Согласно Мученичеству, имп. Максимиан приказал разыскивать христиан по всей империи, предавать их жестоким пыткам и казнить в случае отказа принести жертву идолам. В то время в Маркианополе (ныне Девня, Болгария), столице пров. Вторая Мёзия, были схвачены М. и А., известные благородным происхождением и благочестием, к-рые публично исповедовали Христа и отказались почтить языческих богов. Вскоре туда прибыл префект пров. Фракия Тирид и вызвал на допрос М., к-рый произнес на суде пространную апологию христианства, обличил языческих богов и высмеял приказ императора, за что был подвергнут бичеванию. После этого Тирид вызвал на допрос А. Он уговаривал женщину отречься от Христа, чтобы избежать пыток, которым на ее глазах подвергали М., и спасти себе жизнь. А. осталась непреклонной. Тогда наместник велел бить ее по пяткам, так что потоки крови лились по земле. Среди присутствовавших на допросе был Ф., к-рый открыто обличил жестокость Тирида, после чего его привязали к деревянному столбу и стали строгать все тело. Затем М., Ф. и А. были брошены в темницу. Через 15 дней вместе с Тиридом они прибыли в Адрианополь (ныне Эдирне, Турция) и вновь предстали перед судом, где единогласно отказались принести жертву идолам. Префект приказал сечь их тела, а затем прикладывать к ним раскаленные медные пластины. После этих пыток мучеников вновь отправили в тюрьму. По прошествии немногих дней святых привели в театр на растерзание диким зверям, к-рые не только не причинили им вреда, но и лизали ноги мучеников и преклоняли перед ними головы. Тогда разъяренная толпа стала забрасывать М., Ф. и А. камнями. Тирид отправился вместе с арестованными в Филиппополь (ныне Пловдив, Болгария) и по дороге приказал отрубить им головы в неком месте под названием Салтис в 30 милях от города. Вскоре после кончины мучеников, к-рая, согласно тексту из Минология, последовала 19 февр., префект был поражен молнией на судейском кресле и умер.
Г. Атанасов попытался определить место казни М., Ф. и А. и на основе указания, что в Салтисе находился обильный источник воды, предположил, что святые пострадали в окрестностях совр. Перуштицы. В 1-й пол. IV в. там был построен мартирий в честь М., Ф. и А. и положены их мощи; ок. V в. мартирий был перестроен в Красную церковь (Атанасов. 2011. С. 22-23).
По мнению исследователей, под упомянутым в Мученичестве императором следует понимать Галерия Максимиана (293-311), а кончина мучеников произошла между 305 и 311 гг. (ActaSS. Sept. T. 5. P. 30-31).
В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) и в Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) память М., Ф. и А. с краткими сказаниями о них, отличающимися друг от друга нек-рыми деталями, содержится под 15 сент. и 19 февр.: в Синаксаре под 15 сент. указаны время и место страданий святых и говорится, что вначале их жестоко избили палками, а затем, доставив в Адрианополь, усекли мечом. Под 19 февр., напротив, ни имя правителя, ни названия городов не обозначены; мучеников подвесили к древу и строгали железными когтями, затем в др. городе отдали на растерзание диким зверям и, наконец, отрубили им головы в лесистых местах. В Минологии под 15 сент. акцент делается на том, что мученики проповедовали Христа и многих обратили к вере; также здесь указывается, что вместе с М., Ф. и А. пострадал некий их родственник, не названный по имени; под 19 февр. в нем упоминаются только М. и Ф. и говорится, что они были сожжены заживо. В ряде греческих стишных Синаксарей (напр.: Paris. gr. 1282, XIV в.) и в печатной Минее (Венеция, 1592) память мучеников отмечена под 17 сент. В Типиконе Великой ц. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 236) и в некоторых визант. Синаксарях (напр.: Mess. 103, XII в.) под 19 февр. вместе с М., Ф. и А. упоминается И. В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца под 15 сент. содержатся память М. и посвященное ему двустишие; под 19 февр. помещено краткое сказание об А., а также память М., Ф. и И. и двустишие, посвященное им.
