(ОЛДП; офиц. название - «Московское общество любителей духовного просвещения»), российское научное и просветительское об-во. С 1859 г. в среде московского духовенства обсуждалась идея учреждения Епархиальной б-ки. Начало ее формирования было положено в 1862 г., когда для нее пожертвовали свои книжные собрания братья прот. А. И. Невоструев и археограф К. И. Невоструев. В рамках подготовки к открытию б-ки ряд представителей московского духовенства (в т. ч. проф. МДА П. С. Казанский, К. И. Невоструев) осенью 1862 г. высказали мысль о необходимости создания ОЛДП. На заседании 4 нояб. было решено ходатайствовать об учреждении ОЛДП; тогда же 17 чел. изъявили желание быть действительными членами создававшегося об-ва (после особой пригласительной подписки к ним присоединились еще 77 чел.). Вскоре был составлен проект устава об-ва, к-рый 24 нояб. представили на рассмотрение митрополиту Московскому и Коломенскому свт. Филарету (Дроздову). Митр. Филарет благожелательно отнесся к идее создания об-ва и лично составил проект «Положения об образовании Московского общества любителей духовного просвещения», принятый 11 мая 1863 г., в день открытия Епархиальной б-ки (высочайше утвержден 22 июня того же года). Впосл. «Положение...» было заменено уставом, утвержденным Синодом 23 марта 1906 г.
ОЛДП открылось 17 сент. 1863 г. Его цель, согласно «Положению...» (Записка об учреждении ОЛДП. 1872. С. 8), состояла в том, чтобы «споспешествовать распространению и возвышению в духовенстве, а также в прочих классах народа, религиозно-нравственных и других, потребностям православной веры соответствующих, познаний». В Уставе 1906 г. закреплялось, что ОЛДП «имеет своею целью с одной стороны взаимное содействие членов его друг другу в деле собственного усовершенствования в области богословского знания, с другой - служение русскому Обществу в деле его духовно-нравственного просвещения» (Устав Моск. ОЛДП. Б. м., б. г. С. 1).
В задачи ОЛДП, сформулированные в 1863 г., входило: издание сочинений религиозного и нравственного содержания; основание периодического издания; проведение чтений «о предметах православной веры, Церкви и жизни христианской, частью в собраниях собственно членов Общества, частью в собраниях, открытых и для посторонних».
Согласно «Положению...» 1863 г., а затем Уставу 1906 г., попечителями ОЛДП выступали митрополиты Московские и Коломенские. Они активно участвовали в жизни об-ва: присутствовали на заседаниях, утверждали должностных лиц, от их решений зависели все направления деятельности ОЛДП. Об-во возглавлял совет, председатель которого одновременно являлся председателем ОЛДП (он избирался действительными членами на 3 года или на неопределенный срок). Должность председателя ОЛДП занимали: архимандрит (впосл. епископ) Иаков (Кротков; 1863-1870), прот. И. Н. Рождественский (1870-1892), прот. И. Д. Петропавловский (1892-1894), прот. М. С. Боголюбский (1894-1902), прот. И. Ф. Мансветов (1902-1908), прот. Н. Д. Извеков (1908 - не ранее нояб. 1918). Согласно «Положению...», в совет ОЛДП помимо председателя входили его помощник, «ученые блюстители» Епархиальной б-ки по главным отделам богословской лит-ры, библиотекари, казначей, секретарь и его помощник, по Уставу 1906 г.,- председатель, товарищ председателя, казначей, секретарь, председатели отделов и их товарищи.
В состав ОЛДП, согласно «Положению...», входили почетные члены, действительные члены и «споспешествователи», согласно Уставу 1906 г.,- почетные и действительные члены, соревнователи и пожизненные члены. Избрание в члены об-ва и назначение на должности происходили на общем собрании действительных членов. Действительные члены избирались по рекомендации не менее 2 членов об-ва, обязательный взнос для них составлял по «Положению...» 5 р. в год, по Уставу 1906 г.- не менее 5 р. в год. Внесшие единовременно не менее 100 р. именовались пожизненными членами. Почетные члены выбирались «из чтимых в Обществе и деятельных любителей духовного просвещения, а также из сторонних лиц, оказавших свое сочувствие духовному просвещению значительными благотворениями Обществу»; согласно Уставу 1906 г., они избирались советом об-ва из известных своими научными и духовно-просветительскими трудами лиц. Соревнователи вносили ежегодный взнос от 1 до 3 р. За все время существования в ОЛДП состояли 812 действительных членов, 127 почетных членов и 4 пожизненных члена (см., в частности: Извеков. 1913. С. 236-250). Наряду с представителями духовенства членами ОЛДП были известные ученые и общественные деятели, в т. ч. О. М. Бодянский, С. А. Белокуров, И. Д. Беляев, В. А. Грингмут, Н. А. Заозерский, Н. Ф. Каптерев, И. И. Срезневский, И. Ф. Токмаков, кн. С. Н. Трубецкой, В. Д. Фартусов, барон Д. О. Шеппинг, П. В. Щапов и др. ОЛДП размещалось сначала в Высокопетровском мон-ре, а с 1902 г.- в Епархиальном доме (Лихов пер., 6). В ОЛДП в разное время действовало 11 структурных подразделений. Реальная деятельность некоторых из них началась раньше времени ее документального оформления.
