[Греч. Λίνος; лат. Linus] (I в.), ап. от 70, сщмч. (пам. 5 нояб. и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 4-5 нояб. и 30 июня - в Соборе всех апостолов; пам. зап. 23 сент.), еп. (папа) Римский. Л. упоминается во 2-м Послании ап. Павла к Тимофею как сподвижник ап. Павла, приветствующий Тимофея вместе с Еввулом, Пудом и Клавдией (2 Тим 4. 21). Учитывая, что большинство древних и совр. исследователей полагали, что это послание было написано в Риме ап. Павлом из заключения (Dibelius, Conzelmann. 1972. P. 124; Gillman. 1996), очевидно, Л. был рим. христианином; это делает вероятным возникновение позднейшего предания, отождествляющего его с Римским епископом. Имя Лин достаточно редкое, но все же известно из греч. мифологии, а также встречается в греч. и лат. эпиграфике (CIG, N IV 8518; CIL, N V 2119, 2528, 3699).
Согласно свт. Иринею Лионскому, «божественные апостолы вручили служение епископства» Л., упомянутому в 2 Тим 4. 21; его преемником он называет Анаклета (᾿Ανέγκλητος), а затем Климента, еп. Римского (Iren. Adv. haer. III 3). Те же сведения приводятся и у Евсевия Кесарийского: после смерти ап. Петра Л. был назначен по жребию апостолами 1-м епископом Римской Церкви (Euseb. Hist. eccl. III 2), к-рую он возглавлял 12 лет, оставив после себя преемником Анаклета (Ibid. III 13; V 6). Признавая эту традицию (Л.- 2-й епископ, Климент, еп. Римский,- 4-й), блж. Иероним замечает, что «многие латиняне» (plerique Latinorum) считают, что 2-м епископом Рима мог быть и Климент (Hieron. De vir. illustr. 15). В Хронике Евсевия сказано, что Л. управлял Римской кафедрой после ап. Петра в течение 11 лет (68-79) и ему наследовал Аненклет ((Anen)cletus - Eusebius Werke. B., 1956. Bd. 7: Die Chronik des Hieronymus. S. 185, 189). Руфин в предисловии к псевдоклиментиновым «Рекогнициям», пытаясь примирить различные традиции, сообщает, что Л. и Анаклет (Cletus) были епископами Рима перед Климентом, совершая свое служение как помощники ап. Петра (Rufin. Pref. ad Clem. Recogn. // PG. 1. Col. 1207). В приписываемой Тертуллиану «Песни против маркионитов» (III в. или 1-я пол. V в.; CPL, N 36) утверждается, что Л. занимал Римскую кафедру после ап. Петра, а его преемниками были Клет, Анаклет и Климент (Tertulliani Opera // CCSL. 1954. Vol. 2. P. 1441). Свт. Епифаний Кипрский, в целом следуя преданию о епископстве Л. после апостолов Петра и Павла, продолжавшемся 12 лет, допускает возможность того, что Климент мог быть также поставлен на служение вместе с ним, но, отойдя временно от дел, после смерти Л. и Клита (Κλῆτος) мог вновь принять епископство (Epiph. Adv. haer. [Panarion] 27. 5-6). Свт. Иоанн Златоуст также отмечает существование в его время предания о том, что Л. был 2-м после Петра епископом Римской Церкви (Ioan. Chrysost. In 2 Tim. 10. 3). В источнике VI в.- «Пасхальной хронике» - Л. упомянут в списке апостолов от 70, где сказано, что он упомянут в Послании ап. Павла к Тимофею (Chron. Pasch. P. 400), в др. отрывке Л. именуется 3-м епископом Рима (Ibid. P. 467).
B литургико-каноническом памятнике IV в.- Апостольских постановлениях (Const. Ap. VII 46), говорится о том, что Л. был «рукоположен» ап. Павлом 1-м епископом Римской Церкви, а после его смерти ап. Петр рукоположил Климента. При этом в данном источнике впервые упомянуто предание, что Л. был сыном некой Клавдии (Λῖνος ὁ Κλαυδίας - SC. 336. P. 108; см. также в ст. Клавдия, мц.). Очевидно, это предание возникло из желания отождествить с Л. упомянутую в 2 Тим 4. 21 Клавдию, к-рую отдельные комментаторы предлагают рассматривать как его сестру или даже супругу (Gillman. 1996). Сведения о Л. как о 1-м епископе Рима после ап. Петра присутствуют и в ряде визант. хроник (Zonara. Epit. hist. Bd. 3. S. 41; Georg. Sync. Chron. P. 416).
