Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГЕОРГИЙ
10, С. 658-662 опубликовано: 4 декабря 2010г.


ГЕОРГИЙ

(IX в.), свт. (пам. греч. 29 дек.), еп. Никомидийский. Был диаконом и хартофилаком храма Св. Софии в К-поле. Современник и друг патриарха К-польского свт. Фотия; сохранилась их переписка (RegPatr. Vol. 1. Fasc. 2. N 549). В 860 г. был рукоположен во епископа. Через нек-рое время оставил кафедру и отправился в ссылку вместе со свт. Фотием. Время кончины Г. неизвестно. В Синаксаре К-польской ц. память Г. отмечена под 29, 30, 31 дек.

Г.- автор церковных песнопений, служб и ок. 170 гомилий: на Великие пятницу и субботу, Косме и Дамиану (изд.: PG. 100. Col. 1336-1528). Особенно выделяются богородичные темы, к-рым посвящен цикл различных Слов: на прав. Анну, 3 Слова на Зачатие Богородицы, на Рождество Богоматери, 4 Слова на Введение во храм Пресв. Богородицы (по всей видимости, Г. активно участвовал в распространении праздника - см.: Bouvy E. La fête de l' Εἴσοδος ou de la Présentation de la Vierge au Temple dans l'Église grecque // Bessarione. R., 1896/1897. Vol. 1. P. 555-562), на Благовещение, на прав. Иосифа и Богоматерь, на Сретение, на стояние Богоматери у Креста (в рукописях сохр. древний слав. перевод) и на Успение. Ему же, видимо, следует приписывать авторство повествования о ризе Богоматери с описанием избавления К-поля от «варварской» (рус.) угрозы в 864 г. и энкомий ризе и поясу Богоматери. Множество энкомиев посвящено различным святым (см.: BHG. T. 3. P. 254). Г. считается автором Жития прп. Саввы и энкомия свт. Николаю (изд.: Anrich G. Hagios Nikolaos. Lpz., 1913. Bd. 1. S. 92-96; 1917. Bd. 2. S. 162-163, 356-358). В рукописной традиции творения Г. часто усваивают др. известным авторам, напр. свт. Афанасию Великому, прп. Андрею Критскому. Изобилующие риторикой творения Г., по оценке С. Пападопулоса, не имеют высокого лит. достоинства.

Свт. Георгий, еп. Никомидийский. Икона. XVI в. (Византийский музей. Афины)
Свт. Георгий, еп. Никомидийский. Икона. XVI в. (Византийский музей. Афины)

Свт. Георгий, еп. Никомидийский. Икона. XVI в. (Византийский музей. Афины)
С Г., с большой долей вероятности, следует отождествить автора различных гимнографических произведений: самогласнов, кондаков, канонов и ирмосов, надписанных именем Георгий. Нек-рые из них затрагивают темы гомилий Г. Самогласны Г. включают 3 литийные стихиры на праздник Введения во храм Пресв. Богородицы, 21 нояб. (они же повторяются в предпразднство и попразднство Введения; 2-я - также на Собор арх. Михаила, 8 нояб.); хвалитную стихиру отцам I Вселенского Собора, в Неделю 7-ю по Пасхе (стихира повторяется в др. последованиях Вселенским Соборам: по греч. книгам - в неделю от 13 до 19 июля, по слав. книгам - в неделю, ближайшую к 16 июля, и 11 окт.); 3 литийные стихиры свт. Иоанну Златоусту, 13 нояб.; возможно, также стиховную стихиру вмц. Христине, 24 июля.

Г. принадлежит кондак на Введение 4-го гласа (1-й проимий: ῾Ο καθαρώτατος ναὸς τοῦ Σωτήρος̇ (   ), подобен:     ; 2-й проимий: Εὐφροσύνης σήμερον ἡ οἰκουμένη̇ (   ), подобен:     ; 1-й икос: Τῶν ἀπορρήτων τοῦ Θεοῦ καὶ θείων μυστηρίων̇ (     ), подобен:   ; акростих: Τοῦ ταπεινοῦ Γεωργίου ὕμνος (Песнь смиренного Георгия)). В печатных богослужебных книгах в последовании 21 нояб. до наст. времени сохраняются 1-й проимий и 1-й икос кондака, в последовании 20 нояб.- 2-й проимий и 2-й икос; полностью кондак опубликован в кн.: Pitra. Analecta Sacra. Vol. 1. P. 275-283. Возможно, Г. принадлежит также кондак на Зачатие Богородицы, 9 дек., акростих: ᾿Ωιδή (Песнь) (Ibid. P. 658-661; вероятно, это лишь часть утраченного текста). Еще для одного кондака, на Воскрешение Лазаря (Ibid. P. 473-475; ср.: BZ. 1897. Bd. 6. S. 378-379), авторство Г. подвергается сомнению.

