Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НИКОДИМ
49, С. 717-721 опубликовано: 20 сентября 2022г.


НИКОДИМ

Сщмч. Никодим (Кротков), еп. Аккерманский, викарий Кишиневской епархии. Фотография. 1908 г.
Сщмч. Никодим (Кротков), еп. Аккерманский, викарий Кишиневской епархии. Фотография. 1908 г.

Сщмч. Никодим (Кротков), еп. Аккерманский, викарий Кишиневской епархии. Фотография. 1908 г.

(Кротков Николай Васильевич; 29.11.1868, с. Погост (Погрешино) Нерехтского у. Костромской губ. (ныне Фурмановского р-на Ивановской обл.) - 21.08.1938, Ярославль), сщмч. (пам. 8 авг., в Соборе Костромских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Молдавских святых, в Соборе отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архиеп. Костромской и Галичский. Род. в семье диакона из старинного священнического рода. В 1878 г. поступил в Костромское ДУ, затем в 1883 г.- в Костромскую ДС, к-рую окончил 1889 г. по 1-му разряду. 19 нояб. того же года определен учителем церковноприходской школы в с. Олешь Галичского у. Костромской губ. В нач. февр. 1890 г. женился на племяннице настоятеля Петропавловской ц. в с. Тезине Кинешемского у. Костромской губ., который уступил ему свое место. Был рукоположен во иерея 25 февр. того же года Костромским и Галичским еп. Августином (Гуляницким). В 1892 г. овдовел. В 1896 г. по совету наместника Киево-Печерской лавры, бывш. ректора Костромской ДС, архим. Сергия (Ланина; впосл. архиепископ) подал прошение об увольнении от настоятельства в тезинском храме и поступил в КДА. Во время учебы в академии 13 авг. 1899 г. в Крестовоздвиженской ц. Киево-Печерской лавры принял монашеский постриг с именем в честь прп. Никодима, просфорника Печерского. Постриг совершил его давний наставник Уманский еп. Сергий (Ланин). Окончил КДА в 1900 г. с присвоением ученой степени кандидата богословия за соч. «Пресвитера Иерусалимского Исихия аскетика и ее характер».

24 авг. того же года Н. был назначен на должность смотрителя Владикавказского ДУ. Во Владикавказе его трудами было завершено устройство домового училищного храма во имя святых Кирилла и Мефодия, освящение которого состоялось 28 янв. 1901 г. В мае 1902 г. был возведен в сан игумена. 5 сент. 1902 г. он был назначен и. о. инспектора Кутаисской ДС. С 8 янв. 1903 г.- ректор миссионерской Александровской ДС в с. Ардон (ныне город в Сев. Осетии) с возведением в сан архимандрита. С 8 февр. того же года являлся председателем Ардонского отделения Владикавказского епархиального училищного совета, с 28 сент. 1904 г.- благочинным мон-рей Владикавказской епархии. Во время ректорства Н. в Ардоне было закончено строительство каменного здания семинарии, в к-ром 1 окт. 1904 г. начались занятия. 26 янв. 1905 г. переведен на должность ректора Псковской ДС, где его помощником стал инспектор семинарии иером. Алексий (Симанский; впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий I).

