(IX в.), свт. (пам. греч. 29 дек.), еп. Никомидийский. Был диаконом и хартофилаком храма Св. Софии в К-поле. Современник и друг патриарха К-польского свт. Фотия; сохранилась их переписка (RegPatr. Vol. 1. Fasc. 2. N 549). В 860 г. был рукоположен во епископа. Через нек-рое время оставил кафедру и отправился в ссылку вместе со свт. Фотием. Время кончины Г. неизвестно. В Синаксаре К-польской ц. память Г. отмечена под 29, 30, 31 дек.
Г.- автор церковных песнопений, служб и ок. 170 гомилий: на Великие пятницу и субботу, Косме и Дамиану (изд.: PG. 100. Col. 1336-1528). Особенно выделяются богородичные темы, к-рым посвящен цикл различных Слов: на прав. Анну, 3 Слова на Зачатие Богородицы, на Рождество Богоматери, 4 Слова на Введение во храм Пресв. Богородицы (по всей видимости, Г. активно участвовал в распространении праздника - см.: Bouvy E. La fête de l' Εἴσοδος ou de la Présentation de la Vierge au Temple dans l'Église grecque // Bessarione. R., 1896/1897. Vol. 1. P. 555-562), на Благовещение, на прав. Иосифа и Богоматерь, на Сретение, на стояние Богоматери у Креста (в рукописях сохр. древний слав. перевод) и на Успение. Ему же, видимо, следует приписывать авторство повествования о ризе Богоматери с описанием избавления К-поля от «варварской» (рус.) угрозы в 864 г. и энкомий ризе и поясу Богоматери. Множество энкомиев посвящено различным святым (см.: BHG. T. 3. P. 254). Г. считается автором Жития прп. Саввы и энкомия свт. Николаю (изд.: Anrich G. Hagios Nikolaos. Lpz., 1913. Bd. 1. S. 92-96; 1917. Bd. 2. S. 162-163, 356-358). В рукописной традиции творения Г. часто усваивают др. известным авторам, напр. свт. Афанасию Великому, прп. Андрею Критскому. Изобилующие риторикой творения Г., по оценке С. Пападопулоса, не имеют высокого лит. достоинства.
С Г., с большой долей вероятности, следует отождествить автора различных гимнографических произведений: самогласнов, кондаков, канонов и ирмосов, надписанных именем Георгий. Нек-рые из них затрагивают темы гомилий Г. Самогласны Г. включают 3 литийные стихиры на праздник Введения во храм Пресв. Богородицы, 21 нояб. (они же повторяются в предпразднство и попразднство Введения; 2-я - также на Собор арх. Михаила, 8 нояб.); хвалитную стихиру отцам I Вселенского Собора, в Неделю 7-ю по Пасхе (стихира повторяется в др. последованиях Вселенским Соборам: по греч. книгам - в неделю от 13 до 19 июля, по слав. книгам - в неделю, ближайшую к 16 июля, и 11 окт.); 3 литийные стихиры свт. Иоанну Златоусту, 13 нояб.; возможно, также стиховную стихиру вмц. Христине, 24 июля.
Г. принадлежит кондак на Введение 4-го гласа (1-й проимий: ῾Ο καθαρώτατος ναὸς τοῦ Σωτήρος̇ ( ), подобен: ; 2-й проимий: Εὐφροσύνης σήμερον ἡ οἰκουμένη̇ ( ), подобен: ; 1-й икос: Τῶν ἀπορρήτων τοῦ Θεοῦ καὶ θείων μυστηρίων̇ ( ), подобен: ; акростих: Τοῦ ταπεινοῦ Γεωργίου ὕμνος (Песнь смиренного Георгия)). В печатных богослужебных книгах в последовании 21 нояб. до наст. времени сохраняются 1-й проимий и 1-й икос кондака, в последовании 20 нояб.- 2-й проимий и 2-й икос; полностью кондак опубликован в кн.: Pitra. Analecta Sacra. Vol. 1. P. 275-283. Возможно, Г. принадлежит также кондак на Зачатие Богородицы, 9 дек., акростих: ᾿Ωιδή (Песнь) (Ibid. P. 658-661; вероятно, это лишь часть утраченного текста). Еще для одного кондака, на Воскрешение Лазаря (Ibid. P. 473-475; ср.: BZ. 1897. Bd. 6. S. 378-379), авторство Г. подвергается сомнению.
