Находится в Москве на ул. Рождественке, д. 20.
Согласно источникам XVII-XVIII вв., мон-рь именовался «Рождества Пречистые Богородицы, девичь, что за Пушечным двором» (Писцовые книги Московского у.: Письма и меры Лаврентия Кологривова и подьячего Дружины Сукорина 1632 и 1633 гг.), «Рождества Пречистые Богородицы, девичь, что на Москве, за Неглинною у Трубы» (Писцовые Дмитровские книги письма и меры Андрея Загряжского и подьячего Гаврилы Володимирова 1627 и 1628 гг.), «Рождественский девичь, что на Москве, на Рождественской улице» (Писцовые книги Московского у.: Письма и меры Федора Пушкина и дьяка Строева 1627 и 1628 гг.); с кон. XVIII в.- «Рождественский или Московский 2-го класса девичий монастырь... на Трубе в Белом городе близ Трубы и реки Неглинной на Большой Рождественской улице» (ИРИ. Ч. 5. С. 689).
Существует 2 версии первоначального местонахождения обители. По одной из них, мон-рь «Рождества Богородицы на Рву» находился в Московском Кремле (Кучкин В. А. Рец. на кн.: Беляев Л. А. Древние мон-ри Москвы по данным археологии. М., 1994 // ВИ. 1996. № 2. С. 163; История Москвы. М., 1997. Т. 1. С. 70; Мазуров. 2006. С. 15; Панова. 2013. С. 184-185). По др. версии, М. Р. м. был основан на том месте, к-рое занимает ныне (Лекомцев. 1999. С. 25-31). О возможности переноса М. Р. м. на современное место пишет Л. А. Беляев, проанализировавший сведения источников и мнения исследователей по этому вопросу, однако воздержавшийся от категорического вывода (Беляев. 2003. С. 456-467).
Большинство исследователей XX-XXI вв. считают, что в названии монастыря в Троицкой и в более поздних Воскресенской и Никоновской летописях упоминаемый «ров» - это крутой берег р. Неглинной, а «Труба» - пролом в стене Белого города, через к-рый и была проложена труба. И мон-рь изначально располагался на берегу Неглинной во владениях кнг. Марии и ее сына кн. Владимира Андреевича.
Считается, что М. Р. м. создан в память о победе на Куликовом поле (Мазуров, Никандров. 2008. С. 206) по благословению прп. Сергия Радонежского, который, видимо, был духовником кнг. Марии и кн. Владимира, крестил его детей (ПСРЛ. Т. 15. Л. 335. Стб. 142). Возможно, прп. Сергий был духовником сестер М. Р. м. и ввел в обители общежительный устав. По преданию, в монастырской «новой церкви каменной в Рождестве Богородицы» была похоронена дочь вел. кн. Димитрия Донского Мария Димитриевна († 15 мая 1399), жена мстиславского кн. Лугвеня (Семена) Ольгердовича. Однако не исключено, что Мария была похоронена не в монастырской Богородице-Рождественской церкви, а в одноименном каменном храме, выстроенном ее матерью вел. кнг. Евдокией Димитриевной в 1393-1394 гг. в Московском Кремле (Мазуров, Никандров. 2008. С. 206). Ок. 1433 г. в монастыре приняла монашеский постриг с именем Евпраксия кнг. Елена Ольгердовна († 15 авг. 1437), супруга кн. Владимира Андреевича. Она была погребена в обители. 29 нояб. 1525 г. в М. Р. м. была пострижена с именем София 1-я супруга вел. кн. Владимирского, Московского и всея Руси Василия III Иоанновича Соломония Юрьевна Сабурова (ПСРЛ. Т. 24. С. 222-223).