Но более всего Г. известен как автор множества канонов, что подтверждает и его синаксарь, где Г. назван «творцом канонов». Сохранилось более 200 канонов, связанных с именем Г., из них только 17 вошли в совр. печатные богослужебные книги. Как правило, имя автора в род. падеже - Γεωργίου - составляет акростих, проходящий через богородичны. Как исключения рассматриваются случаи, когда имя Г. входит в состав метрического акростиха и упомянуто только в рубрике или на полях рукописи: тогда авторство должно или подтверждаться др. данными, или подвергаться сомнению. Помимо характерного акростиха в богородичнах каноны могут содержать: метрический акростих, чаще всего визант. 12-сложник, перекликающийся с темой праздника или именем святого и использующий характерные выражения: πόθῳ (или πόθων) γεραίρω, σέβω, ὑμνῶ, τιμῶ, μέλπω (любовию славлю, чту, пою: 104 канона), или алфавитный акростих Α-Ω (16 канонов); остальные каноны акростихованы только в богородичнах. Автор равным образом сочиняет каноны со 2-й песнью (48 канонов) и без нее: в первом случае в акростихе богородичнов, как правило, удваивается или ε (во 2-й и 3-й песнях), или υ (в 8-й и 9-й песнях).

Несмотря на столь различные характеристики канонов, они имеют общие стилистические черты: отсутствие исторической конкретики, общеэнкомиастическая направленность, тематическая перекличка в соответствующих богородичнах разных канонов (но букв. повторы - редкие исключения). Первые тропари канона почти всегда содержат обращение автора ко Господу, говорят о благодати Св. Духа или о разнообразных проявлениях Божественного света или строятся вокруг слова σήμερον. Наиболее характерно для Г. совмещение неск. тем в одном каноне при совпадении дней памяти святого с предпразднством, попразднством или днями памяти др. святого. На авторство Г., по крайней мере для большинства канонов, указывают тематические пересечения с его гомилиями и биографическими данными, с одной стороны, и стилистическое единство - с другой. Исчезновение более 90% канонов Г. из богослужебной практики объясняется вытеснением их гимнографией еще более плодовитого песнописца - Иосифа, превзошедшего своего современника Г. популярностью у последующих поколений. Одновременно с вытеснением канонов Г. становится редкостью и совмещение неск. тем в одном каноне.

Циклы канонов

Каноны Г. № 1-5 (нумерация носит условный характер) на Введение Богородицы во храм образуют своеобразный цикл канонов (везде, где не оговаривается отдельно, акростих - имя автора в богородичнах):

№ 1 на предпразднство Введения, мч. Дасию и прп. Григорию Декаполиту, 20 нояб., 1-го гласа; акростих: Πύλας ἀνοίγει τῇ Θεοῦ ναὸς πύλῃ χαίρων (Врата отверзает храм Божией Двери, радуясь), в каждой песни даны по 2 тропаря предпразднства, 1 мученику, 1 преподобному, 1 богородичен (в печатные богослужебные книги канон не вошел; текст опубл. в AHG. T. 3. P. 465-477).

№ 2 на Введение, сохраняющийся в печатных книгах под 21 нояб., 4-го гласа; акростих в 1-7-й песнях: Σὺ τὴ<ν χάρι>ν Δέσποινα τῷ λόγῳ δίδου (Ты благодать, Владычице, слову даждь), в 8-й песни прямой, в 9-й обратный алфавитный построчный акростих, 2-я песнь в печатных книгах выпала, ирмосы, кроме 8-го и 9-го, взяты из Успенского канона прп. Иоанна Дамаскина с заменами нек-рых выражений согласно теме праздника, алфавитные акростихи и ирмосы в 8-й и 9-й песнях, а также диалогическая структура 8-й песни (свящ. Захарии и прав. Анны) заданы соответствующими песнями канона на Благовещение, приписываемыми также прп. Иоанну Дамаскину (к ним уже добавил 1-7-ю песни Феофан; отличаются лишь припевы, ирмосы исключены из акростиха тропарей). Отсутствие богородичнов с подписью автора можно объяснить тем, что в рукописях и книгах вместе с каноном «господина Георгия» помещается канон др. автора, подписанный в акростихе своих богородичнов - Β<α>σιλείου, также потерявший 2-ю песнь.

