Иван Гаврилович (5.11.1872, дер. Кудашиха Балахнинского у. Нижегородской губ.- 8.06.1944, там же (Городецкий р-н Горьковской обл.)), книгописец и художник книги. Из семьи крестьян-беглопоповцев. В юности увлекся копированием лицевых рукописных книг, ориентировался на работы местных каллиграфов-старообрядцев, преимущественно работавших в городецкой книгописной мастерской, к-рая принадлежала видному деятелю беглопоповства Г. М. Прянишникову, собирателю рукописей, троюродному дяде Б. Первые работы книгописца - тетради с текстами канонов избранным святым и праздникам - продавались в Городце, крупнейшем центре беглопоповства в XIX в. В 15 лет Б. написал большой «Канонник», через год - лицевой «Толковый Апокалипсис». Со временем Б. начал получать многочисленные заказы на изготовление рукописных книг как для нижегородских крестьян-старообрядцев, так и для коллекционеров - П. А. Овчинникова, Прянишникова, Н. П. Никифорова, П. П. Ведерникова и др. В дек. 1899 г. работа Б. «Канон Честному Кресту», написанная «под древность», с орнаментированными украшениями, была показана на славяно-рус. палеографической выставке в С.-Петербурге.
В 1900-х гг. Б. жил в городах Балахна и Горбатов Нижегородской губ., в 1905-1906 гг. по заданию Нижегородской думы изучал рукописи Соловецкого мон-ря в б-ках Казанского ун-та и КазДА. В нач. XX в. книгописец жил также в Москве и С.-Петербурге, изучал древние лицевые памятники письменности в отделах рукописей и старопечатных книг Исторического музея, Московского Публичного и Румянцевского музеев и имп. Публичной б-ки, в Синодальной б-ке и б-ке Троице-Сергиевой лавры; с иконографическими сюжетами знакомился в Третьяковской галерее. Участвовал в работе 3-го областного археологического съезда (Владимир, 1906). В марте 1907 г. Совет Всероссийского съезда старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию, заказал Б. написать слав. азбуку.
В 1909-1916 гг. (с небольшими перерывами) Б. трудился в Московской старообрядческой книгопечатне Л. А. Малехонова. Под наблюдением Б. был напечатан ряд лицевых книг, в т. ч. «Апокалипсис» с толкованиями Андрея Кесарийского, повторивший пергаменный оригинал XIII в. Художник также занимался изготовлением на заказ рукописных книг, в частности, в это время он создал неск. списков «Слова о полку Игореве» с великолепными миниатюрами. Книгописец сотрудничал с художниками В. М. Васнецовым, Б. В. Зворыкиным, М. В. Нестеровым, А. И. Савиновым, Д. С. Стеллецким и др. В 1916 г. Б. работал в типографии А. А. Левенсона, выполнял заказы для имп. двора, изготовил 3 экз. статута ордена благоверной кнг. Ольги для членов имп. семьи, за что был награжден золотой медалью на Андреевской ленте. В 1916 г. Б. был мобилизован на службу в Царскосельский полевой военно-санитарный поезд № 143, где познакомился с С. А. Есениным. Еще до Февральской революции Б. начал переписывать Акафист прп. Серафиму Саровскому и в июле 1917 г. передал его на хранение в отд-ние рукописей и старопечатных книг Московского Публичного и Румянцевского музеев. В 1918 г. художник писал и рисовал кн. «Мудрость Менандра Мудрого» с пергаменной рукописи XIV в., хранившейся в бывш. имп. Публичной б-ке в Петрограде. В сент.-дек. 1918 г. Б. вместе с сыном создал лицевую «Повесть Аммония мниха о св. отцах, в Синае и Раифе избиенных», к-рая в известной мере отразила осмысление художником трагических событий в России.