17 авг. 1500 г. в Москве произошел большой пожар, в к-ром пострадала и обитель: «...на осьмом часу дня, загореся на Москве у Бобра на Большом посаде и погоре от Москвы реки до Ниглимны и пушечные избы и Рожественный монастырь» (Там же. Т. 8. С. 240). После пожара, в 1501-1505 гг., был возведен в традициях раннемосковского зодчества одноглавый каменный собор в честь Рождества Пресв. Богородицы. В 1547 г. мон-рь горел, в восстановленном после пожара соборе был устроен придел во имя свт. Николая Чудотворца. Обитель пострадала в Смутное время, но первые цари из династии Романовых Михаил Феодорович и Алексей Михайлович подтвердили прежние владения мон-ря и дали новые грамоты. В ладанных книгах 1613, 1617 и 1619 гг. зафиксирована выдача ладана для монастырского собора и его Никольского придела с указанием ряда священно- и церковнослужителей (Павлович Г. А. Храмы средневек. Москвы по записям ладанных книг: (Опыт справ.-указателя) // Сакральная топография средневек. города. М., 1998. (Изв. Ин-та христ. культуры средневековья; Т. 1). С. 166). В XVII в. финансовую поддержку М. Р. м. оказывали князья Лобановы-Ростовские, на средства к-рых в 70-х гг. XVII в. были построены усыпальница при соборе, каменная ограда с 4 башнями и теплый трапезный храм во имя свт. Иоанна Златоуста. В XVII в. близ собора была сооружена и шатровая колокольня. В 80-х гг. XVIII в. была перестроена старая каменная ограда.
Записные книги приказа Тайных дел содержат предписание от 22 февр. 1674 г. о выдаче «в Рожественской [монастырь] 71 человеку 7 осетров, пуд 31 г(ривенка) меду, масла тож, (проса) 2 чети с полуосминою» (РИБ. 1907. Т. 21. Стб. 1714), позволяющее предположительно судить о численности сестер. Известен также ряд монастырских документов XVII в., хранившихся в Музее П. И. Щукина (Сборник старинных бумаг, хранящихся в музее П. И. Щукина. М., 1897. Ч. 2. С. 3-5). Сохранилась небольшая книга записи вкладов в обитель в кон. XVII в. (ГИМ. Ф. 226. Оп. 1. Д. 14). И. А. Булыгин обратил внимание на опись монастыря 1701 г. из фонда Монастырского приказа (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Ч. 1. Д. 38а. Л. 1 - 83 об.; Булыгин. 1977. С. 317). Некоторые монастырские документы, относящиеся к 40-80-м гг. XVIII в., гл. обр. по личному составу, хранятся в фонде Московской духовной консистории (ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 245, 221 ед. хр.).
К 1764 г. М. Р. м. владел более 1,6 тыс. крестьян; он был отнесен ко 2-му классу, монастырские земли отобраны. Во время Отечественной войны 1812 г. по распоряжению игум. Есфири значительную часть церковных ценностей удалось спрятать на территории М. Р. м. и сохранить; в занятой франц. войсками обители оставались 10 сестер. Мон-рь не пострадал от пожаров и в основном не был разграблен. До закрытия обители в 1922 г. сохранялась икона свт. Николая Чудотворца, от которой в 1812 г. произошло чудо: французский солдат, пытаясь сорвать оклад с чтимого образа, поранился, оцепенел, не смог сдвинуться с места, и его вынесли из храма на руках. В трапезной собора оккупанты устроили конюшню, но в храме свт. Иоанна Златоуста продолжались богослужения.
К нач. ХХ в. в связи с увеличением числа насельниц (игумения, 23 монахини, 225 послушниц) стала ощущаться потребность в большом церковном здании. В 1904-1906 гг. на месте бывш. келий возведен большой трапезный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Т. о., сложился архитектурный ансамбль, включавший собор, 2 трапезных храма, колокольню с храмом, жилые и хозяйственные постройки. Особенностью М. Р. м. является наличие неск. настоятельских корпусов. Старые каменные игуменские кельи (кон. XVII в.) у св. ворот входят в объем 2-этажного кирпичного здания, вытянутого по линии ул. Рождественки. Настоятельский корпус был связан с надвратным храмом, служившим молельней для настоятельницы. В 30-х гг. XIX в. был построен Г-образный в плане 2-этажный корпус, параллельный встроенному в ограду корпусу и имеющий переход в него. В результате образовалось одно здание с внутренним двориком. В сев. стену ограды со стороны бульвара в послепожарное время был также встроен др. корпус.