К V в. формируется независимое от древних свидетельств предание о Л. как об одном из апостолов от 70, представленное в визант. каталогах этих апостолов. В списке V-VI вв., приписываемом свт. Епифанию Кипрскому, говорится, что Л., о к-ром упоминает ап. Павел, был 1-м епископом Рима после ап. Петра (Vitae prophetarum. Lpz., 1907. Р. 124-125). Те же данные представлены и в другой версии этого списка, приписываемого Епифанию, основанного на более поздней, 3-й редакции (1276; ркп. Paris. gr. 1115; Écrits apocryphes chrétiens / Éd. P. Geoltrain, J.-D. Kaestli. P., 2005. Vol. 2. P. 479). Те же сведения сохранились в каталоге, приписываемом Дорофею Тирскому (Ibid. P. 139), и в пространной редакции визант. хроники X в., сохранившейся под авторством Симеона Логофета (Ibid. P. 181). В списке VII-VIII вв., атрибутируемом Ипполиту Римскому, Л. упомянут как епископ Рима (Ibid. Р. 169). Также Л. упомянут в списке апостолов от 70, приписываемом Клименту Александрийскому (Ibid. Р. 127). В сир. списке апостолов из рук. Lond. add. 17193 (874) также сообщается, что Л. был епископом Рима после Петра (Esbroeck M., van. Neuf listes d'apôtres orientales // Augustinianum. R., 1994. Vol. 34. N 1. P. 129).
Под именем Л. существуют 2 апокрифических памятника на латинском языке: «Мученичество Петра» (Martyrium beati Petri apostoli a Lino episcopo conscriptum - CANT, N 191) и «Мученичество Павла» (Martyrium b. Pauli apostoli a Lino conscriptum - CANT, N 212). Оба памятника датируются приблизительно IV-V вв. (Gli Apocrifi del Nuovo Testamento / Ed. M. Erbetta. Torino, 1975. Vol. 2. P. 169, 289; Eastman D. L. The Ancient Martyrdom Accounts of Peter and Paul. Atlanta, 2015. P. 29, 141).
Сведения о том, что Л. после ап. Петра был провозглашен епископом «великого Рима», приводятся в визант. Синаксарях (SynCP. Col. 194), где его память отмечается 4 нояб. вместе с другими апостолами от 70: Патровом, Ермой, Гаием и Филологом. Память Л. включена в Собор 70 апостолов под 30 июня (SynCP. Col. 786). Кроме того, память Л. под 5 нояб. отмечена в стишных Синаксарях (напр., Paris. gr. 1582, XIV в.,- SynCP. Col. 195) и в греч. печатной Минее (Венеция, 1596 - SynCP. Col. 198). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца память Л. совершается 5 нояб. вместе с теми же апостолами; Л. посвящено двустишие: «Иисус, забросив вервь льняную (λίνον) божественного ведения, уловил тебя, Лине, и освободил от жизни этой» (Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 2. Σ. 43). Помимо этого сведения о Л. содержатся в сказаниях, относящихся к дням памяти других святых: Л. явился во сне мц. Пелагии Тарсийской (пам. 8 окт.) и сподвиг ее к принятию крещения (SynCP. Col. 119), крестил мч. Назария (пам. 14 окт.- SynCP. Col. 138).
При переводе византийских Синаксарей память Л. под 5 нояб. и двустишие были включены в славяно-русские стишные Прологи (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Пловдив, 2009. Т. 3. С. 23), память под 4 нояб.- в нестишные (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. Т. 1. С. 302). Поскольку при составлении ВМЧ использовались и стишные и нестишные Прологи, то в них память Л. присутствует дважды - под 4 нояб. с кратким сказанием и с двустишием (ВМЧ. Нояб., дни 4-5. Стб. 99, 178). Память Л. и апостолов Патрова, Ерма, Гаия и Филолога под 5 нояб. закрепилась и в слав. традиции (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 344). В соч. «Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» память Л. отмечена только под 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; о нем сказано, что он упомянут ап. Павлом в 2 Тим 4. 21 и назван епископом Рима после ап. Петра (Жития святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 265). В дополненном издании Житий святых свт. Димитрия Ростовского память Л. отмечена под 5 нояб. в том же составе апостолов, как и в визант. источниках, и под 4 янв.- в Соборе апостолов от 70 (ЖСв. Нояб. С. 111; Янв. Ч. 1. С. 164). В совр. календаре РПЦ его память как апостола от 70 и папы Римского упоминается под 5 нояб. и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70, хотя в указателе он указан и как священномученик; в совр. русской богослужебной традиции его память отмечается только 4 янв. вместе с др. апостолами от 70 (Минея (МП). Янв. Ч. 1. С. 111, 128).