12 окт. 1907 г. был утвержден к назначению епископом Аккерманским, викарием Кишинёвской епархии. Хиротонию 11 нояб. того же года в кафедральном соборе Рождества Христова в Кишинёве возглавил Кишинёвский и Хотинский еп. Владимир (Синьковский; впосл. архиепископ). С 30 дек. 1909 г. в связи с введением в епархии должности 2-го викария назначен 1-м викарием Кишинёвской епархии. 16 нояб. 1911 г. Н. был назначен епископом Чигиринским, 2-м викарием Киевской епархии. Его резиденцией стал Киевский Златоверхий во имя архангела Михаила монастырь. В условиях, когда Киевский и Галицкий митр. Флавиан (Городецкий) значительную часть года находился в С.-Петербурге на сессиях Синода, а 1-й викарий Каневский еп. Иннокентий (Ястребов; впосл. архиепископ) занимался в основном делами духовной академии, на Н. возлагалась основная часть трудов по управлению епархией. По инициативе Н. произошла реорганизация правосл. Владимирского братства при киевском Софийском соборе. Новый устав братства был утвержден 7 янв. 1914 г. Н. стал председателем братства, к-рое под его руководством стало более активно заниматься благотворительной и социальной деятельностью. Во время первой мировой войны Н. возглавил работу духовенства епархии по организации лазаретов для раненых, помощи семьям военнослужащих, вдовам, сиротам, беженцам. Уже в авг. 1914 г. в Киеве были открыты лазареты в Киево-Печерской лавре, в Михайловском Златоверхом мон-ре, в Братском мон-ре. Госпиталь духовенства Киева и епархии разместился в митрополичьем доме возле Софийского собора. Возглавляемое Н. Владимирское братство осенью 1914 г. открыло в Киеве 2 лазарета. К нач. 1915 г. братство отправило на фронт 53 тыс. ватных жилетов, более 25 тыс. портянок, 17 тыс. рубах, 17 тыс. кульков с рождественскими подарками, 100 пудов белых сухарей.

После кончины 4 нояб. 1915 г. митр. Флавиана Н. был назначен временно управляющим Киевской епархией до перевода 23 нояб. того же года на Киевскую кафедру митр. сщмч. Владимира (Богоявленского). В дек. 1916 г. Н. направил имп. мч. Николаю II Александровичу «Записку православно-русских кругов г. Киева», в к-рой выражалась тревога по поводу «полного отсутствия строго обдуманного и правильно организованного плана решительной борьбы с антигосударственными силами, поднимающими в стране смуту» (Записка «русских кругов» Киева. 1927. С. 286). Документ указывал на опасность, исходившую от «бунтующего большинства Государственной Думы», делающего все возможное для дискредитации власти. Вопреки позднейшим обвинениям Н. в призывах к разгону Думы в его «Записке...» предлагалось лишь «поставить Государственную Думу на указанное ей основными законами место и заставить ее президиум не допускать, по крайней мере до окончания войны, никаких эксцессов, разрушающих мир в стране и подрывающих авторитет существующей власти» (Там же. С. 287). В «Записке...» также выражалась обеспокоенность по поводу деятельности либеральной прессы: «...пресса с каждым днем усиливает свой злостный, антинациональный, противоправительственный и противоцерковный характер» (Там же. С. 291). При этом Н. выражал уверенность в том, что большая часть населения страны, «несмотря на усиленную пропаганду революционных идей.., по-прежнему остается глубоко консервативной во всех областях… политической, социально-общественной и религиозной жизни» (Там же. С. 286). «Записка...» была передана императору через председателя Гос. совета И. Г. Щегловитова. В нач. янв. 1917 г. имп. Николай II ознакомился с «Запиской...» и, наложив резолюцию: «Записка достойная внимания» (Там же. С. 285), передал ее председателю Совета министров Н. Д. Голицыну. В докладе, представленном царю 10 янв. 1917 г., Н. Д. Голицын сообщал, что затронутые в «Записке...» вопросы «будут подвергнуты подробному обсуждению в одном из ближайших заседаний Совета Министров» (Там же. С. 293).