Но более всего Г. известен как автор множества канонов, что подтверждает и его синаксарь, где Г. назван «творцом канонов». Сохранилось более 200 канонов, связанных с именем Г., из них только 17 вошли в совр. печатные богослужебные книги. Как правило, имя автора в род. падеже - Γεωργίου - составляет акростих, проходящий через богородичны. Как исключения рассматриваются случаи, когда имя Г. входит в состав метрического акростиха и упомянуто только в рубрике или на полях рукописи: тогда авторство должно или подтверждаться др. данными, или подвергаться сомнению. Помимо характерного акростиха в богородичнах каноны могут содержать: метрический акростих, чаще всего визант. 12-сложник, перекликающийся с темой праздника или именем святого и использующий характерные выражения: πόθῳ (или πόθων) γεραίρω, σέβω, ὑμνῶ, τιμῶ, μέλπω (любовию славлю, чту, пою: 104 канона), или алфавитный акростих Α-Ω (16 канонов); остальные каноны акростихованы только в богородичнах. Автор равным образом сочиняет каноны со 2-й песнью (48 канонов) и без нее: в первом случае в акростихе богородичнов, как правило, удваивается или ε (во 2-й и 3-й песнях), или υ (в 8-й и 9-й песнях).
Несмотря на столь различные характеристики канонов, они имеют общие стилистические черты: отсутствие исторической конкретики, общеэнкомиастическая направленность, тематическая перекличка в соответствующих богородичнах разных канонов (но букв. повторы - редкие исключения). Первые тропари канона почти всегда содержат обращение автора ко Господу, говорят о благодати Св. Духа или о разнообразных проявлениях Божественного света или строятся вокруг слова σήμερον. Наиболее характерно для Г. совмещение неск. тем в одном каноне при совпадении дней памяти святого с предпразднством, попразднством или днями памяти др. святого. На авторство Г., по крайней мере для большинства канонов, указывают тематические пересечения с его гомилиями и биографическими данными, с одной стороны, и стилистическое единство - с другой. Исчезновение более 90% канонов Г. из богослужебной практики объясняется вытеснением их гимнографией еще более плодовитого песнописца - Иосифа, превзошедшего своего современника Г. популярностью у последующих поколений. Одновременно с вытеснением канонов Г. становится редкостью и совмещение неск. тем в одном каноне.
Каноны Г. № 1-5 (нумерация носит условный характер) на Введение Богородицы во храм образуют своеобразный цикл канонов (везде, где не оговаривается отдельно, акростих - имя автора в богородичнах):
№ 1 на предпразднство Введения, мч. Дасию и прп. Григорию Декаполиту, 20 нояб., 1-го гласа; акростих: Πύλας ἀνοίγει τῇ Θεοῦ ναὸς πύλῃ χαίρων (Врата отверзает храм Божией Двери, радуясь), в каждой песни даны по 2 тропаря предпразднства, 1 мученику, 1 преподобному, 1 богородичен (в печатные богослужебные книги канон не вошел; текст опубл. в AHG. T. 3. P. 465-477).