созданная во многом трудами буд. членов ОЛДП, стала подразделением об-ва с момента его создания. Она вмещала в себя б-ки отделов ОЛДП, образуя единое целое; с появлением в об-ве новых отделов создавались и новые отделы б-ки. Особый ее отдел составляла «Иванцевская библиотека» (пожертвования прот. А. М. Иванцова-Платонова (700 названий книг) и прот. Г. П. Смирнова-Платонова (4 тыс. названий)). В 10-х гг. XX в. в Епархиальной б-ке находилось 1264 рукописи (данные на 1913 г.), свыше 23 тыс. наименований книг в 32 тыс. томов и выпусков (на 1915 г.), 489 наименований периодических изданий (на 1916 г.). Издания в б-ку поступали от жертвователей, их покупали, выписывали, обменивали (на дуплеты; на свои издания с др. об-вами, братствами, орг-циями). Последние известные покупки периодики в б-ку датируются окт. 1918 г.
Б-ка включала: издания Свящ. Писания на русском и иностранных языках; собрания апокрифов НЗ; толкования и комментарии на Свящ. Писание; издания богословской тематики; издания актов Вселенских и Поместных Соборов; Талмуд; симфонии; конкордации; статистические издания; отчеты духовных учебных заведений и об-в; древнюю и совр. проповедническую лит-ру; писания св. отцов и учителей Церкви; издания по патрологии; религиозно-нравственные книги; труды греческих и латинских классиков; издания по русской, всемирной и церковной истории, философии, географии, праву (гражданскому и церковному), иконописанию, церковной живописи, архитектуре, археологии, по всемирной и русской лит-ре, педагогике; словари и лексиконы и др. В нее поступали периодические издания: российские духовные (163 наименования, была представлена периодика всех епархий) и светские (215 наименований, гл. обр. с нач. XIX в., отдельные издания 2-й пол. XVIII в.), иностранные (111 наименований).
Максимальное количество посещений б-ки было отмечено в 1908/09 уч. г. и составило до 9 тыс. чел., подавших до 30 тыс. требований на получение книг.
В 1869 г. был учрежден Отдел иконоведения, действовавший до 1876 г. и в 1896-1900 гг. Его появление было вызвано потребностью представить образцы иконописания, соответствующие правосл. догматике и канонам, составить описи древних икон, дать их классификацию по стилям, школам, установить хронологические рамки их появления и т. д.; перед отделом была поставлена задача создания постоянной выставки образцов иконописного искусства, подготовка руководства для иконописцев. В работе отдела участвовали архимандрит (впосл. епископ) Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), Д. М. Струков, благотворитель Д. И. Хлудов (см. в ст. Хлудовы), Токмаков, археограф и историк В. И. Холмогоров и др.
Деятельность Отдела иконоведения привела к формированию в ОЛДП коллекции икон (первые пожертвования поступили в 1869), что способствовало созданию в 1870 г. музея, к-рый действовал при ОЛДП до 1876 г., а затем был возобновлен в 1900 г. В музее хранились иконы (в 1913 г.- 200 старинных икон; см.: Козлов. 1997. С. 140), редкие издания по археологии и фотографические снимки икон, храмов, различные предметы древности.
В 1896-1900 гг. действовал Историко-археологический отдел, созданный на основе возникшего в 1889 г. Комитета по описанию церквей и приходов Московской епархии. В состав комитета входили М. С. Боголюбский (председатель), Н. А. Копьёв, В. Ф. Руднев, Д. М. Струков, В. И. и Г. И. Холмогоровы. Члены комитета (позднее отдела) занимались составлением историко-статистического описания Московской епархии.