После Февральской революции в Киеве весной 1917 г. был создан т. н. Исполнительный комитет духовенства и мирян, где ключевую роль играли укр. автокефалисты во главе с прот. В. Липковским (буд. самосвятский «митрополит» УАПЦ). По требованию этого комитета 12 апр. в Киеве при отсутствии правящего архиерея был созван экстренный епархиальный съезд, к-рый 17 апр. принял постановление о необходимости создания независимой Украинской Церкви. Исполнительный комитет духовенства и мирян понимал, что в лице Н. он имеет едва ли не самого серьезного своего противника. В кон. апр. 1917 г. комитет отправил в Синод ходатайство о смещении Н. с должности 2-го викария как «реакционера» и «черносотенца». 18 мая 1917 г. по предложению обер-прокурора В. Н. Львова утвержденный Временным правительством новый состав Синода принял определение о переводе Н. на должность епископа Петровского, 2-го викария Саратовской епархии (РГИА. Ф. 796. Оп. 445. Д. 777. Л. 3). Против перевода Н. решительно выступил Киевский митр. Владимир. 25 мая он отправил обер-прокурору Львову телеграмму, в к-рой просил «не решать судьбу викария его Никодима до получения от него (митрополита) подробного письменного доклада по этому вопросу» (Российская Церковь в годы революции. 1995. С. 78). В тот же день собрание уполномоченных представителей всех киевских городских приходов направило обер-прокурору Львову и Синоду ходатайства, в к-рых настоятельно просило оставить Н. на службе в Киеве. 27 мая члены Владимирского братства обратились за помощью к Верховному главнокомандующему ген. А. А. Брусилову. В свою очередь руководители киевского Исполнительного комитета духовенства и мирян 30 мая вновь отправили обер-прокурору Львову телеграмму, в которой назвали прошение Владимирского братства «не отвечающим интересам Киевской епархии» и просили «не придавать значения возможным ходатайствам и подписям как результату ведущейся агитации реакционных сил» и «оставить в силе определение Синода» о переводе Н. в Саратов (РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 671. Л. 2).

Выполняя определение Синода, Н. покинул Киев и выехал в Петроград, где встретился с некоторыми членами Синода. Протопр. Николай Любимов в своем дневнике отметил, что вечером 27 мая у него был Н., просивший «о пересмотре его дела» (Российская Церковь в годы революции. 1995. С. 84). Затем он отправился в Саратов, где пробыл ок. месяца. Между тем под давлением ряда членов Синода обер-прокурор Львов согласился отменить решение о переводе Н. из Киева. Протопр. Николай Любимов в своем дневнике от 30-31 мая отметил, что экзарх Грузии архиеп. Платон (Рождественский), побывавший в Киеве для изучения ситуации на месте, «уговорил наконец В. Н. (Львова.- Н. З.) согласиться на возвращение епископа Никодима в Киев» (Там же. С. 192). 22 июня 1917 г. Синод принял определение, к-рое предписывало вернуть Н. «на кафедру епископа Чигиринского, викария Киевской епархии» (РГИА. Ф. 796. Оп. 445. Д. 777. Л. 3). Все лето 1917 г. церковная ситуация в Киеве и епархии продолжала обостряться. Чтобы противостоять раскольническим тенденциям, в сент. Н. создал новую церковную орг-цию - Союз пастырей г. Киева, в к-рый вошли все викарные епископы и ок. 60 священников (к кон. 1917 в Союз пастырей входили ок. 80 священников, т. е. большинство киевского духовенства).

Сщмч. Никодим (Кротков), архиеп. Костромской и Галичский. Икона. 10-е гг. XXI в.
Сщмч. Никодим (Кротков), архиеп. Костромской и Галичский. Икона. 10-е гг. XXI в.

Сщмч. Никодим (Кротков), архиеп. Костромской и Галичский. Икона. 10-е гг. XXI в.

После прихода большевиков к власти в Петрограде и Москве Центральная рада в Киеве провозгласила 7 нояб. 1917 г. создание Украинской народной республики (УНР). В нояб. в Киеве начала действовать организованная автокефалистами Всеукраинская православная церковная рада (ВПЦР), определившая себя как временный орган управления Украинской Церковью. 9 дек. 1917 г. группа членов ВПЦР прибыла в покои митр. Владимира в Киево-Печерской лавре, где ему было «заявлено словесное постановление рады о том, чтобы был удален из Киева Преосвященный Никодим, епископ Чигиринский» (Венок на могилу высокопреосв. митр. Владимира. 1918. С. 31). Митр. Владимир воспринял данный ультиматум как личное оскорбление. 7 янв. 1918 г. в Киеве открылся Всеукраинский православный церковный Собор. В связи с началом боев за Киев между силами Центральной рады и красногвардейскими отрядами под командованием М. А. Муравьёва 19 янв. Собор прекратил свою работу. 23 янв. красногвардейцы вошли в Киево-Печерскую лавру, а вечером 25 янв., накануне взятия Киева отрядами Муравьёва, был убит пребывавший в лавре митр. Владимир. 29 янв. Н. участвовал в его отпевании в Успенском соборе лавры, к-рое возглавил Тифлисский митр. Платон (Рождественский). Н. известил патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина) об убийстве митр. Владимира. 22 февр. 1918 г. патриарх и Синод поручили Н. временное управление Киевской епархией. Через нек-рое время он совершил поездку в Москву и доложил патриарху Тихону об обстоятельствах гибели митр. Владимира и о ситуации в епархии. Из Москвы он вернулся с патриаршим указом, вносящим нек-рые изменения в недавно принятые правила избрания епархиального архиерея.