№ 2 на Введение, сохраняющийся в печатных книгах под 21 нояб., 4-го гласа; акростих в 1-7-й песнях: Σὺ τὴ<ν χάρι>ν Δέσποινα τῷ λόγῳ δίδου (Ты благодать, Владычице, слову даждь), в 8-й песни прямой, в 9-й обратный алфавитный построчный акростих, 2-я песнь в печатных книгах выпала, ирмосы, кроме 8-го и 9-го, взяты из Успенского канона прп. Иоанна Дамаскина с заменами нек-рых выражений согласно теме праздника, алфавитные акростихи и ирмосы в 8-й и 9-й песнях, а также диалогическая структура 8-й песни (свящ. Захарии и прав. Анны) заданы соответствующими песнями канона на Благовещение, приписываемыми также прп. Иоанну Дамаскину (к ним уже добавил 1-7-ю песни Феофан; отличаются лишь припевы, ирмосы исключены из акростиха тропарей). Отсутствие богородичнов с подписью автора можно объяснить тем, что в рукописях и книгах вместе с каноном «господина Георгия» помещается канон др. автора, подписанный в акростихе своих богородичнов - Β<α>σιλείου, также потерявший 2-ю песнь.
№ 3 на Введение, 21 нояб., 3-го гласа (не опубл., см.: Ταμεῖον. Σ. 101).
№ 4 на Введение, 21 нояб., 4-го гласа; акростих: ̀ρδβλθυοτεΑνο<ιξον ἡ>μῖν τὰς πύλας σοῦ Παρθένε. Γεωργίῳ (Отверзи нам Врата Твои, Дево. Георгию), 2-я песнь выпала (канон не опубл., см.: Ταμεῖον. Σ. 101).
№ 5 на попразднство Введения и мученикам Цецилии, Валериану и иным, 22 нояб., 2-го гласа (канон не опубл., см.: Ταμεῖον. Σ. 101).
Подобный цикл из 3 канонов посвящен и празднику Зачатия Богородицы (№ 6-8).
№ 6 на предпразднство Зачатия и прп. Патапию, 8 дек., 2-го гласа; акростих: Χαρᾶς ἀνοίγει Χριστὸς ἡμῖν τὰς πύλας (Радости отверзает Христос нам врата), в каждой песни даны по 2 тропаря предпразднству, 2 преподобному и 1 богородичен (канон сохр. только в греч. Минее).
№ 7 на Зачатие Богородицы и прав. Анне, 9 дек., 2-го гласа; акростих: ῾Η τὴ<ν Χα>ρὰν τέξουσα τίκτεται Κόρη (Девица, имеющая родить Радость, рождается), 2-я песнь выпала (канон сохр. только в греч. Минее).
№ 8 на попразднство Зачатия и мученикам Мине, Ермогену и Евграфу, 10 дек., 4-го гласа; в 1-й, 3-9-й песнях - по 2 тропаря попразднству, 2 мученикам, 1 богородичен, во 2-й песни - 1 тропарь предпразднству, 3 мученикам, 1 богородичен (в печатные книги канон не вошел; текст опубл. в кн.: AHG. T. 4. P. 218-229).
помимо № 2, 6 и 7 входят еще 14 канонов.
№ 9 прп. Пелагии, 8 окт., 4-го гласа; акростих: Πόθ<ῳ γερ>αίρω τὴν σοφὴν Πελλαγίαν (Любовию славлю мудрую Пелагию), 2-я песнь выпала.
№ 10 на предпразднство Рождества Христова и 10 мученикам Критским, 23 дек., 2-го гласа; каждый 1-й тропарь посвящен предпразднству и сохранился только в слав. Минее (греч. оригинал канона опубл. в ст.: Δετοράκης Θ. Ε. Γεωργίου Νικομηδείας ἀνέκδοτος κανὼν τῶν ἁγίων δέκα μαρτύρων τῆς Κρήτης // Νέα Χριστιανικὴ Κρήτη. Ρέθυμνον, ῾989. Τ. 1).
№ 11 вифлеемским младенцам и прп. Маркеллу, игум. обители Неусыпающих, 29 дек., 2-го гласа; в каждой песни - по 1 тропарю Рождеству Христову, 1 преподобному, 1 богородичен; в слав. Минее из канона оставлены только тропари празднику, преподобному и богородичны.