В 1900 г. отделы иконоведения и историко-археологический были объединены в Церковно-археологический отдел. Сотрудники отдела занимались вопросами церковной истории, археологии, литургики, иконографии. Они осуществляли историко-археологические исследования храмов, росписей, икон (в т. ч. их собирание и хранение, выявление лучших древнерусских и греческих образцов), установление времени и порядка христ. богослужения, обрядовых действий. Среди членов отдела - диак. Н. П. Виноградов (председатель в 1917-1918), В. П. Гурьянов, Л. И. Денисов, прот. Н. Д. Извеков (председатель в 1900-1908), прот. Н. А. Скворцов (председатель в 1909-1917), Н. Д. Струков, А. И. Успенский. Сотрудники отдела принимали участие в работе учрежденной в 1910 г. в Москве церковной юбилейной комиссии по празднованию событий 1861, 1612, 1613, 1812 гг. Среди изданных трудов сотрудников отдела: описание Успенского «Иконы Церковно-археологического музея ОЛДП» (М., 1900-1905. 3 вып.); «Труды Церковно-археологического отделения при ОЛДП» (М., 1911. Вып. 1); исследования «Серпуховской Высоцкий монастырь, его иконы и достопамятности» (М., 1902) Д. К. Тренёва; «Московские кремлевские дворцовые церкви и служившие при них лица в XVII в.» (М., 1906), «Церкви во имя Воскресения Христова и Воздвижения Честного Креста Господня в Большом Кремлевском дворце в Москве» (М., 1912), «Церковь во имя Рождества св. Иоанна Предтечи, что в Боровицкой башне в Московском Кремле» (М., 1913), «Московский придворный Архангельский собор» (Серг. П., 1916) прот. Н. Д. Извекова; «Материалы для истории церквей Московской епархии в эпоху Отечественной войны 1812 г.» (М., 1911. Вып. 1: Церкви г. Москвы Китайского и Ивановского сороков) прот. Н. А. Скворцова; «Безмолвный свидетель Бородинского боя - храм с. Бородина» (М., 1912) прот. С. В. Страхова; «Материалы для истории русской иконописи» (М., 1914) А. А. Глазунова и др.
В 1902 г. при Церковно-археологическом отделе была создана Комиссия по осмотру и изучению памятников церковной старины под председательством Успенского. Среди ее членов - архит. В. М. Борин, В. М. Васнецов (см. ст. Васнецовы), диак. Виноградов, Глазунов, Гурьянов, прот. И. Ф. Мансветов, прот. Н. А. Скворцов. Члены комиссии продолжили работу по осмотру и систематическому описанию памятников церковной старины, хранившихся в приходских, соборных и монастырских храмах Москвы и Московской епархии. В 1904-1911 гг. опубликованы 4 т. «Трудов» комиссии.
В 1870 г. возник Отдел распространения духовных нравственных книг, который находился под покровительством имп. Марии Александровны. Задача отдела состояла в распространении книг и брошюр духовного содержания в отдаленных от столиц местах в больших объемах и по невысокой цене, а часто и бесплатно. В 1872 г. отдел распространял издания в Архангельске и Усть-Сысольске, Бессарабии, Кавказском крае и Кубанской обл., в губерниях Сибири и Забайкальской обл. В 1878 г. рассылка книг осуществлялась в Акмолинскую и Амурскую области, Бакинскую, Бессарабскую, Варшавскую губернии, Дагестанскую обл., Енисейскую губ., Забайкальскую обл., Иркутскую, Олонецкую, Тифлисскую губернии, Сыр-Дарьинскую обл. и др. (всего в 219 мест). К 1894 г. лит-ра распространялась уже по 261 адресу. Отдел не только высылал лит-ру правосл. населению, но и распространял ее по различным духовным миссиям РПЦ. По просьбе игум. (впосл. митрополит, свт.) Макария (Невского) книги были отправлены в Улалинский стан, издания высылались рус. миссионерам в Китай, Америку, на Сахалин, в Японию. Среди председателей отдела - свящ. В. П. Рождественский (с 1870), свящ. С. С. Гречанинов, прот. С. В. Страхов (Извеков. 1913. С. 226. Примеч. 1). Среди действительных членов отдела - архим. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), князья Н. П. и С. М. Голицыны, И. С. Аксаков, К. П. Победоносцев, Н. Ф. Самарин. Почетными членами отдела в разное время состояли вел. кн. Константин Николаевич, вел. кнг. Александра Петровна, вел. кнг. Мария Александровна, митр. Платон (Городецкий) и др.