№ 3 на Введение, 21 нояб., 3-го гласа (не опубл., см.: Ταμεῖον. Σ. 101).

№ 4 на Введение, 21 нояб., 4-го гласа; акростих: ̀ρδβλθυοτεΑνο<ιξον ἡ>μῖν τὰς πύλας σοῦ Παρθένε. Γεωργίῳ (Отверзи нам Врата Твои, Дево. Георгию), 2-я песнь выпала (канон не опубл., см.: Ταμεῖον. Σ. 101).

№ 5 на попразднство Введения и мученикам Цецилии, Валериану и иным, 22 нояб., 2-го гласа (канон не опубл., см.: Ταμεῖον. Σ. 101).

Подобный цикл из 3 канонов посвящен и празднику Зачатия Богородицы (№ 6-8).

№ 6 на предпразднство Зачатия и прп. Патапию, 8 дек., 2-го гласа; акростих: Χαρᾶς ἀνοίγει Χριστὸς ἡμῖν τὰς πύλας (Радости отверзает Христос нам врата), в каждой песни даны по 2 тропаря предпразднству, 2 преподобному и 1 богородичен (канон сохр. только в греч. Минее).

№ 7 на Зачатие Богородицы и прав. Анне, 9 дек., 2-го гласа; акростих: ῾Η τὴ<ν Χα>ρὰν τέξουσα τίκτεται Κόρη (Девица, имеющая родить Радость, рождается), 2-я песнь выпала (канон сохр. только в греч. Минее).

№ 8 на попразднство Зачатия и мученикам Мине, Ермогену и Евграфу, 10 дек., 4-го гласа; в 1-й, 3-9-й песнях - по 2 тропаря попразднству, 2 мученикам, 1 богородичен, во 2-й песни - 1 тропарь предпразднству, 3 мученикам, 1 богородичен (в печатные книги канон не вошел; текст опубл. в кн.: AHG. T. 4. P. 218-229).

В состав современных греческих и славянских богослужебных книг

помимо № 2, 6 и 7 входят еще 14 канонов.

№ 9 прп. Пелагии, 8 окт., 4-го гласа; акростих: Πόθ<ῳ γερ>αίρω τὴν σοφὴν Πελλαγίαν (Любовию славлю мудрую Пелагию), 2-я песнь выпала.

№ 10 на предпразднство Рождества Христова и 10 мученикам Критским, 23 дек., 2-го гласа; каждый 1-й тропарь посвящен предпразднству и сохранился только в слав. Минее (греч. оригинал канона опубл. в ст.: Δετοράκης Θ. Ε. Γεωργίου Νικομηδείας ἀνέκδοτος κανὼν τῶν ἁγίων δέκα μαρτύρων τῆς Κρήτης // Νέα Χριστιανικὴ Κρήτη. Ρέθυμνον, ῾989. Τ. 1).

№ 11 вифлеемским младенцам и прп. Маркеллу, игум. обители Неусыпающих, 29 дек., 2-го гласа; в каждой песни - по 1 тропарю Рождеству Христову, 1 преподобному, 1 богородичен; в слав. Минее из канона оставлены только тропари празднику, преподобному и богородичны.

№ 12 свт. Тарасию К-польскому, 25 февр., 4-го гласа; акростих: Χαί<ρων> γεραίρω Ταράσιον τὸν μέγαν (Радуясь, славлю Тарасия великого); 2-я песнь выпала, богородичен 9-й песни заключает общий акростих (канон сохр. только в греч. Минее).

№ 13 прп. Герасиму Иорданскому, 4 марта, 4-го гласа; каждый 1-й тропарь посвящен не святому, а Великому посту (канон сохр. только в греч. Минее).

№ 14 мч. Савину, 16 марта, 4-го гласа, также с посвященными Великому посту первыми тропарями каждой песни (канон сохр. только в греч. Минее).

№ 15 свт. Марку Аретузийскому, диак. Кириллу и иже с ними, 29 марта, 1-го гласа (сохр. только в греч. Минее).

№ 16 сщмч. Артемону, 13 апр., 4-го гласа с алфавитным акростихом (канон сохр. только в слав. Минее).

№ 17 мц. Гликерии, 13 мая, 2-го гласа (сохр. только в греч. Минее, акростих в богородичнах полностью не выдержан).

