(Стефан Урош II Милутин) (ок. 1254 - 29.10.1321, с. Неродимле (ныне Горне-Неродимле близ г. Урошевац, Косово и Метохия)), блгв. (пам. 30 окт.), серб. кор. Представитель династии Неманичей, младший сын серб. кор. Стефана Уроша и св. Елены Анжуйской. Уже в юности оказался вовлечен в династические интриги. Ок. 1271 г. визант. имп. Михаил VIII предложил кор. Урошу в жены М. свою дочь Анну, вероятно с условием, что тот станет наследником серб. престола в обход старшего брата Драгутина (см. Феоктист, прп.), женатого на дочери венг. кор. Стефана V. Брак не был заключен, и М., очевидно, сохранил добрые отношения с братом: во всяком случае в 1276 г. он не поддержал отца, свергнутого Драгутином. После того как в 1282 г. Драгутин сломал ногу и не мог далее исполнять функции военачальника, на гос. соборе в Дежеве близ г. Нови-Пазар верховная власть в Сербии была передана М. Первоначально предполагалось, что его наследником будет сын старшего брата, но потом М. обеспечил право на серб. престол своим детям, что неоднократно вызывало его конфликты с братом.
После восшествия на серб. престол М. завоевал бо́льшую часть Македонии (см. ст. Македония, историческая область) и сделал Скопье столицей. Визант. имп. Михаил VIII пытался воспрепятствовать расширению Сербского гос-ва и предпринял поход, но 11 дек. 1282 г. внезапно умер. Поход на Сербию его наследника имп. Андроника II Палеолога весной 1283 г. не был успешным. Осенью того же года М. при помощи брата напал на Византию и в нач. 1284 г. вышел к Эгейскому побережью и Св. Горе Афон, потом завоевал Пореч, Кичево и Дебар. Попытка визант. императора остановить победные завоевания М., спровоцировав на борьбу с ним видинского правителя Шишмана и татар, напавших в 1285 г. на Сербию и Венгрию, не удалась. М. занял Видин и заключил с Шишманом союз. Под влиянием архиеп. Сербского Евстафия II М. примирился с Византией и захотел укрепить перемирие своим браком с сестрой визант. императора Евдокией, но та отказалась выходить за него замуж из-за 3 его предыдущих браков. Первым браком М. был женат на Елене, дочери Иоанна I Ангела, севастократора Фессалии, 2-м - на сестре венг. кор. Владислава (Ласло) IV и жены Драгутина Елизавете, а 3-м (1284) - на дочери болг. царя Георгия Тертера Анне. В 1299 г. имп. Андроник выдал за него свою 6-летнюю дочь Симониду. Высказанное мнение (восходящее к Мавро Орбини и Троношскому родослову XVIII в.) о том, что он также был женат на нетитулованной серб. женщине «от своих боляр» (или же состоял с нею в конкубинате) и что именно от этого брака родился св. Стефан Урош III (Мошин. Балканската дипломатиjа. 1977. С. 125-139), не имеет достаточных оснований.
В браке М. и Симониды не было детей, поэтому мать последней, визант. имп. Ирина, решила сделать правителем Сербии одного из своих сыновей. В Сербию по очереди приезжали братья серб. королевы Димитрий и Феодор, но после приема, устроенного им серб. двором, они отказались от своих планов. Но визант. притязания вызывали опасения у старшего сына М. Стефана, к-рый в тот период управлял обл. Зета. Чтобы сохранить права на серб. престол, ок. 1308 или 1314 г. он поднял мятеж против отца. М. предложил сыну встретиться, и, хотя последний попросил прощения, был арестован, ослеплен и вместе с женой и 2 детьми сослан в К-поль, где прожил 7 лет. Однако есть версия, что Стефану сохранили зрение, а до конца жизни он носил повязку на глазах в знак смирения перед отцом. Их примирение состоялось в 1320 г. благодаря усилиям хиландарских монахов, к-рые постоянно просили короля простить своего благочестивого сына.