В 1872-1880 гг. существовал Санкт-Петербургский отдел, учредителем к-рого стал вел. кн. Константин Николаевич. Уже в 1-й год существования численность его членов составила 109 чел., к-рые представляли духовенство, аристократию, чиновников и др. Среди них - Победоносцев, Ф. М. Достоевский, А. Г. Евреинов, А. А. Киреев, И. Т. Осинин, Т. И. Филиппов. Члены отдела содействовали диалогу РПЦ со старокатоликами, участвовали в их конгрессах и конференциях 70-х гг. XIX в., исследовали и обсуждали на заседаниях проблемы единоверчества и раскола, вопросы взаимоотношений Церкви и гос-ва. Прот. Г. В. Флоровский характеризовал отдел как «очень значительный очаг богословских интересов» своего времени (Флоровский Г. В., прот. Пути рус. богословия. М., 2009. С. 528).
В 1897-1906 и 1908-1912 гг. при ОЛДП существовал Отдел публичных богословских чтений, деятельность к-рого была направлена на духовное просвещение интеллигенции, в частности на обличение и опровержение лжеучений, распространявшихся в этой среде. Чтения устраивали 2 раза в год - в Великий и Рождественский посты. Первоначально лекторами были священнослужители и лица с высшим богословским образованием, но затем круг лекторов расширился за счет лиц, имевших светское образование. Всего за время существования отдела 75 лекторами (в т. ч. 38 священнослужителями) было прочитано 176 лекций (священнослужители прочитали 99 лекций; лекторы со степенями кандидата и магистра богословия - 144 лекции; доктора богословия и профессора - 9 лекций). Среди трудившихся в отделе - прот. Г. П. Смирнов-Платонов (председатель в 1897-1898), прот. И. Д. Петропавловский (председатель в 1898-1905), прот. Н. И. Боголюбский (председатель в 1905-1908), архимандрит (впосл. архиепископ) Феодор (Поздеевский; председатель в 1908-1912), еп. Можайский Василий (Преображенский; председатель с 1912), архимандрит (впосл. митрополит) Анастасий (Грибановский), Н. И. Субботин.
В 1899-1905 и 1908-1914 гг. действовал Законоучительский отдел, состоявший из 3 секций: 1) высших и средних муж. учебных заведений; 2) женских учебных заведений; 3) церковноприходских, городских и начальных школ. В отделе проводились общие собрания и собрания по секциям. На них обсуждались: программа по Закону Божию в различных учебных заведениях; вопросы, касавшиеся необходимого объема знаний по предмету, особенностей изучения церковнослав. языка, системы отметок, выставлявшихся ученикам, и условий приема экзаменов; поведение наставников и меры взыскания к ученикам; положение законоучителей в светских учебных заведениях; религиозно-нравственное воспитание подрастающего поколения; взаимоотношения семьи и школы и т. д. По предложению министра народного просвещения Н. П. Боголепова отдел участвовал в работе созданной в 1900 г. Комиссии по реформе учебно-воспитательного дела в России. Члены отдела проводили открытые уроки с последующим всесторонним обсуждением и отработкой методик преподавания. Среди сотрудников отдела - прот. А. Г. Полотебнов (председатель в 1899-1905), прот. Н. П. Добронравов (впосл. архиепископ сщмч. Николай (Добронравов)), священники Д. Д. Виноградов, И. В. Левитский, С. Н. Орлов, Н. Г. Попов (председатель с 1909), П. В. Успенский, диак. Ф. Н. Цветков.
В 1900 г. в составе ОЛДП был образован Комитет внебогослужебных собеседований. Члены ОЛДП начали проводить внебогослужебные собеседования в Епархиальной б-ке еще в 1866 г. по подготовленной программе, однако после 1873 г. собеседования прекратились. Возобновлены они были в 1879-1880 гг., сначала только в Епархиальной б-ке, а с 1882 г. стали проводиться еще и в 11 храмах. Комитет возглавляли викарии Московских митрополитов, в т. ч. еп. Можайский Парфений (Левицкий; 1900-1904), еп. Серпуховской (впосл. архиепископ) Никон (Рождественский; 1904-1906), еп. Можайский Серафим (Голубятников), еп. Серпуховской Анастасий (Грибановский). В 1900 г. в состав комитета вошли: прот. И. Д. Петропавловский, прот. В. С. Марков, свящ. И. Ф. Мансветов, свящ. Н. А. Колосов. К 1903 г. насчитывалось уже 66 мест, где с сентября до Недели Всех Святых по воскресеньям, а иногда и по праздничным дням проводились собеседования. На них велись беседы об основных истинах Православия, читали и объясняли Свящ. Писание, разъясняли особенности церковных служб, таинств и обрядов, рассказывали о содержании церковных праздников, а также излагали Жития святых с выводами нравственного характера. Практиковалось общенародное пение, происходила раздача еженедельника «Воскресные беседы».
