[лат. benedictini], католич. монашеский орден св. Бенедикта (офиц. название Ordo sancti Benedicti, OSB); в широком смысле - монахи, живущие по одному из древнейших уставов в истории зап. монашества - уставу св. Венедикта Нурсийского (Ɨ ок. 560). В ср. века Б. назывались «fratres qui secundum Benedicti regulam vivunt» (лат.- братья, к-рые живут согласно уставу Бенедикта), но уже с кон. XIII в. стали именоваться «орденом св. Бенедикта». Формально «орден св. Бенедикта» был организован лишь в 1893 г. папой Львом XIII как бенедиктинская конфедерация мон-рей во главе с аббатом-примасом. В историографии бенедиктинскими считаются как отдельные мон-ри во главе с аббатом, так и объединения (конгрегации) мон-рей с централизованной структурой (появляются с XI в.), придерживавшиеся устава св. Венедикта Нурсийского.
В X-XIII вв. бенедиктинский устав также стал основой для формирования ряда монашеских орденов: камальдулов, валломброзиан, клюнийцев (см. Клюни), цистерцианцев, картузианцев, иоахимитов, ордена Фонтенвро, граммотенсов, сильвестринцев, целестинцев, оливетанцев.
В наст. время орден представляет собой конфедерацию из 21 конгрегации Б. (в т. ч. Славянская бенедиктинская конгрегация св. Адальберта и св. Маргариты - Congregatio Slava Sancti Adalberti et Sanctae Margaritae, основанная в 1945 г. в Чехии), а также 5 мон-рей, не входящих ни в одну из конгрегаций (св. Марии Сионской (Hagia Maria Sion) в Иерусалиме, Сен-Бенуа-де-Пор-Вале (Бувре, Швейцария), Шевтонь (Бельгия), Гора Спасителя (Mount Saviour, штат Нью-Йорк, США), Уэстон (штат Вермонт, США)). Конфедерация Б. насчитывает 7995 монахов (из них 4571 священник), живущих в 346 монашеских обителях (An. Pont. 2002. Р. 1229-1233). Уставом конфедерации является «Lex propria», утвержденный папой Пием XII 21 марта 1952 г. Во главе конфедерации стоит аббат-примас, к-рый избирается конгрессом аббатов на 8-летний срок и не имеет права назначать и смещать аббатов и приоров бенедиктинских мон-рей. Центром ордена и резиденцией аббата-примаса и Папского философско-теологического ун-та св. Ансельма (см. Университеты папские) является аббатство Сант-Ансельмо в Риме.
В 530 г. св. Венедикт основал на горе Монте-Кассино близ Неаполя мон-рь, в уставе к-рого были закреплены принципы послушания, смирения, постоянства места монашеского служения (stabilitas loci) и «закрытости монастыря» (claustra monasterii). Монахи рассматривались как «воины Господа», сражающиеся в «братском строю» по уставу и под водительством аббата - наставника в «школе служения Господу», мастера в «мастерской добрых дел». С тем, чтобы исключить всякое проявление индивидуальной воли, в уставе последовательно проводилась идея общежитийности (vita communis, киновия): монахи спят, питаются, молятся и работают вместе. Наряду с молитвой важным занятием братии должен был стать физический труд (принцип ora et labora - молись и трудись). Однако от монахов не требовалось измождения плоти ни трудом, ни постами, святой призывал во всем придерживаться умеренности. Успех бенедиктинского устава в раннесредневек. Зап. Европе объясняется в историографии 2-й пол. XX в. (К. Халлингер, А. де Вогюэ, Й. Воллаш) не столько его достоинствами, сколько репутацией самого св. Венедикта как «римского» аббата, вслед. этого угодного ап. Петру. Впервые эта т. зр. встречается в нач. VII в. в письме Венеранда, аббата Альтарипы (совр. Юж. Франция) и распространяется благодаря житию святого, написанному папой свт. Григорием I Великим.