В нач. ХХ в. при М. Р. м. находились приют для девочек, к-рых обучали грамоте и рукоделию, и церковноприходская школа. В 1902-1922 гг. мон-рь возглавляла игум. Иувеналия (Ловенецкая), уроженка Москвы, духовная дочь прав. Иоанна Кронштадтского (Сергиева). В 1889-1902 гг. она возрождала мон-рь равноап. Нины в Бодбе, была духовной наставницей схиигум. Фамари (Марджановой). В нач. ХХ в. по инициативе игум. Иувеналии в М. Р. м. проводились большие работы по расширению храмов, была построена трапезная ц. в честь Казанской иконы Божией Матери.
В 1922 г. М. Р. м. был закрыт, но большинство монахинь и послушниц продолжали проживать в келейных корпусах. В апр. из храмов было изъято 17 пудов серебряной утвари. В 1923 г. были закрыты собор и 2 трапезных храма, из обители выселили 788 насельниц (Ликвидация Рождественского мон-ря // Известия. 1923. 16 мая). К авг. 1924 г. в мон-ре, по сведениям властей, проживали 38 монахинь, к-рых намеревались расселить в корпусах Вифанского в честь Преображения Господня монастыря (ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 315).
В 20-30-х гг. XX в. строения М. Р. м. были заняты 48-м отделением милиции и др. орг-циями. Нек-рое время в закрытой обители находился исправительный труддом. Не позднее 1920 г. на территории М. Р. м. был открыт концлагерь, часть монастырских зданий отдана под жилье (жилое товарищество № 5324). Неск. сестрам удалось остаться на территории обители на правах жильцов. 25 сент. 1978 г. одна из них, казначея мон. Варвара (Турусова), была убита злоумышленником из-за хранившихся у нее нескольких монастырских икон.
С 1929 г. небольшая община верующих молилась в Евгениевском храме в колокольне. По нек-рым сведениям, последняя игум. Иувеналия и неск. сестер были сосланы в СЛОН. В 1930-1931 гг. ОГПУ завело дело на группу «активных церковников-монархистов», в к-рой было немало и бывш. монахинь обители. Многие из рождественских инокинь претерпели гонения за веру. Так, мон. прмц. Татиана (Бесфамильная) была арестована, виновной себя не признала и 21 окт. 1937 г. расстреляна на Бутовском полигоне, погребена в безвестной могиле.
Храмы и др. постройки, использовавшиеся различными организациями, ветшали, перестраивались (ЦГА г. Москвы. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 6, 8, 9, 13, 14). В 1930 г. сотрудники ЦГРМ так описывали монастырский собор: «...здание запущено, иконостас разобран, решетки в окнах выломаны». Разместившийся в соборе Музей-институт истории химии ВСНХ требовал сноса крылец, куполов и барабанов, «изменения фасадов для придания гражданского облика», расширения окон, закраски всей живописи, устройства котельной в усыпальнице, разборки на кирпич 2 верхних ярусов колокольни. ЦГРМ разрешили снять купола храмов, изменить фасады и устроить котельную. В апр. 1931 г. сектор науки Наркомпроса РСФСР разрешил снос колокольни. Однако она не была разобрана. В 1936 г. между собором и одноэтажными келейными корпусами, на месте разоренного некрополя, было построено 4-этажное здание школы № 420.
В 50-60-х гг. XX в. храмы реставрировались. В 1974 г. решением Моссовета постройки М. Р. м. были переданы МАРХИ для организации музея-заповедника древнерус. искусства и зодчества. Но здание древнего собора МАРХИ было передано лишь в кон. 80-х гг. XX в. В нем стали устраивать институтский музей.
