(Качалов; † дек. 1696, Тихвиноборский скит Олонецкого у.), деятель раннего периода старообрядчества. Из дворян г. Тихвина. Ранее 1658 г. поступил в Соловецкий в честь Преображения Господня муж. мон-рь, стал соборным старцем. С 1658 г. активно участвовал в оппозиции богослужебной реформе патриарха Никона. В 1666 г. подписал челобитную против принявшего исправленные книги архим. мон-ря Варфоломея, к-рую составил Герасим (Фирсов). С янв. по март 1667 г., во время следствия, проводившегося стольником А. С. Хитрово по присланным ранее челобитным, Г. был вызван из Соловецкого мон-ря в Сумский острог, допрошен, не ранее июня 1668 г. вместе с др. «колодниками» увезен в Ярославль. В нач. сент. Хитрово передал всю группу соловецких пленников ярославскому воеводе В. Унковскому. Г. был переведен в Москву и оставался в заточении, после 1676 г. бежал из Новоспасского мон-ря на р. Тихвинку, в родные места. Неск. лет спустя снова был арестован, в янв. 1683 г. его допрашивал Новгородский митр. Корнилий. К нач. июля того же года Г. бежал из Клопского Михайловского во имя Св. Троицы муж. мон-ря под Новгородом. Провел много лет в Поморье, между 1690 и 1691 гг. пришел на р. Выг, жил сначала в келье Кирилла Сунарецкого, затем перешел в келью Емельяна Повенецкого на р. Рязанке, наконец поселился в Тихвиноборском (Боровском) скиту, где скончался и был похоронен. Старообрядцы считают Г. одним из отцов-основателей Выговской общины (см. Выголексинское общежительство).
Жизни Г. посвящен ряд старообрядческих сочинений нач. XVIII в.: «Краткое сказание о ревности и подвизех духовных преподобного отца Геннадия», «Повесть о иноке Геннадии Качалове», «Воспоминание о трудах и страдании Геннадия Боровского». Г. является одним из важных персонажей исторических сочинений С. Денисова (см. Денисовы) и И. Ф. Филиппова. Первоначальная основа этих сочинений - рассказы людей, лично знавших соловецкого старца. По преданию, Г. обладал даром слез, стоя на молитве, он постоянно плакал, отчего ослеп.