Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АНГЕЛИНА
2, С. 293-295 опубликовано: 16 сентября 2008г. 


АНГЕЛИНА

[серб. Анђелина] (Бранкович; не позднее 1447 г.- 30.07.1516 или, вероятнее, 1520), прп. (пам. серб. 30 июля и 10 дек., рус. 1 июля и 10 дек.), деспотица. Дочь правосл. албан. кн. Георгия Арианита (Великого) Комнина, родственница Кастриота Георгия. В 1460 г. А. была выдана замуж за деспота св. Стефана Слепого Бранковича, последнего серб. правителя, изгнанного в 1459 г. из своих владений турками. От этого брака родилось трое детей: Георгий, св. Иоанн и Мара. Семейство перебралось в Сев. Италию, где св. Стефан вместе с сестрой Екатериной приобрел в Юго-Вост. Фриули заброшенный замок на левом берегу р. Тальяменто, впадающей в Венецианский зал. (т. н. Фурланский Белград). После смерти мужа (9 окт. 1476) А. ок. 10 лет оставалась с детьми в Италии. В 1486 г. семейство по приглашению венг. кор. Матвея Корвина (Матьяша Хуньяди), взяв с собой мощи св. Стефана, уже прославившиеся чудотворениями, через Вену прибыло к королевскому двору в Буде. Здесь Георгий получил от короля в пожалование область в Среме с городами Сланкамен и Купиново (до того находившуюся в пожизненном владении его двоюродного брата - деспота Вука Огненного Змея (Змая) Бранковича) и деспотский титул.

В Купинове А. с детьми построила храм во имя св. ап. Луки и основала при нем мон-рь, где были положены мощи ее мужа. При жизни сыновей, вероятно беспрекословно признававших авторитет матери, А. являлась их фактической соправительницей, именуясь в офиц. документах «госпожа деспотица». Вместе с детьми она покровительствовала правосл. Церкви на юге Венгерского королевства, населенном сербами, и афонским мон-рям. Сохранились (в архивах соответствующих мон-рей, а также в рус. копиях 2-й пол. XVI в.) грамоты (повели) А. и ее сыновей родовой обители Бранковичей - мон-рю св. Павла (ктиторская с обещанием ежегодной денежной помощи, 1495), главному центру серб. монашества на Афоне - Хиландарскому мон-рю (1498) и греч. мон-рю Эсфигмену, также связанному с семейством Бранковичей (подтвердительная, 1499).

После смерти в 1502 г. младшего сына св. деспота Иоанна А. с мощами родственников переехала в Валахию, где ее старший сын, принявший ок. 1499 г. монашество с именем Максим, был поставлен митрополитом в г. Тырговиште. Ок. 1509 г. мать и сын возвратились в венг. владения и митр. Максим получил кафедру в Белграде. После возвращения в Срем А. основала мон-рь Крушедол на Фрушка-Гора. Приступая к его строительству, А. в 1509 г. обратилась за денежной помощью к вел. кн. московскому Василию III, к-рому она вместе с грамотой направила доспехи (зброй) св. деспота Иоанна. А. также просила Василия III возобновить ктиторство рус. мон-ря св. вмч. Пантелеимона на Афоне. Помощь из Москвы была получена, и строительство Крушедола, ставшего местом упокоения последних Бранковичей, успешно завершилось между 1512 и 1516 гг. (поддержку строительству оказал также валашский воевода Нягое Басараб, свояк Бранковичей по жене).

А. пережила обоих сыновей. Она приняла постриг с прежним именем не ранее лета 1499 г. и последние годы находилась в Сретенском мон-ре, основанном ею неподалеку от Крушедола, где и была похоронена. А. питала любовь к духовному назидательному чтению и, вероятно, обладала даже книжным собранием. Ей принадлежал список «Шестоднева» (Бесед на книгу Бытия) св. Иоанна Златоуста, переписанный в 1451 г. для Сербского Патриарха Никодима (Белград. Патриаршая б-ка. № 120); по свидетельству, относящемуся к 1-й пол. XIX в., ее владельческая подпись, позднее утраченная, читалась также на рукописи Крушедольского мон-ря (Палея историческая и «Хроника» Иоанна Зонары. 2-я четв. XV в. Музей Сербской Православной Церкви (МСПЦ). № 42).