В 1989 г. Богородице-Рождественский собор был передан РПЦ, в нем состоялось 1-е богослужение. 19 июля 1993 г. по решению Синода М. Р. м. был возрожден как ставропигиальный. Первые монахини прибыли из Пюхтицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря.
В 1995 г. мон-рю переданы храмы свт. Иоанна Златоуста и сщмч. Евгения Херсонесского. В 1996 г. утвержден план комплексной реставрации монастырского ансамбля. В сент. 2005 г. М. Р. м. был включен в число исторических памятных мест, где проходило празднование 625-летия Куликовской битвы. В 2006 г. памятники обители включены в проект «Большое Золотое кольцо России». В 2007 г. на месте разоренного некрополя состоялась закладка часовни во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. Обители принадлежат подворье в с. Фёдоровском Волоколамского р-на Московской обл., часовня в Москве в Столешниковом пер. С 2009 г. при М. Р. м. действует воскресная школа для детей и взрослых. В 2010 г. открылась бесплатная жен. 3-летняя церковнопевч. школа.
Настоятельницей М. Р. м. является игум. Викторина (Перминова), духовником сестер был назначен прот. Борис Николаев (1913-2005). К 2017 г. в мон-ре проживали ок. 20 насельниц.
Первоначальный вид собора и его внутренняя планировка стали известны во многом благодаря его первым исследователям и реставраторам - архитекторам А. С. Фуфаеву, Н. В. Ильенковой и др., а также реставрационным работам 50-60-х гг. XX в.
Четырехстолпный 3-апсидный собор увенчан шлемовидной главой со щелевидными окнами в барабане. Маленькая главка венчает юж. апсиду Никольского придела. Снаружи световой барабан окружает неск. ярусов килевидных кокошников, расположенных «вперебежку». Внутри его поддерживают мощные ступени арок. Ярусам арок соответствуют закомары снаружи. Все это придает собору пирамидальную форму, напоминающую очертания собора Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя мужского монастыря, построенного ранее. Но исследователи отмечают и новшества в архитектуре Богородице-Рождественского собора: карнизы, отделяющие закомары от стен, тонкая проработка профилей, использование апсиды в качестве придела, наличие звонницы (находилась над юго-зап. углом четверика). Особенностью собора является система кладки купола, при к-рой благодаря изогнутым рядам кирпичей, поставленных «на угол», образовывался видимый снизу концентрический узор, т. н. паук. Такой способ кладки был характерен для работавших в Москве итальянцев. Эти особенности архитектуры собора дают возможность предполагать участие итал. зодчих в его создании. В то же время 3 однотипных портала традиционно московские по форме, с килевидными завершениями и колонками. В киотах над порталами первоначально находились фрески XVI в. Часть фрагментов росписей на сев. портале уцелела.
Со 2-й пол. XVII в. к собору пристраивались различные по функциям здания. Первое из них - трапезная - примкнуло с юга к Никольскому приделу. К востоку от собора рядом с алтарем в 70-х гг. XVII в. на средства главных ктиторов князей Лобановых-Ростовских была построена усыпальница - небольшое прямоугольное в плане здание с лопатками на углах, профилированным цоколем и карнизом с поребриком, перекрытое сводом с 2-скатной кровлей и главкой. Сооружение имело 2 окна, вход был с юга.
В кон. XVII в. вместо разобранной звонницы с юго-запада к собору была пристроена шатровая колокольня (ее основание обнаружено при исследовании памятника). Никольский придел из собора был перенесен в храм свт. Иоанна Златоуста. Одновременно пристройку с юга удлинили вдоль всего юж. фасада собора, а сев. фасад по всей длине закрыли пристройкой. В 1-й четв. XIX в. в этих пристройках освящены приделы: в 1814 г. «усердием генерал-майорши Анастасии Федоровны Салтыковой» - придел в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, в 1820 г. на пожертвование купца С. Л. Лепёшкина - придел во имя свт. Димитрия Ростовского. В 1859 г. приделы перестраивали. Во время перестройки в стенах собора были пробиты 4 арки и расширены 3 портала. В усыпальнице Лобановых-Ростовских, надстроенной 2-м этажом, разместили соборную ризницу.