Если судьба Б. в Италии после разрушения Монте-Кассино (577) и до 1-й четв. VIII в. остается в тени, то во Франкском королевстве бенедиктинский устав фиксируется предположительно с нач. VII в., прежде всего в обителях, связанных с мон-рем Люксёй (Бургундия), основанным ирландцем св. Колумбаном. В наст. время в противоположность прежней концепции распространения бенедиктинского устава из Англии, куда его якобы доставил свт. Августин Кентерберийский († ок. 605), доказано, что устав появился там не ранее 2-й пол. VII в. благодаря паломникам, посещавшим Рим (Вильфрид, еп. Йоркский, Бенедикт Бископ и др.). Из Англии происходит древнейшая сохранившаяся рукопись устава (Cod. Oxoniensis. Hatton 48, ок. 700-710). Как в мон-рях круга Люксёя, так и у англосаксов бенедиктинский устав не был единственным правилом, всякий раз выступая в сочетании с уставом св. Колумбана (образуя т. н. regula mixta) или обычаями ирландско-англосакс. и древнегалльского монашества. О «чистом» бенедиктинском характере монашества не приходится говорить и в тех редких случаях, когда бенедиктинский устав формально предписывался в качестве единственно допустимого: еп. Леодегаром Отёнским (663-680) - монахам своего еп-ства, в 1-й пол. VIII в. св. Пирмином - мон-рям в Эльзасе и юго-зап. Германии, англосаксами св. Виллибальдом († ок. 787) - мон-рю Айхштетт, св. Бонифацием (Винфридом) (672-754), к-рый ок. 740 г. познакомился с уставом благодаря либо св. Виллибальду, либо папе Захарию,- мон-рю Фульда; по инициативе Бонифация устав Венедикта в качестве «римского» был законодательно определен мон-рям франк. королевства (Concilium Germanicum в 742/43).
При Каролингах высокий духовный авторитет монашества превратил его в один из столпов системы имперской Церкви. Важным направлением политики императоров Карла Великого и Людовика Благочестивого становится унификация монашества на основе бенедиктинского устава. При посещении восстановленного мон-ря Монте-Кассино в 787 г. Карл наряду с др. рим. «аутентичными» текстами литургического и правового характера заказал и копию с предполагаемого оригинала устава св. Венедикта, а на Ахенских Соборах (816, 817 и 818-819), подготовленных св. Бенедиктом Анианским, устав был предписан всем мон-рям империи. С тем, чтобы обеспечить полное единообразие даже в тех сферах жизни, к-рые не были регламентированы уставом, Бенедикт Анианский составил и т. н. «обычай» (лат. consuetudo). Все, что расходилось с единым уставом и единым обычаем, бенедиктинским по духу, подлежало искоренению. Если устав Венедикта Нурсийского не содержит указания на к.-л. орг-цию (объединение мон-рей или орден), к-рая, будучи надстроена над отдельными мон-рями, обеспечивала бы их соответствие единым представлениям о монашеском служении, то реформу Бенедикта Анианского можно считать первой попыткой создания ордена Б., объединяющего все мон-ри в рамках Франкской империи. Тем не менее степень их унификации не следует преувеличивать: действенность ахенских канонов была столь же ограничена, как и эффективность др. каролингских капитуляриев, служивших скорее манифестацией общих принципов власти. Бенедиктинский устав для мон-рей являлся своего рода символом преданности Каролингам, отождествлявшим все монашество с бенедиктинским. Это представление, впосл. потеряв связь с идеологическими и политическими обстоятельствами своего возникновения, было усвоено позднейшим монашеством и сохранилось вплоть до XII в. И в IX в., и позднее попыткам формального создания ордена Б. препятствовали принципы, заложенные самим св. Венедиктом. Он отнюдь не рассматривал устав в качестве исчерпывающего уложения жизни, допуская существование в обители «местного обычая» (лат. consuetudo loci) и отводя регламентациям аббата роль «живого устава», что предопределило существенное разнообразие во внутренней жизни отдельных мон-рей, их замкнутость и суверенность.