№ 18 на Рождество Иоанна Предтечи, 24 июня, 4-го гласа; акростих: Κο<ι>νῆς Χ<α>ρᾶς <Π>ρόδρομον <ε>ὐφη<μ>ῶ πό<θ>ῳ (Общей радости Предтечу восхваляю любовию) (канон сохр. только в греч. Минее, из каждой песни исключено по 1 тропарю).

№ 19 на перенесение мощей сщмч. Фоки, 22 июля, 4-го гласа (канон сохранился только в греч. Минее, в 4-й и 7-й песнях исключено по 1 тропарю, богородичны 6-й и 7-й песней выпадают из акростиха).

№ 20 на положение пояса Богоматери, 31 авг., 4-го гласа; метрический акростих сохранился лишь частично (часть тропарей утрачена): Λιτα<...> ἰσχὺν Παρθένε (...силу, Дево); акростих в богородичнах 3, 5, 8 и 9-й песней содержит имя автора: <Γε>ω<ρ>γ<ίο>υυ, 2-я песнь выпала; в еще более урезанном виде - по 3 тропаря в каждой песни - этот канон повторен в последовании на положение ризы Богоматери во Влахерне, 2 июля.

№ 21 в Неделю о мытаре и фарисее, 2-го гласа.

№ 22 Богородице, 2-го гласа (опубл. в составе Нового Богородичника прп. Никодима Святогорца. Σ. 23-25).

В рим. изданиях греч. богослужебных книг XVIII в. помещено еще 3 канона.

№ 23 на положение ризы Богоматери во Влахерне, 2 июля, 4-го гласа; акростих: Τὴν σὴν πόθῳ Δέσποινα δοξάζω χάριν. Γεώργιος (Твою благодать, Владычице, любовию прославляю. Георгий).

№ 24 на Успение Богородицы, 15 авг., 4-го гласа.

№ 25 в субботу Светлой седмицы, 4-го гласа.

Каноны, опубликованные в составе Analecta Hymnica Graeca

(собрание канонов, не вошедших в печатные богослужебные книги; подготовлено в основном на материале южноиталийских рукописей).

Кроме № 1, 8 и 16 опубликованы еще 56 канонов.