После смерти Драгутина (весна 1316) последовало столкновение его сына Владислава с М., в результате к-рого он захватил земли и заточил племянника. В 1316-1317 гг. М. совершил поход против Дубровника, в июне 1318 г.- против бана Хорватии и Боснии Младена II Шубича Брибирского. Летом 1319 г. папа Римский Иоанн XXII призвал неск. албан. правителей-католиков совместно выступить против серб. короля-схизматика. Венг. кор. Карл Роберт поддержал планы Рима и осенью того же года захватил находившуюся под серб. властью обл. Мачва. М. вернул эти земли, но в следующем году венгры опять их захватили. Вскоре М. неожиданно скончался (согласно легенде, в царских вратах храма) и был похоронен в Баньска монастыре во имя святого Стефана. Правление М. способствовало расцвету и территориальному расширению Сербии, но после его кончины началась борьба за власть его детей между собой и с сыновьями Драгутина.
С периодом правления М. связано активное церковное строительство в Сербии и усиление визант. влияния на серб. искусство, обусловленное значительным расширением Сербского гос-ва и тесными связями короля с К-польским двором. Совместная работа византийских и сербских мастеров привела к формированию особой разновидности палеологовского стиля, когда оригинальность и непосредственность изображения уступили роль иллюстративному началу и стандартным средствам художественного выражения. Начало этих изменений в сербской живописи кон. XIII в. обычно связывают с деятельностью греческих мастеров Михаила Астрапы и Евтихия, с появлением фресок в ц. Богоматери Перивлепты (1294/95) в Охриде и в ц. свт. Ахиллия в Арилье (1296). При М. было возведено и расписано больше храмов, чем при всех его предшественниках - 42, в т. ч. церкви Благовещения Пресв. Богородицы в мон-ре Грачаница, Успения Пресв. Богородицы (Богородица Левишка) в Призрене, вмч. Георгия в с. Старо-Нагоричино, Иоакима и Анны в мон-ре Студеница, Богородицы Троеручицы, Константина и Иоанна Предтечи и Никитский монастырь в г. Скопье, ц. вмч. Георгия в мон-ре Ораховица, храмы в Осоговском и Прохора Пшинского мон-рях, в Моштанице, и др. Также на его средства возводили соборы вне Сербии: в Хиландаре, мон-рь арх. Михаила в Иерусалиме, в мон-ре вмц. Екатерины на Синае (ц. первомч. Стефана), в К-поле (ц. Иоанна Предтечи с больницей), в Фессалонике (2 храма).
М. началось в Сербии практически сразу после его кончины. Святым его называет в грамоте 1324 г. уже Стефан Урош III (Павловић. 1965. С. 96). Ок. 1389 г. мощи М. были перенесены в мон-рь Трепча, а ок. 1460 г.- в Софию, где были положены сначала в ротонде вмч. Георгия, а затем в храме Св. Недели (Кириакии), где (за исключением головы) находятся до наст. времени. Благодаря нахождению мощей М. этот храм получил 2-е наименование - «Свети краль». Архиеп. Даниил II написал его пространное Житие (являющееся самым большим по объему в Житиях королей и архиепископов сербских). Посвящение М. храмов и мон-рей в средние века и раннее Новое время неизвестно.