Уже вскоре после кончины А. началось ее почитание как святой. После чудотворений, начавшихся от ее мощей, они были перенесены из Сретенского мон-ря в соседний Крушедол и помещены в одной раке с мощами св. деспота Иоанна. В 1716 г. турки, уходя из Срема, сожгли мон-рь Крушедол и мощи святых семейства Бранковичей. Уцелела только левая рука А., до наст. времени находящаяся в мон-ре.

Известно 2 проложных жития А. и служба ей с каноном 8-го гласа, написанные, по всей вероятности, в Крушедольском мон-ре в 1-й пол. XVI в. Старший список службы с первым из житий содержится в прибавлении 20-х гг. XVII в. к июльской служебной Минее из Крушедола (Белград. МСПЦ. № 164). В XVIII в. служба и житие дважды издавались в Сербляке - сборнике служб серб. святым (Рымник, 1761, Венеция, 1765 - т. н. «московский» Сербляк); в белградском издании сборника 1861 г. службу сопровождает др. житие. Общий канон св. Стефану Слепому и А. 8-го гласа помещен 2-м в общей службе святым семейства Бранковичей, написанной также в Крушедоле в кон. XVI в. (сохранилась в монастырском списке 1720 - Белград. МСПЦ. № 233), отдельные песнопения А. содержатся в службах ее святым родственникам. В печатных Минеях, изданных Московской Патриархией в 1978-1989 гг., помещена бденная служба Иоанну, деспоту Сербскому, и родителям его, Стефану и А. (Минея (МП). Декабрь. Ч. 1. С. 361).

Известно прижизненное изображение А. до ее пострижения - на печати, подвешенной к грамоте 1495 г. Эсфигменскому мон-рю (вместе с сыновьями), где помещена достаточно условная жен. фигура в одежде западноевроп. типа. Условное изображение преподобной жены помещено на серебряном окладе Павла Смедеревца 1656/57 г. из Крушедола, и есть основание считать его изображением А. На иконе святых семейства Бранковичей изображение А. отмечено чертами сходства с сыном св. Иоанном (МСПЦ, 2-я пол. XVI в.). Фресковые изображения А. XVIII-XIX вв. находятся в Крушедоле, Хиландаре и на паперти («припрате») собора Печской Патриархии. С XVIII в. широко распространены гравированные изображения А. в «Стематографии» Христофора Жефаровича (Вена, 1741), на его же гравюре 1746 г. «Четверо сербских святых» (Бранковичей), сопровождаемой рассказом о сожжении мощей турками, на офорте Захарии Орфелина (1775), в центре к-рого помещено изображение мон-ря Крушедол, в рымникском Сербляке (1761).

А. посвящены неск. церквей в Среме. Празднование ее памяти в Крушедоле отличается особой торжественностью.

В Киевской Западнорусской митрополии о существовании почитания А. было известно с 1-й четв. XVII в. (А. упом. в числе правосл. святых в «Палинодии» Захарии Копыстенского, 1621).