В самом нач. ХХ в. по проекту Ф. О. Шехтеля с запада от собора была возведена в стиле древнерус. архитектуры пристройка, существующая и ныне. Т. о., окруженный многочисленными пристройками с кон. XVII до нач. ХХ в. древний собор, особенно его нижняя часть, в значительной мере утратил свой первоначальный вид.
В 1923 г. Богородице-Рождественский собор был закрыт, в нем с кон. 20-х гг. XX в. располагались клуб, жилые помещения, Музей-институт истории химии ВСНХ, ведомственный архив, ВНИИпромгаз, музей МАРХИ. Собор конструктивно не перестраивался. Внутри его был устроен 2-й этаж с деревянными перекрытиями. Первое серьезное исследование памятника было произведено во 2-й пол. 40-х гг. сотрудником Сектора архитектуры Ин-та истории и теории архитектуры Академии архитектуры СССР Фуфаевым. Он детально исследовал всю древнюю часть памятника, обнаружил остатки фрески XVI в., черепицу XVI-XVII вв., выполнил тщательные обмеры и эскиз реконструкции, выявил сходство деталей Богородице-Рождественского собора с архитектурой московских Благовещенского и Покровского соборов и соборов Андроникова и Чудова мон-рей и др. В 1957 г. всестороннее исследование с зондажами и шурфами провел А. А. Афанасьев, составивший проект реставрации. По его проекту следовало полностью снять кровлю XVII в., открыв систему трифолиев, переходящих в ряды кокошников вокруг барабана.
В 1968 г. под рук. архит. Ильенковой была проведена реставрация собора, во время к-рой, в частности, установлено, что в диаконнике сохранился первоначальный придел, найден фрагмент покрытия чернолощеной черепицей. Эскизный проект Ильенковой предполагал полное восстановление первоначального вида собора, однако по различным причинам ограничились лишь фрагментарной реставрацией. Сохранив пристройки XIX - нач. ХХ в., архитекторы отказались от восстановления звонницы. По аналогам были восстановлены церковная главка над юж. приделом и нек-рые окна сер. XVI в. в центральных закомарах. Внутри сохраняемой поздней пристройки были полностью восстановлены фасады древней части собора с декоративными узорчатыми порталами. Во время реставрации остатки росписи нач. XIX в. были сбиты, а стены оголены до камня. Оставлен небольшой фрагмент росписи кон. XVIII в. в барабане между окнами. В северо-вост. части собора со стороны Никольского придела на стене уцелели граффити сер. XVI в. с именами монахинь. В отреставрированном четверике собора после реставрации был размещен архив одного из НИИ столицы.
В 1989 г. собор был возвращен РПЦ. 21 сент. 1991 г. его посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. К сер. 90-х гг. в соборном Свято-Духовском приделе был установлен 3-ярусный иконостас и настелены дубовые полы. В нояб. 1995 г. патриарх Алексий II освятил престол в этом приделе. В соборе установлены 5-ярусный иконостас с новонаписанными иконами, резное игуменское место. В нижнем местном ряду иконостаса находятся, в частности, иконы Божией Матери «Державная», св. князей Бориса и Глеба, Царственных страстотерпцев; на столбах и на стенах различные иконы, в т. ч. прп. Софии Суздальской с частицей ее мощей, большой Боголюбский образ Божией Матери.
