Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

«ГЕРМАНОВ СБОРНИК»
11, С. 355-356 опубликовано: 14 февраля 2011г.


«ГЕРМАНОВ СБОРНИК»

(Бухарест, Патриаршая б-ка, Слав. 1), среднеболг. пергаменный кодекс (форматом в 4°, 296 л., без начала и конца), переписанный в 1359 г. и содержащий Торжественник общий (минейный с включением триодного) древнего состава, самый поздний из «староизводных» гомилиариев в болг. рукописной традиции XIV в.

«Г. с.» - памятник истории болг. языка и древнейшей слав. лит-ры. Обнаружен в кон. XIX в. Э. Калужняцким в греч. церкви в г. Черновицы (совр. Черновцы, Украина), куда он был принесен из мон-ря Воронец. Вошел в научное обращение в сер. 60-х гг. XX в. Правописание «Г. с.» следует восточноболг. (тырновским) орфографическим нормам до реформы патриарха Тырновского св. Евфимия. Написан распространенным в болг. книгописании того периода полууставом с курсивными элементами, восходящими к каллиграфическим почеркам кон. XIII - 1-й четв. XIV в. Украшен инициалами визант. стиля, в т. ч. плетеными, криновидными маргинальными указателями и декоративным письмом в заголовках статей.

Содержание «Г. с.» отражает пласт болг. книжности, восходящий к X в. Нек-рые тексты представлены здесь уникальными (Похвальное слово Иоанна Экзарха Иоанну Богослову, Слово Епифания Кипрского на Сошествие во ад в древнем переводе, отличном от представленного в Супрасльском сборнике), крайне редкими или древнейшими (Похвальное слово Климента Охридского архангелам Михаилу и Гавриилу, Житие прп. Параскевы и др.) списками. В силу архаичности состава кодекса Д. Иванова-Мирчева датировала его протограф X в., чем объясняется ее позиция в определении заказчика. Однако присутствие в сборнике древнейшего Жития прп. Параскевы Епиватской (Тырновской), написанного диак. Василиком в сер. XII в. и переведенного скорее всего в связи с перенесением мощей этой святой в Тырнов в 1231 г., делает неизбежной версию о промежуточном списке эпохи 2-го Болгарского царства. Уместнее поэтому, подобно Н. М. Дылевскому, видеть в оригинале «Г. с.» раннюю, ок. сер. XIII в., тырновскую рукопись, восходящую, возможно опосредованно, к кодексу X в.

Рукопись снабжена пространным послесловием писца, скрывшего свое имя за местоимением «кто-либо» (см.: Христова Б., Караджова Д., Узунова Е. Бележки на българските книжовници X-XVIII в. София, 2003. Т. 1. С. 48-49, № 57; 162-163), содержащим традиц. молитвенное обращение к Спасителю и сообщающим о написании книги в 1359 г. повелением митр. Германа при царе Иоанне Александре, его сыне Иоанне Шишмане и при патриархе «богспасного Цариграда Тырнова» Феодосии.

Относительно личности заказчика «Г. с.» существуют различные мнения. Иванова-Мирчева считает имя перенесенным из писцовой записи протографа рукописи и отождествляет митр. Германа с болг. патриархом X в. Германом (Гавриилом). Но это представляется невероятным потому, что писцы, повторяя послесловия своих предшественников, обычно заменяют именно персоналии, а дату могут оставить прежней (см., напр.: Мошкова Л. В., Турилов А. А. Плоды ливанского кедра. М., 2003. С. 48-51). Более обоснованно мнение Дылевского и составителей свода записей болг. писцов, считающих митр. Германа главой неустановленной болг. епархии в 1359 г.

Как единое целое «Г. с.» не издан, однако мн. входящие в него тексты опубликованы (обычно с фотовоспроизведением).

Изд.: Kaluzniacki E. Aus der panegyrischen Literatur der Südslaven. W., 1901 [Житие прп. Параскевы]; Климент Охридски. Похвално слово за св. архангели Михаил и Гавриил // Слова и поучения. София, 1970. С. 71-76; Иоан Екзарх Български. Слово за Преображение и Похвала за Иоан Богослов // Слова. София, 1971. Т. 1; Иванова-Мирчева Д., Икономова Ж. Хомилията на Епфаний за слизанието в ада: (Неизв. старобълг. превод). София, 1975.
Лит.: Jufu J. Sbornicul lui German // Ortodoxia. Bucur., 1960. N 2. P. 253-279; Иванова-Мирчева Д. Германов сборник: Български писмен паметник от X в. в препис от 1359 г. // Български език. 1965. № 4/5. С. 309-314; она же. За архаичността на Германовия сборник - старобългарски писмен паметник от X в. // Там же. 1966. № 5. С. 495-310; она же. Из старобългарския хомилиар: (Новооткрити преписи) // Константин-Кирил Философ: Юбил. сб. по случай 1100-годишнината от смъртта му. София, 1969. С. 309-314; Мирчев К. Неизвестен препис на Климентовия слово за архангелите Михаил и Гавриил // Български език. 1966. № 5. С. 421-439; Дилевски Н. Към въпроса за произхода на Германовия сборник от 1359 г. // Там же. 1967. № 4. С. 305-322; СтБЛ. С. 105-106.
А. А. Турилов
Ключевые слова:
«Германов сборник», среднеболгарский пергаменный кодекс Болгарский язык Палеография славянская Книги рукописные славянские Памятники письменности Болгарская Православная Церковь. Духовное просвещение
См.также:
БОЛОНСКАЯ ПСАЛТИРЬ памятник болг. книгописания
«ЗОГРАФСКИЕ ЛИСТКИ» 2 пергаменных листа XI в., один из древнейших памятников кириллической письменности
ЗОГРАФСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ -тетр, старослав. (древнеболг.) кодекс, одна из частей к-рого является древнейшим памятником слав. глаголической письменности
«КИЕВСКИЕ ЛИСТКИ» один из древнейших памятников старославянского языка и глаголической письменности (X - нач. XI в.)
АГАФОН (1-я пол. XVI в.), свящ. ц. Гурия, Самона и Авива при соборе Св. Софии в Новгороде
АНДРОНИКОВО ЕВАНГЕЛИЕ иллюминированная рукопись, 1-я четв. XV в.
АНИКИЕВСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ литургическое Евангелие тетр, XV в.
АНОНИМНАЯ ГОМИЛИЯ (до 885), поучение в составе глаголического триодного Торжественника XI в.
БАРДИН Антон Иванович († 1841), московский мещанин, антиквар, фальсификатор древ. слав. рукописей
БАРСОВСКАЯ ПАЛЕЯ бумажн. кодекс новгородского происхождения нач. XV в.
БЕРЛИНСКИЙ СБОРНИК пергамен. кодекс XIV в.
«БЕСЕДА О СВЯТЫНЯХ ЦАРЬГРАДА» литер. памятник новгородского происхожд., предположительно нач. XV в.