).
Г. интересовался искусством и различными отраслями знания. Он расширил Ватиканскую б-ку, основал Египетский и Этрусский музеи в Ватикане и положил основание Христианскому музею в Латеране, содействовал восстановлению рим. базилики Сан-Паоло фуори ле Мура и базилики Санта-Мария дельи Анджели близ Ассизи, поощрял проведение раскопок на Римском форуме и в рим. катакомбах, оказывал покровительство скульптору Б. Торвальдсену и худож. И. Ф. Овербеку. Г. возвел в сан кардинала Анджело Маи (филолог и палеограф, 1837) и Джузеппе Меццофанти (лингвист, 1838); оба кардинала были членами Российской имп. АН.
Погребен в соборе св. Петра, над его могилой воздвигнуто надгробие работы скульптора Л. Амичи.