Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КИРИОН III (II)
34, С. 722-731 опубликовано: 26 декабря 2018г.


КИРИОН III (II)

Сщмч. Кирион, католикос-патриарх всей Грузии. Икона. Нач. XXI в. (частное собрание)
Сщмч. Кирион, католикос-патриарх всей Грузии. Икона. Нач. XXI в. (частное собрание)

Сщмч. Кирион, католикос-патриарх всей Грузии. Икона. Нач. XXI в. (частное собрание)

(Садзаглишвили (Садзагелов, Садзегели) Георгий Иеронимович; 10.11.1855, сел. Квемо-Никози Горийского у. Тифлисской губ. (по др. источникам, сел. Млеты (ныне Млета) Душетского у. Тифлисской губ.; Тифлис) - ночь с 26 на 27.06.1918, мон-рь Марткопи, Грузинская Демократическая Республика), сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 27 июня), католикос-патриарх всей Грузии (1917-1918), автор научных трудов по истории и духовной лит-ре Грузии и ГПЦ. Ввиду того что имя католикоса Картли Кириона I (ок. 599-614/6) долгое время не было включено в официальные списки предстоятелей ГПЦ, католикос Картли Кирион II (ок. 678-683) до нач. XXI в. был известен как Кирион I, К.- как Кирион II.

Жизнь

Род. в семье потомственного свящ. Иеронима Садзаглишвили, служившего в Млета-Ананури, горном регионе Картли (Вост. Грузия). Предки К. были известны своей проповеднической деятельностью среди кавказских горцев. Так, прапрадед К. свящ. Виссарион был миссионером среди ингушей, дидойцев и кистов (Натроев. 1898. С. 15); прадед К. свящ. Гавриил как миссионер среди горцев и осетин упомянут в истории ГПЦ, изданной Синодом РПЦ (История Груз. иерархии. 1826. С. 85); отец К. проповедовал среди мтиульцев. По словам К., его предки более 200 лет «служили святому алтарю» (Натроев. 1898. С. 8).

Свящ. Иероним Садзаглишвили с сыном Георгием. Фотография. Сер. 60-х гг. XIX в.
Свящ. Иероним Садзаглишвили с сыном Георгием. Фотография. Сер. 60-х гг. XIX в.

Свящ. Иероним Садзаглишвили с сыном Георгием. Фотография. Сер. 60-х гг. XIX в.

Согласно общепринятому мнению, К. род. в сел. Квемо-Никози; по мнению нек-рых ученых - в Млетах, где в то время служил его отец. X. Кокрашвили на основе автобиографических записей К. (ЦГИАГ. Ф. Кириона II (Садзаглишвили)) установил, что он род. в Тифлисе (Кокрашвили. 2001. С. 11-12). Начальное духовное образование Георгий получил в учрежденной его отцом школе Млетско-Ананурского прихода. В 1862 г. продолжил учебу в Горийском ДУ. Как сын священника он получил право на бесплатное обучение в Тифлисской ДС, к-рую с отличием окончил в 1876 г. Затем учился за казенный счет в Киевской ДА, где наряду с богословскими науками изучал географию, всемирную историю, археологию и т. д. Сведения об этом периоде жизни К. сохранились в воспоминаниях грузинского писателя Д. С. Клдиашвили, в то время курсанта Киевского военного уч-ща. Согласно его записям, К. довольно рано начал высказывать радикальные взгляды: в комнате, где он жил, «постоянно кричали и препирались... спорили о грузинской культуре - Садзаглишвили ставил ее превыше других, а русские студенты с этим не соглашались и ожесточенно опровергали его доводы» (Клдиашвили. 1968. С. 22). В 1880 г. К. окончил полный курс ДА и защитил диссертацию на степень кандидата богословия, 1 авг. того же года назначен помощником инспектора в Одесской ДС.

Служение в Грузии

В 1883 г. по решению экзарха Грузии Павла (Лебедева) вернулся на родину и занял должность смотрителя Телавского ДУ, в 1885 г.- ту же должность в Горийском ДУ, в 1890 г. назначен преподавателем Кутаисского ДУ, также преподавал историю груз. словесности, рус. язык и историю богословия в Кутаисском жен. епархиальном уч-ще. В 1891 г. переведен в Тифлисское ДУ.

После того как в 1896 г. погибли жена и дети К., он, будучи к этому времени в чине статского советника, принял решение постричься в монахи. 2 нояб. того же года в своей домовой церкви постриг К. совершил экзарх Грузии архиеп. Карталинский и Кахетинский сщмч. Владимир (Богоявленский), ему сослужили ректор Тифлисской ДС архим. Серафим (Мещериков) (впосл. епископ), инспектор семинарии иером. сщмч. Ермоген (Долганёв) (впосл. епископ), преподаватель иером. Димитрий (Абашидзе; впосл. схиархиеп. Антоний) (ДВГЭ. 1896. № 22. С. 11-13). 6 нояб. К. был рукоположен во иерея, приказом № 3697 от 27 нояб.- 6 дек. 1896 г. назначен настоятелем монастыря Кватахеви с возведением в сан игумена (ДВГЭ. 1897. № 2. С. 2). 22 дек. награжден набедренником «по вниманию к высшему академическому образованию и 16-летней духовно-учебной службе» (Там же. С. 4). 31 дек. получил должность благочинного мон-рей Карталино-Кахетинской епархии Грузинского Экзархата и инспектора школ (позже - председателя) Общества восстановления православного христианства на Кавказе. По его инициативе в ведении об-ва было учреждено 19 школ в горной части Картли. К. обратил внимание на отсутствие миссионерской литературы, адресованной горцам, перешедшим в мусульманство в годы тур. владычества, в 1907 г. совет об-ва на свои средства (в т. ч. и на средства К.) издал брошюры и книги, содержащие проповедь Православия.

Г. И. Садзаглишвили, преподаватель Тифлисского ДУ. Фотография. 1892 г.
Г. И. Садзаглишвили, преподаватель Тифлисского ДУ. Фотография. 1892 г.

Г. И. Садзаглишвили, преподаватель Тифлисского ДУ. Фотография. 1892 г.

К. занимался поиском груз. церковных святынь, находившихся в заброшенных храмах и в частной собственности семей, исследовал и описал памятники груз. зодчества, рукописи, записал мн. церковно-народные обычаи, жертвовал средства на восстановление церквей, исследовал разрушавшиеся памятники церковной архитектуры Грузии. Недолгое время он руководил работой Церковного музея, созданного при его участии в 1888 г. Д. З. Бакрадзе, пополнял фонды приобретенными за свой счет экспонатами. В 1891 г. опубликовал в ж. «Мцкемси» (Пастырь) обращение к соотечественникам, в котором указывал на причины «пренебрежительного отношения к памятникам древней культуры»: «Мы так и не осознали их великую важность... не в силах создать новые, с поразительной беспечностью не желаем заботиться о старых памятниках и сложа руки спокойно наблюдаем за их гибелью, как будто мы - гости в этой стране... бросив на произвол судьбы, способствуем их дальнейшему разграблению, осквернению и уничтожению!» По мнению К., святыни «играют роль зеркала, в котором четко отображено все наше прошлое» (Древнегруз. храмы и их историческое значение // Мцкемси. 1891. № 19. С. 12). К. участвовал в восстановлении некоторых памятников (Шуамта, Кватахеви, др. мон-ри Шида-Картли), спас от гибели множество рукописей и церковных святынь (иконы, предметы утвари и т. д.), найденных им в полуразрушенных мон-рях. Он нашел и передал музею Историко-этнографического об-ва (позже - Церковный музей) 96 рукописей. К. обнаружил и выкупил неск. списков свода груз. летописей «Картлис Цховреба» и соч. «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели. В 1896 г. К. вошел в состав комитета Тифлисского древлехранилища при тифлисском Сионском кафедральном соборе (см. Тбилисский Сиони). Он был пожизненно избран членом братства св. ап. Андрея Первозванного при Тифлисской ДС.