Из греч. Синаксарей память мучеников перешла под теми же числами в славянские Прологи и Минеи; под 19 февр. они упоминаются вместе с И.; под 15 сент. А. названа мужчиной (Асклепиадотом или Асклиадом) (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. С. 487-488; ВМЧ. Сент. Дни 14-24. Стб. 1201).
Метафрастическая (расширенная) версия Мученичества святых сохранилась на груз. языке под 19 февр. в поздней рукописи Кутаисского историко-этнографического музея (Кут. 1. Л. 77-80, XVI в.). 15 сент. датировано синаксарное упоминание, составленное в XI в. прп. Георгием Святогорцем (Мтацминдели) и включенное им в Великий Синаксарь, к-рый сохранился в рукописях XI в. (Ath. Iver. georg. 30; Hieros. Patr. georg. 24/25; Sinait. iber. 4; НЦРГ. А 97, 193, Н 2211) (Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 281-282).
В зап. «исторических» Мартирологах IX в. память М., Ф. и А. отсутствует. Впервые краткое сказание, в к-ром упоминаются только М. и Ф., появляется в Мартирологе П. Галезини под 15 сент.; местом кончины назван Адрианополь, вместо Ф. указан Феодор (Martyrologium sanctae romanae ecclesiae / Ed. P. Galesini. Venetiis, 1578. P. 127v). В Римском Мартирологе кард. Ц. Барония (80-е гг. XVI в.) под 15 сент. приводятся те же место казни и имя Ф., что и выше; также здесь упоминается А., но в форме муж. рода. В совр. редакции Римского Мартиролога память мучеников отсутствует.
В Типиконе Великой церкви, отражающем кафедральное богослужение К-поля IX-XI вв., М., Ф. и А. упоминаются 15 сент. и 19 янв. без богослужебного последования (Mateos. Typicon. T. 1. P. 36, 236).
В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, М., Ф. и А. не упоминаются, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции - напр., ГИМ. Син. № 164, XII в. (см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 52) - 19 февр. содержится богослужебное последование М., Ф. и А., состоящее из канона, цикла стихир-подобнов и седальна. Такой же состав имеет богослужебное последование М. в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем малоазийскую редакцию Студийского устава (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 418-419). В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноитал. редакцию Студийского устава, память М., Ф. и А. не зафиксирована.
В древнейших редакциях Иерусалимского устава М., Ф. и А. либо упоминаются 19 февр. вместе с ап. Архиппом (напр., в ркп. Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв.- см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 40), либо не упоминаются вовсе (напр., в ркп. Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- см.: Lossky. Typicon. P. 192). В первопечатных греч. и рус. изданиях Типикона и в совр. греч. и рус. богослужебных книгах служба М., Ф. и А. отсутствует - под 19 февр. помещена только служба ап. Архиппу.
Богослужебное последование М., Ф. и А., содержащееся в источниках XI-XIII вв., состоит из канона авторства Иосифа Песнописца с акростихом Σεπτοῖς ἀθληταῖς τερπνὸν ἐξᾴδω μέλος. ᾿Ιωσήφ (Досточтимым мученикам радостную воспеваю песнь. Иосифово) 4-го гласа, ирмос: Τριστάτας κραταιοὺς̇ ( ), нач.: Συνόντες τῷ Χριστῷ (Сущии со Христом), цикла стихир-подобнов, седальна и светильна (см.: AHG. T. 6. P. 310-319; см.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης), μητρ. Ταμεῖον ᾿Εκκλησιαστικῆς ποιήσεως // ΕΘ. 1948. Τ. 47. Σ. 31). Также по рукописям известен иной канон М., Ф. и А. с именем автора - Георгия (еп. Никомидийского) - в богородичнах 3-го гласа, ирмос: Τῷ ῾ρυσαμένῳ τὸν ᾿Ισραὴλ ἐκ δουλείας̇ ( ), нач.: Τῆς εὐσεβείας τοὺς κραταιοὺς ὑπερμάχους (Благочестия сильных борцов) (Ταμεῖον. Σ. 168).