1 марта 1918 г. Киев был занят нем. войсками и силами Центральной рады. Вскоре правительство Центральной рады было свергнуто и к власти на Украине при нем. поддержке пришел гетман ген. П. П. Скоропадский. Вечером 28 апр., накануне переворота, Скоропадский встретился с Н. Позднее он вспоминал: «Я с ним (Никодимом.- Н. З.) долго разговаривал, посвятил его в сущность переворота; он меня благословил» (Скоропадський. 1995. С. 154). 29 апр. киевское духовенство во главе с Н. приветствовало гетмана Скоропадского в Софийском соборе. Позднее гетман изменил свое отношение к Н. на отрицательное, что было связано с ролью епископа при избрании нового главы Киевской епархии. Гетманское правительство оказывало на Н. сильнейшее давление с целью заставить его отказаться от выборов Киевского архиерея до созыва новой сессии Всеукраинского Собора. Однако 19 мая созванное Н. епархиальное собрание избрало Харьковского митр. Антония (Храповицкого) на Киевскую кафедру. Вскоре митр. Антоний прибыл в Киев. 21 июня это избрание было утверждено собравшимся на новую сессию Всеукраинским церковным Собором. 6 авг. того же года митр. Антоний командировал Н. в качестве своего заместителя на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Н. принял участие в завершающей 3-й сессии Поместного Собора. 26 авг. он выступил на соборном заседании с докладом об обстоятельствах гибели митр. Владимира. В сент. того же года вернулся в Киев.

14 дек. 1918 г. Киев был взят войсками Украинской директории под командованием С. В. Петлюры. Вечером того же дня Н. укрыл в Михайловском мон-ре руководившего обороной города генерала гр. Ф. А. Келлера, к-рый через неск. дней был вывезен петлюровцами из обители и убит на Софийской площади. С первых дней после захвата Киева петлюровцы начали аресты православных иерархов. Были арестованы Волынский архиеп. Евлогий (Георгиевский; впосл. митрополит) и Киевский митр. Антоний. Временное управление Киевской епархией взял на себя Н., однако в нач. янв. 1919 г. и он был арестован в Михайловском Златоверхом мон-ре. Н. был отправлен в г. Бучач (ныне в Тернопольской обл. Украины) в униатский мон-рь, где уже находились арестованные ранее митр. Антоний и архиеп. Евлогий. После взятия Бучача польск. войсками рус. архиереев перевели под конвоем во Львов, где разместили в мон-ре св. Юра - резиденции главы Украинской Греко-католической Церкви Галицкого митр. Андрея Шептицкого. Затем польск. власти перевели митр. Антония, архиеп. Евлогия и Н. в римско-католический мон-рь в мест. Беляны близ Кракова. В нач. авг. 1919 г. они были освобождены при посредничестве франц. военной миссии в Польше, после чего выехали в Румынию, а оттуда в К-поль, затем - в Новороссийск. В сент. того же года Н. вместе с митр. Антонием прибыл в Киев, занятый войсками ген. А. И. Деникина.

