Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АКАДЕМИИ ДУХОВНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ В РОССИИ
Т. 1, С. 349-352 опубликовано: 4 апреля 2008г.


АКАДЕМИИ ДУХОВНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ В РОССИИ

учебные заведения закрытого типа, дающие высшее богословское образование. Готовят священнослужителей, преподавателей для духовных школ, богословов и научных сотрудников для учреждений Московского Патриархата. Находятся в ведении Учебного комитета при Свящ. Синоде. Во главе А. д. стоят ректоры (обычно в епископском сане), непосредственно руководящие учебным процессом. В А. д. после прохождения экзаменов принимаются выпускники духовных семинарий. А. д. имеют право присваивать ученые степени д-ра, магистра и канд. богословия, д-ра церковной истории и д-ра церковного права (степени не признаются гос. законодательством). На 2000 г. в РПЦ существовали 5 А. д.: Московская (1685; ректор - Евгений (Решетников), архиеп. Верейский), С.-Петербургская (1797; ректор - Константин (Горянов), еп. Тихвинский), Киевская (1701; ректор - прот. Николай Забуга), Минская (1996; ректор - архим. Леонид (Филь)), Молдавская (1997; ректор - Владимир (Кантарян митр. Кишиневский). Ведущими учебными заведениями РПЦ являются МДА и СПбДА, располагающие наиболее квалифицированным преподавательским составом.

В 1994-2000 гг. происходила реформа А. д., начатая по решению Архиерейского Собора 1994 г., к-рый постановил к 2000 г. подготовить переход к новой системе духовного образования. Предложения по реформе, разработанные Учебным комитетом, предусматривали преобразование А. д. в школы, дающие богословскую специализацию. Предложения были утверждены Свящ. Синодом 27 дек. 1996 г. В соответствии с проектом реформы духовных школ академический курс обучения должен быть разделен на 2 ступени: трехгодичную первую, после окончания к-рой в случае успешной защиты канд. диссертации выпускнику присваивается степень канд. богословия и он получает право преподавания в ДС, и двухгодичную вторую (аспирантуру), после окончания к-рой в случае успешной защиты магистерской диссертации выпускнику присваивается степень магистра богословия и он получает право преподавания в ДА. Все изучаемые в академиях предметы должны быть распределены между 4 отд-ниями: богословским, библеистики, пастырским и церковно-историческим, в к-ром предусмотрена специализация по рус. или общей церковной истории. В 2000 г. А. д. находились в стадии реорганизации учебного процесса.

Первое высшее учебное духовное заведение в России возникло в 1615 г. в виде школы при киевском Братском мон-ре, предназначенной для изучения риторики, богословия, лат. и греч. языков. Киевский митр. свт. Петр (Могила) (1633-1646) преобразовал ее по образцу польск. иезуитских коллегий и поместил сначала в Киево-Печерской лавре, затем в Братском мон-ре. С 1632 г. школа называлась Киево-Могилянской коллегией, в ней преподавались арифметика, поэзия, риторика, философия, богословие, нотное пение, катехизис, церковнослав., лат. и греч. языки. По указу Петра I 26 сент. 1701 г. преобразована в Киевскую академию, получила царское жалованье и утверждение прежних ее прав и преимуществ. С этого времени расширен курс наук: введены естественная история, география и математика, нем., франц. и древнеевр. языки. Киево-Могилянская коллегия и Киевская академия сыграли решающую роль в становлении системы духовного образования в России.

12 дек. 1685 г. по рекомендации Иерусалимского Патриарха Досифея и по благословению Московского Патриарха Иоакима греч. монахами, учеными-богословами братьями Софронием и Иоанникием Лихудами в Москве была основана духовная школа, к-рая находилась сначала в Богоявленском, потом в Заиконоспасском мон-ре. В ней преподавались на лат. и греч. языках грамматика, пиитика, риторика, логика и физика. Школа Лихудов явилась основой Славяно-греко-латинской академии, впосл. преобразованной в МДА. Из Славяно-греко-латинской академии были взяты первые рус. студенты в ун-т, существовавший в С.-Петербурге при Академии наук (с 1726), а также студенты в открывшийся в 1755 г. Московский ун-т. В 1812 г. МДА была переведена в Перервинский мон-рь под Москвой, а в 1814 г.- в Троице-Сергиеву лавру, где находится и поныне, сохраняя название Московской.