Согласно Liber Pontificalis (1-я пол. VI в.), после ап. Петра Л. занимал Римскую кафедру в 56-67 гг., в правление Нерона, при консульстве Сатурнина и Сципиона (LP. T. 1. P. 121), затем папами были Климент, Клет и Анаклет. Там же приводятся сведения, очевидно содержащие позднейшие интерполяции, о том, что Л. был сыном некоего Геркулана, происходил из региона Этрурии и по предписанию ап. Петра постановил, чтобы женщины входили в храм с покрытой головой. Отмечается также, что Л. рукоположил 15 епископов и 18 пресвитеров, был «увенчан мученичеством» и похоронен в Ватикане рядом с ап. Петром 23 сент. Имя Л. также включено в рим. канон мессы (Le canon de la messe romaine / Éd. crit., introd. et not.: B. Botte. Louvain, 1935. P. 34).
В Мартирологе блж. Иеронима (V-VI вв.) память Л. встречается в отдельных рукописях под 23 и 24 сент. (MartHieron. Comment. P. 523-525), а также под 23 дек. (Ibid. P. 662-663). Память Л. под 26 нояб. помещена в сер. IX в. в т. н. малом Римском Мартирологе, возможно авторства св. Адона, архиеп. Вьеннского (860-875) (Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 485). Под 26 нояб. Л. упомянут в Мартирологе Адона Вьеннского (2-я пол. IX в.), где повторены сведения из Liber Pontificalis: в частности, говорится, что после ап. Петра он руководил Римской Церковью в течение 12 лет 3 месяцев и 12 дней, принял мученическую кончину и был погребен в Ватикане (Le Martyrologe d'Adon: Ses deux familles, ses trois recensions / Éd. J. Dubois, G. Renaud. P., 1984. P. 396). Под 29 июня, в день памяти апостолов Петра и Павла, и под 23 нояб., в день памяти Климента, приводится предание Руфина о том, что Л. и Клет (Cletus) были поставлены епископами ап. Петром (Ibid. P. 209, 390). В Мартирологе, составленном мон. Узуардом († 877), память Л. с кратким сказанием на основании Мартиролога Адона, также приводится под 26 нояб. (MartUsuard. 1965. P. 349). В различных средневек. календарях и Мартирологах память Л. как папы Римского и мученика встречается под 23 сент. (MGH. Mem. II 2. S. 1317), под 7 окт. (MGH. Mem. II 3. S. 1373) и под 26 нояб. (MGH. Mem. II 3. S. 1527). В XVI в. кард. Цезарь Бароний внес его почитание под 23 сент., очевидно, на основании свидетельства из Liber Pontificalis (MartRom. Comment. P. 413). В Римском бревиарии XVI в. под 23 сент. приводятся дополнительные сведения о Л.: он происходил из г. Вольтерры и был обезглавлен в гонение Нерона по приказу консула Сатурнина, чью дочь он исцелил, изгнав злых духов (Breviarium Romanum: Ed. princeps (1568). Pars autumnalis. R., 1999. P. 562). В совр. Римском Мартирологе память Л. только как Римского папы встречается под 23 сент. со ссылкой на предание свт. Иринея Лионского.
В 1615 г. гробница с мощами Л. была обнаружена в базилике св. Петра, однако совр. раскопки не подтверждают существования там его погребения. Основанием отождествления этих останков с мощами Л. служила надпись: «LINUS», к-рая, очевидно, являлась частью др. лат. имени, не связанного с Л. (Leclercq. 1930; Erbes K. Das Alter der Gräber und Kirchen des Paulus und Petrus in Rom: Eine hist.-antiquarische Untersuch // ZKG. 1885. Bd. 7. S. 20).
Почитание Л. как епископа Рима является общим для неразделенной Церкви, но на Западе сохранилась его память как апостола от 70, на Востоке - как мученика, хотя изначально он не был известен как священномученик на Востоке. Предание о Л. как о мученике впервые возникло и существовало только на Западе, но с течением времени перестало быть значимым для культа этого святого в католической Церкви. Тем не менее почитание Л. как священномученика ввел в свой «Новый Синаксарист» под 5 нояб. иером. Макарий Симонопетрит, к-рый, будучи французом, поместил ряд зап. святых и преданий в свое издание (Μακάριος Σιμωνοπετρίτης, ἱερομόν. Νέος Συναξαριστὴς τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 2004. Τ. 3: Νοέμβριος. Σ. 57-58); представление о Л. как о мученике, который «премного пострадал за имя Христово», отражено и в русской редакции этого издания (Синаксарь: Жития святых Православной Церкви / Сост. иером. Макарий Симонопетрский. Адапт. пер. с франц. М., 2011. Т. 2. Нояб.-дек. С. 64). Кроме того, в 1992 г. Л. как священномученик был включен в числе наиболее почитаемых на Кипре святых в «Кипрскую Минею» (Κύπρια Μηναῖα. Λευκωσία, 1996. Τ. 3. Σ. 47-53), служба ему составлена гимнографом Великой Церкви иером. Афанасием Симонопетритом по заказу свящ. Лина Петридиса с Кипра.