В дек. 1919 г. Красная Армия вышла на ближние подступы к Киеву. Незадолго до этого Н. оставил Киев и уехал в Крым, где в 1-й пол. 1920 г. возглавлял Комитет беженцев духовного звания. Из-за заболевания тифом Н. не смог покинуть Крым во время массовой эвакуации белых войск и беженцев в нояб. того же года. В июле 1921 г. Таврический и Симферопольский архиеп. Димитрий (Абашидзе, см. схиархиеп. Антоний) перед уходом на покой передал Н. временное управление Таврической епархией. 23 авг. того же года, согласно указу патриарха Тихона, Н. стал архиепископом Таврическим и Симферопольским. В нач. авг. 1922 г. он был арестован по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей и помещен под домашний арест в Инкерманский Свято-Климентовский мон-рь близ Севастополя. В нач. окт. того же года был заключен в тюрьму в Симферополе. 5 нояб.- 1 дек. 1922 г. состоялся показательный Симферопольский процесс по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей. В числе 73 обвиняемых были Н. и архиеп. Димитрий (Абашидзе). Решением Верховного революционного трибунала при Крымском ЦИКе Н. был приговорен к 8 годам лишения свободы. В дек. 1922 г. он с группой др. осужденных был переведен в тюрьму в Н. Новгороде. Находясь в заключении, в марте 1923 г. вновь тяжело заболел тифом.

20 сент. 1923 г. все приговоренные по Симферопольскому процессу были амнистированы и вышли на свободу. Н. выехал в Москву, откуда предполагал вскоре вернуться в Крым. Узнав об этом, начальник секретного отдела Симферопольского управления ОГПУ Т. М. Малли 17 нояб. 1923 г. отправил в Москву начальнику 6-го («церковного) отд-ния Секретного отдела ОГПУ Е. А. Тучкову следующее послание: «По имеющимся у нас сведениям в Москве в настоящее время находится освобожденный по амнистии из Нижегородского исправдома быв. Таврический Архиепископ Никодим Кротков, ярый тихоновец и черносотенец. В недалеком будущем Никодим предполагает приехать в Симферополь, а потому в интересах развития церковно-обновленческого движения в Крыму и ослабления черносотенной деятельности реакционных церковников, просим принять меры к устранению возможности возвращения Никодима в Крым» (ЦА ФСБ РФ. Д. Р-31086. Л. 6). 14 янв. 1924 г. Н., вызванный повесткой в здание ОГПУ на Лубянке, был арестован и отправлен в Бутырскую тюрьму. 28 марта 1924 г. Комиссия НКВД по адм. высылкам постановила выслать его на 2 года в Туркестан. Отбывал срок ссылки в г. Красноводске (ныне Туркменбаши, Туркмения). 22 мая 1926 г., по истечении срока ссылки, Н. вернулся в Симферополь, однако уже на следующий день его вызвали в Симферопольское управление ОГПУ и предписали немедленно покинуть территорию Крымской АССР. Н. выехал в Харьков, но и там местный отдел ОГПУ потребовал от него покинуть пределы Украинской ССР. 19 июня Н. прибыл в Москву, а 14 июля был вновь вызван повесткой на Лубянку, арестован и помещен в Бутырскую тюрьму. 27 авг. 1926 г. особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к ссылке на 3 года в Казахстан. Он был отправлен по этапу и некоторое время находился в тюрьме в г. Кзыл-Орда (ныне Кызылорда). С окт. 1926 г. отбывал ссылку в г. Турткуль (ныне в Каракалпакии). Согласно постановлению особого совещания при Коллегии ОГПУ от 5 июня 1929 г., по освобождении из ссылки был лишен права проживания в Москве, Ленинграде, Ростове-на-Дону и Украинской ССР с «прикреплением к определенному местожительству» сроком на 3 года. Выбрал для проживания бывш. с. Тезино (вошедшее в состав образованного в 1925 города Вичуга), где он служил в 1890-1896 гг. После завершения срока ограничения прав проживания в 1932 г. прибыл в Москву.