9-16 мая 1897 г. К. сопровождал экзарха Грузии сщмч. Владимира в поездке по Картли, во время к-рой они посетили 49 церквей, знакомил архипастыря со святынями ГПЦ. К. оперативно составил и опубликовал записки о поездке, снабдил их научными комментариями. Хроника, напечатанная в «Духовном вестнике Грузинского Экзархата», позволяет судить о том, что К. регулярно сослужил экзарху (ДВГЭ. 1897. № 20. С. 27; № 24. С. 13; 1898. № 5. С. 22 и др.). Нек-рое время К. был председателем груз. Библейской комиссии. Как исследователь старины он был хорошо известен в российских научных кругах, являлся членом Московского археологического об-ва (1897-1899) и редколлегии Православной богословской энциклопедии (1900-1911), в к-рой было опубликовано неск. его статей.

Плодотворно сотрудничал К. и со следующим экзархом, архиеп. Флавианом (Городецким) (21 февр. 1898 - 10 нояб. 1901), сослужил ему и сопровождал его в поездках (ДВГЭ. 1898. № 9. С. 10; № 15. С. 15; № 16. С. 19; 1899. № 219. С. 15-16 и др.). 10 мая 1898 г. К. по определению Синода № 1231 от 3-9 апр. был возведен в сан архимандрита (Там же. № 11. С. 2; № 12. С. 2).

22 авг. 1898 г. во исполнение указа императора от 27 июня в тифлисском кафедральном соборе экзархом Грузии архиеп. Флавианом в сослужении епископов Гурийско-Мингрельского Александра (Окропиридзе) и Горийского сщмч. Леонида (Окропиридзе; впосл. католикос-патриарх Грузии) К. был хиротонисан во епископа и назначен на кафедру Алавердского викариатства Карталино-Кахетинской епархии Грузинского Экзархата (ДВГЭ. 1898. № 16. С. 1; Натроев. ДВГЭ. 1898. № 17. С. 8); он окормлял грузинские исторические провинции Кахети и Кизики. За короткое время К., лично покрыв все издержки, обновил кафедральный Алавердский собор, увеличил число церковноприходских школ с 6 до 21 (Мельникова. 2012. С. 64). В 1901 г. постановлением Синода за успешную деятельность в епархии К. был награжден орденом св. Анны 2-й степени (Цнобис пурцели (Информ. листок). Тифлис, 1900. № 190).

12 авг. 1900 г. К. был назначен архиереем Горийского викариатства Карталино-Кахетинской епархии Грузинского Экзархата. На свои средства К. основал приходские школы и библиотеки-читальни в Ванати, Квемо-Никози и др. селах.

Служение во внутренних российских епархиях

Еп. Новомиргородский Кирион (Садзаглишвили). Фотография. 1903 г.
Еп. Новомиргородский Кирион (Садзаглишвили). Фотография. 1903 г.

Еп. Новомиргородский Кирион (Садзаглишвили). Фотография. 1903 г.
Стремясь достичь интеграции всего населения метрополии, российское правительство проводило в Грузии политику обрусения как грузин, так и горцев. Программа освоения национальных языков запоздало была начата во 2-й пол. XIX в.; в это время в Грузии вопросы о богослужебном языке, о языке преподавания в духовных и светских школах стали составной частью т. н. лингвистической проблемы, которая превратилась в политическое знамя груз. национально-освободительного движения. Активная деятельность К. по возобновлению функции груз. языка, по восстановлению автокефалии ГПЦ привлекла внимание охранного отд-ния жандармского управления Российской империи; за архиереем был установлен тайный надзор. К. подвергался обструкции и со стороны духовных властей (Абрамишвили. 1971. С. 358). 10 февр. 1902 г., как политически ненадежный, он был отстранен от служения в Грузии. С 10 марта 1902 по 3 мая 1903 г. он управлял кафедрой Балтского викариатства Подольской и Брацлавской епархии РПЦ (Подольские ЕВ. 1902. № 12. С. 1). По мнению проф. Н. Н. Дурново, перемещению К. во внутренние епархии России содействовал сщмч. Иоанн Восторгов, занимавший в то время должность попечителя учебной области Грузинского Экзархата и сильно критиковавший деятельность К. В письме другу, свящ. Иосифу Чиджавадзе, К. отмечал, что он никогда не заботился о личном успехе и для него священна цель, к к-рой он стремится,- автокефалия ГПЦ (НЦРГ. Личный фонд Кириона II. Д. 199. Л. 1-2; Абрамишвили. 1971. С. 359).

Еп. Орловский и Севский Кирион (Садзаглишвили). Фотография. 1904 г.
Еп. Орловский и Севский Кирион (Садзаглишвили). Фотография. 1904 г.

Еп. Орловский и Севский Кирион (Садзаглишвили). Фотография. 1904 г.

С 3 мая 1903 г. К.- Новомиргородский викарий Херсонской епархии, с 23 апр. 1904 г.- епископ Орловский и Севский. К. завершил дело создания орловского Церковно-археологического музея, начатое его предшественниками, епископами Никанором (Каменским) и Иринеем (Ордой). 23 авг. 1905 г. при непосредственном участии К. орловский Церковно-археологический комитет был преобразован в орловское Церковное историко-археологическое об-во, в сент. того же года об-ву были отведены 3 комнаты в старом архиерейском доме рядом со зданием консистории: в них расположились сотрудники, были размещены экспозиция и фонды музея, б-ка. К. принимал активное участие в работе об-ва (Орловские ЕВ. 1904. № 20. С. 35; 1905. № 5. С. 41; № 38. С. 987; № 39. С. 1029).

В годы служения в России К. осознал необходимость изучения истории ГПЦ на академическом уровне. Осилить подобную задачу в Грузии не представлялось возможным, т. к. в то время в Закавказье не было соответствующего научного учреждения. 15 марта 1900 г. он обратился с ходатайством в Синод об открытии кафедры истории ГПЦ при СПбДА (РНБ. Ф. 574. Оп. 1. Д. 1033). Была создана специальная комиссия, при поддержке прогрессивных представителей научных кругов России в 1904 г. в ДА была учреждена кафедра Восточных Церквей, на которой в т. ч. изучали историю ГПЦ.

Стремясь подготовить научные кадры для Грузии, К. заботился об образовании одаренных молодых людей: при его финансовой поддержке и попечительстве неск. десятков юношей получили высшее образование в разных учебных заведениях России и за границей. Мн. стипендиаты К. стали известными церковными деятелями и учеными: Нестор Лежава (впосл. сщмч. Назарий), С. Самаия, К. Кекелидзе, Алексий Гиоргадзе (впосл. митр. Кутаисский и Гаенатский Антоний) и др. Кекелидзе в знак благодарности К. посвятил ему свое 1-е исследование «Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение» (НЦРГ. Личный фонд Кириона II. Д. 175, 1232).

Возвращение в Грузию

3 февр. 1906 г. по распоряжению Синода К. вернулся на родину и занял Сухумо-Абхазскую епархию Грузинского Экзархата; историки объясняют это назначение изменениями, которые произошли в обществе после революции 1905-1907 гг. и необходимостью либеральных реформ. Назначение К. вызвало бурную общественную дискуссию: в статьях, опубликованных в газ. «Колокол» (Голос из Сухума // Колокол. СПб., 1906. № 45; Скоро ли конец? // Там же. № 261), К. объявили националистом, который «погубит русское дело» в Абхазии.

Еп. Сухумо-Абхазский Кирион (Садзаглишвили) во время работы Предсоборного Присутствия РПЦ в С.-Петербурге. Фотография. Июнь 1906 г.
Еп. Сухумо-Абхазский Кирион (Садзаглишвили) во время работы Предсоборного Присутствия РПЦ в С.-Петербурге. Фотография. Июнь 1906 г.

Еп. Сухумо-Абхазский Кирион (Садзаглишвили) во время работы Предсоборного Присутствия РПЦ в С.-Петербурге. Фотография. Июнь 1906 г.

В Абхазии к моменту приезда туда К. была довольно сложная политическая обстановка. После вхождения этих территорий в состав России здесь, как и на остальных груз. территориях с нач. XIX в., произошли значительные изменения: появление рус. переселенцев способствовало увеличению количества незнакомого с местными обычаями русскоязычного духовенства, возникновению нетипичных для данных мест храмовой архитектуры, церковного пения, иконописи и т. д. В Абхазии усиливалось культурное влияние русских, и оно было благосклонно воспринято кавказскими народностями, которые противопоставляли себя груз. этносу, стремившемуся к объединению груз. исторических территорий и груз. этнографических групп. К. противопоставил свою деятельность российской политике, не признававшей особого права грузин на территории в Абхазии. Жандармский надзор за К. снят не был. Так, помощник начальника Кутаисского губернского жандармского управления в Сухумском окр. в донесении № 178 от 17 февр. 1907 г. писал, что К.- «одна из главных поддержек существующей в названном округе партии социалистов-федералистов», он добивается введения грузинского языка в народных школах и за богослужением, принимает участие в издании материалов, доказывающих принадлежность этого региона Грузии (ГАРФ. Ф. 102. Оп. 1908. Ед. хр. 72. Ч. 11. Л. 17). К. считал, что его назначение на Сухумо-Абхазскую епархию обусловлено необходимостью удовлетворения религ. и национальных требований и умиротворения местного населения. К. не только восстановил богослужение и обучение на груз. языке, что до него было полностью запрещено еп. Сухумским Арсением (Изотовым) (1895-1905), но и ввел аналогичные права для абхазской паствы.

Обстановка в Тифлисе также была накалена, вопросы об автокефалии ГПЦ, о возрождении груз. монархии и об отделении Грузии стали открыто обсуждаться в печати. В 1905 г. еп. Имеретинский сщмч. Леонид (Окропиридзе) образовал «Братство восстановления независимости (свободы) Грузинской Церкви»; по данным полиции, братство начало сотрудничать с революционными орг-циями леворадикального толка (анархистами). Одновременно сформировалось праворадикальное движение рус. националистов, что усилило взаимную нетерпимость населения Закавказья (Хижий. 2006). 10 авг. 1905 г. братство обратилось к груз. духовенству с воззванием о поддержке движения автокефалистов (ЦГИАГ. Ф. 1458. Ед. хр. 173. Л. 16; РГИА. Ф. 1579. Оп. 1. Ед. хр. 170. Л. 1-15).

Как следует из эпистолярного наследия К., в этот период ему неоднократно предлагали должность экзарха Грузии; возможно, власти считали, что назначение грузина на эту должность (в течение почти 90 лет экзархами Грузии были только русские по происхождению архиереи) могло бы существенно разрядить обстановку; однако К. категорически отказывался, считая этот шаг полумерой (Бубулашвили. 2005. С. 10).

К. принял деятельное участие в работе Предсоборного Присутствия РПЦ в С.-Петербурге, созванного в 1906 г. с целью подготовки и изучения проекта предстоящих реформ Церкви. Заседания 2-го отдела Присутствия «Об устроении церковных дел на Кавказе», на к-рых рассматривались вопросы гос. или национального деления как основания для введения церковной автокефалии, а также вопросы, непосредственно связанные с восстановлением автокефалии ГПЦ, начались 2 июня 1906 г. в Александро-Невской лавре. С грузинской стороны в них приняли участие епископы Горийский Евфимий (Элиашвили), Гурийско-Мингрельский Георгий (Аладашвили), Имеретинский Леонид (Окропиридзе), К. Также проект восстановления автокефалии ГПЦ поддерживали профессора Н. Я. Марр, А. А. Цагарели, А. С. Хаханашвили, Н. А. Заозерский. К. прочитал 4 доклада: «Грузинский церковный вопрос: Историко-каноническое обоснование», «Что вынуждает грузин добиваться восстановления автокефалии своей Церкви?», «Какой Иверии дарована автокефалия в XI в.?», «Национальный принцип в Церкви». Он критиковал деятельность рус. самодержцев на Кавказе и наиболее полно выразил аргументацию сторонников автокефалии. В протокол 2-го заседания 2-го отдела Присутствия была внесена информация о том, что К. и его сторонники планировали восстановить ГПЦ не только на ее канонических территориях, но и на всем христ. Кавказе, куда помимо Грузии входили также Сев. Осетия, Армения, Дагестан и Бакинская губ. К. и его сторонники объявили эти сведения фальсифицированными, и К. опроверг их в «Прибавлениях к Церковным ведомостям» (1907. № 7. С. 244; см. также: Гамахария. 2006. С. 156-159, 499). Он написал, что речь шла о восстановлении ГПЦ в границах, «которые были перед присоединением Грузии к России, когда во главе стоял Мцхетский католикос». По «Проекту реорганизации Грузинской Церкви», утвержденному собранием груз. духовенства и опубликованному в «Духовном вестнике Грузинского Экзархата» (1906. № 3. С. 11-21), это были территории «в границах современной Тифлисской и Кутаисской губерний, Закатальского, Сухумского, Батумского и Карсского округов».

Вопрос об автокефалии ГПЦ не был решен положительно. 2-й отдел Предсоборного Присутствия принял один из проектов прот. сщмч. Иоанна Восторгова, согласно которому Грузинский Экзархат следовало упразднить, в Грузии образовать 2 митрополичьих округа. Обсуждение этого проекта, особенно в связи с ним текста 34-го Апостольского правила, продолжалось между Заозерским и проф. Н. Н. Глубоковским на страницах «Богословского вестника» (Четыре доклада. 1907. Т. 3. С. 55-58) (подробнее см. разд. «Вопрос о восстановлении автокефалии Грузинской Церкви» в ст. Грузинский Экзархат Русской Православной Церкви).

В посл. четв. XIX - нач. XX в. российское правительство стремилось исправить свои ошибки и достичь умиротворения в Закавказье, на должность экзарха Грузии выбирали наилучших представителей высшего духовенства РПЦ. 9 июня 1906 г. экзархом стал архиеп. Владимирский сщмч. Никон (Софийский). Автокефалисты встретили это назначение враждебно: 2 священника послали экзарху письмо с угрозами, имеретинское духовенство направило телеграмму протеста, тифлисское духовенство бойкотировало приезд сщмч. Никона. Новый экзарх придерживался принципа взвешенной церковной политики и решения насущных проблем Экзархата. Он занимался социальными проблемами, восстановлением груз. церквей и монастырей; относительно Церкви в Закавказье считал целесообразным присоединить рус. и греч. население к русским епархиям, а груз. части Экзархата, выделив Бакинскую (с Карским вик-ством для армян) и Абхазо-Сухумскую епархии, предоставить известную долю самостоятельности. 12-14 окт. 1906 г. К. собрал в Тифлисе совещание, где присутствовали епископы Леонид (Окропиридзе), Гурийско-Мингрельский Георгий (Аладашвили), Алавердский Петр (Кончошвили) и несколько священников. Было решено, что, пока вопрос об автокефалии является актуальным, они и их последователи будут иметь с экзархом лишь административно-служебные отношения (Мельникова. 2009. С. 401). 17 окт. 1906 г. в Тифлисе было образовано общество автокефалистов, во главе к-рого встал К. (Дурново. 1907. С. 12-21).

Занимаясь политической деятельностью, К. не оставлял научных изысканий. Часто бывая в Москве и С.-Петербурге в 1906-1907 гг., он разыскал множество грузинских документальных материалов, выкупил у частных коллекционеров послания груз. царевичей, переписал эпитафии с надгробий похороненных на кладбище Донской иконы Божией Матери мон-ря представителей грузинской царской династии и дворянства. Значение этих материалов неоценимо, поскольку большинство памятников было уничтожено в советское время.

Ссылка

Сщмч. Никон принял ряд мер с целью сломить движение автокефалистов. В предварительном заключении следователя по особо важным делам Тифлисского окружного суда И. Г. Малиновского сказано, что дождавшись, когда об удалении К. из Грузии попросят гражданские власти в лице наместника на Кавказе гр. И. И. Воронцова-Дашкова, экзарх направил в Синод отношение, в котором писал, что со словами наместника об удалении К. из Сухума, где «его пребывание представляется особенно нежелательным ввиду вредного его влияния на коренное абхазское население в политическом отношении», он согласен. Также экзарх отметил, что К. «старается уничтожить все, что сделано в епархии русскими архиереями... Я полагал бы необходимым переместить его в другую епархию вне экзархата именно за то, на что у наместника имеются доказательства, но отнюдь не за деятельность его в пользу автокефалии Грузинской Церкви, чтобы чрез это не сделать его мучеником за идею, столь дорогую грузинскому духовенству» (ЦГИАГ. Ф. 94. Оп. 1. Д. 85. Л. 151-151 об.; Гамахария. 2011. С. 12-26).

Еп. Ковенский Кирион (Садзаглишвили). Фотография. 1907 г.
Еп. Ковенский Кирион (Садзаглишвили). Фотография. 1907 г.

Еп. Ковенский Кирион (Садзаглишвили). Фотография. 1907 г.

25 янв. 1907 г. К. был переведен в Ковенскую епархию. 909 чел. из паствы Сухумо-Абхазской епархии, среди к-рых были грузины, абхазы, русские и др., отправили в Синод ходатайство о восстановлении К. в епархии, они положительно характеризовали его деятельность как архиерея: «Во время богослужения Кириона II для русских обедня отслуживалась на славянском языке, для грузин - на грузинском, а в ближайшем будущем и абхазы будут иметь возможность отслушать обедню на своем родном языке. Поэтому Кириона II возлюбили всем сердцем и местные жители, и русское население» (ЦГИАГ. Ф. 1458. Д. 109. Л. 1). В янв.-мае 1907 г. в газ. «Русский стяг» вышла серия статей «Судьбы Грузинской Церкви» (в том же году изданы отдельно), авторство к-рых приписывается Дурново. В них было высказано неск. идей обустройства Церкви в Закавказье: в частности, предлагалось удалить из Грузии сщмч. Никона и на его место определить К. Опальный архиерей поддерживал связь с Грузией и продолжал руководить автокефалистами. В нояб. 1907 г. он писал свящ. И. Чиджавадзе: «Лишь бы наше общее дело увенчалось успехом, а моя собственная жизнь на этой земле не представляет никакой важности» (НЦРГ. Ф. Кириона II. Д. 123). В нач. 1908 г. К. был отправлен в Куряжский мон-рь Харьковской губ.

1 февр. 1908 г. сщмч. Никон перевел еп. Леонида (Окропиридзе) на Гурийско-Мингрельскую кафедру; из Грузии был выслан один из активистов об-ва автокефалистов свящ. И. Джаши. Однако, по данным полиции, К. и еп. Леонид тайным образом регулярно приезжали в Тифлис на совещания автокефалистов: в февр. 1908 г. было решено любыми средствами убрать экзарха Никона; 17-18 апр. обсуждалось убийство экзарха; 18-21 мая К. также приехал на очередную встречу и жил в тифлисской квартире свящ. И. Чиджавадзе (Мельникова. 2009. С. 401-402). По мнению Д. Гамахарии, опирающегося на сведения Тифлисского охранного отделения, К. в этот период был в Тифлисе лишь 10-18 апр. (Гамахария. 2006. С. 327-329, 468). В апр. экзарх, заручившись поддержкой министра внутренних дел П. А. Столыпина, послал в Синод проект переустройства груз. епархий. В Тифлисе ходили слухи, что экзарх намерен выслать из Тифлиса всех автокефалистов; обстановка накалялась.

28 мая 1908 г. сщмч. Никон был убит. Следствие показало причастность к убийству «Братства восстановления независимости (свободы) Грузинской Церкви». Кроме того, Тифлисское жандармское управление располагало сведениями о том, что у К. был личный мотив; имелась также информация, что К. накануне был в Тифлисе, но по справке харьковского губернатора М. К. Катеринича, приобщенной к материалам дела, К. находился в то время в Куряжском мон-ре. Немаловажное значение в расследовании имели показания сщмч. Иоанна Восторгова о том, что К. «уже с 1902 г. стал подговаривать монахов не молиться за Царя, организовывал сплетнические инсинуации на экзархов и, будучи в Орле, посылал оттуда в Тифлис на организацию деньги, собирая их всякими средствами» (Мельникова. 2009. С. 402). Причастность К. к убийству осталась недоказанной, однако он был арестован и запрещен в священнослужении (РГИА. Ф. 1579. Оп. 1. Д. 170. Л. 1-15; Д. 157. Л. 1-14; Келенджеридзе. 1918. С. 130; Вардосанидзе. 1994. С. 23; Вардосанидзе, Анания (Джапаридзе). 2001. С. 112-116). В защиту К. выступил груз. писатель А. Р. Церетели. Он писал Чиджавадзе: «Все мои надежды рухнули... не щадя себя, поеду в Петербург и буду бороться до конца» (НЦРГ. Ф. А. Церетели. Д. 415). Харьковский губернатор Катеринич обратился в Синод с просьбой, когда дело будет закрыто, перевести К. в «какой-либо другой монастырь в одной из северных губерний России». Губернатор писал, что К., посещая б-ку Харьковского ун-та, имел «вредное влияние на учащуюся молодежь из уроженцев Кавказа» (ГАРФ. Ф. 102. Оп. 1908. Д. 72. Ч. 11. Л. 13-13 об., 22). После следствия К. был уволен на покой в Санаксарский в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мон-рь, находившийся в Тамбовской губ. По сообщению начальника Харьковского охранного отд-ния № 219 от 13 янв. 1909 г., К., выезжая из Куряжского монастыря, отправил в Гори 46 пудов книг (Там же. Л. 20, 38 об.).

Груз. анархист В. А. Черкезишвили, проживавший в Великобритании, основал об-во в защиту К. По его просьбе прот. Давид Гамбашидзе выполнил перевод на англ. язык материалов о К. из груз. прессы. Они были переданы амер. специалисту по международному праву Г. Невинсону. Англ. переводчица груз. лит-ры М. Уордроп и Невинсон обратились к англикан. еп. диоцеза Гибралтар Уильяму Коллинзу с тем, чтобы он информировал англичан о положении дел К. и ситуации в Грузии. По просьбе Черкезишвили председатель грузино-англ. комитета в Лондоне Моррис обратился с ходатайством о судьбе К. в Синод РПЦ, а председатель Комитета по защите прав человека в Бельгии Ж. Лоран в марте 1909 г. написал председателю Гос. думы Н. А. Хомякову и просил содействовать облегчению участи К. Хомяков связался со Столыпиным и запросил сведения об обстоятельствах дела (Письмо № 869 от 16 марта 1909 г. // ГАРФ. Ф. 102. Оп. 1908. Д. 72. Ч. 11. Л. 40-42; То же // Мельникова, Олевская. 2011. С. 55-56). Столыпин ответил, что против К. «никаких мер административного воздействия принимаемо не было и никакого производства о высылке его куда-либо в административном порядке не имеется» (Письмо № 64113 от 17 марта 1909 г. // ГАРФ. Ф. 102. Оп. 1908. Д. 72. Ч. 11. Л. 43). Обер-прокурор Синода С. М. Лукьянов внес в Совет министров предложение о восстановлении К. пенсии в размере 1 тыс. р., утвержденной 26 авг. 1908 г. и отмененной 9 дек. того же года. В июле 1909 г. Синод запросил Мин-во юстиции, «к каким результатам пришло предварительное следствие, производившееся в Тифлисе по делу об убийстве экзарха Грузии архиепископа Никона» (ГАРФ. Ф. 102. Оп. 1908. Д. 72. Ч. 11. Л. 45-46). На основании полученных удовлетворительных сведений Синод восстановил К. пенсию, надзор был ослаблен, К. периодически мог покидать Санаксарский мон-рь: в частности, в февр. 1910 г. он приезжал в С.-Петербург «на лечение» (ГАРФ. Ф. 102. Оп. 1910. Д. 20. Ч. 79. Л. 22; Особый журнал Совета министров. 26 янв. 1910 г. // ГАРФ. Ф. 102. Оп. 1908. Д. 72. Ч. 11. Л. 45-46; НЦРГ. Ф. Кириона II. Д. 1492. Л. 20; Джанашвили. 1917. С. 3; Мельникова, Олевская. 2011. С. 51-53). Однако груз. общественность и сочувствующие К. на Западе активисты не были удовлетворены его положением. В 1910 г. груз. историк М. А. Тамарашвили издал в Риме на франц. языке «Историю Грузинской Церкви». На фронтисписе своего сочинения он поместил фотографию К. с подписью, что это борющийся за автокефалию ГПЦ архиерей, который «находится в заточении в одном из монастырей российской глубинки» (Бубулашвили. 2000. С. 41).

В 1912 г. К. был переведен в Свято-Владимирский мон-рь в Херсоне; в 1914 г. он отправил на имя императора ходатайство об освобождении его от надзора и о выдаче разрешения выехать в Грузию. Была удовлетворена 1-я часть прошения. К. был восстановлен в архиерейском сане и 10 янв. 1915 г. занял кафедру Витебской епархии.

Патриаршее служение

I Поместный Собор Грузинской Православной Церкви. Фотография. 7–17 сент. 1917 г.
I Поместный Собор Грузинской Православной Церкви. Фотография. 7–17 сент. 1917 г.

I Поместный Собор Грузинской Православной Церкви. Фотография. 7–17 сент. 1917 г.
12 марта 1917 г. в груз. кафедральном соборе Светицховели в древней столице Грузии Мцхете было провозглашено восстановление автокефалии ГПЦ (подробнее см. в ст. Грузинский Экзархат Русской Православной Церкви). Экзарх Платон (Рождественский) был объявлен лишенным звания, груз. духовенство и миряне выступили с требованием о возвращении на родину К. и об избрании его архипастырем Грузии. Временное правительство предложило К. одно из самых престижных мест в иерархии РПЦ - кафедру митрополита Петроградского и Ладожского, однако К. отказался. 12 июля 1917 г. он был уволен по собственному желанию от управления Витебской епархией и вернулся в Грузию. 8 сент. того же года на I Поместном Соборе ГПЦ большинством голосов К. был избран католикосом-патриархом всей Грузии, его интронизация состоялась 1 окт. Своей первоочередной задачей на посту главы Церкви он видел необходимость признания ГПЦ вост. и европ. автокефальными Церквами. К. отправил обращения главам Восточных Поместных Церквей (Светицховели. 1917. № 4; Джвари вазиса (Крест виноградной лозы). 1987. № 1. С. 1-11), арм. католикосу-патриарху (Светицховели. 1917. № 4; Джвари вазиса. 1987. № 1. С. 12), папе Римскому (Джвари вазиса. № 1. С. 11). РПЦ отложила рассмотрение этого вопроса до созыва Поместного Собора. 29 дек. 1917 г. патриарх Московский и всея России Тихон, не возражая в принципе против восстановления автокефалии ГПЦ, но сожалея о неканоничности ее отделения, обратился к К., митр. Леониду (Окропиридзе) и епископам Георгию (Аладашвили) и Пирру (Окропиридзе) с предложением подчиниться требованию церковных правил и явиться на Собор для обсуждения ситуации. Но призыв не был услышан, отношения между РПЦ и ГПЦ не были урегулированы до 1943 г. (подробнее см. в ст. Грузинская Православная Церковь).

Католикос-патриарх всей Грузии Кирион III (Садзаглишвили). Фотография. 1917–1918 гг.
Католикос-патриарх всей Грузии Кирион III (Садзаглишвили). Фотография. 1917–1918 гг.

Католикос-патриарх всей Грузии Кирион III (Садзаглишвили). Фотография. 1917–1918 гг.

К. продолжал научную деятельность и после избрания архипастырем ГПЦ, он занимался подготовкой к изданию своих сочинений. По сообщениям современников, К. собирался писать мемуары. Отправляясь на отдых в мон-рь Марткопи 26 июня 1918 г., он сказал свящ. Тарасию Канделаки: «Я обязан приступить к работе над воспоминаниями о ближайшем прошлом нашей Церкви. Будущие поколения должны знать обо всем, что не в силах уберечь и сохранить наша история» (Бубулашвили. 2000. С. 41-42). На следующее утро он был найден мертвым. Похоронен в Тбилисском Сиони. Канонизирован ГПЦ как священномученик 17 окт. 2002 г.

Труды

Наследие К. хранится в Национальном центре рукописей Грузии (см. в ст. Институт рукописей Корнелия Кекелидзе) (эпистолярное наследие) и Центральном Гос. историческом архиве Грузии (научные труды). Его творческая деятельность многообразна: с ранних лет он писал стихи и повести, публиковал исследования в области филологии. Большое влияние на него, как и на мн. его современников, оказало творчество прав. Илии Чавчавадзе. Большая часть научного наследия К. была написана им в России. Он часто писал на рус. языке, стремясь ознакомить Россию и Европу с богатым историческим прошлым Грузии; цель оправдала себя - научное наследие К. стало широко известно в России и за ее пределами. К. внес значительный вклад в формирование картвелологии как науки.

Г. И. Садзаглишвили, инспектор Одесской ДС. Фотография. 1881 г.
Г. И. Садзаглишвили, инспектор Одесской ДС. Фотография. 1881 г.

Г. И. Садзаглишвили, инспектор Одесской ДС. Фотография. 1881 г.

Еще в годы учебы в КДА К. сформировал свои научные интересы в области этнографии, истории ГПЦ и грузинской церковной лит-ры. В 80-90-х гг. XIX в. К. под разными псевдонимами (Садзагелов-Иверский, Ивериели, Е. К., Цхумели и др.) публиковал в периодике статьи на русском и грузинском языках о грузинских храмах и монастырях. Сотрудничал в журналах и газетах «Иверия», «Мцкемси» (Пастырь), «Кавказ», «Весь Кавказ», «Моамбе» (Бюллетень), «Новое обозрение», «Цнобис пурцели» (Информационный листок), «Тифлисский листок», «Кавказское обозрение», «Херсонские епархиальные ведомости», «Полоцкие епархиальные ведомости», «Закавказская речь», публиковал статьи в «Трудах Московского археологического общества», «Духовном вестнике Грузинского Экзархата» и др.

Он внес весомый вклад в изучение исторических памятников Лиахвского ущелья, его труды приобрели значение первоисточника. В нач. XIX в. Никозская епархия (см. в ст. Никозско-Цхинвальская епархия), в юрисдикции к-рой находились эти территории, была упразднена; храмы и мон-ри быстро пришли в запустение и были разграблены северокавказскими племенами. К. с особым усердием изучал руины, мн. памятники известны только благодаря его описанию. Неск. сочинений К. посвятил храму V в. Никози (ДВГЭ. 1896. № 20. С. 5-12); также писал о тбилисском храме V-VI вв. Метехи (Мцкемси. 1891. № 16-19; 1892. № 3-4, 22-24 (отд. отт.: Кутаис, 1891)), церкви Цроми в честь Вознесения Господня (ДВГЭ. 1896. № 11. С. 14-24), мцхетском мон-ре Самтавро, мцхетском кафедральном соборе Светицховели (ДВГЭ. 1901. № 9. С. 13-19; Весь Кавказ. Тифлис, 1903. № 1. Ч. 2. Отд. 2. С. 61-62), монастырском комплексе Ананури (МАК. 1898. Вып. 7. С. 69-80), мон-рях Дзвели-Шуамта (ДВГЭ. 1901. № 6/7. С. 1-8), Шиомгвиме (Там же. № 8. С. 1-6), Ахтала (2005), Зарзма, Сапара и др. Помимо христ. памятников К. тщательно изучал и руины светских строений в Шида-Картли и Квемо-Картли: крепостей, военных сооружений. К. спас ряд эпиграфических памятников, к-рые во время поездок по Картли он тщательно фиксировал и опубликовал с комментариями. В дек. 1911 г. К. написал небольшой очерк «Грузинский кафедрал VI в. в Тавридском Херсонесе» (Сагвтисметквело кребули (Богословский сборник). Тбилиси, 1981. № 12. С. 197-198), посвященный обнаруженным во время археологических раскопок в Херсонесе остаткам христ. церкви, имеющей черты груз. архитектуры. К. лично изучил детали, сфотографировал материалы, ознакомился с письменными источниками и составил план местности. В этом же очерке он привел греч. надпись, найденную на месте раскопок, к-рая подтвердила сообщение груз. летописей о том, что в VIII в. еп. Готский прп. Иоанн был хиротонисан в Мцхете.

Еп. Алавердский Кирион (Садзаглишвили). Фотография. 1898 г.
Еп. Алавердский Кирион (Садзаглишвили). Фотография. 1898 г.

Еп. Алавердский Кирион (Садзаглишвили). Фотография. 1898 г.

Особое значение К. придавал изучению источников. Он называл архив «правдивым летописцем истории», устами к-рого «глаголет истина, а глазами взирают на нас наши предки». Он проявил себя как кропотливый источниковед: его труды основаны на богатом документальном материале, собранном К. в архивах и мон-рях Москвы, С.-Петербурга, Тифлиса, Каменца-Подольска, Киева, Херсона, Орла, Ковно и др. (Бубулашвили. 2005. С. 20). В 1902-1903 гг. в газ. «Иверия» он опубликовал 10 «исторических известий» о различных груз. деятелях (царях Георгии V Блистательном, Баграте III, Баграте IV, царице Тамаре) и событиях груз. истории.

К. принадлежит ряд исследований обнаруженных им рукописей: в 1891 г. в ж. «Мцкемси» он поместил статью о Метехском Четвероевангелии 1049 г., к-рое было снабжено интересными колофонами (№ 18. С. 9-10), об этом памятнике К. писал также в «Духовном вестнике Грузинского Экзархата» (1892. № 10. С. 13-18). С именем К. связано и обнаружение одного из списков Посланий ап. Павла и т. н. Коридетского Четвероевангелия на греч. языке. Рукопись привлекла внимание зарубежных ученых. Нем. исследователь Г. Берман, работавший в то время в Тифлисе, послал ее проф. К. Грегори в Лейпцигский ун-т. Там она была опубликована в переводе на немецкий язык. Позже при содействии К. рукопись передали на хранение в Церковный музей (в наст. время в НЦРГ) (Церетели Г. Коридетская рукопись и ее византийский источник. Тифлис, 1937 (на груз. яз.)). Отдельное сочинение (1916) К. посвятил груз. переводам Лествицы (груз. «Клемакс») прп. Иоанна Лествичника.

Католикос-патриарх всей Грузии Кирион III (Садзаглишвили). Фотография. 1917–1918 гг.
Католикос-патриарх всей Грузии Кирион III (Садзаглишвили). Фотография. 1917–1918 гг.

Католикос-патриарх всей Грузии Кирион III (Садзаглишвили). Фотография. 1917–1918 гг.

К. профессионально интересовался легендами, сказками, народными песнями и т. д. Он организовал группу, куда вошли Г. Диасамидзе, Г. Кипшидзе и Д. Каричашвили; эти ученые ездили по Грузии и собирали фольклорный материал. Большое значение К. придавал изучению груз. музыки и духовных песнопений, он называл музыку «летописцем художественной истории народа, представляющей собой зеркало, в котором отражается жизнь, пройденная народом».

К. стремился сохранить родной язык и называл его «благословенным Богом священным храмом». По его мнению, «право на жизнь и деятельность на поприще истории имеет только тот народ, который постоянно защищает свой язык, нравы и обычай» (ЦГИАГ. Ф. 1458. Д. 77. Л. 4). Во время службы в разных районах Грузии К. собрал богатый лексический материал; впосл. его использовал прав. Евфимий Такаишвили во 2-м т. сб. «Дзвели Сакартвело» (Древняя Грузия).

Как исследователь церковной истории, К. особо интересовался изучением вопросов истории ГПЦ в XIX в., этому он посвятил монографию «Краткий очерк истории Грузинской Церкви и Экзархата в XIX в.» (1901), к-рая не утратила своей актуальности и по сей день, поскольку остается единственной обобщающей работой этого периода. Вызывают интерес труды К. о значении ГПЦ для Православия, об истории противостояния в Грузии Православия и ислама, о роли груз. монашества в истории ГПЦ, о груз. общинах в св. местах Востока, о присоединении Грузии к России, а также об истории Тифлисской ДС, Горийского ДУ, Осетинской духовной комиссии. Актуальностью выделяются статьи К., посвященные Абхазии. Особо следует отметить сочинения К. об истории армян и об Армянской Апостольской Церкви в Грузии и России.

Наиболее примечательным и известным среди трудов К. является его объемное, изданное на рус. языке соч. «Культурная роль Иверии в истории Руси» (1910), написанное в ссылке. Посредством изучения и сличения рус. и груз. источников автор пришел к заключению, что рус. летописцам были известны груз. источники. Труд имел большой резонанс: акад. А. А. Шахматов и польск. ученый проф. И. Козловский поставили в РАН вопрос о необходимости изучить и исследовать груз. источники и взгляды К. Интересен также труд, посвященный жизни отцов Киево-Печерской лавры (не изд.), в котором К. сравнивал Киево-Печерский патерик с аналогичным произведением, созданным в стенах мон-ря Шиомгвиме (ЦГИАГ. Ф. 1458. Д. 17. Л. 9).

Католикос-патриарх всей Грузии Кирион III (Садзаглишвили). Фотография. 1917 г.
Католикос-патриарх всей Грузии Кирион III (Садзаглишвили). Фотография. 1917 г.

Католикос-патриарх всей Грузии Кирион III (Садзаглишвили). Фотография. 1917 г.

К.- автор ряда историко-публицистических статей, написанных в форме диалога и рассчитанных на широкий круг читателей: к их числу относятся очерки, посвященные груз. царям и политическим деятелям Баграту III, Георгию V Блистательному, Липариту Багваши и др. Особого внимания заслуживают составленные К. жизнеописания деятелей и святых ГПЦ - вмц. Шушаник (1887), св. равноап. Нины (Мцкемси. Тифлис, 1888. № 16, 18; 1889. № 1, 4-6), царя св. Мириана (Там же. 1889. № 23-24; 1890. № 1-2), прп. Георгия Святогорца (Иверия. 1895. № 105. С. 1-2), царицы св. Тамары (Там же. № 116. С. 1-2), прп. Антония Марткопского (1899), мч. Або Тбилисского (1899), царя св. Давида IV Строителя (ДВГЭ. 1898. № 5. С. 16-22; Цнобис пурцели. Тифлис, 1899. № 789. С. 2-3; № 790. С. 3; № 791. С. 3-4 (отд. отт.: Тифлис, 1899)), прп. Давида Гареджийского (1901), Петра Ивера (Кавказ. 1901. № 280), прп. Стефана Хирсского (2001) и др. К. писал о роли иудеев в распространении мессианских идей в Др. Грузии и о перенесении ими в Мцхету хитона Господня (Мцкемси. Тифлис, 1888. № 1-3), об одном из гвоздей Креста Христова (Там же. 1892. № 1. С. 13-14; № 3/4. С. 21-22), о Камне благодати (1899), о кресте св. Нины (1912) и др. Речи, проповеди и поучения К., посвященные церковным праздникам, публиковались в газетах «Цнобис пурцели» (1898), «Иверия» (1904), в ж. «Светицховели» (1917, 1918), в Богословском сборнике (ГПЦ) (1985), в ж. «Джвари вазиса» (1988), в ж. «Сахалхо ганатлеба» (Народное образование) (1989), в «Сахалхо газети» (Народная газета) (1998), в ж. «Сапатриаркос уцкебани» (Вестник Патриархии) (2009) и др.

Отдельного внимания заслуживает рецензия К. на сочинение Тамарашвили «История католичества среди грузин» (Тифлис, 1902), получившая восторженные отклики грузинской общественности. Критически рассмотрев исследование и отметив уникальность обнаруженных автором документальных материалов, значительным образом обогативших грузинскую историографию, К. не поддержал некоторых выводов, сделанных автором, в частности о том, что после схизмы (в 1054) ГПЦ не отделилась от Римско-католической Церкви. Для подтверждения своего мнения Тамарашвили цитировал несколько грузинских источников XIII-XIV вв., в которых ГПЦ упоминалась вслед за Римско-католической Церковью. К. трактовал эти сведения как отражение ситуации до раскола Церквей.

К. активно сотрудничал с иностранными учеными. Итал. ученый свящ. Аурелиано Пальмеро, используя исторические источники и памятники груз. лит-ры, к-рыми снабжал его К., издал ряд исследований по истории ГПЦ в итал. ж. «Виссарион». При содействии К. он также намеревался работать над груз. переводом Библии.

Во 2-й пол. XX - нач. XXI в. интерес к научным трудам К. значительно возрос, его сочинения публиковались в периодических изданиях «Джвари вазиса», в Богословском сборнике (ГПЦ), «Литературули дзиебани», «Сапатриаркос уцкебани», «Историули мемквидреоба» (Исторические исследования), «Калмасоба», «Артануджи», «Сахалхо газети», «Сахалхо ганатлеба» и др. Среди неопубликованных сочинений К. заслуживает внимания монография, посвященная архиеп. Астраханскому и Кавказскому Гаию (Такаову), в основе к-рой лежат материалы из российских архивов; исследование о храме Пресв. Богородицы в Вале.