В греч. руководстве для иконописцев - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) Л. предписано изображать молодым, «с круглой бородой» (Ерминия ДФ. С. 157. № 15). Так, с короткими, слегка вьющимися волосами и со слегка раздвоенной округлой бородой он изображен в Лицевых святцах списка Строгановского подлинника (1-я четв. XVII в.) по сводной редакции С. Т. Большакова (Большаков. Подлинник иконописный. Ч. 2. С. 80, под 4 янв., 45-й). Упоминание о Л. содержится в иконописном подлиннике сводной редакции (XVIII в.) под 4 янв. (празд. Собору апостолов от 70): «Лин, бысть епископ в Риме по святом апостоле Петре, ризы на нем апостольские, во омофоре, в руках книга» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 238. № 42). В. Д. Фартусов в «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910) отметил следующее: «…типа греческого. О подобии его не сказано, но лучше его писать средних лет и со средней величины бородой, с проседью, в фелони и омофоре» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 136).
Один из самых ранних образов Л. был представлен в росписи базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (440-461, утрачена во время пожара в 1823); погрудное изображение было помещено в медальоне на сев. стене центрального нефа, известно по рисунку в рукописи из Ватиканской б-ки (Vat. Barber. lat. 4407. Fol. 1). В росписи кон. XI в. Нижней церкви рим. базилики Сан-Клементе в центральном нефе на зап. стороне вост. опоры сохранилась нижняя часть сцены с изображением сщмч. Климента и его предшественников на Римской кафедре («Поставление сщмч. Климента в папы»). Слева от центральной фигуры сщмч. Климента, за ап. Петром, изображен в 3/4-ном развороте вправо Л. (идентификация возможна благодаря именам на полосе разгранки сцен), справа - папа Анаклет I. На Л.- белая туника, насыщенного синего цвета казула с узкой красной оторочкой, палий.
В составе минейного цикла наиболее ранний дошедший до наст. времени пример изображения Л.- миниатюра в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 160; 1-я четв. XI в.). Святой представлен в рост, в одеждах, типичных для изображений апостолов,- в хитоне, гиматии, с омофором на плечах, в руке держит свиток (с ним - апостолы от 70 Филолог, Ерма, Патров и Гаий). Стоящим первым вместе с апостолами Филологом и Ермой Л. изображен в греко-груз. рукописи кон. XV в. (в т. н. Афонской книге образцов) (РНБ. O.I.58. Л. 86 об., под 5 нояб.; фигуры празднуемых в том же Соборе апостолов Патрова и Гаия перенесены на следующий лист). Л.- молодой муж с округлой, сужающейся книзу бородой; его фигура развернута вправо к 2 др. апостолам, обеими руками он держит закрытый свиток. Изображения Л. в минейных циклах в росписях храмов и на иконах не встречаются.
В XIV в. своеобразным ответом на визант. полемику о примате Римской кафедры стало включение в роспись храмов изображений апостолов от 70 (наиболее ранний пример представлен в росписи ц. Пресв. Богородицы Одигитрии (Афендико) в Мистре, 1366). Так, в кафоликоне свт. Ираклидия мон-ря прп. Иоанна Лампадиста в с. Калопанайотис на Кипре ок. 1400 г. (или между 1442 и 1458) среди изображений апостолов от 70, в алтарной зоне, в диаконнике, представлен образ Л. (над нимбом сохр. надпись с именем) - у него темные брови, волосы седые, борода длинная, прямоугольной формы. Л. изображен в служении - в 3/4-ном повороте влево (к престолу), облачен в крещатую ризу, в левой руке держит Евангелие, правая скрыта под фелонью.
На иконе «Апостольские деяния» 1698 г. (частное собрание) Л.- седовласый муж с вьющимися волосами, разделенными надвое, и со средней длины клиновидной бородой с 2 «космочками» внизу. Он в зеленом хитоне и охристом гиматии, на плечах омофор, левая рука в молении, через правую перекинут конец гиматия. На иконе «Апостольская проповедь» (1660, ЯМЗ), приписываемой Феодору Евтихиеву Зубову, Л. включен в правую группу апостолов (верхний ряд, читается надпись на нимбе).