При Каролингах мон-ри Б. стали крупнейшими землевладельцами, приобрели ряд привилегий (королевская защита и покровительство, судебный и налоговый иммунитет). Мон-ри были высвобождены из-под власти местных сеньоров и епископов (хотя над отдельными обителями, преимущественно городскими, их основатели и донаторы сохранили власть). В позднейшей Римско-Германской империи это обусловило превращение ряда аббатств в княжества; взамен имперские мон-ри были обязаны государю верностью и службой (лат. servitium regis), молились за благополучие государя, его семьи и империи, испомещали на своих землях воинов, помогали советом, принимали у себя двор, приносили подношения, организовывали школы для мирян и клира, тиражировали книги. Мн. обители (Фульда, Райхенау, Санкт-Галлен, Корби и др.) сделались крупнейшими центрами книжности и учености; до кон. XI в. мон-ри Б. почти полностью монополизировали сферу образования, науки и книжного дела. В эпоху Каролингов существенно меняется быт монахов - строятся монументальные монастырские ансамбли, братия полностью перепоручает физический труд зависимым крестьянам, сосредоточившись преимущественно на интеллектуальных занятиях (в т. ч. историописании), с тех пор традиц. для Б. Происходит «аристократизация» монашества: оно формируется в основном из детей знати, переданных в мон-рь почти «из колыбели» (т. н. облаты); намечается отчуждение между общиной и аббатом, отныне важным сановником, к-рый либо назначается, либо, при наличии привилегий свободного выбора аббата, только утверждается императором. Нередко (со времен франк. майордома Карла Мартелла, VIII в.) аббатом мог стать вообще мирянин (лат. abbas laicus), получавший обитель в качестве поощрения за службу. Мон-рь становится средоточием сложных общественных отношений с властью, вассалами и принадлежащими ему крестьянами, что, с одной стороны, увеличило удельный вес хозяйственно-адм. и политических занятий в жизни Б., а с др., в перспективе сделало их мон-ри объектом притязаний светских сеньоров и высших церковных иерархов. В Италии реформы Бенедикта Анианского не имели такого значения, как в районах к северу от Альп, поскольку большинство итал. общин и без того придерживались бенедиктинского устава.
Распад империи Каролингов подорвал и без того относительное единство бенедиктинского монашества, мн. мон-ри в Западнофранк. королевстве, Лотарингии, Италии и Баварии или перешли к местным магнатам, или подверглись разрушениям (в т. ч. вслед. набегов норманнов, арабов и венгров) и секуляризации. Однако размеры упадка и обмирщения Б. на рубеже IX-X вв. не следует преувеличивать; не только этим были вызваны монастырские реформы, корни к-рых надлежит искать в религ. подъеме X-XI вв., отразившем углубление христианизации, попытки возрождения аскетических ценностей. В этот период активно критикуется практика передачи в мон-рь детей, отмечается массовое обращение мирян в сознательном возрасте в монашество, реформированные Б. приобретают высочайший духовный авторитет, на рубеже XI-XII вв. формируя во многом политику папства в реформе Церкви и осуществлении принципов теократии.
Хотя все реформаторы поначалу отталкивались от идей Бенедикта Анианского, между ними имелись различия: если реформы в Римско-Германской империи во 2-й пол. X - 1-й пол. XI в., а также в Англии при кор. Эдгаре (Собор в Уинчестере, ок. 970) были обусловлены в т. ч. политико-идеологическими факторами и проводились сверху и в границах соответствующих гос-в, то клюнийское движение исходило из среды монашества, а сложившееся вокруг Клюни объединение мон-рей, не скованное к.-л. потестатными границами, свободное от влияния епископа или светского сеньора, было санкционировано папскими привилегиями. Хотя реформаторы и пытались с помощью писаных «обычаев», сообразно своему пониманию бенедиктинства, до мельчайших подробностей регламентировать жизнь мон-рей, их объединения оставались рыхлыми. Наиболее устойчивыми оказались те связи, к-рые строились по принципу филиации (от лат. filia - дочь), известному еще по уставам св. Пахомия Великого и св. Венедикта, когда аббат основывал на землях мон-ря целлы (кельи) - дочерние обители, отселяя туда часть братии и назначая приоров. Акцент реформаторы делали на усилении монашеской дисциплины, выразившемся в почти полной ритуализации жизни, не оставляющей монахам никакой самостоятельности, закрытости от мира (о чем зримо свидетельствовали черные одеяния, введенные у Б. клюнийцами) и богослужении.
Постепенно оправляясь после периода упадка и раздробленности, монашеская церковная орг-ция Б. возвращает себе прежнюю значительную роль в общественной жизни Европы. Помимо увеличения числа мон-рей в традиц. для Б. странах - Италии, Франции, Германии, Англии,- они закрепляются в X в. в Испании, Чехии, Польше, Венгрии, Далмации, в XI - нач. XII в. в Скандинавии, Византии (близ К-поля и на Афоне) и Cв. земле (их первый мон-рь был основан там уже ок. 800). Ок. 1150 г. выходцами из ирланд. мон-ря Б. в Вене при нем. колонии в Киеве была основана обитель, позднее разрушенная татарами (1241). Особенное влияние в Италии и Германии в XI в. получают мон-рь Клюни и его аббаты. Выведенные из-под власти местных епископов клюнийские мон-ри образовывали своего рода суверенное монашеское гос-во, главу к-рого, аббата, позднее получившего из Рима знаки епископского сана, современники нередко называли «королем монахов» (rex monachorum). В кон. XI в. аббат Клюни играл роль посредника в конфликте между папой Григорием VII и герм. имп. Генрихом IV.