ОЛДП выпускало ряд периодических изданий. В 1863-1894 гг. и 1910 - марте 1917 г. издавался ж. «Чтения в Московском обществе любителей духовного просвещения» (с 1872 - «Чтения в обществе любителей духовного просвещения»; до 1871 представлял собой выходивший нерегулярно сборник статей; в 1871-1894 и 1910-1913 - ежемесячный, с 1914 - 4 выпуска в год). В 1867-1905 гг. ОЛДП издавало еженедельник «Воскресные беседы»; в 1869 - сер. 1906 г. и в нач. 1917 - сент. 1918 г.- «Московские епархиальные ведомости» (в 1880 - апр. 1917 и янв.- сент. 1918 - «Московские церковные ведомости», в мае-дек. 1917 - «Московский церковный голос»). Среди книжных изданий ОЛДП нужно выделить монументальный труд «Правила Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец с толкованиями» (1876; инициатива издания принадлежала председателю ОЛДП прот. И. Н. Рождественскому; переводы изданы под ред. проф. МДА А. Ф. Лаврова-Платонова (впосл. архиепископ Алексий (Лавров-Платонов)) и профессора Московского ун-та А. С. Павлова; в подготовке издания принимали участие прот. М. И. Богословский, священники М. С. Боголюбский и И. Н. Никольский, прот. А. В. Горский и др.). К 100-летию со дня рождения митр. Филарета (Дроздова) ОЛДП издало 2-томный сборник, посвященный святителю (1883), в 1-м томе к-рого были помещены материалы из дел архива Московской ДС и указы Синода за время пребывания митрополита на Московской кафедре (1821-1867) с его полными резолюциями почти по каждому делу; 2-й том содержал статьи о святителе.
В 1872 г. члены ОЛДП участвовали в работе Политехнической выставки, в ее педагогическом разделе, занимавшемся разработкой преподавания Закона Божия. Члены ОЛДП были депутатами почти всех археологических съездов. В 1905-1908 гг., во время т. н. Московской церковной революции, в обществе возникли нестроения. В результате одни подразделения ОЛДП (напр., Законоучительский отдел и Отдел публичных богословских чтений) нек-рое время не действовали, другие (в особенности Церковно-археологический отдел и Комитет внебогослужебных собеседований) продолжали плодотворно функционировать.
Деятельность ОЛДП после революционных потрясений 1917 г. продолжала сворачиваться. В янв. 1918 г. представитель об-ва (как владельца крупной б-ки и Церковно-археологического музея) получил место в Комиссии охраны памятников старины (Моск. ЦВед. 1918. № 4. С. 5). К нач. 1918 г. еще функционировали Епархиальная б-ка и Церковно-археологический отдел (прекратил существование в 1918); по всей видимости, действовали музей, Комитет внебогослужебных собеседований и Комиссия по осмотру и изучению памятников церковной старины. Точное время прекращения деятельности нек-рых из этих подразделений, как и самого ОЛДП, установить не удалось. В кон. дек. 1918 г. Епархиальный дом был реквизирован хозяйственным отделом Моссовета (Щеглов Г. Э. С. Г. Рункевич (1867-1924): Жизнь и служение на переломе эпох. Мн., 2008. С. 336). Между тем ОЛДП функционировало еще в янв. 1919 г. (зафиксирована уплата членских взносов, см.: РГБ ОР. Ф. 206. Коробка 43. Д. 2. Л. 110 об.). Дольше других, вероятно, продолжала работать Епархиальная б-ка (по крайней мере до 26 сент. 1919; в этот день б-ку посещал последний записавшийся читатель, см.: Книга для записи книг, выдаваемых читателям 1916-1919 // РГБ ОР. Ф. 206. Коробка 36. Д. 3. Л. 94).
Основная часть архива ОЛДП ныне хранится в НИОР РГБ (Ф. 206; отдельные мат-лы имеются и в др. фондах НИОР), меньшая часть - в РГАДА (Ф. 1626), материалы о работе Санкт-Петербургского отдела - в РГИА (Ф. 796, 797, а также в ряде личных фондов и фондов ведомств), в личных фондах НИОР РНБ, НИОР РГБ и ГАРФ. Часть рукописного собрания об-ва оказалась в Епархиальном собрании Отдела рукописей и старопечатных книг ГИМ. Б-ка ОЛДП после закрытия об-ва оказалась рассеяна по различным хранилищам, книги из нее ныне находятся в РГБ и ГПИБ в Москве, в Национальной б-ке Беларуси в Минске (поступили из Москвы для формирования фондов после окончания Великой Отечественной войны).