СПбДА образована на основе созданной в 1721 г. Славянской школы (с 1726 Славяно-греко-латинская семинария), преобразованной в 1788 г. в Главную С.-Петербургскую ДС с целью подготовки преподавателей для духовных семинарий. В 1797 г. вместе с Казанской ДС получила статус академии.

В 1809 г. Комиссия духовных уч-щ утвердила устав А. д., написанный М. М. Сперанским и дополненный архиеп. (позднее митр.) Феофилактом (Русановым) (см. Уставы духовных школ). На его основе в 1809 г. Александро-Невская академия была преобразована в СПбДА. Исходя из опыта обучения первого набора студентов этой академии, в 1814 г. ее ректор архим. (позднее митр.) Филарет (Дроздов) доработал устав, утвержденный имп. Александром I 30 авг. 1814 г. На основании этого устава были преобразованы в 1814 г. Московская, в 1819 г. Киевская и в 1842 г. Казанская А. д. (последняя в 1814-1842 была семинарией). Уставом 1814 г. А. д. были поставлены во главе управления духовными школами вверенных каждой из академий учебно-духовных округов. Высшим адм. органом А. д. утвердили правление, состоявшее из ректора (председателя), инспектора, эконома и одного из профессоров. Правление находилось под контролем местного архиерея, но сами А. д. подчинялись Комиссии духовных уч-щ при Святейшем Синоде. Обучение проходило в течение 4 лет с разделением на 2 «срока», или «класса»: философский и богословский. В первом преподавались философия, история философии, всеобщая словесность, всеобщая и российская история, физика, математика, нем. и франц. языки; во втором - догматическое, нравственное, обличительное и пастырское богословие, риторика, церковное право, патристика, библейская и церковная история, история РПЦ, древнеевр. язык. В обоих классах преподавались герменевтика, гомилетика, греч. язык, а из естественных наук - ботаника и зоология. Штат был определен в составе 6 профессоров и 8 бакалавров в каждой академии. Была введена выборность ректора, инспектора и профессоров. А. д. готовили преподавателей ДС и настоятелей городских приходов, а также чиновников Святейшего Синода. Особо отличившиеся выпускники оставлялись при А. д. для подготовки к «профессорскому званию». В ведении А. д. находилась духовная цензура.

Устав от 1 марта 1839 г. упразднил Комиссию духовных уч-щ, и А. д. были подчинены непосредственно Святейшему Синоду; отменил выборность ректора и профессоров, к-рые стали назначаться Синодом. Каждая из А. д. со временем получила свой профиль. Преподавание в СПбДА (она считалась главной) приближалось к университетскому. Фундаментальная разработка богословских дисциплин велась в КДА и МДА, при этом в КДА особенно основательно изучалась зап. (лат.), а в МДА вост. (греч.) патрология. КазДА имела миссионерское отд-ние, готовившее миссионеров и богословов-полемистов - знатоков раскола. В ней преподавались дополнительно араб., татар., тур., монг., калм. и др. вост. языки.