В то же время рост городов и развитие экономических отношений постепенно приводили к коренному изменению социальной структуры общества в Зап. Европе, что стало причиной нового комплексного кризиса Б. Жизнь богатых мон-рей, владевших землей, крестьянами и т. п., все дальше уходила от идеалов первоначального монашества - бедности и подражания Христу, что в свою очередь вызывало критическое отношение к монахам в обществе. В кон. XI - 1-й пол. XII в. между монахами и канониками велась оживленная полемика о монашеских идеалах и роли монашества в обществе. Стремление преодолеть кризисные явления приводит к активному участию мн. монахов и настоятелей общин в жизни Церкви (напр., Бернард Клервоский) и, с др. стороны,- к поиску путей расширения духовного мистического опыта (Хильдегарда Бингенская). Иной монашеский идеал развивало переживавшее расцвет на фоне религ. подъема X-XI вв. отшельничество; в историографии принято говорить даже о «кризисе» общежительного монашества (Ж. Леклерк), что верно лишь отчасти, поскольку большинство отшельников (поначалу, во 2-й пол. X в., особенно многочисленных в Италии, где было сильно влияние греч. монашества) пыталось соединить принцип строгой аскезы в «пустыни», вне сложившейся инфраструктуры старых мон-рей, с бенедиктинским уставом. Вбиравшие в себя недовольных обогащением реформированных Б., нестроениями в Церкви (в основном симонией), нарастанием имущественного расслоения в городах, разросшиеся колонии отшельников, организованные по бенедиктинскому уставу и исповедовавшие идеалы бедности, нестяжательства и личного физического труда, составили основу для развития в X-XII вв. новой формы монашества - конгрегаций камальдулов, валломброзиан, картузианцев, цистерцианцев, граммонтенсов, флоренсов и др., к-рых иногда называют «новыми» Б. Первыми среди них стали цистерцианцы (с XII в.), к-рые, не отказываясь от бенедиктинского устава, вновь поставили в основу монашеской жизни бедность, физический (крестьянский) труд, отказ от украшения монастырских храмов фресками и богатой утварью, простоту одежды. Принципы нового сообщества мон-рей воспринимались как возврат к первоначальной строгости и добродетели христ. монашества. Хотя цистерцианцы не могли полностью отказаться от участия в общественной жизни, основное свое внимание они посвящали внутренней жизни братии и хозяйству мон-рей. В их деятельности, т. о., содержалось противоречие с теми из братии, кто все же хотел видеть в этом движении исключительно религ. и духовную ценность. Среди церковных деятелей, испытавших влияние цистерцианцев, но стремившихся развивать их достижения дальше, наиболее известен Иоахим Флорский, представлявший новый идеал монашеской созерцательной жизни (novus ordo). Формирование Иоахимом Флорским представлений о монашестве как некоей новой социальной реальности развивавшегося европ. общества, его влияние на духовную атмосферу XII-XIII вв. вскоре стали одним из важнейших факторов, благодаря к-рым внутри прежде единого сообщества Б. зарождалось движение нищенствующих орденов францисканцев и доминиканцев.