№ 26 мч. Маманту, 2 сент.; № 27-29 на предпразднство Рождества Богородицы, 7 сент.; № 30 на зачатие Предтечи, 23 сент.; № 31 мч. Каллистрату, 27 сент.; № 32 мученицам Харитине и Мамелхве, 5 окт.; № 33 мученицам Зинаиде и Филонилле, 11 окт.; № 34 мученикам Прову, Тараху и Андронику, 12 окт.; № 35 мученикам еп. Карпу, диак. Папиле и иже с ними, 13 окт.; № 36 мученикам Назарию, Гервасию, Протасию и Келсию, 14 окт.; № 37 мч. Лонгину, сотнику, 16 окт.; № 38 вмч. Артемию, 20 окт.; № 39 мученицам Капитолине и Еротииде, 27 окт.; № 40 сщмч. Зиновию и мц. Зиновии, 30 окт.; № 41 сщмч. Маркиану, еп. Сиракузскому, 30 или 31 окт.; № 42 прп. Иоанникию, учителю Г. († 846), 4 нояб.; № 43 архангелам Михаилу и Гавриилу, 8 нояб.; № 44 свт. Николаю, 6 дек. (необычен акростих: все тропари каждой песни, включая богородичны, начинаются с соответствующей буквы имени автора: ΓΓΓΓΕΕΕΕΩΩΩΩΡΡΡΡΓΓΓΓΙΙΙΙΟΟΟΟΥΥΥΥ); № 45 мученикам Фирсу, Левкию и Каллинику, 14 дек.; № 46 сщмч. Елевферию, 15 дек.; № 47 мч. Марину, 16 дек. (с 14-сложным акростихом); № 48 прародителям Христовым, прор. Даниилу и 3 отрокам, 17 дек.; № 49 мч. Севастиану и прп. Флору, еп. Авийскому, 18 дек.; № 50 мученикам Прову, Арису, Евгению и Макарию, 19 дек.; № 51 мц. Иулиании Никомидийской, 21 дек.; № 52 мц. Анастасии, 22 дек.; № 53 на предпразднство Рождества Христова, 22 дек.; № 54 «ин канон» 10 мученикам Критским, 23 дек.; № 55-56 на предпразднство Богоявления и на предпразднство вместе с памятью свт. Сильвестра, папы Римского, 2 янв.; № 57 на предпразднство Богоявления, мч. Феону и прп. Синклитикию, 4 или 5 янв.; № 58 свт. Парфению Лампсакийскому, 7 февр.; № 59 - 40 мученикам Севастийским, 9 марта (прослеживается влияние кондака прп. Романа Сладкопевца); № 60 мч. Кодрату Коринфскому и иже с ним, 10 марта (1-й тропарь каждой песни канона посвящен Великому посту); № 61 мученикам двум Александрам и двум Дионисиям, 15 или 24 марта (1-й тропарь каждой песни канона посвящен Великому посту); № 62 мученицам Агапии, Ирине и Хионии, 16 апр.; № 63 ап. Иакову Зеведееву, 30 апр. (1-й тропарь каждой песни посвящен Воскресению Христову); № 64-65 свт. Афанасию Александрийскому, 2 мая (в первом каноне каждый 1-й тропарь посвящен Воскресению Христову; акростих 2-го, включая богородичны: Γεώργιος μέλποιμι σὴν πάτερ χάριν ([Я,] Георгий, да воспою твою, отче, благодать)); № 66 сщмч. Мокию, 11 мая; № 67 мученикам Петру, Дионисию, Христине, Андрею и Павлу и прор. Захарии, 17 или 18 мая; № 68 мч. Феодоту и 7 девам, 18 мая; № 69 мч. Фалалею, 20 мая; № 70 мч. Василиску, 22 мая; № 71 прп. исп. Исаакию Далматскому, 30 мая; № 72 сщмч. Евсевию Самосатскому, 22 июня; № 73-74 сщмч. Феодору Киринейскому и прав. Марфе, матери прп. Симеона Столпника младшего, 4 или 5 июля; № 75 мученикам Исавру, Перегрину и иже с ними, 6 или 7 июля; № 76 сщмч. Еразму Формийскому, 7 июля; № 77 мч. Прокопию Кесарийскому, 8 июля; № 78 священномученикам Ермолаю, Ермиппу и Ермократу, пресвитерам Никомидийским, 26 июля; № 79 мученикам Маккавеям, 1 авг. (прослеживается влияние гомилии свт. Григория Богослова - PG. 35. Col. 912-933); № 80 на предпразднство Преображения и мч. Евсигнию, 5 авг. (1-й тропарь каждой песни посвящен предпразднству); № 81 мч. Евплу, 11 или 12 авг. (атрибуция Г. указана только в рубрике одной рукописи, богородичны не сохр., но ирмосы и стиль зачина допускают эту атрибуцию); № 82 на Успение Богородицы и мч. Павлу, мц. Иулиании и проч., 17 авг. (по 2 тропаря празднику, по 1 мученикам, по 1 богородичну, также связанному с праздником).

3 канона Богородице (№ 83-85) изданы Э. Фольери (Follieri. 1962. Vol. 3. P. 52-63, 172-183, 186-195).

