[греч. Κάλλιστος ἱερομόναχος ὁ Προύσαλης (Μπρούσαλης)] (кон. 3-й четв. XVII в.- 1-я пол. XVIII в.), иером., греч. мелург, кодикограф. Во мн. рукописях (Ath. Сutl. 446. Fol. 192, 1757 г.; Ath. Doch. 332. Fol. A, 193, 1764 г.; и др.) его имя встречается с прозвищем, указывающим на происхождение из г. Прусы (тур. Бурса). Вероятно, работал в мон-ре Ватопед: об этом свидетельствует надписание песнопения «Ангел вопияше» 1-го гласа в рукописи 20-40-х гг. XVIII в. Ath. Pantel. 1019 (Fol. 276v - 280), а также тот факт, что полный цикл его херувимских встречается в рукописи 1771 г., происходящей из этого монастыря (Ath. Vatop. 1436. Fol. 357v - 359v). В рукописи нач. XVIII в. Ath. Pantel. 1005 херувимская 1-го гласа ἔξω τετράφωνος, в др. случаях атрибутируемая К., надписана как произведение «Каллиста, архимандрита Влахобогдана» (Fol. 95v - 114), т. е., вероятно, мон-ря Богдана в г. Рэдэуци (совр. Румыния); однако это указание не согласуется с др. источниками кон. XVII - 2-й пол. XVIII в., в к-рых К. назван иеромонахом. Известны 2 автографа К.: Анастасиматарий-Доксастарий 1694 г. (Athen. Bibl. Nat. 2213) и Стихирарь 1705 г. (Zosim. 3).
В ряде нотированных рукописей (напр.: Ath. Xeropot. 317. Fol. 242v - 266, нач. XVIII в.) К. упоминается как дидаскал (учитель церковного пения). Его учениками названы иеродиак. Лаврентий и иером. Феофан. Первый считает К. своим учителем и отмечает это в рукописи - автографе 1712 г. Ath. Paul. 11 (P. 430). В рукописях мон. Феоклита есть указания, что К. был учителем его учителя (Ath. Cutl. 446. Fol. 268, 483v; Ath. Iver. 983. Fol. 606-656v, 1762 г.). Таким же образом называет К. в своей Анфологии ученик иером. Лаврентия иером. Паисий (Ath. Doch. 332. Fol. 279v). Иером. Феофан в Анфологии, датируемой 30-50-ми гг. XVIII в. (Paris. Suppl. Gr. 1135), надписал песнопения данного мелурга следующим образом: «Каллиста, иеромонаха и нашего учителя» (Fol. 144v, 147v, 213v).
Произведения, надписанные именем К., содержатся в следующих певч. рукописях (помимо названных выше): херувимские: 1-го гласа τετράφωνος - Ath. Stauronik. 168 (Fol. 183v - 185, 1700-1715 гг.), Athen. Bibl. Nat. 893 (Fol. 185-185v, 1747 г.), Ath. Xeropot. 329 (Fol. 84-92, 1-я пол. XVIII в.), Agias. 34 (Fol. 357v - 377v, 1756 г.), Ath. Doch. 374 (Fol. 170-171, сер. XVIII в.), Ibid. 407 (Fol. 30v - 51v, сер. XVIII в.), Lesb. Leim. 251 (Fol. 227-228, сер. XVIII в.), Ath. Pantel. 972 (Fol. 236-246, сер. XVIII в.), Ath. Laur. 1024 (Fol. 67v - 68v, 1788 г.), 1-го гласа - Ath. Doch. 321 (Fol. 109-115, 1-я пол. XVIII в.), Athen. Bibl. Nat. 898 (XVIII в.), Ath. Laur. 1437 (XVIII в.), Ath. Iver. 1132 (2-я пол. XVIII в.), 1-го плагального гласа - Ath. Doch. 332 (Fol. 193-203v), Ath. Iver. 1010 (1755 г.) (см. также списки: Ath. Xen. 114. Fol. 119v - 145, сер. XVIII в.; Ibid. 164. Fol. 153-188, XVIII в.; Ath. Karakal. 232. Fol. 101-121, 1748 г.; Ath. Stauronik. 234. Fol. 256-257, сер.- 2-я пол. XVIII в.); причастны: «Хвалите, Господа с небес»: 1-го гласа - Lesb. Leim. 251 (Fol. 270v - 271), Ath. Xeropot. 380 (Fol. 364v - 363v, 1759 г.), Ath. Doch. 332 (Fol. A-Av), 1-го гласа τετράφωνος - Ath. Stauronik. 234 (Fol. 292v - 293v), Ath. Doch. 374 (Fol. 171-172v) (см. также списки: Ath. Cutl. 437. Fol. 238v, 239v, 1757 г.; Ath. Doch. 376. Fol. 254-316, XVIII в.), «Во всю землю» (Ath. Xeropot. 317. Fol. 242v - 266) и др. праздничные причастны - Ath. Doch. 332 (Fol. 296-327), Ath. Xeropot. 317 (Fol. 300-308); песнопение литургии Преждеосвященных Даров «Ныне силы небесныя» 4-го плагального гласа - Ath. Doch. 332 (Fol. 279v - 280), Ath. Cutl. 446 (Fol. 268-268v); ряд матим, в т. ч. на праздник Пятидесятницы «Языцы, восплещите» (῎Εθνη κροτήσατε; Пс 46. 2) 4-го плагального гласа - Ath. Iver. 983 (Fol. 606-656v) (см. также: Ath. Doch. 334, 1726 г.; Ath. Cutl. 446. Fol. 483v); калофонические ирмосы - Ath. Pantel. 1000 (Fol. 51-102, нач. XIX в.), в т. ч. «Ангел вопияше» на 4-й плагальный глас - Ath. Xeropot. 380 (Fol. 654v - 675v), Ath. Doch. 376 (Fol. 71-71v), Ath. Stauronik. 234 (Fol. 382-383).
Известны «экзегезисы» наиболее распространенной в рукописях херувимской К. 1-го гласа, выполненные упомянутым выше мон. Феоклитом (Ath. Cutl. 446. Fol. 192-194), мон. Феодулом (S. Sepulcri. 810. Fol. 190-191v, 1789 г.), а также существует анонимная версия (Athen. Bibl. Nat. 893. Fol. 185-185v, 1747 г.; Ibid. 2733. Fol. 231v - 232, XVIII в.- здесь она названа «истолковательной, искусной, сложной» (ἐξηγητικὸν, ἔντεχνον, δύσκολον)).
Поскольку в рукописях авторство песнопений часто обозначается только именем, не всегда возможно различить песнопения К. и «древнего» (παλαιός) Каллиста, жившего не позднее эпохи прп. Иоанна Кукузеля, к-рый украсил матиму на память вмч. Феодора Стратилата (8 июня) «Божиих даров яко тезоименита» (Τῶν τοῦ Θεοῦ δώρεων ὡς ἐπώνυμων) 4-го плагального гласа (Ath. Gregor. 3. Fol. 176v - 185v; примеры др. матим «древнего» Каллиста см. в рукописях: РНБ. Греч. № 126. Л. 211-213 об., 2-я пол. XV в.; Ath. Doch. 379. Fol. 255-255v, 1-я пол. XVII в.).