[Wilfrid; древнесаксон. имя восходящее к древнегерм. welja - воля и friduz - защита] (634-709), св. (пам. зап. 12 окт., перенесение мощей 24 апр.), еп. Йоркский, миссионер и сторонник приоритета духовной власти над светской. Сын нортумбрийского тэна (знатного королевского дружинника), воспитывался в мон-ре Линдисфарн. Будучи неудовлетворен практикой религ. жизни кельт. Церкви, покинул Линдисфарн и учился в Кентербери, а в 653 г. вместе с буд. основателем аббатства Вермут (Уирмут) св. Бенедиктом Бископом отправился на учебу в Рим. На обратном пути В. провел 3 года в Лионе, где еще ранее принял постриг, а по возвращении в Англию по приглашению кор. Альфрита стал аббатом в Рипоне и ввел там континентальный, возможно бенедиктинский, устав и рим. обряд. На Соборе в Уитби (664) благодаря его красноречию рим. партия одержала победу в споре по вопросу исчисления Пасхи. Вскоре кор. Альфрит назначил В. епископом Йорка; тот, не желая принимать сан из рук кельт. епископов, к-рых он считал схизматиками, отправился в Компьень и был там рукоположен во епископа Йоркского 12 франк. епископами.
В 678 г. архиеп. Кентерберийский Теодор разделил Йоркское еп-ство на 3 епархии без согласия В., тот отправился с жалобой в Рим и по дороге в течение года проповедовал во Фрисландии. Собор в Риме (680) вынес решение в пользу В., но после возвращения в Британию его по приказу кор. Эгфрита, преемника Альфрита, взяли под стражу и освободили лишь с тем условием, что он покинет королевство Нортумбрия. В. удалился в королевство Суссекс, где успешно проповедовал среди язычников (681-686). Урегулировав противоречия с архиеп. Теодором, В. с 686 по 691 г. занимал епископскую кафедру в Йорке. Однако в 691 г. споры вспыхнули между В. и новым нортумбрийским кор. Альфритом (Альдфритом), братом Эгфрита, по поводу статуса и доходов Рипона. Созванный следующим архиеп. Кентерберийским Бритвальдом собор в Остерфилде (703) постановил, чтобы В. оставил кафедру в Йорке. Несмотря на то что очередные жалобы В. были полностью удовлетворены Римом, он, встретив сильную оппозицию со стороны светской власти и Кентербери, согласился оставить пост, довольствовавшись саном епископа Хексемского. Последние годы провел в Рипоне, где и похоронен.
В. смог установить более тесные контакты между Римом и Британией и внедрить в практику англосаксон. Церкви рим. форму литургии и бенедиктинский устав. Первое житие В. написано его учеником Эдди-Стефаном Рипонским, в X в. было создано стихотворное житие, а столетие спустя Эдмер составил новое, ныне наиболее распространенное житие В. и его бревиарий. В X в., во время пребывания еп. Освальда Йоркского в Рипоне, мощи В. были перенесены с юж. крыла алтаря монастырского собора в северное; день перенесения мощей празднуется отдельно. Часть мощей в 940 г. была перенесена в ц. Христа в Кентербери.