В первые годы после Октябрьской революции Б. поддерживал тесные связи с Российским Историческим и Государственным Румянцевским музеями в Москве, заказывавшими художнику книжные миниатюры. В Историческом музее Б. писал миниатюры-иллюстрации к древнерус. повестям о Горе-Злочастии, Савве Грудцыне и Фроле Скобееве под руководством комиссии; 14 марта 1919 г. был введен в состав Ученой коллегии Российского Исторического музея. В 1919 г. художник находился в Городце «для продолжения работы по иллюстрированию памятников древнерусской письменности для Российского Исторического музея». (Сохранилась «Автография жизни моей», написанная Б. для представления в Архивную комиссию Городца.) В 1919/20 г. Б. на правах сотрудника Государственного Румянцевского музея был командирован в Городец для приобретения рукописных книг из собраний Прянишникова и Овчинникова. В 1920-1924 гг. работал сначала директором, затем научным сотрудником Городецкого краеведческого музея, образованного по инициативе художника. В 1925 г. вернулся в родную деревню, работал в колхозе «Красный маяк», в 30-х гг. был лектором в сельском клубе и ответственным редактором городецкой газ. «Колхозный ударник». 30-ми гг. XX в. датируются последние книгописные работы Б.: неск. лицевых списков «Истории города Городца» и лицевой список «Слова о полку Игореве», создававшийся по заказу хранителя ОР Гос. б-ки им. В. И. Ленина Г. П. Георгиевского, но оставшийся незавершенным.
Б. было написано свыше 100 лицевых и орнаментированных рукописных книг разного объема и содержания: жития святых, древнерус. сказания, повести, поучения, лицевые синодики, канонники и отдельные службы и каноны святым и праздникам; художник также переписал и проиллюстрировал «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина. Мн. рукописные книги были исполнены в неск. экземплярах. Бо́льшая часть рукописных книг Б. написана полууставом, напоминающим полуустав XVI-XVII вв. Отдельные книги (нек-рые списки «Слова о полку Игореве», «Песнь о вещем Олеге», др. работы) выполнены с помощью стилизованного круглого уставного письма, являющегося в значительной мере изобретением книжного мастера. Известны тексты, написанные Б. стилизованной скорописью XVII в. Книги, созданные им, имели разнообразное художественное оформление в виде миниатюр, заставок, концовок, инициалов, маргинальных украшений и вязи. В конце рукописей Б. нередко помещал «выходные записи», в к-рых указывал время работы над рукописью, оригинал, с к-рого переписывалась книга, иногда ее судьбу, встречаются упоминания фактов из жизни Б. Книги художник писал, как правило, на совр. ему бумаге, однако в редких случаях он использовал старую бумагу с древними филигранями, как, напр., при создании лицевой «Повести о Петре и Февронии Муромских» (Архив СПбФИРИ РАН, № 50). Она была столь искусно стилизована «под древность», что ввела в заблуждение таких авторитетных исследователей древнерус. книжности, как О. И. Подобедова, Р. П. Дмитриева и др.
Б. занимался также изготовлением «настенных листов», или «картин», с изображениями на историческую тему. Сохранились 2 «настенных листа» работы Б. с изображениями «Мамаева побоища» (в Городецком краеведческом музее и в ГИМ, созданы соответственно в 1894 и во 2-й пол. 90-х гг. XIX в.). Художественным источником для этих «настенных листов» являлся печатный гравированный лубок XVIII в., в них также есть перекличка с «настенными листами» поморских старообрядческих мастеров XVIII-XIX вв. и совр. Б. батальной живописью. По свидетельству А. И. Горячевой, дочери Б., ее отец написал «картину» «Иван Грозный убивает своего сына», местонахождение к-рой неизвестно. Б. рисовал и художественные полотна. В Городецком краеведческом музее сохранились 4 работы, созданные Б. в 10-х гг. XX в.: «Протопоп Аввакум и боярыня Морозова», «Жалованная грамота Григорию Орлову», «История Городецкой старообрядческой часовни» и картина на евангельский сюжет «Симоне Ионин, любиши ли Мя?».
Рукописное наследие Б. в наст. время хранится в различных фондах отделов рукописей РГБ и РНБ, Отдела рукописей и старопечатных книг ГИМ, в Городецком краеведческом музее, в Нижегородском историко-архитектурном музее-заповеднике. Архив Б. (как и собранная им коллекция рукописных книг) полностью не сохранился. Ряд архивных материалов ныне находится в составе творческого архива Б. в ОР РГБ, др. часть - в ГИМ и в Гос. архиве Нижегородской обл.