Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДМИТРИЕВ
15, С. 426-427 опубликовано: 17 июля 2012г.


ДМИТРИЕВ

Н. М. Дмитриев. Фотография. Кон. XIX в.
Н. М. Дмитриев. Фотография. Кон. XIX в.

Н. М. Дмитриев. Фотография. Кон. XIX в.
Никодим Михайлович (1870, г. Ливны Орловской губ.- 1943, г. Куйбышев, ныне Самара), регент, дирижер, педагог, общественный деятель. Род. в простой семье. Имея хороший голос и абсолютный слух, в детстве пел в местной церкви. В 1888 г. блестяще окончил московское Синодальное училище церковного пения. С 1889 г. жил в Саратове, создал любительский хор, с к-рым участвовал в исполнении «Реквиема» В. А. Моцарта, ораторий «Семь слов Спасителя на Кресте» и «Сотворение мира» Й. Гайдна, музыки П. И. Чайковского к весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка», хоровых сцен из рус. опер, кантат и ораторий. С 1904 г. был регентом архиерейского хора Александро-Невского кафедрального собора в Саратове. В 1905, 1912-1917 гг. являлся председателем Саратовского певческого об-ва (СПО), в др. годы - членом его правления. Преподавал церковное пение в Саратовской ДС (1911-1913), пение, рус. язык и арифметику в младшем классе Саратовского коммерческого уч-ща (с 1914). Параллельно с коллективом мальчиков Саратовского оперного театра готовил детские хоры в операх «Кармен» Ж. Бизе, «Пиковая дама» Чайковского, «Вертер» Ж. Массне и др. С 1927 г. жил в Брянске, работал в музыкальном уч-ще.

Д. пользовался в Саратове большим авторитетом. В его доме бывали ректор Саратовской консерватории С. К. Экслер, профессора Д. М. Рудольф (ученик С. И. Танеева), В. В. Адамовский, директор коммерческого уч-ща Соловьёв и мн. др. Дружил с писателем К. А. Фединым.

Регентская деятельность Д. проходила в русле реформы церковного пения в московском Синодальном уч-ще (1886). Наряду с произведениями традиционных церковных композиторов - Д. С. Бортнянского, Г. Ф. Львовского, А. А. Архангельского, М. А. Балакирева - впервые в репертуар архиерейского хора и хора СПО вводились сочинения композиторов московской школы Нового направления: «Воскликните Господеви», «Благослови, душе моя», «Верую» А. Т. Гречанинова; Херувимская на «Радуйся» П. Г. Чеснокова; «О Тебе радуется» С. В. Смоленского и в особенности «С нами Бог», «Благослови, душе моя», Херувимская и др. произведения А. Д. Кастальского, а также сочинения Чайковского, архиеп. Алексия (Дородницына). Вслед за Д. этот репертуар был введен в певческую практику др. регентами города.

Д. постоянно заботился о повышении исполнительского мастерства руководимых им хоров. Современники отмечали «солидность программ», считали Д. «способным дирижером», готовившим концерты «с большой тщательностью и художественностью». В печати отмечалась также реакция слушателей, бисировавших отдельные номера в духовных концертах, как правило, аншлаговых.

Д. явился инициатором создания СПО. Разработанный им Устав СПО (утвержден 14 дек. 1905) содержал положения, направленные на повышение муз. образования регентов и дирижеров, улучшение постановки пения в духовных и светских хорах, вокальной работы, подготовку научных сообщений по теории и практике хорового исполнительства, издание нот, в т. ч. «Сборника музыкальных пьес местных авторов», содействие в организации хоров, в поиске певцов и др. Правление СПО должно было обеспечивать образцовое исполнение духовных и светских концертов, организацию комиссии по изучению пения в Саратове, проведение совещаний по пению, обмен опытом. Избранный председателем СПО вторично (1912), Д. сумел преодолеть раскол среди его членов и сплотить новые силы. При нем значительно увеличилось финансовое положение об-ва: проведенные Д. в 1912-1916 гг. 10 духовных и светских концертов (с участием 100 и более певцов) принесли 5394 р. (ср.: в 1912 г.- 466 р.). Полученные деньги были потрачены на благотворительные цели: в пользу голодающих (1912), в помощь Кирилло-Мефодиевскому братству, балканским славянам (1913), на нужды членов СПО. К 1916 г. безвозмездно было выдано пособий на 2351 р., в т. ч. семьям убитых и раненных на войне 1914 г., хористам оперы и др. Протестуя против «нещадной эксплуатации детского труда», создали специальный денежный капитал для нужд детей (1,5 тыс. р.). Муз. одаренных детей ежегодно бесплатно обучали на летних подготовительных курсах, определяли в гимназии (161 чел.), заботились об их быте. Для взрослых добились существенных скидок при оплате медицинских услуг и покупки лекарств. Общественное признание деятельности СПО выразилось в оценке его работы как «примерной».