Ист.: Правила молебная святых сербских просветителей, под 30.VII // Рымник, 1761. Л. 227-229об. Венеция, 17652. Л. 169об.- 171. Београд, 18603. Л. 157об.- 158об.; Србљак: Службе. Канони. Акатисти. Београд, 1970. Књ. 3. С. 8-48; Общая служба Бранковичам // Там же. С. 134-210.
Лит.: Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Т. 1. С. 12-20; Дмитриjевић М. Документа, коjа се тичу односа између српске цркве и Русиjе у XVI в. // Споменик Српске Краљевске Академиjе. Београд, 1903. Т. 34. С. 17-18; Руварац И. О роду деспотице српске Анђелине. Београд, 1934. С. 36-40; Гласник Историческог друштва. Београд, 1946. № 5. С. 126-130; Радоjичић Ђ. Из старе српске подунавске књижевности и писмености // Годишњак Филозофског факултета у Новом Саду. Нови Сад, 1958. Књ. 3. С. 159-170; он же. Књижевна збивања и стварања код Срба у средњем веку и у турска доба. Нови Сад, 1967. С. 184-189; Павловић Л. Култови лица код Срба и Македонаца. Смедерево, 1965. С. 152-155; Тихомиров М. Н. Исторические связи России со славянскими странами и Византией. М., 1969. С. 154-158; Милошевић В. Срби светитељи у старом српском сликарству // О Србљаку: Студиjе. Београд, 1970. С. 225-227; Трифуновић М. Белешке о делима у Србљаку // Там же. С. 331-332; Поповић J. Житиjа светих за jули. Београд, 1975. С. 729-735; Синдик Д. Српске повеље у светогорском манастиру Светог Павла // Мешовите грађе Историjског института. Београд, 1978. Књ. 6. С. 202-203; Српска књижевност између традициjе и хронике свога времена // Историjа српског народа. Београд, 1982. Књ. 2. С. 497-498; Милеуснић С. Свети Срби. Крагуjевац, 1989. С. 161-164; Хризостом (Столић), jером. Православни светачник. Београд, 1989. Т. 2. С. 592; Николаj, еп. Охридски пролог. Ваљево, 1991. С. 987; Слиjепчевић Ђ. Историjа Српске православне цркве. Београд, 1991. Т. 1. С. 375.
А . А . Турилов
Ключевые слова:
Святые Сербской Православной Церкви Святые Русской Православной Церкви Преподобные Русской Православной Церкви Бранковичи, род сербских вельмож, представители которорого были последними правителями средневековой Сербского государства (1427-1459), видными государственнами и церковными деятелями, некоторые причислены к лику святых Сербская Православная Церковь. История Преподобные Сербской Православной Церкви Сербия. История Ангелина (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, преподобная (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.)
См.также:
БРАНКОВИЧИ род серб. вельмож
ЕВГЕНИЯ (в миру Елена; ок. 1310 - после 1375), жена серб. царя Стефана Уроша IV Душана, кор. (с 1346 царица), местночтимая прп.
ИОАННИКИЙ ДЕВИЧСКИЙ († 1430), пустынник, чудотворец, прп. (пам. серб. 2 дек., 26 апр.; в РПЦ 26 апр.)
ДАВИД (XIII в.), прп. (пам. 24 сент.), серб. жупан
ЕЛЕНА АНЖУЙСКАЯ (2-я четв. XIII в.- 1314), св. серб. королева (пам. 30 окт., 8 и 15 февр.)
ЕЛИСАВЕТА (Штилянович, † 1546), серб. кн., прп. (пам. 4 окт.)
НИКОДИМ ТИСМАНСКИЙ (ок. 1320 - 1406, прп. Румынской (РумПЦ) и Сербской Православных Церквей (пам. 26 дек.), архим., основатель мон-рей
ПАРАСКЕВА (Петка; † не позже нач. XI в.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская, прп. (пам. 14 окт.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская
ПРОХОР ПШИНСКИЙ (Пчиньский) (XI в.?), южнослав. отшельник, прп. (совр. пам. 19 окт., 15 янв.)
АВВАКИР (VII в.), прп. (пам. в субботу сырную)
АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых)
АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых)
АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ (ок. 420 – ок. 470), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф
АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)
АВРААМИЙ «игумен Спасский, иже в Ярославле», прп. (пам. 23 сент.)
АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)