№ 12 свт. Тарасию К-польскому, 25 февр., 4-го гласа; акростих: Χαί<ρων> γεραίρω Ταράσιον τὸν μέγαν (Радуясь, славлю Тарасия великого); 2-я песнь выпала, богородичен 9-й песни заключает общий акростих (канон сохр. только в греч. Минее).
№ 13 прп. Герасиму Иорданскому, 4 марта, 4-го гласа; каждый 1-й тропарь посвящен не святому, а Великому посту (канон сохр. только в греч. Минее).
№ 14 мч. Савину, 16 марта, 4-го гласа, также с посвященными Великому посту первыми тропарями каждой песни (канон сохр. только в греч. Минее).
№ 15 свт. Марку Аретузийскому, диак. Кириллу и иже с ними, 29 марта, 1-го гласа (сохр. только в греч. Минее).
№ 16 сщмч. Артемону, 13 апр., 4-го гласа с алфавитным акростихом (канон сохр. только в слав. Минее).
№ 17 мц. Гликерии, 13 мая, 2-го гласа (сохр. только в греч. Минее, акростих в богородичнах полностью не выдержан).
№ 18 на Рождество Иоанна Предтечи, 24 июня, 4-го гласа; акростих: Κο<ι>νῆς Χ<α>ρᾶς <Π>ρόδρομον <ε>ὐφη<μ>ῶ πό<θ>ῳ (Общей радости Предтечу восхваляю любовию) (канон сохр. только в греч. Минее, из каждой песни исключено по 1 тропарю).
№ 19 на перенесение мощей сщмч. Фоки, 22 июля, 4-го гласа (канон сохранился только в греч. Минее, в 4-й и 7-й песнях исключено по 1 тропарю, богородичны 6-й и 7-й песней выпадают из акростиха).
№ 20 на положение пояса Богоматери, 31 авг., 4-го гласа; метрический акростих сохранился лишь частично (часть тропарей утрачена): Λιτα<...> ἰσχὺν Παρθένε (...силу, Дево); акростих в богородичнах 3, 5, 8 и 9-й песней содержит имя автора: <Γε>ω<ρ>γ<ίο>υυ, 2-я песнь выпала; в еще более урезанном виде - по 3 тропаря в каждой песни - этот канон повторен в последовании на положение ризы Богоматери во Влахерне, 2 июля.
№ 21 в Неделю о мытаре и фарисее, 2-го гласа.
№ 22 Богородице, 2-го гласа (опубл. в составе Нового Богородичника прп. Никодима Святогорца. Σ. 23-25).
В рим. изданиях греч. богослужебных книг XVIII в. помещено еще 3 канона.
№ 23 на положение ризы Богоматери во Влахерне, 2 июля, 4-го гласа; акростих: Τὴν σὴν πόθῳ Δέσποινα δοξάζω χάριν. Γεώργιος (Твою благодать, Владычице, любовию прославляю. Георгий).
№ 24 на Успение Богородицы, 15 авг., 4-го гласа.
№ 25 в субботу Светлой седмицы, 4-го гласа.
(собрание канонов, не вошедших в печатные богослужебные книги; подготовлено в основном на материале южноиталийских рукописей).
Кроме № 1, 8 и 16 опубликованы еще 56 канонов.