«старые» Б. начали постепенно перемещаться на периферию духовной жизни, теснимые «новыми» Б., а также набиравшими силу августинцами и, наконец, нищенствующими орденами, хотя в Италии в 1-й пол. XIII в. известны стремления соединить идеалы нищенствующих орденов с традицией Б. (сильвестринцы, целестинцы, оливетанцы). Попытки организовать «старых» Б. в орден и тем самым унифицировать их на основе более жесткой дисциплины предпринимал уже Иннокентий III, с 1203 г. покровительствующий созыву у Б. провинциальных капитулов аббатов, что официально было предписано Латеранским IV Собором (1215). Папа Бенедикт XII с целью укрепления ордена принял меры по централизации его структуры: было образовано 36 провинций Б., в к-рых каждые 3 года должны были собираться генеральные капитулы, аббатам провинций предписывалось регулярно организовывать визитации мон-рей (булла «Summa magistri» от 1336). Однако эта мера не остановила упадка Б. к нач. XV в., обусловленного узко аристократическим характером обителей, многочисленными послаблениями в образе жизни, фактическим признанием за монахами права на личную собственность (особенно в Германии) и широким распространением практики комменд - передачи сана аббата в качестве кормления церковным иерархам (более всего было распространено в романских странах). В это же время были предприняты первые попытки реформы ордена «снизу». Ее инструментом выступали преимущественно конгрегации, объединявшие вокруг главного мон-ря Б. в основном одной «нации» (в Италии конгрегация Санта-Джустина в Падуе (с 1419), Кассинская конгрегация (с 1505); в Испании конгрегация Сан-Бенито в Вальядолиде (с 1489); в Сев. Германии Бурсфельдская конгрегация (с 1446)) и выступавшие за восстановление киновий и закрытости мон-рей Б. от мира. Главным объектом критики стали сословная замкнутость Б. и, как следствие, опустение их обителей. Так, в аббатстве Санкт-Галлен к 1411 г., после кончины аббата Куно фон Штоффельна, жили только 2 монаха, один из к-рых был «избран» аббатом. Богослужебные обязанности при этом перекладывались на т. н. капелланов, обычно бывш. нищенствующих монахов или клириков, не имевших достаточных средств к существованию. Реформаторы бенедиктинского монашества в XV в. стремились вернуть мон-ри, бывшие, по их словам, «xenodochia nobilitatis» (приюты для знати), к первоначальным идеалам монашеского общежития и к т. н. indifferentia benedictina (бенедиктинская беспристрастность), согласно к-рой одно лишь стремление следовать Христу служит критерием приема в мон-рь. Однако даже реформаторски настроенные Б. Майнцского и Бамбергского еп-ств на капитуле 1417 г. выработали лишь компромиссное решение: община должна принимать людей любого звания и состояния лишь в том случае, если ощущается недостаток в кандидатах знатного происхождения.
С переменами в религ. сознании в XVI в., его рационализацией, распространением идей пиетизма и Реформации отмечается постепенный упадок монашества, в т. ч. и Б., к-рые оказываются на периферии духовной жизни. Большое влияние приобретают новые ордена (иезуиты, варнавиты, театинцы и др.), почти полностью отказавшиеся от киновии и затворничества. Упадку бенедиктинства способствовала также критика характерных для позднего средневековья форм благочестия (Ж. Жерсон, Н. де Кламанж, Пьер д'Айи). В XVI в. апогея достигает критика почитания святых, ознаменовавшаяся в реформированных странах разгромами церквей, уничтожением предметов, связанных с почитанием святых, запретом их праздников, молитв о заступничестве, паломничеств и процессий. В ходе Реформации были упразднены мн. мон-ри Б. в Германии (почти 2/3 Бурсфельдской конгрегации), к 1540 г.- все бенедиктинские мон-ри в Англии; во Франции по Болонскому конкордату (1516) назначение аббатов перешло к королю, мн. мон-ри были уничтожены в ходе религ. войн (1562-1594). Тридентский Собор (1545-1563) дал импульс образованию новых конгрегаций Б.: выходцы из образовавшейся в Португалии Лузитанской конгрегации (1566) основали первые бенедиктинские мон-ри в Америке (Бразилия, с 1582); во Франции наибольший вес имели появившиеся в нач. XVII в. конгрегации ваннистов и мавристов, к-рым удалось возродить традиции бенедиктинской учености, и др.
Период XVII - нач. XVIII в. можно считать эпохой нового расцвета Б., идеал к-рых (уединение, чередование богослужения и интеллектуальных занятий) находил немало приверженцев, являясь альтернативой активному пастырскому служению в миру новых орденов, таких как иезуиты. В этот период в основном в Юж. Германии, Австрии и Швейцарии возводятся великолепные монастырские ансамбли в стиле барокко.
Успех идеологии Просвещения, Французская революция и наполеоновские войны привели к секуляризации и уничтожению мон-рей Б. Во Франции первые мон-ри были упразднены в 1766 г., полностью в 1792 г., в Австрии частично при имп. Иосифе II (1765-1790), в Германии - в 1803 г., в Португалии - в 1834 г., в Испании - в 1835 г. В нач. XIX в. Б. переживали наибольший упадок: сохранились лишь отдельные обители в Италии, Австрии и Швейцарии.
