Алексеевич Мичурин (кон. XVIII в., близ г. Кузнецка (ныне Новокузнецк Кемеровской обл.) - 1819, Кузнецкий у. Томской губ.), прав. (пам. 4 марта, 10 июня - в Соборе Сибирских святых, в последнее воскресенье авг.- в Соборе Кемеровских святых), пустынножитель, ученик преподобных Василиска (Гаврилова) и Зосимы (Верховского). Наиболее подробные сведения о П. сохранились в очерке «Жизнь и подвиги Петра Алексеевича Мичурина в пустынях Сибири», составленном его учителем, прп. Зосимой. Очерк был опубликован насельником Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни иноком Порфирием (Григоровым; † 1851) в составе житийного цикла, составленного старцем Зосимой,- в «Записках о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина, монаха Василиска и... юродивого Ионы» (1849). В жизнеописании мон. Василиска (Гаврилова) старец Зосима, говоря о житии своего учителя, в качестве свидетельства о благодатных действиях непрестанной молитвы, к-рую творили его ученики-пустынножители, писал и о П.: «Еще свидетельствует житие ученика его, юноши Петра Алексеева, по прозванию Мичурина, который его наставлением и примером в великом постничестве и подвиге жизнь свою скончал, как в особенной книжке показано» (Зосима (Верховский), прп. Жизнь монаха и пустынножителя Василиска (писанное учеником его Зосимою Верховским) // Он же. Записки. 1849. С. 86-87). «Особенная книжка» - это и есть жизнеописание П., составленное старцем Зосимой.
П. род. в дворянской семье Алексея и Домники, с детства полюбил молитву, предпочитал ее детским забавам. В юношеские годы был отдан родителями на военную службу. В 1818 г., стремясь к подвижнической жизни, получил отставку с военной службы и, «ничего не потребовав из имения и ничего не имея при себе», удалился в безлюдную тайгу к проживавшим в 50 верстах от Кузнецка старцам Зосиме и Василиску. В течение 8 месяцев П. жил в землянке, подвизаясь в молитве, посте и послушании старцам. Прп. Зосима писал, что П., «находясь еще в военной службе, оставил мясное и довольствовался постным; жажду едва утолял и много раз целые дни без пищи проводил; а когда готовился к причащению Святых Тайн, тогда пять дней ничего не вкушал, побеждая себя непрестанным возношением в сердце своем» Молитвы Иисусовой и чтением «книг священных» (Он же. Жизнь и подвиги. 1849. С. 5).
Открывая свои жизнь и помыслы старцу Зосиме, П. говорил: «Не бываю без молитвы даже и тогда, когда память забудется: когда дремлю или сплю. И тогда молитва сама творится, и, пробудясь, чувствую ее в моем сердце». Прп. Зосима писал об удивительном послушании П. («доброхотное, не сомнящееся, усердное, без отговорок»), сравнивая его с подвигами преподобных отцов, приведенными в «Лествице» прп. Иоанна Лествичника. Но последние проживали в мон-рях и «руководимы были великими отцами», а П. «не видал никогда святого монастыря, ниже слышал от премудрых великих отцов наставления, но только прилепился к старцу простого рода, который за простоту свою решительно отказался быть для него отцом духовным, никак не склонялся на умильные его просьбы принять его в такое повиновение, какое требуется от совершенного послушника, и жил с ним, просто имея его как брата духовного; однако он совершенно покорился старцу, во всем поступая по словам его» (Там же. С. 8).
Однажды П. попросил у прп. Василиска разрешения провести пост без пищи 40 дней. Старец благословил ему только 10-дневный пост. Занимаясь рубкой дров, П. нечаянно «нанес себе в ногу великую рану», но продолжал поститься и трудиться на огороде. Старец Зосима писал, что «за день до кончины его вдруг отступила болезнь,- и в ту ночь он спал покойно. Поутру, возставши от сна, сверх чаяния, стал твердо на обе ноги». Старцу своему он сказал: «[Я] стою крепко на обеих ногах» (Там же. С. 17). Затем, немного походив по келье, лег и скончался. Погребен близ землянки - места своих подвигов.
Д. Н. Беликов (см. Димитрий (Беликов)), изучавший ведомость кузнецкого Преображенского собора, писал, что вместе со старцами Василиском и Зосимой близ Кузнецка подвизались «пять человек, из которых один умер в 1819 г.». Это несомненно указание на кончину П. (Беликов Д. Н. Старинные мон-ри Томского края. Томск, 1898. С. 204).
П. прославлен в 1984 г. в Соборе святых, в земле Сибирской просиявших, затем его имя было внесено в Собор Кемеровских святых. В 2013 г. вблизи с. Краснознаменка Новокузнецкого р-на студентами Новокузнецкой ДС совместно с исследователями Новокузнецкого гос. ун-та проводились поиски места захоронения П. Удалось найти основание памятного знака (вероятно, деревянного поклонного креста), установленного в XIX в. местными жителями в память о пустынножителях. Мощи П. не обретены.
В жизнеописании П. содержатся сведения о его облике: «...весь иссохший и бледный, уста от жажды запекшиеся, глаза впалые, лице и все тело небрегомое и неумовенное», «живой мертвец», «весь был слаб и малосилен», «одевался рубищными и небрежными одеждами», «слезы лились неудержимо»; его родительским благословением была икона Божией Матери «Знамение» (Зосима (Верховский), прп. Записки о жизни и подвигах Петра Алексеевича. Мичурина, монаха и пустынножителя Василиска и нек-рые черты из жизни юродивого мон. Ионы. М., 1849. С. 6, 10-11, 15).
К установлению празднования Собору Сибирских святых и к прославлению П. в 1984 г. появились его изображения в композиции «Собор Сибирских святых». На 1-й иконе, созданной в иконописной мастерской Московской Патриархии под рук. Т. Я. Волковой, в правой группе подвижников вверху изображен П.- юноша в мирской одежде с поднятой для крестного знамения рукой (Димитрий (Капалин), игум., Пивоваров Б., прот. Праздничные богослужения в Тобольске и Тюмени // ЖМП. 1984. № 12. С. 26-27). Впосл. П. нередко изображали в ряду праведников вместе с прав. Феодором и блж. Домной Томскими (2008-2010, Е. Юрьева, дипломная работа в иконописной школе при Тобольской ДС). С этими святыми П. представлен на иконах, созданных в нач. XXI в. в Томске и Сергиевом Посаде. На ростовом образе 3 Томских подвижников (ок. 2002) П. изображен слева, в длинной красной рубахе с отложным воротником, ноги босы, руки перед грудью в жесте приятия благодати. Этот вариант иконографии встречается и на единоличных иконах святого (иногда волосы у П. более длинные и густые). На сени юж. диаконских дверей в главном иконостасе кафедрального Богоявленского собора в Томске помещен поясной образ П. с короткими русыми волосами, на нем коричневая одежда (из-под распахнутого ворота видно исхудавшее тело подвижника), руки сложены крестообразно на груди (2002, Л. Е. Вержбицкая, иконописная школа при МДА). Образ П. включается в композицию «Собор Кемеровских (Кузбасских) святых» (2011, М. В. Прошкин; 2014, кемеровская иконописная мастерская, дар А. Г. Тулеева собору в честь Рождества Христова в Новокузнецке).