30 мая 1869 г. были утверждены новый устав и штаты А. д., в соответствии с к-рыми академии были разделены на 3 отд-ния: богословское, церковно-историческое и церковно-практическое. Вся учебно-воспитательная и адм. деятельность А. д. передавалась в ведение академических советов - общих (в их состав входили все ординарные и экстраординарные профессора) и обыкновенных (в составе ректора, проректоров и 6 профессоров - по 2 от каждого отд-ния). Общие советы рассматривали наиболее важные вопросы; обыкновенные советы ведали замещением профессорских вакансий, присуждением ученых степеней, рассмотрением учебных программ, проведением экзаменов. В состав каждого отд-ния входили профессора основных предметов во главе с проректором, к-рый избирался на 4 года из числа ординарных профессоров отд-ния, был его руководителем и представителем в общем совете и правлении академии. Правление ведало исключительно хозяйственными вопросами. В его состав входили ректор, инспектор и «почетный блюститель по хозяйственной части».

К предметам богословского отд-ния были отнесены догматическое, нравственное и обличительное богословие, патристика, древнеевр. язык, библейская археология; на церковно-историческом отд-нии изучались библейская история, всеобщая церковная история, история РПЦ, история и обличение раскола, российская гражданская история. Предметами церковно-практического отд-ния являлись пастырское богословие, гомилетика, история проповедничества, церковная археология, литургика, каноническое право, всеобщая словесность, история рус. лит-ры, рус. и иностранные языки (обычно нем. и франц.). Обязательными предметами для студентов всех отд-ний были Свящ. Писание, основное богословие, логика, психология, метафизика, история философии, педагогика, один из древних языков (греч. или лат.) и один из новых (нем., франц. или англ.). Вступительные экзамены включали богословие, философию, догматическое богословие, библейскую и церковную историю, один из древних и один из новых языков.

Устав от 2 апр. 1884 г. усилил в академиях власть ректора, ограничил компетенцию советов А. д., из ведения к-рых был исключен ряд адм., учебных и хозяйственных вопросов. Упразднялись отд-ния, все богословские и философские предметы стали обязательными. Остальные предметы были разделены на 2 группы: словесные (теория словесности и всеобщая история, рус. и церковнослав. языки, палеография, история рус. лит-ры, древнеевр. язык и библейская археология) и исторические (история, сравнительное изучение зап. исповеданий, история и обличение рус. раскола, всеобщая и российская гражданская история). Были отменены публичные диспуты при защите магистерских диссертаций, а докторская степень стала присваиваться на основании отзывов 2 рецензентов.

Беспорядки и волнения, имевшие место в духовных школах во время революции 1905-1907 гг., привели к тому, что в 1908 г. была проведена ревизия А. д., по результатам к-рой был составлен и 2 мая 1910 г. принят новый устав (дополненный в 1911), к-рый устранил предоставленную А. д. в 1906 г. частичную автономию. Устав предусматривал расширение преподавательского состава, введение практических занятий для студентов, увеличение числа кафедр - открывались кафедры истории Византийской и слав. Церквей. Особое внимание уделялось религ. и нравственному воспитанию студентов и укреплению дисциплины. Посещение богослужений стало обязательным для студентов и преподавателей, отмечалась важность соблюдения постов. Для повышения авторитета администрации А. д. устав предусматривал епископский сан для ректора и сан архимандрита для инспектора; предпочтение отдавалось преподавателям в священном сане. Устав усилил власть епархиальных архиереев над высшей духовной школой.

В 1914 г. в Государственную думу был внесен проект об учреждении в Томске 5-й правосл. А. д., проект был одобрен, но начавшаяся мировая война помешала его осуществлению. После Февральской революции 1917 г. комиссия из представителей А. д. выработала проект нового устава А. д. и представила его на рассмотрение Поместного Собора РПЦ (1917-1918), к-рый одобрил его. Устав предусматривал восстановление принципа выборности, открытый характер преподавания, допущение в А. д. женщин в качестве вольнослушательниц, введение более узкой специализации.