Первые известия о М. пришли на Русь в кон. XIV или нач. XV в. в уставных указаниях Минеи служебной на окт. по Иерусалимскому уставу, где под 29-м числом упоминается празднование «Уроша краля, ктитора места сего, паче же новые сей церкви», т. е. Хиландарского кафоликона, возведенного по его инициативе. Но память тогда не отождествлялась с М. и переписывалась по инерции, нередко опускалась (Naumow A. Wiara i historia: Z dzejów literatury cerkiewnosłowiańskiej na ziemiach polsko-litewskich. Kraków, 1996. S. 155). В Великом княжестве Московском М. получил большую известность в нач. 20-х гг. XVI в., когда в Москву были принесены, по всей видимости с Афона, Жития его сына кор. Стефана Уроша III (Стефана Дечанского) и деспота Стефана Лазаревича. Начальная часть 1-го Жития в основном посвящена драматическим взаимоотношениям его героя с отцом, а во 2-м М. упоминается в родословце сербской династии Неманичей с определением «Баньский краль». Оба памятника получили распространение в рукописной традиции Московской Руси XVI в. Сведения из них были включены в сокращенном виде в Русский Хронограф, составленный между 1516 и 1522 гг. в Иосифовом Волоколамском мон-ре (ПСРЛ. Т. 22. Ч. 1. С. 395, 403-404), и перешли во все позднейшие редакции памятника XVI - 1-й четв. XVII в. (Там же. Ч. 2. С. 182, 186-188), в Никоновскую летопись, созданную в 1526-1530 гг. в окружении митр. Даниила (ПСРЛ. Т. 10. С. 48, 196-198), и в Лицевой летописный свод посл. четв. XVI в. Не позднее 2-й четв. XVI в. большие извлечения из Жития Стефана Дечанского (в т. ч. повествующие о М.) были включены в состав посмертных чудес свт. Николая Чудотворца, причем и на декабрьскую и на майскую памяти (ВМЧ. Декабрь, дни 6-17. СПб., 1904. Стб. 645-660; Иосиф. Оглавление ВМЧ. Ч. 2. Стб. 155-156). В 70-х гг. XVI в. тексты этих чудес были проиллюстрированы (в т. ч. с изображением М.) в составе лицевого жития свт. Николая (РГБ. Больш. № 15), созданного в мастерских Московского Кремля. Начиная с 1640 г. тексты неоднократно издавались Московским Печатным двором в сборнике с Житием, со службами и с чудесами свт. Николая. С посл. четв. XVIII в. (старшее известное издание - Гродно, 1781) книга неск. раз издавалась старообрядцами. В Ярославле в 1644 г. сцены из Жития Стефана Дечанского с изображением М. были включены во фресковый цикл ц. Николы Надеина, а в 1673 г.- ц. Николы Мокрого (Петковић. 2007. С. 95-98).
От хиландарских посольств сер. XVI в. в Москве было известно, что М. является (наряду со святыми Саввой и Симеоном Сербскими) одним из главных ктиторов этого святогорского монастыря. В 1550 г. хиландарские монахи преподнесли царю Иоанну IV Васильевичу Грозному икону М. и список службы ему (Павловић. 1965. С. 93), совр. местонахождение к-рых неизвестно. В 1566 г. братия Хиландара просила царя ходатайствовать перед османскими властями о перенесении мощей М. из Софии на Афон, но последствия этой просьбы неизвестны.
Несмотря на широкую известность М. в России, его почитание здесь не было официально установлено, и службу ему совершали, вероятно, только на хиландарском подворье в Москве. В отличие от святых Симеона и Саввы Сербских и кн. Лазаря М. не был изображен ни на фресках Архангельского собора в Московском Кремле, ни на пелене, вышитой в 1555 г. в мастерской царицы Анастасии Романовны для Хиландара. Возможно, для Руси образ М. в Житии Стефана Дечанского ассоциировался с Дмитрием Георгиевичем Шемякой, ослепившим предка. Изображения М. (за исключением лицевых иконописных подлинников) неизвестны или не идентифицированы, т. к. в иконописных подлинниках (как текстовых, так и лицевых) имена Милутин и Урош не использовались, а М. именуется «Стефаном (кралем) Сербским», поэтому его отождествление основывается на дне памяти (Петковић. 2007. С. 89).
