(Преображенский Вениамин Сергеевич; 1876, г. Кинешма Костромской губ., ныне Ивановской обл.- 13.08.1945, с. Бирилюссы Красноярского края),свт., исп. (пам. 31 июля, 5 окт., 7 июня - в Соборе Ивановских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Кинешемский, вик. Костромской епархии. Из семьи священника. В 1885-1890 гг. учился в Кинешемском ДУ, к-рое окончил по 1-му разряду с правом поступления в ДС без экзамена, в 1890-1896 гг. учился в Костромской ДС, по окончании к-рой был направлен на казенный счет в КДА. Завершив в 1900 г. обучение в академии со степенью канд. богословия за дис. «Славяно-русский скитский Патерик», до 1910 г. преподавал в Воронежской ДС; в это время написал дис. «О скитском Патерике», за к-рую получил степень магистра богословия. В 1910-1911 гг. учился в Лондоне. По возвращении преподавал иностранные языки и всеобщую историю в Миргородской муж. гимназии, с 1914 г.- лат. язык в Петровской гимназии в Москве, в эти годы окончил педагогический ин-т. Осенью 1917 г. вернулся в Кинешму, поступил псаломщиком в Вознесенскую ц., в к-рой служил его отец. Вскоре В. Преображенский приступил к созданию в Кинешме и ее окрестностях правосл. кружков, основной целью к-рых было изучение Свящ. Писания. 16 июля 1920 г. в Костроме архиеп. Костромским и Галичским Серафимом (Мещеряковым) Преображенский был рукоположен во иерея целибатом, вскоре он принял монашеский постриг с именем в честь Василия Великого.
19 сент. 1921 г. в Кинешме в Успенском соборе состоялась хиротония В. во епископа Кинешемского, вик. Костромской епархии, в к-рой участвовали архиеп. Серафим (Мещеряков), еп. Юрьевcкий Иерофей (Померанцев) и еп. Нерехтский, вик. Костромской епархии, Севастиан (Вести). Став епископом, В. вел аскетический образ жизни: поселился на окраине города в маленькой баньке, никакого имущества у него не было, спал на голом полу, положив под голову полено. Скрывая свой подвиг, принимал посетителей в канцелярии, устроенной в доме рядом с Вознесенской ц. Помимо ежедневных церковных служб, во время к-рых В. обязательно проповедовал, епископ исповедовал, обходил дома нуждающихся, посещал мон-ри и основанные им кружки по всей епархии. За короткий срок В. организовал новые кружки в Кинешме, Юрьевце, Вичуге и др. городах и селах. Летом 1922 г. В. благословил священникам, чьи храмы были захвачены обновленцами, не покидать своей паствы, совершать литургию на сельских площадях. Пример такого служения он подавал сам, и на эти службы сходились тысячи людей. В 1922 г., когда в связи с разразившимся в Н. Поволжье голодом власти распорядились подбирать оставшихся без родителей детей и отправляли их по разным городам в детдома, В. устроил в доме своей прихожанки приют для девочек. В нач. 1923 г. Иваново-Вознесенский архиеп. Иерофей (Померанцев) перешел в обновленческий раскол, 4 марта 1923 г. на эту кафедру был назначен В. 10 мая 1923 г. он был арестован, сослан в Зырянский край на 2 года. Отбывал срок в пос. Усть-Кулом на р. Вычегде в Коми АССР, куда были сосланы также священномученики Казанский митр. Кирилл (Смирнов) и Новоторжский еп. Феофил (Богоявленский), а также Петергофский еп. Николай (Ярушевич) и неск. священников.
В мае 1925 г. В. вернулся в Кинешму. В нач. 1926 г. власти предписали ему покинуть город. Вместе со своим келейником А. П. Чумаковым епископ уехал на его родину - в дер. Иоаннополь Галичского у. Костромской губ., где прожил около полугода. Затем поехал в Саров, был в Дивееве, оттуда отправился в Н. Новгород, где вместе с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским) и сщмч. еп. Александром (Щукиным) участвовал в хиротонии иером. Николая (Голубева) во епископа Ветлужского. Летом 1926 г. В. был назначен епископом Вязниковским, вик. Владимирской епархии. В 1926 - нач. 1927 г. на основе бесед, к-рые В. вел в созданных им религ. кружках, он написал «Беседы на Евангелие от Марка» (М., 1996). В нач. 1927 г. Владимирский еп. священноисп. Афанасий (Сахаров), находившийся в то время под арестом, предлагал В. принять во временное управление Владимирскую епархию. Однако управлявший в то время Русской Церковью ввиду ареста митр. Сергия (Страгородского) архиеп. Серафим (Самойлович) назначил В. на Ивановскую кафедру.
Весной 1927 г. В. был выслан в Кинешму, где прослужил неск. месяцев, пока власти вновь не потребовали, чтобы он уехал. В июне 1927 г. епископ приехал в Кострому, где прожил ок. года. В 1928 г. В. встречался в Ярославле с митр. сщмч. Агафангелом (Преображенским), к-рый предложил ему остаться в Ярославле викарным архиереем, В. отказался. В авг. 1928 г. вернулся в Кинешму, через месяц был арестован, заключен в тюрьму Иваново-Вознесенска (совр. Иваново), где пробыл ок. полугода. Приговорен к 3 годам ссылки, наказание отбывал в дер. Малоречке Таборинского р-на Уральской обл. (совр. Свердловская обл.).
По окончании срока ссылки В. в сент. 1932 г. поселился в Орле. В марте следующего года ОГПУ предприняло в Кинешме аресты духовенства и мирян, многие из к-рых знали В. 31 марта он был вызван в Орловское ОГПУ, арестован и отправлен в Кинешемскую тюрьму. Обвинен в создании «сети контрреволюционных кружков, ставивших своей задачей через религиозное антисоветское воспитание религиозных масс свержение существующего строя» и в июле 1933 г. приговорен к 5 годам ИТЛ. Отбывал срок в Волжском ИТЛ вблизи г. Рыбинска. После освобождения в янв. 1938 г. нек-рое время жил в Рыбинске, затем поселился в с. Котове Угличского р-на Ярославской обл., где служил в местном храме. 5 нояб. 1943 г. В. вновь был арестован, заключен во внутреннюю тюрьму НКГБ в Ярославле, в янв. 1944 г. переведен во внутреннюю тюрьму НКГБ в Москву, 13 июля - в Бутырскую тюрьму. В июле 1944 г. по обвинению в антисоветской деятельности приговорен к 5 годам ссылки. Скончался вскоре после приезда на место ссылки - в с. Бирилюссы на р. Чулым Красноярского края.
18 окт. 1985 г. мощи В. были обретены и перевезены в Москву, в июле 1993 г. их перенесли в ивановский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы жен. мон-рь. В авг. 1993 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил местное почитание священноисповедника, общецерковное прославление В. состоялось на Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ 2000 г.