С установлением советской власти изменились условия деятельности А. д. Декрет от 23 янв. 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» запретил «преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях», но в постановлении Народного комиссариата юстиции от 24 авг. того же года разрешалось преподавание религ. вероучений в «специально богословских» учреждениях. В 1918 г. в МДА прошел последний набор абитуриентов, в 1919 г. прекратились занятия, хотя отдельные профессора продолжали заниматься со студентами по домам и готовили к защите курсовые сочинения вплоть до 1922 г. Правосл. Народная академия богословских наук, организованная 24 июля 1918 г. по благословению Патриарха Тихона и возглавлявшаяся ректором прот. Н. Боголюбским, просуществовала примерно до 1921 г. В ее работе приняли участие многие ученые (И. М. Громогласов, Н. Д. Кузнецов и др.), а число студентов достигало 225 чел. В Петрограде академия была закрыта в 1918 г. В Киеве советская власть окончательно установилась только в 1919 г., и КДА просуществовала до кон. 1920 г. Последний ректор КДА еп. Василий (Богдашевский) в окт. 1920 г. писал о скором закрытии академии. Долго сопротивлялись закрытию в КазДА. В 1917 г. в здании академии размещались войска и госпиталь, но преподаватели продолжали занятия до 1920 г.

Воссоздание А. д. в России началось в 1943 г. после избрания Патриархом Московским и всея Руси Сергия (Страгородского), к-рый поручил еп. Григорию (Чукову) составить проект организации духовных учебных заведений высшего и среднего типа. 14 июня 1944 г. в Новодевичьем мон-ре состоялось открытие Православного богословского ин-та и Богословско-пастырских курсов. 31 авг. 1946 г. московский Православный богословский ин-т был преобразован в МДА, а 8 окт. 1946 г. состоялось торжественное открытие ЛДА и ЛДС. Полный цикл богословского образования был рассчитан на 8 лет: 4 года семинарского и 4 - академического обучения. В учебные планы академий помимо богословских и церковно-исторических дисциплин включались также древние и новые языки, история религий, история рус. религ. мысли, логика, психология, христ. педагогика. Однако уже в 1948 г. Мин-во образования, ссылаясь на декрет от 23 янв. 1918 г., потребовало убрать из программ историю философии, логику, христ. педагогику и т. п. На начало 1950/51 учебного года в 2 академиях и 8 семинариях обучалось 730 студентов.

В 60-х гг. XX в. в МДА преподавали известные церковные ученые - еп. Питирим (Нечаев), еп. Филарет (Вахромеев), протоиереи Иоанн Козлов, Александр Ветелев, Андрей Сергеенко, Д. Огицкий, В. Талызин, А. И. Георгиевский, И. Н. Шабатин; профессора прот. Алексей Остапов, игум. Марк (Лозинский). В эти же годы в ЛДА преподавали профессора протоиереи Петр Гнедич, Ливерий Воронов, Виталий Боровой, Л. Н. Парийский, Н. Д. Успенский, М. Ф. Русаков. ЛДА стала самым крупным центром РПЦ, занимающимся систематическим исследованием проблем, связанных с экуменическим движением. Вся деятельность А. д. протекала под руководством Учебного комитета при Свящ. Синоде, во главе к-рого с сер. 60-х гг. стоял митр. Таллинский Алексий (Ридигер), позднее Патриарх Московский и всея Руси. До 1971 г. А. д. выпустили 811 кандидатов богословия, защищено было 13 докторских и 53 магистерские диссертации.

В сер. 70-х гг. XX в. А. д. получили разрешение от Совета по делам религий и местных властей на расширение помещений и строительство новых зданий. В 1978 г. при ЛДА были открыты регентские курсы. В 70-х гг. и при МДА появился регентский класс, преобразованный в 1985 г. в школу. Значительным событием в истории МДА стала проведенная в дек. 1985 г. конференция, посвященная 300-летию образования академии. Материалы конференции вышли в юбилейном выпуске БТ. В 1971-1987 гг. дневное отд-ние МДА закончили 355 человек, а заочное - 338. Из стен ЛДА в эти годы вышли 202 выпускника. Т. о., в 1971-1987 гг. высшее богословское образование получили 895 чел. В этот период степени кандидата богословия удостоены были 473 выпускника А. д., 20 ученых-богословов защитили магистерские диссертации и, наконец, 9 крупным деятелям богословской и церковно-исторической науки присвоены были ученые степени д-ров богословия и церковной истории. В 1999/2000 учебном году на дневном и заочном отд-ниях обучались: в МДА - 158 чел., в СПбДА - 164, в КДА (воссоздана в 1989) - 461, в Минской ДА - 21 чел. В Молдавской ДА в 1997 г. было 50 студентов.