№ 26 мч. Маманту, 2 сент.; № 27-29 на предпразднство Рождества Богородицы, 7 сент.; № 30 на зачатие Предтечи, 23 сент.; № 31 мч. Каллистрату, 27 сент.; № 32 мученицам Харитине и Мамелхве, 5 окт.; № 33 мученицам Зинаиде и Филонилле, 11 окт.; № 34 мученикам Прову, Тараху и Андронику, 12 окт.; № 35 мученикам еп. Карпу, диак. Папиле и иже с ними, 13 окт.; № 36 мученикам Назарию, Гервасию, Протасию и Келсию, 14 окт.; № 37 мч. Лонгину, сотнику, 16 окт.; № 38 вмч. Артемию, 20 окт.; № 39 мученицам Капитолине и Еротииде, 27 окт.; № 40 сщмч. Зиновию и мц. Зиновии, 30 окт.; № 41 сщмч. Маркиану, еп. Сиракузскому, 30 или 31 окт.; № 42 прп. Иоанникию, учителю Г. († 846), 4 нояб.; № 43 архангелам Михаилу и Гавриилу, 8 нояб.; № 44 свт. Николаю, 6 дек. (необычен акростих: все тропари каждой песни, включая богородичны, начинаются с соответствующей буквы имени автора: ΓΓΓΓΕΕΕΕΩΩΩΩΡΡΡΡΓΓΓΓΙΙΙΙΟΟΟΟΥΥΥΥ); № 45 мученикам Фирсу, Левкию и Каллинику, 14 дек.; № 46 сщмч. Елевферию, 15 дек.; № 47 мч. Марину, 16 дек. (с 14-сложным акростихом); № 48 прародителям Христовым, прор. Даниилу и 3 отрокам, 17 дек.; № 49 мч. Севастиану и прп. Флору, еп. Авийскому, 18 дек.; № 50 мученикам Прову, Арису, Евгению и Макарию, 19 дек.; № 51 мц. Иулиании Никомидийской, 21 дек.; № 52 мц. Анастасии, 22 дек.; № 53 на предпразднство Рождества Христова, 22 дек.; № 54 «ин канон» 10 мученикам Критским, 23 дек.; № 55-56 на предпразднство Богоявления и на предпразднство вместе с памятью свт. Сильвестра, папы Римского, 2 янв.; № 57 на предпразднство Богоявления, мч. Феону и прп. Синклитикию, 4 или 5 янв.; № 58 свт. Парфению Лампсакийскому, 7 февр.; № 59 - 40 мученикам Севастийским, 9 марта (прослеживается влияние кондака прп. Романа Сладкопевца); № 60 мч. Кодрату Коринфскому и иже с ним, 10 марта (1-й тропарь каждой песни канона посвящен Великому посту); № 61 мученикам двум Александрам и двум Дионисиям, 15 или 24 марта (1-й тропарь каждой песни канона посвящен Великому посту); № 62 мученицам Агапии, Ирине и Хионии, 16 апр.; № 63 ап. Иакову Зеведееву, 30 апр. (1-й тропарь каждой песни посвящен Воскресению Христову); № 64-65 свт. Афанасию Александрийскому, 2 мая (в первом каноне каждый 1-й тропарь посвящен Воскресению Христову; акростих 2-го, включая богородичны: Γεώργιος μέλποιμι σὴν πάτερ χάριν ([Я,] Георгий, да воспою твою, отче, благодать)); № 66 сщмч. Мокию, 11 мая; № 67 мученикам Петру, Дионисию, Христине, Андрею и Павлу и прор. Захарии, 17 или 18 мая; № 68 мч. Феодоту и 7 девам, 18 мая; № 69 мч. Фалалею, 20 мая; № 70 мч. Василиску, 22 мая; № 71 прп. исп. Исаакию Далматскому, 30 мая; № 72 сщмч. Евсевию Самосатскому, 22 июня; № 73-74 сщмч. Феодору Киринейскому и прав. Марфе, матери прп. Симеона Столпника младшего, 4 или 5 июля; № 75 мученикам Исавру, Перегрину и иже с ними, 6 или 7 июля; № 76 сщмч. Еразму Формийскому, 7 июля; № 77 мч. Прокопию Кесарийскому, 8 июля; № 78 священномученикам Ермолаю, Ермиппу и Ермократу, пресвитерам Никомидийским, 26 июля; № 79 мученикам Маккавеям, 1 авг. (прослеживается влияние гомилии свт. Григория Богослова - PG. 35. Col. 912-933); № 80 на предпразднство Преображения и мч. Евсигнию, 5 авг. (1-й тропарь каждой песни посвящен предпразднству); № 81 мч. Евплу, 11 или 12 авг. (атрибуция Г. указана только в рубрике одной рукописи, богородичны не сохр., но ирмосы и стиль зачина допускают эту атрибуцию); № 82 на Успение Богородицы и мч. Павлу, мц. Иулиании и проч., 17 авг. (по 2 тропаря празднику, по 1 мученикам, по 1 богородичну, также связанному с праздником).