10 июня 1932 г. заместитель патриаршего местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский; впосл. патриарх Московский и всея Руси) назначил Н. архиепископом Костромским и Галичским. В Костроме он поселился в небольшом доме по адресу: ул. Свердлова, 59, в к-ром ранее проживал его предшественник архиеп. сщмч. Димитрий (Добросердов). С 1929 г. кафедральным собором епархии являлся небольшой храм Иоанна Златоуста на Лавровской ул. Время управления Н. Костромской епархией пришлось на тяжелейшие годы гонений, когда непрерывно происходили закрытия и разрушения храмов, аресты и ссылки священников. Летом 1934 г. в Костроме в бывш. Кремле был взорван соборный ансамбль, состоящий из Успенского и Богоявленского храмов. Каждый шаг Н. контролировался властями. Вечером 3 дек. 1936 г., в канун праздника Введения Пресв. Богородицы во храм, Н. совершил всенощное бдение в соборе Иоанна Златоуста на Лавровской ул. В ночь на 4 дек. он был арестован в своем доме и на следующий день доставлен в тюрьму в Ярославле. Его обвиняли в хранении сборников проповедей, изданных в дореволюционный период, переписке со ссыльными священнослужителями и в оказании им материальной помощи, а также в приеме на священнические места 10 иеромонахов, вынужденно переехавших из др. епархий. 27 марта 1937 г. особое совещание при НКВД СССР приговорило Н. за «антисоветскую деятельность» к 5 годам ссылки в Красноярский край. 3 сент. того же года Ярославское УНКВД постановило вновь привлечь Н. к следствию по новому делу. 24 сент. 1937 г. он опять был арестован. После 11-месячного заключения скончался от тягот и лишений в ярославской тюрьме. Погребен в безвестной могиле.

27 марта 1995 г. Н. был канонизирован как местночтимый святой Костромской епархии. Прославлен к общецерковному почитанию Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

