[Ведельский, Веделев] Артемий Лукьянович (1767, Киев - 14.07.1808, там же), укр. композитор, дирижер, певец. Сын резчика по дереву, члена Киевского иконописного цеха. Образование получил в Киево-Могилянской академии (1776-1788), где еще в студенческие годы прославился как солист-тенор, скрипач, дирижер академического хора и оркестра. В 1788-1792 гг. по рекомендации Киевского митр. Самуила (Миславского) руководил в Москве капеллой ген.-губернатора П. Д. Еропкина, затем - капеллой А. А. Прозоровского; по возвращении в Киев - капеллой ген. А. Я. Леванидова (1794-1796). В 1796-1798 гг. в Харькове руководил наместническим хором и капеллой слободско-укр. губернатора А. Г. Теплова (с 1797), был капельмейстером вокального класса в казенном уч-ще (в т. ч. занимался подготовкой певчих для Придворной певческой капеллы). В 1798 г. переехал в Киев. В янв. 1799 г. поступил послушником в Киево-Печерскую лавру, но вскоре покинул мон-рь. 25 мая 1799 г. был арестован и последние годы жизни провел в киевских смирительных домах. Истинные причины случившегося являются предметом острой полемики исследователей.
Все известные на сегодня произведения В. написаны на богослужебные и библейские тексты. Стиль В. сформировался на основе традиций отечественной правосл. музыки, интонационной природы укр. народной песенности, а также под влиянием городской бытовой муз. культуры и западноевроп. оперной и инструментальной музыки. Для произведений В. характерно необыкновенное мелодическое богатство, композиционная стройность, мастерство владения хоровой фактурой, особая развитость ансамблей, прежде всего трио в медленных темпах.
Возрождение творческого наследия В. началось на рубеже ХIХ-ХХ вв.: благодаря А. А. Кошицу в КДА сложилась исполнительская манера, связанная с именем В.; его произведения зазвучали в серии Исторических концертов, проводившихся в Москве по инициативе С. В. Смоленского; появились публикации его сочинений, но с многочисленными упрощениями. В кон. ХХ в. критическое издание сочинений В. подготовлено В. Колесником, его работу продолжил Н. Гобдыч, к-рый осуществил также их фонозапись.
Единственный сохранившийся нотный автограф В.- партитура хоровых произведений (НБУВ ИР. ДА П. 326). В него включены 12 концертов и Литургия св. Иоанна Златоуста (6 номеров), к-рые были изданы в 2000 г. (Ведель. Божествена Лiтургiя).
В наст. время достоверно принадлежащими В. считаются след. муз. сочинения: Литургия св. Иоанна Златоуста (17 номеров) / Ред. М. А. Гольтисона. СПб., [1900-е гг., изд. ж. «Музыка и пение»]; Литургия св. Иоанна Златоуста (6 номеров) // Ведель А. Божествена лiтургия. С. 1-32; Всенощное бдение (39 номеров) / Под ред. М. А. Гольтисона. [Изд. ж. «Музыка и пение» П. К. Селиверстова]. СПб., 1904; концерты (в скобках приводится номер по автографу): 1. «Блажен разумеваяй на нища и убога» (№ 5); 2. «Боже, Боже, законопреступницы восташа на мя» (№ 11); 3. «Боже, приидоша языцы в достояние Твое»; 4. «В молитвах неусыпающую Богородицу» (№ 1); 5. «Гласом моим ко Господу воззвах»; 6. «Господь пасет мя» (2-хорный) (№ 10); 7. «Днесь Владыка твари»; 8. «Доколе, Господи, забудеши мя» (№ 3); 9. «Заступник мой, почто мя забыл еси»; 10. «Ко Господу внегда скорбети ми» (№ 12); 11. «К Тебе, Господи, воззову»; 12. «На реках Вавилонских» (с-moll; a-moll); 13. «Плачу и рыдаю»; 14. «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь» (№ 6); 15. «Пою Богу моему» (№ 4); 16. «Приклони, Господи, ухо Твое»; 17. «Проповедника веры» (2-хорный) (№ 9); 18. «Скажи ми, Господи, кончину мою»; 19. «Слыши, дщи, и виждь» (D-dur); 20. «Спаси мя, Боже, яко внидоша воды до души моея» (№ 2); 21. «Тебе Бога хвалим»; 22. «Услыши, Господи, глас мой» (№ 8); отдельные произведения: 23. «Величаем вас, архангели»; 24. «В молитвах неусыпающую Богородицу» (трио, a-moll); 25.«Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим»; 26. «Воскресения день, просветимся, людие» (ирмосы Св. Пасхи); 27. «Душе моя»; 28. «Кто есть сей Царь славы?» (трио с хором); 29. «Многая лета»; 30. «Не отврати лица Твоего»; 31. «Ныне отпущаеши» (a-moll; B-dur; g-moll; F-dur); 32. «Отче наш» (№ 1, f-moll; D-dur); 33. «Плотию уснув»; 34. «Покаяния отверзи ми двери» (трио); 35. «Свете тихий» (с-moll; F-dur); 36. «С нами Бог»; 37. «Хвалите имя Господне» (№ 2, F-dur/d-moll; № 3, C-dur); 38. Херувимская (D-dur); 39. «Христос воскресе» (2 ред.); 40. «Христос раждается»; 41. «Царю небесный». Не изданы сочинения «Господи, помилуй» (F-dur), «Отверзу уста моя» (ирмосы канона Пресв. Богородицы), «Слыши, дщи, и виждь» (Es-dur/c-moll), «Тебе поем» (e-moll/G-dur) и др.
Авторство след. произведений на основании стилистических черт можно приписать В.: «Блаженны вси, боящиеся Господа», «Боже, Боже мой, вонми ми» (1-я ред., f-moll; 2-я ред., e-moll), «В началех Ты, Господи, землю основал еси», «Всемирную славу», «Гряди от Ливана, невесто», «Доколе, Господи, забудеши мя» (f-moll, № 2), «Исайе, ликуй», «Не имамы иныя помощи», «От восток солнца до запад», «Ты моя крепость, Господи».
Произведения В., упоминаемые в разных источниках, но не обнаруженные: «Воскресни, Господи, да судятся языцы пред Тобою» (концерт № 7, в автографе сохранился финал «Суди сиру и смирену»); «Господи, помилуй» (сугубая ектения, на 3 голоса); «Разбойника благоразумнаго» (трио) (см. рекламное объявление изд-ва товарищества «Нотно-книжное дело»); «Блажен муж» (a-moll) (Митропольский. С. 254); «Егда славнии ученицы» (Аскоченский. С. 379); «Волною морскою» (трио), «Часы Пасхи» (трио, обработка П. Григорьева), «Воскресения день, и просветимся торжеством», «Иже херувимы» (Es-dur/c-moll) (Соневицький. С. 128, 129, 160).