В 30-е гг. XIX в., сначала вслед. ностальгии по ср. векам, затем все больше как осознание ценности многовекового опыта Б. в служении Христу, начинается возрождение бенедиктинских мон-рей: в Баварии оно связано с кор. Людвигом I, в остальной Германии - с деятельностью конгрегации Бойрона (в наст. время 10 обителей, 320 монахов, в т. ч. 160 священников). От нее в 1884 г. отделилась конгрегация Санкт-Оттилиен, подвизавшаяся в миссионерском служении и основавшая свои мон-ри в Америке, Африке, Юж. Корее (в наст. время насчитывает 17 обителей, 950 монахов, в т. ч. 375 священников). Во Франции своим возрождением Б. обязаны 2 конгрегациям: одна, во главе с Солемским аббатством (с 1837), стала ведущим центром изучения григорианской музыки (в наст. время 23 обители, 696 монахов, в т. ч. 408 священников), др., возглавляемая аббатством Сен-Мари-де-ла-Пьер-ки-Вир (с 1850), пыталась в духе почитания Сердца Иисусова сочетать созерцательный образ жизни траппистов с проповеднической деятельностью. Пий IX присоединил последнюю к итал. конгрегации Субиако (сублаценсы), в 1850 г. (официально в 1872) отделившейся от Кассинской и являющейся сегодня наиболее распространенной и многочисленной (63 обители, 1262 монаха, в т. ч. 604 священника). Крупные конгрегации Б. в Сев. Америке, в основном подвизающиеся в преподавательской деятельности и пастырском служении, также ведут свою историю с XIX в.- Американо-Кассинская с 1855 г. (в наст. время 32 обители, 1019 монахов, в т. ч. 678 священников) и Швейцарско-Американская с 1881 г. (в наст. время 21 обитель, 670 монахов, в т. ч. 402 священника). Молодой и относительно малочисленной является Славянская конгрегация св. Адальберта и св. Маргариты с центром в Праге (1 обитель, 15 монахов, в т. ч. 6 священников). Тяжелый удар по Б. в XX в. нанесли фашизм, коммунистические диктатуры в странах Вост. Европы, изменения в системе образования и ценностных ориентиров в 60-х гг.
Ватиканский II Собор Декретами об обновлении жизни монашествующих применительно к совр. условиям (Perfectae caritatis) и о миссионерской деятельности Церкви (Ad gentes divinitus), признав заслуги монашеских созерцательных орденов (в т. ч. и Б.), призвал, однако, пересмотреть их образ жизни согласно принципам обновления (Perfectae caritatis. Cap. 7), активно участвовать в миссионерской деятельности католич. Церкви, основывая новые обители и подавая пример нехристианам молитвами, делами покаяния и переносимыми тяготами (Ad gentes divinitus. Cap.18, 40).
Монахини, члены жен. ветви ордена Б. (офиц. название Ordo Monialium Sancti Benedicti), преимущественно созерцательного направления; в широком смысле к Б. также относят возникающие с XIX в. жен. конгрегации, действующие на основе устава св. Венедикта Нурсийского. Устав вскоре после его введения святым в мон-ре Монте-Кассино был распространен и на жен. мон-рь, основанный сестрой св. Венедикта св. Схоластикой. Бенедиктинский устав, изначально предназначенный для монахов, по меньшей мере с VIII в. начинает адаптироваться к специфике жен. монашества, к-рое развивалось синхронно муж. Ок. 620 г. еп. Безансонский Донат дополнил бенедиктинский устав, использовав уставы св. Колумбана и Кесария, еп. Арльского, и создал на его основе особый устав для жен. мон-рей своей епархии. Первым жен. мон-рем, жившим по этому уставу, считается мон-рь в Фармутье (Франция), основанный ок. 625 г. Основание крупнейших жен. мон-рей в раннее средневековье связано с деятельностью королевской династии Меровингов (напр., св. Батхильды) или епископов (напр., Элигия Нуайонского). Нуждаясь в пастырском окормлении священниками, обители бенедиктинок развивались под опекой либо епископов, либо муж. мон-рей. При жен. мон-рях часто существовали приюты для детей, к-рые готовились к дальнейшей монашеской жизни или находились там временно; монахини занимались тяжелой ручной работой, вышиванием, ткачеством. Впосл., возможно под влиянием массового жен. аскетического движения XI-XII вв., популярной становится форма сдвоенного муж. и жен. мон-ря во главе с аббатиссой (напр., основанная ок. 1100 г. конгрегация Фонтевро c основным аббатством и приоратами, к-рые объединяли от 80 до 100 монахинь, распространившаяся позднее во Франции, Испании и Англии).