По рукописям

известны кроме уже упомянутых № 3, 4 и 5 еще 123 неизданных канона. № 86 сщмч. Анфиму Никомидийскому, 3 сент.; № 87 на попразднство Рождества Богородицы и мц. Минодоре и др., 10 сент.; № 88 сщмч. Автоному Италийскому, 12 сент.; № 89 на предпразднство Воздвижения и мч. Корнилию, сотнику, и др., 13 сент.; № 90 мц. Евфрасии, 18 сент.; № 91 мученикам Трофиму, Савватию и Доримедонту, 19 сент.; № 92 на преставление ап. Иоанна Богослова, 26 сент.; № 93 мч. Каллистрату и др., 27 сент.; № 94 сщмч. Андрею и мч. Стефану и проч., 20 окт.; № 95 мученикам Маркиану и Мартирию, нотариям, 25 окт.; № 96 прп. Иоанну Милостивому, 12 нояб.; № 97 мч. Азе, 19 или 20 нояб.; № 98 свт. Григорию Акрагантийскому, 23 нояб.; № 99 сщмч. Сисинию Кизическому, 23 нояб.; № 100 апостолам Архиппу, Филимону, Онисиму и мц. равноап. Апфии, 24 нояб.; № 101 вмц. Екатерине (возможно, не принадлежащий Г.), 24 нояб.; № 102 прп. Стефану Новому и мч. Иринарху, 28 нояб.; № 103 мученикам Косме и Дамиану, 1 или 29 нояб.; № 104 ап. Андрею Первозванному, 30 нояб.; № 105 мц. Варваре, 4 дек.; № 106 «ин канон» свт. Николаю, 6 дек.; № 107 мученикам Мине, Ермогену и Евграфу, 10 дек.; № 108 свт. Спиридону Тримифунтскому, 12 дек.; № 109 мч. Евстратию и др., 13 дек.; № 110 «ин канон» на предпразднство Рождества Христова, 22 дек.; № 111 на Собор Богоматери и сродников Христовых по плоти, 26 дек.; № 112 мученикам Никомидийским, 28 дек.; № 113 на попразднство Рождества Христова, 31 дек.; № 114 на предпразднство праздника Светов, 5 янв.; № 115-119 на Собор Иоанна Предтечи, 7 янв.; № 120 на попразднство праздника Светов, мч. Иулиану и мц. Василиссе, 8 янв.; акростих: Ιιουλιι-αανοο-νν μαρρ-ττυρωω-νν μελλ-ππω κκ-λλεοςς, Γγεωρρ-γγιοςς (Иулиана, хвалу мучеников, воспеваю. Георгий), в богородичнах: Γ<ε>ωργίου (анализ акростиха и структуры канона показывает, что к первоначальному канону мч. Иулиану были приписаны впереди тропари попразднству, а после них - мц. Василиссе с удвоением соответствующих букв акростиха; имя автора входит в оба акростиха); № 121 на попразднство праздника Светов и мученикам Ермилу и Стратонику, 13 янв.; № 122 прпмч. Пансофию и прп. Иоанну Кущнику, 15 янв.; № 123 прпмч. Анастасию Персянину, 22 янв.; № 124 мч. Неофиту, 21 или 24 янв.; № 125 на перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста, 27 янв.; № 126-127 на перенесение мощей сщмч. Игнатия Богоносца, 29 янв.: 1-й - с метрическим акростихом, 2-й - с алфавитным; № 128 мученикам Силуану и Лукию, 8 февр.; № 129 свт. Никифору, 9 февр.; № 130 сщмч. Власию Севастийскому, 11 февр.; № 131 прп. Мартиниану, 13 февр.; № 132 великомученикам Феодору Тирону и Феодору Стратилату, 17 февр., с 16-сложным акростихом: Θεοδώρων εἷς ὕμνος ἀθλητῶν δύο Γεωργίου (Феодоров, подвижников двух, одна песнь - Георгия); № 133 мученикам Максиму, Феодоту, Асклепиодоту и Исихию, 19 февр.; № 134 ап. Архиппу, 19 или 20 февр.; № 135 свт. Евстафию Антиохийскому, 21 или 22 февр.; № 136 прп. Порфирию Газскому, 26 февр.; № 137 мученикам Евтропию, Клеонику и Василиску, 3 марта; № 138 - 42 мученикам Аморейским, 6 марта; № 139 на Благовещение Пресв. Богородицы, 25 марта; № 140 на Собор арх. Гавриила, 26 марта; № 141 прп. Илариону Новому, 28 или 29 марта; № 142 мч. Феофилу, 31 марта; № 143-144 прп. Марии Египетской, 1 апр.; № 145 мученикам Феодулу и Агафоподу, 5 апр.; № 146 мч. Африкану и проч., 10 апр.; № 147 сщмч. Антипе Пергамскому, 11 апр.; № 148 сщмч. Симеону