Александр Антонович (30.08.1875, с. Ромашки Каневского у. Киевской губ., ныне Мироновского р-на Киевской обл.- 21.09.1944, Виннипег, Канада), укр. хоровой дирижер, регент, композитор, фольклорист, педагог. Отец К. был священником и происходил из старинного казацкого рода Порай-Кошицев; представители этого рода на протяжении более чем 100 лет были священниками в с. Низгурцы Бердичевского у. Киевской губ. Мать К. Евдокия (в девичестве Маяковская) была старшим ребенком в семье пономаря; после кончины родителей она и ее 7 братьев и сестер нек-рое время жили в одном из келейных корпусов Киево-Печерской лавры под опекой их дяди-иеромонаха, заведовавшего лаврской типографией. С 1877 по 1898 г., когда умер отец К., семья жила в с. Тарасовка Звенигородского у. Киевской губ., где мальчик рос в общении с семьями священников из близлежащих сел (многие из них принадлежали к роду Кошицев), осваивал грамоту дома и в сельской церковной школе, приобщался к местной церковнопевч. и народно-песенной традициям. В 1884-1890 гг. учился в Богуславском ДУ, в хоре уч-ща пел партию сопрано, затем тенора, был уставщиком.
Во время учебы в Киевской ДС (1890-1896) К. слушал пение церковных хоров киевского Михайловского мон-ря под упр. Макаревича, Десятинной ц. (хора железнодорожников Москалёва), КДА под упр. П. А. Копецкого, Софийского собора под упр. Я. С. Калишевского (особенно преуспевшего в методике постановки голосов), Александро-Невской ц. под упр. Новикова (2 последних хора - с участием мальчиков) и др. В семинарии К. освоил скрипку, играл в любительском студенческом ансамбле; в семинарском хоре не пел из-за болезни горла. В эти же годы записал многоголосные народные песни с. Тарасовка; точность выполненных К. записей была отмечена Н. В. Лысенко, к-рый сделал их хоровые обработки.
Обучаясь с 1897 г. в КДА, К. одновременно слушал лекции по гармонии в муз. школе С. М. Блуменфельда (Кошиць. 1995. С. 190), пел в ее хоре. Выдающийся талант К.-регента проявился во время руководства хором академии, куда его пригласил инспектор архим. Платон (Рождественский). С младшими хористами - 14 сопрано и альтами, учениками Киево-Подольской духовной школы,- К., живший с ними в одном доме, занимался ежедневно. Дважды в неделю проводились совместные репетиции с 30 взрослыми тенорами и басами - студентами академии. Поддержку хору оказывал ректор КДА еп. Димитрий (Ковальницкий). Кроме освоения классического репертуара (произведения Д. С. Бортнянского, М. С. Березовского, С. А. Дегтярёва, А. А. Рачинского, прот. Петра Турчанинова, П. И. Чайковского, А. А. Архангельского, В. Д. Беневского и др.) К. решил возродить в стенах КДА музыку А. Л. Веделя, воспитанника академии, в кон. ХVIII в. также руководившего ее хором. В ХIХ в. пение произведений Веделя в церквах было официально запрещено (Там же. С. 210), однако изредка они все же звучали. Первое исполнение в сент. 1898 г. в КДА концерта Веделя «Услыши, Господи, глас мой» стало сенсацией, после чего произведения этого композитора стали звучать в академии постоянно. После исполнения хором под упр. К. большей части произведений Веделя стали появляться исследования о композиторе в области как музыкознания, так и психологии (проф. И. А. Сикорский). Согласно воспоминаниям, К. «жил только хором»: подбирал репертуар, формировал нотную б-ку, составлял обработки напевов, искал детей-певцов на замену выбывшим по возрасту. «Уже на второй год слава об академическом хоре пошла широко, так что, бывало, попасть на богослужения в академическую церковь (Братство) было очень сложно» (Там же). В 1901 г. К. защитил диссертацию на тему, предложенную проф. А. А. Дмитриевским: «Монастырские Обиходники ХVI-ХVII веков и их значение в истории Церковного устава (исторический очерк)», за что ему была присвоена степень канд. богословия.
В 1902-1904 гг. К. жил в Ставрополе, преподавал Закон Божий в жен. гимназии; в нач. 1903 г. основал любительский муж. Малороссийский хор, концерты к-рого проходили с большим успехом. Подружившись с Беневским, К. организовал их совместную поездку в Харьков и Киев (1904); переписка 2 музыкантов длилась почти 30 лет. В 1903-1905 гг. в летних экспедициях в 13 станицах Кубани К. записал ок. 1 тыс. песен. За расшифровки песен был награжден золотой медалью на Кубанской краевой выставке 1908 г. (записи тогда же были похищены).