Особой заботой Д. было состояние церковного пения, анализ к-рого он сделал в статьях «Церковное пение прежде и теперь» (1914) и «Audiatur et altera pars» (1915), придя к неутешительному выводу, что это «дело, освященное Самим Богом и взлелеянное трудами Первоучителей церкви Христовой, в XX в. оказалось никуда не годным и попавшим в руки «невежественных регентов», не только не знающих пения, но и вовсе не умеющих петь стихир Октоиха». В качестве причин, тормозивших образование регентов, он указал недостаточное число занятий по церковному пению в ДУ и ДС (1 урок в неделю), отсутствие нормальных условий для обучения и профессиональных кадров, низкие заработки; приводятся примеры как своеволия духовенства, так и их инертности в деле развития церковного пения.

Статьи Д. нашли отклик в местной епархии. Саратовские епархиальные власти с назначением на кафедру еп. Палладия (Добронравова) (1914) организовали Наблюдательный совет с целью контроля над церковнопевч. репертуаром и открыли краткие курсы для церковнослужителей и регентов (1916) для введения «уставного церковного пения, одинакового в церквах епархии». Изданные Д. учебные пособия - «Записки по теории музыки» (1906) с посвящением СПО, «Записки по теории музыки с 55 задачами и полное решение их» (1914) (5 разделов: элементарная теория музыки, теория композиции, контрапункт, формы сочинений, инструментовка, история музыки) - были одобрены Саратовским отделением РМО в качестве руководства для учащихся и способствовали улучшению клиросного пения.

Арх.: СПб. Личн. арх. Н. А. Дмитриевой.
Соч.: Записки по теории музыки: Для ст. кл. духовных уч-щ и мл. кл. духовных семинарий. Саратов, 1906; Записки по теории музыки с 55 задачами. Саратов, 1914; К сведению гг. учителей пения в начальных школах, псаломщиков и регентов сельских школ // Саратовские ЕВ. 1914. № 20. Обл. об.; Audiatur et altera pars // ХРД. 1915. № 5/6. С. 141-146; Церковное пение прежде и теперь // Саратовские ЕВ. 1914. № 20. С. 35-36.
Лит.: Церковно-певческое дело: Саратов // РМГ. 1904. № 13/14. Стб. 378; Саратов // Там же. 1905. № 21/22. Стб. 581-582; Церковно-певческое дело: Хроника. Саратов // Там же. 1906. № 17. Стб. 446-447; Соединенные хоры // Там же. 1908. № 18/19. Стб. 460; Весь Саратов: Адрес-календарь-указатель. Саратов, 1911. С. 87; 1913. С. 74; 1916. С. 102; Известия и заметки... Из Саратова // ХРД. 1912. № 5/6. С. 119; Саратов. Хроника. Разные известия // РМГ. 1912. № 23/24. Стб. 540-541; Корреспонденции: Саратов // ХРД. 1915. № 5/6. С. 123; Известия и заметки // Там же. № 8. С. 184; Известия и заметки // Там же. 1916. № 3. С. 76; Саратовское певч. об-во // Там же. № 5/6. С. 167-170; Зацепина Т. М. Традиции национальной певч. культуры в рус. хоровой музыке кон. XIX - нач. XX в.: Канд. дис. Л., 1980. С. 158-159; Дмитриев А. Н. Саратов: Консерватория. Театр // Он же. Исследования. Статьи. Наблюдения. Очерки. Л., 1989. С. 192-197, 202, 206.
Т. М. Зацепина
Ключевые слова:
Регенты церковные Дирижеры хоровые Педагоги музыкальные Дмитриев Никодим Михайлович (1870- 1943), регент, дирижер, педагог, общественный деятель
См.также:
БЕНЕВСКИЙ Василий Дмитриевич (1864-1930), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог
ДАНИЛИН Николай Михайлович (1878 - 1945), хоровой дирижер (регент), педагог, автор духовно-муз. сочинений
ДАНОВСКИЙ Виктор Игнатьевич (1878 - 1963, Тбилиси), хоровой дирижер, регент, преподаватель, муз. критик, композитор, общественный деятель
ДРАГОМИРОВ [Драгомиров-Толстяков, настоящая фамилия Толстяков] Павел Нилович (1880 - 1938), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог
ИВАНОВ Федор Алексеевич (сер. 50-х гг. XIX в. - 1920), регент, хоровой дирижер, содержатель духовно-певч. капеллы, композитор, преподаватель пения
КОШИЦ Александр Антонович (1875-1944), укр. хоровой дирижер, регент, композитор, фольклорист, педагог
АЛЕКСАНДРОВ Александр Васильевич (1884– 1946), рус. хор. дирижер, композитор, педагог
АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог