Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛИМОНОС
41, С. 70-72 опубликовано: 8 июля 2020г.


ЛИМОНОС

Монастырь Лимонос. Общий вид
Монастырь Лимонос. Общий вид

Монастырь Лимонос. Общий вид
[Греч. Λειμῶνος], во имя св. Таксиархов (Чиноначальников, т. е. архангелов Михаила и Гавриила) мужской, действующий общежительный мон-рь, принадлежит Мифимнской митрополии Элладской Православной Церкви, расположен в 3 км к северо-западу от Калони. Его название происходит от слова «луг» (λειμών), т. к. он расположен среди лугов. Однако некоторые исследователи указывают на переносное значение этого слова, поскольку в ранневизантийский период мон-рь иногда именовали «лугом духовным», местом процветания монашеских добродетелей.

Л. был основан в визант. период и запустел к кон. XV в. В 1526 г. (или между 1523 и 1526) сакелларий Мифимнской митрополии Иоанн Агаллиан (впосл. прп. Игнатий Агаллиан) решил восстановить Л., к-рый находился во владениях его семьи. В 1527 г. отец Иоанна передал ему эти земли офиц. документом. Иоанн построил в Л. монастырский собор и кельи. Вместе с отцом и сыном Мефодием он принял здесь монашеский постриг и стал игуменом Л. Первоначально в монашеской общине было 12 чел., впосл. число насельников значительно увеличилось. Игнатий Агаллиан передал Л. ряд своих владений и обеспечил обитель церковной утварью и богослужебными книгами. В Л. были введены общежительный устав и запрет на посещение лицами противоположного пола (аватон). Игумена избирала братия. В адм. зависимости от Л. находился жен. Мирсиниотиссы Пресв. Богородицы мон-рь, также восстановленный Игнатием.

В патриарших сигиллиях 1527, 1531, 1540 и 1546 гг. зафиксированы привилегии мон-ря. В 1530 г. прп. Игнатий Агаллиан отправился в К-поль к патриарху Иеремии I, к-рый даровал Л. статус ставропигиального мон-ря.

Прп. Игнатий устроил в Л. скрипторий и открыл школу, где преподавал также его сын Мефодий (некоторое время им помогал ученый мон. Пахомий Русан с о-ва Закинф). В 1531 г. Игнатий Агаллиан был избран митрополитом Мифимнским, а игуменом Л. стал его сын. В 1560 (или в 1563) г. Игнатий ушел на покой и поселился в Л., где провел последние годы своей жизни. В честь своего ктитора Л. также именуют монастырем прп. Игнатия.

В XVII в. Л. оставался крупнейшим из лесбосских монастырей. По сведениям Мифимнского митр. Гавриила (1618-1621), в нем подвизалось 120 или 150 монахов. На средства монастыря осуществлялось строительство не только учебных заведений, но и необходимых для жителей этой местности мостов, водопроводов, колодцев. Л. выделял деньги на издание книг и стипендии учащимся богословских школ. Подворья Л. находились не только на Лесбосе, но и в Кидонии (ныне Айвалык) и на о-ве Проконисос (ныне Мармара) в Мраморном м. В сер. XIX в. в Л. действовала школа под рук. иером. Порфирия из Мандамадоса (впосл. игумен Л.), а затем школа Лимониада (в 1883 размещена близ Калони). В 1880 г. в Л. был введен особножительный устав. В 1882 г. мон-рь фактически утратил статус ставропигиального, а в 1936 г. окончательно перешел в юрисдикцию Мифимнской митрополии. В 1967 г., при игум. Никодиме (Павлопулосе), монастырь вернулся к общежительному устройству. По инициативе игум. Никодима в Л. были открыты дом престарелых и интернат для учеников гимназии и лицея Калони.

Из числа монастырской братии вышли митр. Фессалоникийский Макарий († 1546), архиеп. Синайский Иоанникий († 1717), митр. Смирнский Хрисанф († 1869), митрополиты Митилинские Паисий (1590-1603), Констанций (ранее 1621-1629), Даниил Макрис (1676 и 1692 - после 1696), Иаков (Клеомвротос; 1958-1987), сщмч. Евфимий (Агрителлис), еп. Зильский († 1921), Дионисий (Хараламбус), митр. Триккский и Стагонский († 1970) и др.

«Служба св. отец». Роспись кафоликона мон-ря Лимонос. XVI в.
«Служба св. отец». Роспись кафоликона мон-ря Лимонос. XVI в.

«Служба св. отец». Роспись кафоликона мон-ря Лимонос. XVI в.
Собор во имя арх. Михаила находится в центре монастырского двора, он был построен в 1526 г. на основе более древнего здания. Собор многократно ремонтировался: в 1536, 1584, 1590, 1600, 1711, 1714 и 1758 гг. При постройке в 1795 г. нового собора в него были включены части восточной и северной стен прежнего здания. Он представляет собой 3-нефную базилику, к которой с севера и юга пристроены галереи, с запада - двойной нартекс (нач. XVIII в., преобразован в двойной в 1795), по углам - 4 парекклисиона: ап. Иоанна Богослова (XVII в.), свт. Александра Мифимнского (1898, первоначально помещение использовалось как б-ка), Рождества Пресв. Богородицы (кон. XVIII в.) и сщмч. Харалампия (1795). Пятый парекклисион устроен над св. источником в правом пастофории алтаря (Τσιτιμάκη Μ. ῾Η ἀρχιτεκτονικὴ τοῦ καθολικοῦ τῆς ῾Ιερᾶς Μονῆς Λειμῶνος // ῾Ιερά Μονὴ Λειμῶνος. 2009. Σ. 157-193).

Св. Игнатий. Икона. XVI (мон-рь Лимонос)
Св. Игнатий. Икона. XVI (мон-рь Лимонос)

Св. Игнатий. Икона. XVI (мон-рь Лимонос)
В 1800 г. собор был расписан мон. Никифором Святогорцем. В центральной и сев. апсидах, а также в сев.-вост. части крипты сохранились фрески кон. XVI в. Особый интерес представляет иконографическая программа росписей ризницы (крипты) в правой части алтаря («Иаков благословляет своих сыновей», «Избиение Вифлеемских младенцев», «Шествие в Эммаус»).

На престольный праздник, в день памяти прп. Игнатия Агаллиана, в Л. отменяется аватон и женщинам разрешается войти на монастырский двор.

Древнейшая часть монастырского комплекса - северное крыло с кельями XVI в. В одной из них подвизался прп. Игнатий, в настоящее время в ней устроен парекклисион, освященный во имя этого святого. В нем сохранились фрагменты фресок XVI в. Келейные корпуса построены в 1915 г. В зап. крыле была расписанная фресками трапезная с 3 конхами (здание находится в полуразрушенном состоянии).

В зап. корпусе центральной ограды хранятся церковные облачения и утварь, иконы, фрагменты фресок, а также находится б-ка. В музее также находятся Евангелие X в., патриаршие сигиллии, султанские фирманы и др. Б-ка насчитывает 5 тыс. печатных книг и более 500 рукописей, в числе к-рых помимо произведений св. отцов и богослужебных книг (в т. ч. служебные Минеи Lesb. Leim. 3, 10, 11, 124, 147) имеются важные памятники византийского права: «Шестокнижие» и другие произведения Константина Арменопула (Lesb. Leim. 61, 2-я пол.- кон. XIV в.), «Шестокнижие» Арменопула и «Синтагма» Матфея Властаря (Lesb. Leim. 7, 1420/21 г.), переработка «Прохирона» (Lesb. Leim. 105, XVI в.), Florilegium Lesbiacum (Lesb. Leim. 218, 2-я пол. XV в.). Среди рукописей есть также и иллюминированные: Евангелие-лекционарий (Lesb. Leim. 1, Х в.), Гомилии свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея (Lesb. Leim. 14, XI в.), Четья-Минея Симеона Метафраста за окт. (Lesb. Leim. 56, 2-я пол. XI в.), Орологий мон-ря «Неусыпающих» (Lesb. Leim. 295, 2-я пол. XII в.), Евангелие-тетр (Lesb. Leim. 99, кон. XIV - нач. XV в.) (Βοκοτόπουλος Π. Λ. Βυζαντινὰ εἰκονογραφημένα χειρόγραφα τῆς Μονῆς Λειμῶνος // ῾Ιερά Μονὴ Λειμῶνος. 2009. Σ. 91-101).