Соч.: Осетинские легенды // Мцкемси (Пастырь). Тифлис, 1885. № 21. С. 10-12 (на груз. яз.); К вопросу о груз. церк. историографии // Там же: Приб. к груз. изд. Тифлис, 1886. № 20, 21; 1887. № 2; Характер Грузинской (Иверской) Церкви и ее значение для Православия // Там же. 1886. № 3; Краткий очерк груз. церк. истории // Там же 1887. № 9-11; Трагедия-мистерия «Шушаника» из истории Грузии и Армении VI в.: Крит. эскиз // Кавк. обозр. Тифлис, 1887. № 21; Исторический очерк Оконской чудотворной иконы Божией Матери // Мцкемси: Приб. к груз. изд. 1890. № 12-15; Древнегруз. храмы и их ист. значение // Там же. 1891. № 19; Перевод священно-богослужебных книг на груз. язык и значение его для Церкви Грузинской // Там же. 1892. № 2-4; Двенадцативековая религиозная борьба правосл. Грузии с исламом // ДВГЭ. 1893. № 10. С. 17-23; № 11. С. 21-23; № 12. С. 2-10; № 19. С. 13-17; № 22. С. 8-14; № 23. С. 21-24 (отд. отт.: Тифлис, 1899); О груз. пении // Новое обозр. Тифлис, 1894. № 3601; Последний эпизод из вековой борьбы правосл. Грузии с мусульманами-шиитами // Мцкемси: Приб. к груз. изд. 1895. № 23-24; 1896. № 1-6; Речь о заслугах груз. монашества и мон-рей для Церкви и общества // ДВГЭ. 1895. № 12. С. 15-23; № 13. С. 44-21 (отд. отт.: Тифлис, 1899); Обозрение Карталинских церквей Высокопреосвященнейшим Владимиром, экзархом Грузии, с ист.-археол. замечаниями // Там же. 1897. № 12. С. 12-19; № 13. С. 18-26; № 15. С. 8-12; № 16. С. 23-26; № 17. С. 14-22; № 18. С. 14-23; Святой Або, мученик Тифлисский. Тифлис, 1899, 1998 (на рус. и груз. языках); Жизнь и подвиги св. Антония Столпника, чудотворца Марткопского. Тифлис, 1899, 1998 (на рус. и груз. языках); Св. Давид III Возобновитель, царь Грузии (1089-1125). Тифлис, 1899, 1998 (на рус. и груз. языках); Повествование о чудодейственном благодатном камне Давидо-Гареджийской пустыни. Тифлис, 1899; Назревший вопрос: Ко дню 100-летия присоединения Грузии к России, 1801-1901 гг. Тифлис, 1900; Давид Гараджели и его лавра. Тифлис, 1901; Краткий очерк истории Грузинской Церкви и Экзархата за XIX ст. Тифлис, 1901; Церковно-полит. сношения Грузии с единоверной Россией // ДВГЭ. 1901. № 17/18. С. 11-26; Ананурская Athechga // Весь Кавказ. Тифлис, 1903. № 1. Ч. 2. Отд. 2. С. 62-64; Колонизация армян в юго-зап. России. Каменец-Подольск, 1903; Народные обычаи и их значение: По поводу вопроса о деканозах // Весь Кавказ. Тифлис, 1903. № 1. Ч. 2. Отд. 3. С. 38-50; Новый вариант творения А. С. Грибоедова // Там же. С. 5-7; Состояние христианства в Абхазии в первой четверти XIX столетия и попытка организации в ней миссионерского дела в 1831-1834 гг. // Там же. Отд. 2. С. 58-61; Харистикарная система и ее влияние на церковно-поземельные отношения в древней Грузии // Там же. Отд. 6. С. 7-15; Замечательная Карловацкая плащаница 1756 г. // Херсонские ЕВ. 1904. № 10. Приб. С. 277-282; Армяно-татарское столкновение перед судом истории. СПб., 1905; Иверийцы как пилигримы и основатели обителей в святых местах Востока. Тифлис, 1905 (То же // История Грузинской Церкви XX-XXI вв. Тбилиси, 2008. Т. 2. С. 249-254); Казбегский миссионер, иером. кн. Виссарион Павленишвили. СПб., 1905; О паломничестве грузин в святые места // Кавк. край. 1905. № 12; Церк.-ист. очерк основания в Херсоне викариатства и его жизнедеятельность: По поводу его 50-летия, 1853-1903 гг. Од., 1905; Абхазия: Церковно-ист. эскиз. СПб., 1906 (То же // Гамахария Д. Святой священномученик Кирион II (Садзаглишвили) и Абхазия. Тбилиси, 2006. С. 423-428); Принятие арм. архиеп. Миною православия в 1740 г. // Отголоски. Тифлис, 1906. № 12; Четыре доклада в пользу Груз. Церк. автокефалии // Журналы и протоколы заседаний Предсоборного Присутствия. СПб., 1907. Т. 3. С. 43-58; Культурная роль Иверии в истории Руси. Тифлис, 1910. Тбилиси, 2010; Крест св. Нины в связи с вопросом о значении креста в древности. Х., 1912. (Крест в мире языческом и христианском; 1); Материалы для груз. словаря // Такаишвили. Древняя Грузия. 1913. Т. 2. Ч. 3. С. 1-27; Материалы для истории Армяно-Григорянской Церкви в России // Закавказская речь. 1914. № 17; Грузинские фемы в Византии: Халдия и Иверия. Полоцк, 1916; Клемакс св. Иоанна на груз. языке: Крит. обзор. Полоцк, 1916; Обилие церк. древностей в России и настоятельная необходимость открытия кафедр археологии в семинариях // Он же. Санаксарские этюды. Витебск, 1916; Страдная эпоха (XVIII в.) рус. монашества и его поборник Феодор Ушаков // Там же; Преподобный Стефан и основанный им Хирсский мон-рь / Сост., пер. на рус. яз.: М. Чабашвили. Тбилиси, 1998, 2001 (на груз. и рус. языках); Об автокефалии Груз. Апостольской Православной Церкви: По арх. мат-лам 1906 г. / Сост.: Л. Хундадзе, Т. Гогочашвили. Тбилиси, 2005 (на груз. яз.); О христианской, свободной, независимой Грузии / Сост.: Л. Хундадзе, И. Абуладзе. Тбилиси, 2005 (на груз. яз.); Ахтальский мон-рь [Ахтальский во имя Успения Пресв. Богородицы мон-рь и окружающие его святыни] / Сост.: Э. Бубулашвили, З. Схиртладзе. Тбилиси, 2005; Письма, статьи / Сост.: Н. Букиа, Н. Мегрелаури. Тбилиси, 2006 (на груз. яз.); Католикосы-патриархи всей Грузии в 1917-1927 гг.: Письма / Сост., предисл.: Л. Гигинеишвили. Тбилиси, 2010 (на груз. яз.).
Ист.: Натроев А. Наречение и посвящение во еп. Алавердского настоятеля Квабтахевского мон-ря // ДВГЭ. 1898. № 17. С. 7-14; он же. Биографические сведения о Преосвященном Кирионе, еп. Алавердском // Там же. С. 14-18; Дурново Н. Судьбы Грузинской Церкви: По вопросу о груз. церк. автокефалии. М., 1907; Клдиашвили Д. На дороге моей жизни. Тбилиси, 1968 (на груз. яз.).
Лит.: История Груз. иерархии с присовокуплением обращения в христианство Осетии и др. горских народов, по 1-е генваря 1825 г. М., 1826. С. 85; Джанашвили М. Его Святейшество Кирион, Блаженнейший и Светлейший католикос-патриарх всей Грузии. Тифлис, 1917 (на груз. яз.); Келенджеридзе М. Правда об автокефалии Грузинской Церкви. Кутаис, 1918 (на груз. яз.); Абрамишвили Э. Частный архивный фонд Кириона: Обзор // Мравалтави (Многоглав). Тбилиси, 1971. Вып. 1. С. 356-380 (на груз. яз.); Вардосанидзе С. Кирион II, Святейший и Блаженнейший католикос-патриарх всей Грузии (1917-1918). Озургети, 1994 (на груз. яз.); Бубулашвили Э. Восстановление автокефалии Грузинской Церкви и декларация независимости Грузии // Христианство в Грузии: Сб. Тбилиси, 2000. С. 40-62 (на груз. яз.); он же. Введение // Ахтальский мон-рь / Сост.: Э. Бубулашвили, З. Схиртладзе. Тбилиси, 2005. С. 5-30; Вардосанидзе С., Анания (Джапаридзе), еп. Грузинская Православная Автокефальная Церковь, 1917-1952. Тбилиси, 2001 (на груз. яз.); Кокрашвили Х. Национально-общественное и ист. мнение о католикосе-патриархе всей Грузии Кирионе II: Дис. Тбилиси, 2001 (на груз. яз.); Гамахария Д. Святой священномученик Кирион II (Садзаглишвили) и Абхазия. Тбилиси, 2006 (на груз. яз.); он же. Неизвестные документы сщмч. Кириона II по материалам Тбилисской охранки // Центр истории и археологии Горийского ун-та: Сб. трудов. Тбилиси, 2011. № 2. С. 12-26 (на груз. яз.); Хижий М. Л. Православие и идеология правого радикализма в нач. XX ст. в России: Дис. СПб., 2006; Кикнадзе В. Жизнь и деятельность католикоса-патриарха Кириона II // Он же. Проблематика народа и человека в трудах груз. религ. деятелей XIX в. Тбилиси, 2009. С. 69-161 (на груз. яз.); Мельникова И. Е. К истории восстановления автокефалии Грузинской Церкви 12 марта 1917 г. // ЕжБК. 2009. Т. 1. С. 398-404; она же. Некоторые малоизвестные обстоятельства из жизнеописания еп. Кириона (Садзаглишвили) // Там же. 2010. Т. 1. С. 415-417; она же. Некоторые сведения о начале духовного служения Католикоса-Патриарха Кириона (Садзаглишвили) // Там же. 2012. Т. 1. С. 58-65; Бурдули Г. Еп. Кирион в Отчетах заседаний Предсоборного присутствия Русской Церкви, 1906 г. Тбилиси, 2010 (на груз. яз.); Алибегашвили К. Святейший и Блаженнейший католикос-патриарх всей Грузии Кирион II: Библиография. Тбилиси, 2011 (на груз. яз.); Мельникова И. Е., Олевская В. В. Из истории пребывания еп. Кириона (Садзаглишвили) на покое в период 1908-1910 гг. // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2011. Вып. 6(43). С. 50-57; Тигинашвили Г. Святейший и Блаженнейший Кирион II и груз. общество. Тбилиси, 2011 (на груз. яз.).
Н. Т.-М.
Ключевые слова:
Католикосы-Патриархи Грузинской Православной Церкви Святые Грузинской Православной Церкви Грузинская Православная Церковь Священномученики Грузинской Православной Церкви Кирион III (II) (Садзаглишвили (Садзагелов, Садзегели) Георгий Иеронимович; 1855-1918), священномученик Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 27 июня), католикос-патриарх всей Грузии (1917-1918), автор научных трудов по истории и духовной лит-ре Грузии и ГПЦ
См.также:
АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая)
АМВРОСИЙ (Хелая Виссарион; 1861-1927), Католикос-Патриарх Грузии, исп. (пам. груз. 16 марта)
ГРИГОРИЙ (Перадзе Григол Романозович; Иверийский; 1899 -1942, концлагерь Освенцим, Польша), архим., сщмч. Грузинской и Польской Церквей (пам. груз. 23 нояб.)
ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820)
ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.)
ЕВФИМИЙ (Шервашидзе) (1746 - 1822), митр. Гелатский (Гаенатский) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (1776/78-1820), политический деятель, сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 21 апр.)
ИОАНН IV ОКРОПИРИ [Златоуст; Иоанн Окропири I], свт. (пам. груз. 3 марта) Грузинской Православной Церкви, католикос-патриарх всей Грузии (ок. 980-1001)
КОСМА († 1735), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 18 июля)
НАЗАРИЙ священномученики Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), расстрелянные 2 сент. 1924 г. в окрестностях Кутаиса (пам. груз. 14 авг.)
АБИАТАР (Авиафар Мцхетский; 1-я пол. IV в.), святой Грузинской Православной Церкви