Персидскому и иже с ним, 21 апр.; № 149 прп. Феодору Сикеоту, 2 или 22 апр.; № 150 сщмч. Василию Амасийскому, 26 апр.; № 151 прп. Симеону Новому, столпнику, и Георгию, брату его, 27 апр.; № 152-153 ап. Иасону, 28 апр.; № 154 ап. и сщмч. Симеону, сроднику Господню, 27 или 29 апр.; № 155 мученикам Авдию и Авдиисусу, 17 мая; № 156 сщмч. Ферапонту, 27 мая; № 157 мученикам Иустину Философу и иже с ним, 1 июня; № 158 свт. Митрофану К-польскому, 4 июня; № 159 сщмч. Дорофею Тирскому, 6 июня; № 160 мученицам Зинаиде, Мамелхфе и 5 девам, 5 или 6 июня; № 161 на перенесение мощей вмч. Феодора Стратилата, 8 июня; № 162 мученикам Никандру и Маркиану, 5 или 8 июня; № 163 сщмч. Гликерию, 9 июня; № 164 прп. Онуфрию, 12 июня; № 165 мц. Акилине, 13 июня; № 166-167 мученикам Мануилу, Савелу и Измаилу (акростих 1-го канона: Μανουὴλ, Σαβὲλ, ᾿Ισμαὴλ σέβω πόθῳ (Мануила, Савела, Измаила чту любовию), с именем автора в акростихе богородичнов; акростих 2-го канона: ᾿Ωδὴ πενιχρὰ μάρτυσιν Γεωργίου (Песнь скудная Георгия мученикам), с именем автора в метрическом акростихе); № 168 мч. Зосиме, 19 июня; № 169 мч. Асинкриту и иже с ним, 20 июня; № 170 мученикам Иусту и Дуле, 20 июня; № 171 на Рождество Иоанна Предтечи, 24 июня; № 172 преподобным Иоанну Готфскому и Давиду Солунскому, 26 июня; № 173 прп. Сампсону Странноприимцу, 27 июня; № 174 мученикам Косме и Дамиану, 1 июля, акростих: Χρυσ<ὴν γερ>αίρω τὴν ᾿Αναργύρων χάριν. Γεώργιος (Златую славлю бессребреников благодать. Георгий); № 175 «ин канон» на положение ризы Богоматери во Влахерне, 2 июля, гл. 4; № 176 - 45 мученикам в Никополе Армянском, 10 июля; № 177 вмц. Евфимии, 11 июля; № 178 мученикам Проклу и Иларию, 12 июля; № 179 мц. Голиндухе-Марии, 12 июля; № 180 мч. Серапиону, 13 июля; № 181 на Собор арх. Гавриила, 13 июля; № 182 мч. Кирику и мц. Иулитте, матери его, 15 июля; № 183 сщмч. Афиногену, 16 июля; № 184 мч. Емилиану, 18 июля; № 185 сщмч. Иакинфу, 18 июля; № 186 прп. Дию-чудотворцу, игум. К-польскому, 19 июля; № 187 прор. Илии, 20 июля; № 188 преподобным Симеону и Иоанну, 21 июля; № 189 священномученикам Аполлинарию Равеннскому и Виталию Римскому, 23 июля; № 190 мученикам Анатолию и Христине, 24 июля; № 191 вмч. Пантелеимону, 27 июля; № 192 мч. Каллинику, 29 июля, акростих 16-сложный: Πόθῳ γεραίρω Καλλίνικον τὸν μέγαν. Γεώργιος (Любовию славлю Каллиника великого. Георгий); № 193-194 на Происхождение честных древ Креста Господня от дворца ко граду, 31 июля; № 195 7 отрокам Ефесским, 2 или 4 авг.; № 196 на перенесение мощей первомч. Стефана, 2 авг.; № 197 прп. Далмату, 2 или 3 авг.; № 198 мч. Елевферию, 5 или 8 авг.; № 199-200 на предпразднство Успения, 14 авг., с алфавитным и метрическим акростихами; № 201 на попразднство Успения, 17 авг.; № 202 на попразднство Успения и мученикам Флору и Лавру, 18 авг., гл. 4; № 203 на попразднство Успения, 19 авг.; № 204 на попразднство Успения и мч. Андрею Стратилату, 19 авг.; № 205 на попразднство Успения, 21 авг.; № 206 на попразднство Успения и мч. Агафонику, 22 авг.; № 207 вмч. Адриану 2-му, при Ликинии пострадавшему, 26 авг.; № 208 на Усекновение главы Иоанна Предтечи, 29 авг.; № 209 «ин канон» на положение пояса Богоматери, 31 авг., с метрическим акростихом: Ζώνην γεραίρω τῆς πανάγνου Παρθένου (Пояс славлю Пречистой Девы). Архиеп. Филарет (Гумилевский) сообщает еще об одном неизданном каноне (№ 210) Богоматери (Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 289).