В 1792 г. с юж. стороны к храму сделали пристройку, в к-рую из Богородице-Рождественского собора перенесли придел свт. Николая Чудотворца. В 1812 г. к храму пристроили сев. придел во имя свт. Филарета Милостивого, в связи с чем в южной и северной стенах церкви были сделаны арки. В 1868-1869 гг. оба придела были перестроены, и пристройки стилизовали под древнерусские: окна обрамлены наличниками, входы в приделы напоминали порталы XVII в. Великое освящение перестроенного Филаретовского придела совершил в 1869 г. митр. Московский св. Иннокентий (Вениаминов). В 1878-1879 гг. стены и своды храма вновь расписали. В 1903-1904 гг. в Иоанно-Златоустовском храме были расширены старые и сделаны новые проемы в стенах, благодаря чему церковь стала вместительнее. Одновременно из Богородице-Рождественского собора в храм перенесли придел свт. Димитрия Ростовского.
В трапезной Иоанно-Златоустовского храма сохранялась надгробная доска кнж. Анны Ивановны Лобановой-Ростовской († 1740). Токмаков писал, что «у этой таблицы было несколько гробов князей Лобановых, но они сняты игуменьею Есфирью (была во главе монастыря в 1812-1815.- В. К.); другие доски забелены».
В 1923 г. храм был закрыт и передан отд-нию милиции. Затем в нем были устроены квартиры, позже - различные учреждения. В 60-х гг. XX в. проводился внешний ремонт церкви, на восстановленные главы вместо крестов поставили шары. После 2007 г. в результате реставрационных работ были ликвидированы позднейшие перегородки, заменена кровля, выполнена внешняя покраска. К 2017 г. храм не освящен, продолжались реставрационные работы.
(1836) Построен по проекту архит. Н. И. Козловского вместо пострадавшей от удара молнии в 1835 г. шатровой колокольни XVII в., пристроенной к собору. Колокольня и храм были сооружены на средства вдовы тайного советника Серафимы Ивановны Штерич. По ее желанию на 2-м ярусе колокольни был устроен и викарным еп. Дмитровским Исидором (Никольским) освящен храм во имя сщмч. Евгения Херсонесского (в память умершего сына вдовы Евгения). В храме находился расположенный полукругом иконостас в стиле ампир (проект архит. Козловского).
В нижней части колокольни, возведенной над св. воротами, был сделан главный (а не парадный) вход в мон-рь. Над входом устроен храм, в юж. пролете которого находится лестница, ведущая к верхним ярусам колокольни. Под колокольней имелся небольшой сводчатый подвал. Сочетание надвратной церкви с колокольней, выход ее на красную линию улицы - характерный прием для московской школы классицизма. Выстроенная в позднеклассическом стиле колокольня имеет 3-частные (палладианские) окна и украшения: пилястры с капителями, фронтон в нижнем ярусе над входом и т. д.
В нач. 20-х гг. XX в., после закрытия 3 монастырских храмов, Евгениевская ц. оставалась единственной действующей в обители. По ходатайству разместившегося в мон-ре жилтоварищества решением Президиума Моссовета от 4 окт. 1929 г. церковь была закрыта и передана под уголок безбожников и пункт ликвидации неграмотности. Жалобу верующих во ВЦИК, подписанную председателем общины Барановым, решением высшего законодательного органа советской власти за подписью председателя ВЦИК М. И. Калинина отклонили. О таком решении верующим было объявлено 18 окт. 1929 г. Уникальный иконостас работы Козловского было рекомендовано передать ближайшей общине верующих (ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 65. Д. 321. Л. 32-42). Его местонахождение неизвестно. Община храма перешла в ц. свт. Николая Чудотворца в Звонарях, туда же передали неск. икон и церковную утварь.
В 30-90-х гг. XX в. помещение храма сщмч. Евгения занимали различные учреждения. В 1973 и 1991 гг. колокольня реставрировалась. В 2009 г. уже в возрождающемся жен. мон-ре были проведены замена кровли и реставрация фасадов колокольни, расчищен вход в обитель через нижний ярус. В 2012 г. в храме был установлен новый 2-ярусный иконостас, 9 сент. 2014 г. архиеп. Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков) совершил великое освящение храма сщмч. Евгения. На стенах церкви сохранилось неск. изображений святых, в т. ч. прп. Сергия Радонежского, сщмч. Агафодора Херсонесского. В 2016 г. были проведены ремонт и реставрация главного фасада нижнего яруса колокольни.