Офиц. и справ. изд.: Духовный регламент. СПб., 1721, 1776; Устав и штаты духовных академий, высочайше утвержденные 30-го мая 1869 г. СПб., 1869; Устав и штаты православных духовных академий, высочайше утвержденные 20-го апреля 1884 г. СПб., 1884; Объяснительная записка к проекту изменений в уставе православных духовных академий. СПб., 1884; Акты и документы, относящиеся к истории Киевской Духовной Академии (1721-1795). К., 1904-1907. 4 т.; То же. (1796-1869). 1911. Т. 1; Отзывы. Ч. 1-3, приб.; Родосский. Словарь студентов СПбДА; Устав православных духовных академий, высочайше утвержденный 2.04.1910 г. Серг. П., 1910; Собор, 1918. Определения. Вып. 3; Отчет о состоянии Московской Духовной Академии в 1917/18 учебном году. Серг. П., 1918; Орлов А., прот. Отчет [предоставленный свт. Патриарху Тихону] о состоянии Московской духовной академии на 1919/20 и 1920/21 гг. // Вестн. РХД. 1986. № 147; Устав РПЦ, 1989; Устав РПЦ, 2000.
Лит.: Макарий (Булгаков), митр. История Киевской Духовной Академии. К., 1843; Смирнов С. К. История Московской Славяно-греко-латинской Академии. М., 1855; он же. История Московской Духовной Академии до ее преобразования. М., 1879; Чистович И. История С.-Петербургской Духовной Академии. СПб., 1857; он же. С.-Петербургская Духовная Академия за последние 30 лет (1858-1888). СПб., 1889; Сборник, изданный МДА по случаю празднования ее 50-летия. М., 1864; Знаменский П. В. Основные начала духовно-училищной реформы в царствование императора Александра I. Каз., 1878; он же. Духовные школы в России до 1808 г. Каз., 1881; он же. История Казанской Духовной Академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842-1870). Каз., 1891-1893. 3 т.; Архангельский А. Духовное образование и духовная литература в России при Петре Великом. Каз., 1883; Голубев С. Т. История Киевской Духовной Академии. К., 1886. Вып. 1: Период до-могилянский; Вифинский Н. [Глубоковский Н. Н., псевд.] К вопросу о нуждах духовно-академического образования. СПб., 1897; Глубоковский Н. Н. По вопросам духовной школы (средней и высшей) и об Учебном комитете при Св. Синоде. СПб., 1907; Сменцовский М. Братья Лихуды: Опыт исследования из истории церковного просвещения и церковной жизни кон. XVII и нач. XVIII в. СПб., 1899; Jabłonowski A. Akademia Kijowska-Mohilańska: Zarys historyczny na tle rozwoju ogó lnego cywilizacji zachodniei na Rusi. Kraków, 1899-1900; Светлов П. Я. О необходимости Богословских факультетов в университетах, или О реформе высшего религиозного образования в России. К., 1906; Титов Ф. Преобразование духовных академий в России в XIX веке // ТКДА. 1906. № 2; он же. Киевская Духовная Академия в ее трехвековой жизни и деятельности (1615-1915). К., 1915; Дьяконов К. Духовная школа в царствование императора Николая I. СПб., 1907; Титлинов Б. В. Духовная школа в России в XIX в. Варшава, 1908-1909. 2 т.; Богословский М. Реформа высшей духовной школы при Александре I и основание Московской Духовной Академии // БВ. 1917. № 10-12; Киселев А. История Московской Духовной Академии (1871-1900): Курс. соч. МДА. Загорск, 1973-1974. Ркп.; Голубцов С., диак. История МДА (1900-1919). Тр.