3 канона Богородице (№ 83-85) изданы Э. Фольери (Follieri. 1962. Vol. 3. P. 52-63, 172-183, 186-195).
известны кроме уже упомянутых № 3, 4 и 5 еще 123 неизданных канона. № 86 сщмч. Анфиму Никомидийскому, 3 сент.; № 87 на попразднство Рождества Богородицы и мц. Минодоре и др., 10 сент.; № 88 сщмч. Автоному Италийскому, 12 сент.; № 89 на предпразднство Воздвижения и мч. Корнилию, сотнику, и др., 13 сент.; № 90 мц. Евфрасии, 18 сент.; № 91 мученикам Трофиму, Савватию и Доримедонту, 19 сент.; № 92 на преставление ап. Иоанна Богослова, 26 сент.; № 93 мч. Каллистрату и др., 27 сент.; № 94 сщмч. Андрею и мч. Стефану и проч., 20 окт.; № 95 мученикам Маркиану и Мартирию, нотариям, 25 окт.; № 96 прп. Иоанну Милостивому, 12 нояб.; № 97 мч. Азе, 19 или 20 нояб.; № 98 свт. Григорию Акрагантийскому, 23 нояб.; № 99 сщмч. Сисинию Кизическому, 23 нояб.; № 100 апостолам Архиппу, Филимону, Онисиму и мц. равноап. Апфии, 24 нояб.; № 101 вмц. Екатерине (возможно, не принадлежащий Г.), 24 нояб.; № 102 прп. Стефану Новому и мч. Иринарху, 28 нояб.; № 103 мученикам Косме и Дамиану, 1 или 29 нояб.; № 104 ап. Андрею Первозванному, 30 нояб.; № 105 мц. Варваре, 4 дек.; № 106 «ин канон» свт. Николаю, 6 дек.; № 107 мученикам Мине, Ермогену и Евграфу, 10 дек.; № 108 свт. Спиридону Тримифунтскому, 12 дек.; № 109 мч. Евстратию и др., 13 дек.; № 110 «ин канон» на предпразднство Рождества Христова, 22 дек.; № 111 на Собор Богоматери и сродников Христовых по плоти, 26 дек.; № 112 мученикам Никомидийским, 28 дек.; № 113 на попразднство Рождества Христова, 31 дек.; № 114 на предпразднство праздника Светов, 5 янв.; № 115-119 на Собор Иоанна Предтечи, 7 янв.; № 120 на попразднство праздника Светов, мч. Иулиану и мц. Василиссе, 8 янв.; акростих: Ιιουλιι-αανοο-νν μαρρ-ττυρωω-νν μελλ-ππω κκ-λλεοςς, Γγεωρρ-γγιοςς (Иулиана, хвалу мучеников, воспеваю. Георгий), в богородичнах: Γ<ε>ωργίου (анализ акростиха и структуры канона показывает, что к первоначальному канону мч. Иулиану были приписаны впереди тропари попразднству, а после них - мц. Василиссе с удвоением соответствующих букв акростиха; имя автора входит в оба акростиха); № 121 на попразднство праздника Светов и мученикам Ермилу и Стратонику, 13 янв.; № 122 прпмч. Пансофию и прп. Иоанну Кущнику, 15 янв.; № 123 прпмч. Анастасию Персянину, 22 янв.; № 124 мч. Неофиту, 21 или 24 янв.; № 125 на перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста, 27 янв.; № 126-127 на перенесение мощей сщмч. Игнатия Богоносца, 29 янв.: 1-й - с метрическим акростихом, 2-й - с алфавитным; № 128 мученикам Силуану и Лукию, 8 февр.; № 129 свт. Никифору, 9 февр.; № 130 сщмч. Власию Севастийскому, 11 февр.; № 131 прп. Мартиниану, 13 февр.; № 132 