Арх.: ГАНИКО. Ф. 3656. Оп. 2. Д. 1143; РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 671; Оп. 445. Д. 777; ЦА ФСБ РФ. Д. Р-31086, Р-30340.
Лит.: Отъезд из Владикавказа смотрителя ДУ игум. Никодима // Владикавказские ЕВ. 1902. № 19. С. 378-380; П. Новонареченный епископ // Псковские ЕВ. Ч. неофиц. 1907. № 20. С. 513-516; Проводы бывш. ректора ДС архим. Никодима // Там же. 1907. № 21. С. 535-536; Наречение и хиротония архим. Никодима во еп. Аккерманского, викария Кишиневской епархии. Кишинев, 1907; Шереметевский В. В. Рус. провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1. С. 447; Епарх. хроника // Саратовские ЕВ. 1917. № 19/20. С. 655; Новый викарий Саратовской епархии - еп. Никодим Чигиринский // Там же. № 16. С. 570; Венок на могилу высокопреосв. митр. Владимира. К., 1918. С. 31, 76-78; Записка «русских кругов» Киева // Монархия перед крушением, 1914-1917: Бумаги Николая II и др. док-ты. М.; Л., 1927. С. 285-293; То же // Дневники и док-ты из личного архива Николая II. Мн., 2003. С. 355-365; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Восп. М., 19942. С. 288, 291, 297-316; Зеньковский В., прот. Пять месяцев у власти (15 мая-19 окт. 1918 г.): Восп. М., 1995. С. 37, 43-44, 62, 64-68, 70, 72, 74, 76, 79, 83, 85, 92-94, 99-100, 105, 113; Российская Церковь в годы революции (1917-1918 гг.). М., 1995. С. 77-78, 84, 102. (МИЦ; 8); Скоропадський П. П. Спогади: Кiн. 1917 - грудень 1918. К.; Филадельфия, 1995. С. 154, 156, 196, 353; Андрусишин Б. I. Церква в Украïнськiй Державi, 1917-1920 рр.: (Доба Директорiï УНР). К., 1997. С. 15-19, 21, 24, 25, 26, 43-44, 56, 168; Зонтиков Н. А. Костромской святой XX в: К 60-летию кончины сщмч. Никодима (Кроткова), архиеп. Костромского и Галичского // Сев. Правда: Газ. Кострома, 1998, 25 авг. С. 5; Доненко Н., прот. Наследники царства. Симферополь, 2000. С. 97-125, 148, 180-184, 189-200, 243-245; Следственное дело Патр. Тихона: Сб. док-тов по мат-лам ЦА ФСБ РФ. М., 2000. С. 662, 683, 687; Собор, 1918. Деяния. 2000. Т. 10. С. 108, 236-238; Т. 11. С. 163, 178, 181, 184, 185, 186, 189, 190, 226; Александр (Могилёв), архиеп. Сщмч. Никодим: Жизнь, отданная Богу и людям. Кострома, 2001; Булгаков С., прот. Из памяти сердца. Орёл, 2001. С. 89, 104, 105-106; Письма владыки Германа: Жизнеописание и духовное наследие сшмч. Германа, еп. Вязниковского. М., 2004. С. 160, 255, 271, 278, 286; Митр. Антоний (Храповицкий): Жизнеописание. Письма к разным лицам 1919-1936 гг. СПб., 2006. С. 70-71; Российское духовенство и свержение монархии в 1917 г.: Мат-лы и арх. док-ты по истории РПЦ. М., 2006. С. 65, 66, 105, 239, 263, 356; Граф Келлер. М., 2007. С. 784-785; Свящ. Собор 1917-1918 гг. и мученическая кончина митр. Киевского и Галицкого Владимира // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ, 2008. Вып. 1(26). С. 108, 109, 111, 113,116, 117, 124; Гетман П. П. Скоропадский: Украина на переломе, 1918 г.: Сб. док-тов. М., 2014. С. 233, 238, 239, 243, 244, 254, 256-263, 265-274, 281-283, 285, 287, 288, 293, 298, 300, 722, 894, 1034-1035; Биогр. словарь выпускников КДА: 1819-1920-е гг. К., 2015. Т. 2. С. 143-144.
Н. А. Зонтиков
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января) Священномученики Русской Православной Церкви Новомученики Русской Православной Церкви (см. также - Новоканонизированные святые Русской Православной Церкви) Новоканонизированные святые Русской Православной Церкви (см. также - Новомученики Русской Православной Церкви) Собор Костромских святых (23 января) Собор Ростово-Ярославских святых (23 мая) Никодим (Кротков Николай Васильевич; 1868 - 1938), священномученик (пам. 8 авг., в Соборе Костромских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Молдавских святых, в Соборе отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архиепископ Костромской и Галичский Собор Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов Собор Молдавских святых
См.также:
АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)
АНДРОНИК (Никольский; 1870-1918), архиеп. Пермский и Кунгурский, сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, В Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе святых Пермской митрополии, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Ростово-Ярославских святых)
АЛЕКСАНДР Петрович Елоховский (1858 – 1918), свящ., сщмч., (21 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
АЛЕКСАНДР Васильевич Петропавловский (1884-1937), свящ., сщмч. (пам. 4 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
АЛЕКСАНДР Автономович Смирнов († 1918), свящ., сщмч., (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
АЛЕКСАНДР Викторович Поздеевский (1868-1942), свящ., сщмч. (пам. 12 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
АЛЕКСИЙ Васильевич Введенский (1903 - 1937), диак., сщмч. (пам. 13 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых)
ВАСИЛИЙ Васильевич Разумов (1879- 1937), свящ., сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе Костромских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович, 1848-1918), митр., сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Самарских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих)
ВЛАДИМИР Феодорович Введенский (1869-1931), свящ., сщмч. (пам. 21 марта в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ВЛАДИМИР Флегонтович Виноградов (1874-1919), свящ., сщмч. (пам. 9 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
ВЛАДИМИР Михайлович Вятский (1879-1938), свящ., сщмч. (пам. 26 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российскихи и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
ВЛАДИМИР Стефанович Ильинский (1845-1918), свящ., сщмч. (пам. 22 февр., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ВЯЧЕСЛАВ Иванович Закедский (1879 - 1918) свящ., сщмч. (пам. 10 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
ГЕННАДИЙ Николаевич Здоровцев (1868-1918) свящ., сщмч. (пам. 22 июня, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ГЛЕБ Семенович Апухтин (1885-1937), свящ., сщмч. (пам. 10 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
ДИМИТРИЙ (Добросердов Иван Иванович; 1864/1865 - 1937), сщмч. (пам. в Соборе Костромских святых, 8 окт.- в Соборе новомучеников, в Бутово пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), архиеп. Можайский.
ДИМИТРИЙ Григорьевич Казанский (1884 - 1942), свящ., сщмч. (пам. 4 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ДИМИТРИЙ Александрович Смирнов (1870-1940), прот., сщмч. (пам. 13 июня - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)