-Сергиева лавра, 1976-1977. Ркп.; Успенский Н. Д. К истории богословского образования в Ленинграде // ЖМП. 1977. № 4; Салтыков А., свящ. Краткий очерк истории МДА // БТ. 1986. Юбил. сб., посвящ. 300-летию МДА. С. 73-112; Кирилл (Гундяев), митр. Богословское образование в Петербурге-Петрограде-Ленинграде: традиция и поиск // БТ. 1986. Юбил. сб., посвящ. 175-летию ЛДА. С. 6-34; Хижняк З. И. Киево-Могилянская Академия. К., 1988; Сорокин В., Бовкало А. А., Галкин А. К. Духовное образование в Русской Православной Церкви при Святейшем Патриархе Тихоне (1917-1925) // Вестн. ЛДА. 1990. № 2; Журавский А. В. Казанская Духовная Академия в последний период ее существования // История и человек в богословии и церковной науке: Мат-лы Казанской юбил. ист.-богосл. конф. Окт. 1995 г. Каз., 1996; Вишленкова Е. А. Духовная школа в России в первой четверти XIX века. Каз., 1998; Митрофанов Г., прот. Двухвековой исторический путь Санкт-Петербургской Духовной Академии в стенах Александро-Невской лавры // ХЧ. 1998. № 16; Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (1939-1965). М., 1999.
Свящ. Максим Козлов, В. А. Федоров
Ключевые слова:
Духовные академии Русская Православная Церковь. Духовное просвещение Санкт-Петербургская Духовная Академия Академии духовные православные в России, учебные заведения закрытого типа, дающие высшее богословское образование Московская Духовная Академия, высшее духовное учебное заведение Русской Православной Церкви Киевская Духовная Академия Казанская Духовная Академия Минская Духовная Академия (Минда) во имя святителя Кирилла Туровского (Белорусского Экзархата РПЦ) Молдавская Духовная Академия
См.также:
ВЛАДИМИР (Ужинский Владимир Кононович; 1777 - 1855), архиеп. Казанский и Свияжский
КИЕВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ высшее духовное учебное заведение, действовавшее в Киеве в 1819-1924 гг. и возрожденное в 1992 г.
МИНСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ (Минда) во имя свт. Кирилла Туровского (Белорусского Экзархата РПЦ)
МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ высшее духовное учебное заведение Русской Православной Церкви
АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор "Китайского благовестника"
АГАФАНГЕЛ (Соловьёв Алексей Федорович; 1812-1876), архиеп. Волынский и Житомирский
АГАФОДОР (Преображенский Павел Флегонтович; 1837-1919), митр. Кавказский и Ставропольский
АЛЕКСАНДР (Богданов Александр Васильевич; 1830–1898), еп. Тамбовский и Шацкий
АЛЕКСИЙ II (Ридигер Алексей Михайлович; 1929 - 2008), Патриарх Московский и всея Руси (1990–2008)
АМФИТЕАТРОВ Егор Васильевич (1815-1888), проф. словесности МДА
АМФИТЕАТРОВ Яков Космич (1802-1848), проф. гомилетики и всеобщ. словесности КДА
АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых)
АНИКИТА (Ширинский-Шихматов Сергей Александрович, кн.; 1783-1837), иером., духовный и светский писатель
АНТОНИЙ (Амфитеатров; 1815-1879), архиеп. Казанский и Свияжский
АНТОНИЙ (Блум; 1914-2003), митр. Сурожский
АНТОНИЙ (Вадковский; 1846-1912), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский
АНТОНИЙ (Герасимов-Зыбелин; 1730-1797), архиеп. Казанский и Симбирский
АНТОНИЙ (Храповицкий; 1863-1936), митр. Киевский и Галицкий, первоиерарх РПЦЗ