В окт. 1904 г. переехал в Киев, где работал учителем пения и регентом в КДС (до 1909), в епархиальном уч-ще (1907). В 1906-1910 гг. параллельно учился в муз. школе Лысенко (по классу теории музыки и композиции Г. Л. Любомирского) и вел занятия с хором, готовя вместе с Лысенко концертные программы. В 1908-1918 гг. совершенствовал мастерство дирижера в работе со студенческим и с церковным хорами Киевского ун-та св. Владимира. В концертных выступлениях 1914-1916 гг. университетский хор объединялся с хором Высших женских курсов, исполняя рус. и западноевроп. хоровую классику, укр. песенный репертуар (колядки, щедривки, веснянки, канты, псальмы) с элементами театрализации, что способствовало их успеху в Киеве и на гастролях в др. городах (Москва, Воронеж, Кишинёв и др.). Служил капельмейстером в театре Н. К. Садовского (1912-1916) и Киевском оперном театре (1916), преподавал хоровые дисциплины в Музыкально-драматическом ин-те им. Н. Лысенко (1913-1919).
С марта 1917 г. К. принимал участие в создании научных и творческих орг-ций Украинской народной республики (УНР). В нач. 1919 г. К. стал художественным руководителем организованной по его инициативе и поддержанной правительством УНР Украинской республиканской капеллы (др. название - Украинский национальный хор), подготовил с ней за 2 месяца программу народных песен в аранжировках совр. укр. композиторов - П. Д. Демуцкого, Лысенко, Н. Д. Леонтовича, К. Г. Стеценко, В. П. Ступницкого и собственных. До 1922 г. капелла совершила гастрольные поездки в Чехословакию, Австрию, Швейцарию, Францию, Бельгию, Нидерланды, Великобританию, Германию, Испанию, Польшу. В 1920 г., после поражения УНР, положение капеллы ухудшилось и К. решил продолжить гастроли хора в США, Канаде, Мексике, Уругвае, Аргентине, Бразилии, на Кубе (1922-1924). По возвращении в Советскую Украину мн. хористы подверглись репрессиям, нек-рые оказались в эмиграции. С 1927 г. К., находясь в Италии, в течение 2 лет вел переписку с советскими чиновниками о занятии должности профессора Киевской консерватории, но получил отказ и вынужден был остаться за границей.
В 1929 г. К. поселился в Нью-Йорке, занявшись созданием духовной музыки, написанием воспоминаний, публикацией сборников укр. песен в переводе на англ. и франц. языки. Талант К. оказался востребован прежде всего в среде укр. диаспоры. Опыт по соединению хоров, приобретенный в Киеве, К. применил в работе со сводным хором Нью-Йорка, объединявшим певчих из 7 (иногда 8) правосл. и греко-католических церквей Нью-Йоркского окр. Среди этих хористов было много певцов-любителей, что требовало значительных усилий дирижера для достижения надлежащего качества звучания. После 1-го выступления хоров на юбилее Дж. Вашингтона (1932) К. сосредоточился на проведении массовых культурных акций, объединявших разнородную среду украинских эмигрантов. В 1942-1944 гг. К. преподавал в Виннипеге на летних Высших дирижерско-учительских образовательных курсах, каждый выпуск которых завершался итоговым концертом; выступал с чтением лекций, писал работы об укр. музыке. В переписке с П. Маценко К. изложил концепцию истории древнерусского знаменного распева, предполагающую его старокиевские истоки и тесную связь с песенностью (Шевчук. 2007).
К созданию духовно-муз. произведений К. обратился в 1922 г. в Берлине, после завершения череды первых гастрольных поездок, что было вызвано не только ностальгией по родине и стремлением записать сохраненные в памяти церковные напевы, но и известиями о начале террора в Советской Украине (убийство Леонтовича, смерть Стеценко, Я. С. Степового, О. И. Левицкого и др.). Церковнопевч. репертуар, созданный К. за рубежом, включает циклы литургии (последний, 5-й - переработка 3-го), догматиков (аранжировки традиц. напевов) и отдельные песнопения (большей частью также для литургии). Они написаны на традиционные церковнославянские тексты, кроме 1-й литургии, для которой взят украинский перевод. В комментариях К. отметил, что в Литургии № 1 звучат «старинные дьяковские напевы», услышанные им в 3 селах Киевщины и от историка Левицкого (его памяти посвящен цикл), в Литургии № 2 - харьковский, серб. напевы и несколько напевов из «Обихода церковного», в Литургии № 3, дополненной песнопениями венчания и панихиды,- мелодии киевского распева, киево-печерского напева, «киевского на основе греческого» и «в стиле Я. Калишевского», в Литургии № 4 - «из Ирмологиона Львовского и «простопения» Подкарпатского».
Литургийные циклы № 2-5, так же как отдельные песнопения, были рассчитаны на исполнение местными правосл. церковными хорами Нью-Йоркского окр., и степень сложности музыки не превышала их технических возможностей. В стиле К., композитора-мелодиста, сплавлены интонации позднего знаменного (укр. редакции, зафиксированной в Ирмологионах), киевского, устно бытующих клиросных и народно-песенных напевов. Ряд произведений имеет монодийный запев. В верхнем голосе 4-голосной фактуры находится традиц. или сочиненная мелодия, хоровая ткань оживляется плавными подголосками, варьированием линий, используются параллельное движение голосов в стиле канта, сдвиги аккорда по смежным ступеням в духе пения Киево-Печерской лавры.