Различают бенедиктинок-монахинь (moniales), живущих в строгом затворе и ведущих по преимуществу созерцательный образ жизни, и сестер (sorores), занимающихся каритативной, преподавательской и миссионерской деятельностью. Восходящие к общине Облат св. Франциски Римской (с 1433) и «Сестрам Любви Доброго Пастыря» (с 1589, Флоренция), конгрегации сестер-бенедиктинок, ориентированных на активную деятельность в миру, широко распространились в XIX-XX вв. И монахини, и сестры либо инкорпорированы в муж. конгрегации, либо входят в орден Б., будучи организованы в самостоятельные федерации, или представляют собой отдельные обители, находящиеся частично в юрисдикции местных епископов, частично в прямой папской юрисдикции. В наст. время насчитывается ок. 10 тыс. монахинь в 520 обителях. Бенедиктинки-сестры (ок. 4 тыс. чел.) представлены в 14 конгрегациях и неск. отдельных мон-рях (An. Pont. 2002. P. 1291, 1308-1310).
Основанное на рим. обряде и уставе св. Венедикта Нурсийского, пользовалось авторитетом в Зап. Церкви и повлияло на формирование литургических традиций нек-рых др. монашеских орденов (см. ст. Орденов монашеских обряды).
Возрождение монашества в англикан. Церкви началось в сер. XIX в. в основном благодаря деятельности свящ. Р. М. Бенсона. Первая англикан. бенедиктинская община св. Марии-у-Креста в Эджуэре (Великобритания) была основана в 1866 г. свящ. Генри Нихиллом и мон. Моникой Скиннер. В наст. время существует неск. общин Б.-англикан. Среди них наиболее известны муж. обители: община Богородицы и св. Иоанна (Олтонское аббатство, основано в 1884), Элморское аббатство в Ньюбери (Великобритания, основано в 1914), мон-рь в Три-Риверс (США, основан в 1939), Берфордское приорство (Великобритания, основано в 1941), приорство св. Марка в Кампердауне (Австралия, основано в 1975), приорство Служителей Христа в Финиксе (США, основано в 1968), а также мон-ри принадлежащих к англикан. Церкви бенедиктинок: община св. Марии-у-Креста в Эджуэре, аббатство Моллинг в Уэст-Моллинг (Великобритания, основано в 1891), мон-рь в Пусане (Юж. Корея, основан в 1993). Бенедиктинским является англикан. Орден св. Креста, объединяющий муж. мон-ри в Уэст-Парке (шт. Нью-Йорк, США), Санта-Барбаре (шт. Калифорния, США), Беркли (шт. Калифорния, США), Торонто (Канада) и Грейамстауне (ЮАР, основан в 1998) с общим количеством братии ок. 40. Жизнь (в т. ч. богослужебная) Б.-англикан организована по бенедиктинскому уставу, однако Евхаристия совершается по Книге общих молитв или др. англикан. служебнику. Б.-англикане находятся в постоянном общении с Б.-католиками, с к-рыми они согласовывают мн. аспекты монашеской жизни.
Первый лютеран. мон-рь - Братство св. Августина в Оксфорде (шт. Мичиган, США) - был основан в 1958 г. пастором А. К. Крейнхедером. Среди существующих мон-рей Б.-лютеран известен также муж. мон-рь Эстенбекк-Клостер в Эстенбекке (Швеция), основанный в 1965 г. при содействии Крейнхедера, и мон-рь св. Викберта в Вернингсхаузене (ФРГ). История последнего восходит к кон. 60-х гг. XX в. В 1970 г. решением лютеран. церковных властей едва зародившаяся община была закрыта, однако в 1987 г. вновь возродилась. Из 8 чел. братии мон-ря 3 являются католиками. Лютеран. бенедиктинские общины существуют самостоятельно и не образуют единой орг-ции.