Мартирием этих мучеников считается Красная ц. в Перуштице - единственный археологически известный памятник IV-V вв. в окрестностях древнего г. Филиппополя (ныне Пловдив, Болгария) в рим. пров. Фракия; его необычный план с сочетанием трифолия и овала исследователи трактуют как мартирий для неск. саркофагов (Бояджиев Ст. Архитектура, първоначално предназначение и преустройства на Червената църква при Перущица // Археология. 1998. № 3/4. С. 24-37; Атанасов Г. 345 раннохристиянски свети-мъченици от българските земи I-IV в. София, 2011. С. 22-23).
Сцена казни 3 мучеников вошла в Минологий Василия II 1-й четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 39). Событие развернуто на 1-м плане, ландшафтный фон составляет небольшая горка, симметричная фигуре размахнувшегося палача. В центре - падающее тело обезглавленного и безрукого средовека, видимо М.; на нем охристого цвета туника с длинным рукавом. Следующим казнят также средовека, в тунике розового цвета, к-рому до того были усечены ладони. Оба мученика с короткими волосами и бородами. Слева в ожидании казни стоит со связанными за спиной руками юная мученица с длинными волосами в сером платье; в подписи к краткому сказанию и миниатюре она названа «A σκληπιοδὸτις».
В той же рукописи под 19 февр. как отдельная сцена представлено сожжение 2 святых, названных М. и Ф. (Fol. 413),- имеются в виду, очевидно, Адрианопольские мученики. Из ярко-красных языков пламени костра встают 2 средовека, воздевшие руки в жесте орантов. У обоих короткие темные волосы, у М. борода клинообразная, у Ф. короткая бородка. М. в темном платье, складки к-рого прописаны золотым ассистом, на Ф. белая туника с длинными рукавами, драгоценная вышивка украшает поручи и верха рукавов. Сцена гибели 3 Маркианопольских мучеников включена в греч. рукопись, исполненную в столичном скриптории,- Минологии на февр. и март (ГИМ. Син. греч. 183. Fol. 91v, 2-я четв. XI в.).
Среди настенных минологиев сцена усекновения головы М. есть в росписи ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317/18), на юж. стороне сев. нефа - под 16 сент., а страдания всех 3 святых (под 19 февр.)- на юж. склоне юж. свода, 2 мученика изображены погрудно, горящими в огне костра. В притворе ц. Вознесения Господня мон-ря Дечаны (1348-1350) под 19 февр. в верхней части юж. пилястры на зап. стене гибель мучеников представлена как их сожжение. В надписи указано, чья память празднуется 19 февр.: «Сты мчнкъ еодотоу Максима и прочимь».
В русском иконописном подлиннике сводной редакции (XVIII в.), изданном Г. Д. Филимоновым, под 15 сент. есть лишь упоминание имен, разделенное сведениями о др. святых: «И святаго мученика Максима… И святых мученика Феодота и Асклиады» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 47). Под 19 февр.- память 3 мучеников и мч. Исихия: «Вси млады, в двух ризах; Асклипиодотия девица простовласа, в одной ризе. Сентября в 15 день в минеи пишет и мнится, что не о сих святых» (Там же. С. 153). Только с ап. Архипом М. изображается как молодой воин, безбородый и в латах антикизирующего образца, также под 18 февр.- на эмалевой пластине в составе миней (2-я пол. XVIII в., ГИМ) или в античных одеждах, с мученическим крестом - на иконе 40-х гг. XIX в. (частное собрание). В предписаниях, собранных акад. В. Д. Фартусовым (1910), приведены более подробные сведения о внешности святых: «Все болгарского типа; о подобии и летах неизвестно, но по житию видно, что они были не молоды и не стары, а потому лучше изображать св. Максима и Феодота - средних лет, с красивыми бородами средней величины, с проседью, в одеждах людей почтенных и известных добродетелью, святую же Асклиаду писать тоже не моложе средних лет, в скромной одежде болгарских женщин»; к этому тексту добавлено, что с ними пострадал мч. Исихий, его также предлагается писать «болгарского типа, средних лет» (Фартусов. Руководство к писанию. С. 15). Также память 4 мучеников отмечена под 19 февр. (Там же. С. 189).