Издавна у монастырской стены, выходящей на Рождественский бульвар, располагались одноэтажные сестринские кельи. В нач. ХХ в. при переустройстве монастыря было решено сломать эти здания и построить вдоль стены большой храм с обширным трапезным корпусом (длина 36 м, ширина 15 м, высота 17 м). Первоначальный проект Казанского храма, составленный Шехтелем, был сочтен слишком дорогостоящим. Одобрение получил др. проект - архит. Виноградова (1858-1910), работавшего в обители. 6 июля 1904 г. митр. Московский и Коломенский сщмч. Владимир (Богоявленский) совершил освящение закладного камня. Пятиглавый Казанский храм в неорусском стиле был рассчитан на 300 молящихся. Верхний этаж здания занимал храм, средний - трапезная, кухня и служебные помещения, в полуподвале были кладовые.
Для будущего храма заранее, еще до его строительства, благотворительницей М. В. Лапшиной (приняла постриг с именем Серафима; ко времени возведения церкви уже скончалась) были приготовлены иконы. Стоимость сооружения церкви была определена в 120 тыс. р. (Моск. ЦВед. 1904. № 24). 8 сент. 1905 г. митр. Владимир освятил кресты на куполах Казанского храма и малым чином сам храм, в к-ром в этот день монастырского престольного праздника была отслужена 1-я Божественная литургия. 30 авг. 1906 г. митр. Владимир совершил великое освящение храма. В церкви установили дубовый резной иконостас, образа для которого написал худож. Ильин, а утварь и облачения выполнены в мастерской С. С. Мешкова. В 1906 г. в Казанском трапезном храме служил прот. Иоанн Кронштадтский.
В 1923 г. храм был закрыт, в здании устроены мастерские, жилые помещения, детский сад. Были снесены все 5 глав и крыльцо (в стиле XVII в.) у сев. входа. В здании церкви, переданном в 70-х гг. XX в. МАРХИ, находилась кафедра живописи, проводились аудиторные занятия.
В авг. 1997 г. возрожденному монастырю передали верхнюю часть трапезного храма, а в 2001 г.- и нижнюю (кроме подвала). К 2005 г. были завершены масштабные восстановительные работы, воздвигнуты 5 глав, установлены кресты, заменена кровля. 21 сент. 2007 г., в день праздника Рождества Пресв. Богородицы, в возрожденном Казанском храме впервые совершил Божественную литургию патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В марте 2008 г. патриарх вновь служил в Казанской ц. 7 нояб. 2010 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма и возглавил Божественную литургию.
К 2008 г. росписи на стенах и сводах храма были отреставрированы, в трапезной в пространствах между окнами представлены изображения в рост рус. святых: с левой стороны - патриарха Московского и всея Руси сщмч. Ермогена, преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, прп. Серафима Саровского, свт. Феодосия Черниговского; с правой стороны - митр. всея Руси свт. Алексия, прп. Сергия Радонежского, свт. Питирима, еп. Тамбовского, свт. Иоасафа, еп. Белгородского, прп. Тихона Калужского. В парусах храма - изображения евангелистов, а под ними, на северной и южной стенах,- копии картин Г. И. Семирадского «Христос и самарянка», «Христос у Марфы и Марии». У зап. стены трапезной в киотах находятся иконы прп. Евфросинии Московской и патриарха Московского и всея России Тихона. В храме установлен 2-ярусный иконостас, в местном ряду которого находится 8 икон, в т. ч. свт. Николая Чудотворца, прп. Серафима Саровского, прав. Иоанна Кронштадтского, Казанский образ Божией Матери. В храме хранятся ковчег с частицей мощей вмч. Георгия Победоносца, ковчег с частицей мощей вмц. Варвары.