Весьма сомнительно авторство Г. для канона на предпразднство Благовещения, 24 марта. В греч. богослужебных книгах канон назван творением Г. или Феофана, в слав.- Феофана. Акростиха нет ни в тропарях, ни в богородичнах. Стиль нехарактерен для Г. Ошибка атрибуции возникла уже в рукописях от соседства этого канона с каноном Г. того же гласа и ирмоса на 24 марта.

Исключено авторство Г. для канона свт. Григорию Паламе во 2-ю Неделю Великого поста, его автором является, вероятно, патриарх Филофей Коккин (по всей видимости, богородичны с акростихом Γεωργίου были в полном составе позаимствованы сюда из какого-то канона Г.), а также для канона ап. Филимону, 22 нояб. (богородичны с акростихом Γεωργίου, напечатанные в составе этого канона (кроме 9-й песни) в рим. издании Минеи, чужеродны этому тексту, имеющему собственные богородичны, входящие в метрический акростих, содержащий имя автора - Иосиф).

Именем Г. надписаны также ирмосы Сретению Господню, 4-го гласа: ῾Ο πάραδοξα ποιήσας τέρατα (Сотворивший необычайные чудеса) (опубл. митр. Софронием (Евстратиадисом) - Εἱρμολόγιον. Chennevières-sur-Marne, 1932. N 156. (῾Αγιορειτικὴ βιβλιοθήκη; 9)).

Ист.: SynCP. Col. 356, 357, 360; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 2. Σ. 437-438.
Лит.: Aubert R. Georges de Nicomedie // DHGE. T. 20. Col. 646; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 91; Émereau C. Hymnographi byzantini // EO. 1923. P. 424-428; Follieri E. Un Theotocarion marciano del sec. XIV // Archivio italiano per la «Storia della pietà». Vat., 1962. Vol. 1. P. 260-262; Vol. 3. P. 52-63, 172-183, 186-195; eadem. Problemi di innografia bizantina // Actes du XIIe Congr. Intern. d. Études Byzantines. Belgrad, 1964. Vol. 2. P. 311-325; Παπαδόπουλος Σ. Γεώργιος, ὁ μητροπολίτης τῆς ἐν Βιθυνίᾳ Νικομηδείας // ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 463-464; Szövérffy. Hymnography. Vol. 2. P. 38-40 [Библиогр.]; Janin R. Giorgio il Giovane // BiblSS. Vol. 6. Col. 537.
Диак. Михаил Асмус
Ключевые слова:
Святители Греческих Православных Церквей Гимнографы византийские Святые Греческих Православных Церквей Святые неразделенной Церкви Епископы Древней Церкви (I в. — 1054 г.) Епископы Константинопольской Православной Церкви Церковное пение византийское Святители неразделенной Церкви Георгий (IX в.), епископ Никомидийский, святитель (пам. греч. 29 дек.) Музыка. История. Византийская и поствизантийская традиция
См.также:
АРТЕМОН (Артемий; I в.), еп., свт. (пам. 24 марта, греч. 22 марта)
АФАНАСИЙ (Х в.), еп. Коринфский, свт. (пам. греч. 4, 5 мая)
АФАНАСИЙ (825-900), еп. Мефонский, свт. (пам. греч. 31 янв., 10 дек.)
АФАНАСИЙ (IV в.), еп. Хитрский, свт.
ГРИГОРИЙ (331/5 - ок. 394), еп. Нисский, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 10 янв.)
ЕВСТАФИЙ еп. Антиохийский, свт. (пам. 21 февр., пам. греч. 23 авг.), отец Церкви
АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.)
АНТИПАТР еп. Бостры Аравийск., свт. (пам. греч. и пам. зап.13 июня)
АФАНАСИЙ I ВЕЛИКИЙ (ок. 295 - 373), еп. Александрийский (с 328 г.), свт. ( пам. 18 янв., 2 мая)
ВАРСИС († 378), еп. Эдесский, свт. (пам. 25 авг., сир. 12 янв., греч. 15 окт., зап. 30 янв.)
ГРИГОРИЙ ЧУДОТВОРЕЦ (ок. 213), еп. Неокесарийский. свт., (пам. 17 нояб)
ЗОСИМА (ок. 570-662), еп. г. Сиракузы на о-ве Сицилия (с 648), свт. (пам. зап. 30 марта; пам. греч. 21 янв., 28 марта)
АВКСИВИЙ († ок. 102), еп. Солийский, свт. (пам. греч. 17 или 19 февр.)
АВРААМ (474-557 или 558), еп. Кратейский, свт. (пам. греч. 6 или 7 дек.)
АНАТОЛИЙ († ок. 282), еп. Лаодикийский, свт., (пам. греч. 3 июля)
АПОЛЛИНАРИЙ († 75), еп. Равенны, сщмч. (пам. 23 июля)
АРКАДИЙ (IV или VII в.), еп. Арсинои Кипрской, свт. (пам. греч. 29 апр.)
АРКАДИЙ И НЕСТОР (IV в.), святители, епископы Тримифунтские (пам. греч. 7 мр., зап. 4 мр.)
АРТЕМИЙ († 405), еп. Арверна, свт. (пам. зап. 24 янв.)
АРХЕЛАЙ († ок. 280), еп., свт. (пам. зап. 26 дек.)