Собрание икон включает ок. 300 произведений, большинство из них датируются сер. XVI-XVIII в., лишь 3 относятся к более раннему периоду: «Положение во гроб» кон. XV - нач. XVI в., «Распятие» нач. XVI в. и «Деисус» нач. XVI в. (?). В коллекции есть работы критской школы (напр., образы Христа Пантократора и Божией Матери Одигитрии 1593 г.), но со 2-й пол. XVII в. преобладают иконы местных мастеров. Среди икон есть редкие по иконографии: «Первые шаги Христа» и «Христос, благословляющий монахов» (кон. XVI - 1-я пол. XVII в.). Церковные облачения происходят из К-поля, с Крита, из М. Азии, Адрианополя и Дунайских княжеств, а также из местной золотошвейной мастерской (напр., плащаница 1587 г.).

Кладбищенский храм Успения Пресв. Богородицы с росписями XVI в. расположен вне стен мон-ря. На расстоянии 1 км от Л. находится одно из его подворий с ц. Преображения Господня (XVI в., фрески 1577 г.).

В наст. время (2016) в Л. подвизаются 3 монаха, игум.- архим. Никодим (Павлопулос) (Δίπτυχα. 2016. Σ. 750).

Лит.: Μουτζούρης ᾿Ι. Λειμῶνος, Μονή // ΘΗΕ. 1966. Τ. 8. Σ. 176-179; idem. ῾Ο μοναχισμὸς τῆς Λέσβου. Μυτιλήνη, 1989. Σ. 122-130; Λέκκος Ε. Π. Τὰ μοναστήρια τοῦ ῾Ελληνισμοῦ. Πειραιάς, 1998. Τ. 2. Σ. 363-365; Γούναρης Γ. Μεταβυζαντινὲς τοιχογραφίες στὴν Λέσβο 16ο - 17ο αἰ. ᾿Αθήνα, 1999; idem. Εἰκόνες τῆς Μονῆς Λειμῶνος Λέσβου. Θεσσαλονίκη, 1999; Κόκορης Δ. Θ. ᾿Ορθόδοξα ῾Ελληνικὰ Μοναστήρια. ᾿Αθήνα, 20023. Σ. 467; Σπανός ᾿Α. ῾Ιερὰ Πατριαρχικὴ κα Σταυροπηγιακὴ Μονὴ Λειμῶνος. ᾿Αθήνα, 2002; idem. Συνοπτικὴ ἱστορία ῾Ιεράς Μονῆς Λειμῶνος. Καλλονή, 2003; ῾Ιερὰ Μονὴ Λειμῶνος: ῾Ιστορία - Παλαιογραφία - Τέχνη: Πρακτικὰ Συνεδρίου ῾Ιερὰ Μονὴ Λειμῶνος, 27-30 Σεπτεμβρίου 2001. ᾿Αθήνα, 2009.
О. В. Л.
Ключевые слова:
Монастыри Элладской Православной Церкви Лимонос, во имя святых Таксиархов (Чиноначальников, т. е. архангелов Михаила и Гавриила) мужской, действующий общежительный монастырь (Элладская Православная Церковь) Мифимская митрополия Элладской Правослвной Церкви
См.также:
АВГУСТИНА-СЕРАФИМА САРОВСКОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в митрополии Фокиды (Элладская Церковь)
АГАФОНА В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в митрополии Фтиотиды (Элладская Церковь)
АГИАС Богоматери Живоносный Источник жен. мон-рь в митрополии Сироса, Тиноса, Андроса (Элладская Церковь)
АГНУНДОС бывш. муж. ставропигиальный киновийный мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы в Арголидской митрополии (Элладская Церковь)
АМБЕЛАКИОТИССЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Навпактской митрополии Элладской Церкви
АНАПАВСА муж. мон. во имя свт. Николая в комплексе Метеорских мон-рей (Стагонская и Метеорская митрополия Элладской Церкви)