великомученикам Феодору Тирону и Феодору Стратилату, 17 февр., с 16-сложным акростихом: Θεοδώρων εἷς ὕμνος ἀθλητῶν δύο Γεωργίου (Феодоров, подвижников двух, одна песнь - Георгия); № 133 мученикам Максиму, Феодоту, Асклепиодоту и Исихию, 19 февр.; № 134 ап. Архиппу, 19 или 20 февр.; № 135 свт. Евстафию Антиохийскому, 21 или 22 февр.; № 136 прп. Порфирию Газскому, 26 февр.; № 137 мученикам Евтропию, Клеонику и Василиску, 3 марта; № 138 - 42 мученикам Аморейским, 6 марта; № 139 на Благовещение Пресв. Богородицы, 25 марта; № 140 на Собор арх. Гавриила, 26 марта; № 141 прп. Илариону Новому, 28 или 29 марта; № 142 мч. Феофилу, 31 марта; № 143-144 прп. Марии Египетской, 1 апр.; № 145 мученикам Феодулу и Агафоподу, 5 апр.; № 146 мч. Африкану и проч., 10 апр.; № 147 сщмч. Антипе Пергамскому, 11 апр.; № 148 сщмч. Симеону Персидскому и иже с ним, 21 апр.; № 149 прп. Феодору Сикеоту, 2 или 22 апр.; № 150 сщмч. Василию Амасийскому, 26 апр.; № 151 прп. Симеону Новому, столпнику, и Георгию, брату его, 27 апр.; № 152-153 ап. Иасону, 28 апр.; № 154 ап. и сщмч. Симеону, сроднику Господню, 27 или 29 апр.; № 155 мученикам Авдию и Авдиисусу, 17 мая; № 156 сщмч. Ферапонту, 27 мая; № 157 мученикам Иустину Философу и иже с ним, 1 июня; № 158 свт. Митрофану К-польскому, 4 июня; № 159 сщмч. Дорофею Тирскому, 6 июня; № 160 мученицам Зинаиде, Мамелхфе и 5 девам, 5 или 6 июня; № 161 на перенесение мощей вмч. Феодора Стратилата, 8 июня; № 162 мученикам Никандру и Маркиану, 5 или 8 июня; № 163 сщмч. Гликерию, 9 июня; № 164 прп. Онуфрию, 12 июня; № 165 мц. Акилине, 13 июня; № 166-167 мученикам Мануилу, Савелу и Измаилу (акростих 1-го канона: Μανουὴλ, Σαβὲλ, ᾿Ισμαὴλ σέβω πόθῳ (Мануила, Савела, Измаила чту любовию), с именем автора в акростихе богородичнов; акростих 2-го канона: ᾿Ωδὴ πενιχρὰ μάρτυσιν Γεωργίου (Песнь скудная Георгия мученикам), с именем автора в метрическом акростихе); № 168 мч. Зосиме, 19 июня; № 169 мч. Асинкриту и иже с ним, 20 июня; № 170 мученикам Иусту и Дуле, 20 июня; № 171 на Рождество Иоанна Предтечи, 24 июня; № 172 преподобным Иоанну Готфскому и Давиду Солунскому, 26 июня; № 173 прп. Сампсону Странноприимцу, 27 июня; № 174 мученикам Косме и Дамиану, 1 июля, акростих: Χρυσ<ὴν γερ>αίρω τὴν ᾿Αναργύρων χάριν. Γεώργιος (Златую славлю бессребреников благодать. Георгий); № 175 «ин канон» на положение ризы Богоматери во Влахерне, 2 июля, гл. 4; № 176 - 45 мученикам в Никополе Армянском, 10 июля; № 177 вмц. Евфимии, 11 июля; № 178 мученикам Проклу и Иларию, 12 июля; № 179 мц. Голиндухе-Марии, 12 июля; № 180 мч. Серапиону, 13 июля; № 181 на Собор арх. Гавриила, 13 июля; № 182 мч. Кирику и мц. Иулитте, матери его, 15 июля; № 183 сщмч. Афиногену, 16 июля; № 184 