В Западнорусской Киевской митрополии М. стал известен (помимо уставного упоминания в октябрьской Минее) с сер. XVI в. через Хронограф Западнорусской редакции (ПСРЛ. Т. 22. Ч. 2. С. 182, 186-188), а Жития Стефана Дечанского и Стефана Лазаревича в местную книжность не попали. Пребывание мощей М. в Софии в 1621 г. упоминается в «Палинодии» Захарии (Копыстенского) (Смирнов. 1936. С. 186): этот полемический трактат рано получил известность в Москве, а со 2-й пол. XVII в. приобрел широкую популярность среди старообрядцев.
Серб. иконография М. 2-й пол. XIII-XVIII в. обширна и состоит из изображений на фресках, иконах и печатях. Заметное место в ней занимают прижизненные и ранние посмертные «портреты» «святого краля». К наиболее ранним относятся изображения на фресках в притворе мон-ря Сопочани (между 1265 и 1268). Здесь М. изображен дважды: как отрок в диадеме - в числе предстоящих в сцене «Смерть кор. Анны Дандоло» (его бабки, жены кор. Стефана Первовенчанного (см. Симон монах)) и с матерью в ктиторской композиции. В 1282 г. изображение М. было помещено в росписях на зап. стене малой капеллы (часовни) кор. Драгутина в мон-ре Джурджеви Ступови (в сцене передачи ему верховной власти на соборе в Дежеве и в ктиторской композиции): в обоих случаях братья изображены подчеркнуто равноправными, в одинаковых венцах и облачениях. К росписям капеллы близки по времени и изображения Драгутина, М. и их матери Елены на иконах апостолов Петра и Павла и свт. Николая Мирликийского, вложенных последней соответственно в собор ап. Петра в Риме (ныне в Музеях Ватикана) и в базилику в Бари (не сохр., известна по описаниям, см.: Миљковић Б. Немањићи и Св. Никола у Бариjу // ЗРВИ. 2007. Књ. 44. С. 275-294). На печатях М. изображен сидящим на престоле, облаченным в саккос с лором и увенчанным стеммой, в правой руке держит скипетр с крестом (Марjановић-Душанић С. Владарске инсигниjе и државна симболика у Србиjи од XIII до XV в. Београд, 1994. С. 106). Также фигура М. начиная с 10-х гг. XIV в. постоянно присутствует в композиции «Лоза Неманина», к созданию и распространению к-рой, по мнению искусствоведов, он имел непосредственное отношение.
Новый этап в развитии иконографии М., оказавший влияние на все его позднейшие изображения, представляют 2 барочные гравюры в «Стематографии» Х. Жефаровича (Вена, 1741. Л. 5 об., 7). В 1-м случае М. назван «кралем сербским», а во 2-м - «мироточцем иже в Софии», без титула. М. изображен в обоих случаях фронтально в рост (на фоне колонны и пышных складок занавеса), в нимбе, с крестом в правой руке и со скипетром в левой на 1-й гравюре и со скипетром в левой и с крестом и пальмовой ветвью в правой - на 2-й, увенчанный куполообразным венцом, облаченный в роскошную далматику с лором, поверх к-рой надет длинный плащ с оплечьем; борода, сужающаяся на конце, во 2-м случае заметно короче.
Рус. изображения М. XVI-XVIII вв. на миниатюрах, фресках и в лицевых иконописных подлинниках свидетельствуют о незнании местными мастерами его серб. иконографии. Толковые иконописные подлинники предписывают изображать его «как царя Давида», иногда отмечая сходство с ап. Иоанном Богословом, но с более короткой и «проширенной» на конце бородой (Петковић. 2007. С. 176). Так он изображен на миниатюрах XVI в. в лицевом житии Николая Чудотворца (РГБ. Больш. № 15), в 1-м Остермановском томе Лицевого летописного свода (БАН. 31.7.30-1), в лицевых иконописных подлинниках XVII и XVIII вв. (Петковић. 2007. С. 89, 220, 221, 224) и на фресках ярославских храмов Николы Надеина и Николы Мокрого, при этом может варьироваться форма венца - зубчатая корона и 2-ступенчатая диадема.