мч. Емилиану, 18 июля; № 185 сщмч. Иакинфу, 18 июля; № 186 прп. Дию-чудотворцу, игум. К-польскому, 19 июля; № 187 прор. Илии, 20 июля; № 188 преподобным Симеону и Иоанну, 21 июля; № 189 священномученикам Аполлинарию Равеннскому и Виталию Римскому, 23 июля; № 190 мученикам Анатолию и Христине, 24 июля; № 191 вмч. Пантелеимону, 27 июля; № 192 мч. Каллинику, 29 июля, акростих 16-сложный: Πόθῳ γεραίρω Καλλίνικον τὸν μέγαν. Γεώργιος (Любовию славлю Каллиника великого. Георгий); № 193-194 на Происхождение честных древ Креста Господня от дворца ко граду, 31 июля; № 195 7 отрокам Ефесским, 2 или 4 авг.; № 196 на перенесение мощей первомч. Стефана, 2 авг.; № 197 прп. Далмату, 2 или 3 авг.; № 198 мч. Елевферию, 5 или 8 авг.; № 199-200 на предпразднство Успения, 14 авг., с алфавитным и метрическим акростихами; № 201 на попразднство Успения, 17 авг.; № 202 на попразднство Успения и мученикам Флору и Лавру, 18 авг., гл. 4; № 203 на попразднство Успения, 19 авг.; № 204 на попразднство Успения и мч. Андрею Стратилату, 19 авг.; № 205 на попразднство Успения, 21 авг.; № 206 на попразднство Успения и мч. Агафонику, 22 авг.; № 207 вмч. Адриану 2-му, при Ликинии пострадавшему, 26 авг.; № 208 на Усекновение главы Иоанна Предтечи, 29 авг.; № 209 «ин канон» на положение пояса Богоматери, 31 авг., с метрическим акростихом: Ζώνην γεραίρω τῆς πανάγνου Παρθένου (Пояс славлю Пречистой Девы). Архиеп. Филарет (Гумилевский) сообщает еще об одном неизданном каноне (№ 210) Богоматери (Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 289).
Весьма сомнительно авторство Г. для канона на предпразднство Благовещения, 24 марта. В греч. богослужебных книгах канон назван творением Г. или Феофана, в слав.- Феофана. Акростиха нет ни в тропарях, ни в богородичнах. Стиль нехарактерен для Г. Ошибка атрибуции возникла уже в рукописях от соседства этого канона с каноном Г. того же гласа и ирмоса на 24 марта.
Исключено авторство Г. для канона свт. Григорию Паламе во 2-ю Неделю Великого поста, его автором является, вероятно, патриарх Филофей Коккин (по всей видимости, богородичны с акростихом Γεωργίου были в полном составе позаимствованы сюда из какого-то канона Г.), а также для канона ап. Филимону, 22 нояб. (богородичны с акростихом Γεωργίου, напечатанные в составе этого канона (кроме 9-й песни) в рим. издании Минеи, чужеродны этому тексту, имеющему собственные богородичны, входящие в метрический акростих, содержащий имя автора - Иосиф).
Именем Г. надписаны также ирмосы Сретению Господню, 4-го гласа: ῾Ο πάραδοξα ποιήσας τέρατα (Сотворивший необычайные чудеса) (опубл. митр. Софронием (Евстратиадисом) - Εἱρμολόγιον. Chennevières-sur-Marne, 1932. N 156. (῾Αγιορειτικὴ βιβλιοθήκη; 9)).