[Груз. ნიჟოზი], муж. монастырь (V - нач. XIX в.; ныне 2 мон-ря: в 1995 возрожден муж. мон-рь, в 2006 основан женский, оба во имя первомч. Раждена), кафедра Никозской (с 1995 Никозско-Цхинвальской) епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), архитектурный комплекс, памятник истории культуры Грузии. Расположен в с. Земо-Никози, на возвышенности, на правом берегу р. Б. Лиахви, в 1 км от Цхинвали. По историческим источникам, кафоликон Н. выстроен царем Картли св. Вахтангом Горгасали на месте упокоения груз. первомч. Раждена (Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали // КЦ. 1955. Т. 1. С. 199; Мученичество и заслуги святого великомученика Раждена // ПДГАЛ. 1989. Т. 5. С. 78-79).
включает кафоликон Гвтаеба, освященный в честь Вознесения Господня (V, X, XIV-XV вв.), ц. во имя св. Архангелов (X в.), колокольню (XIV-XV или XVI-XVII вв.), архиерейский дворец (X-XI вв.), жилые постройки и ограду. В древности ограда монастыря охватывала более обширную территорию. В наст. время ц. во имя св. Архангелов находится вне территории монастырского комплекса Н., среди жилых домов. Все остальные строения объединены оградой, с запада от кафоликона расположена колокольня. Кафоликон дополнительно огорожен с севера, юга и востока, что отделяет его от муж. и жен. мон-рей. Сев.-зап. внутренней дверью храм Гвтаеба связан с муж. и жен. мон-рями, которые расположены к юго-востоку и к северу от него. Оба мон-ря имеют отдельный вход: жен. мон-рь - с северо-запада, мужской - с юго-востока. Новая ограда в юж. части выстроена на основе фундамента древней, с вост. стороны от угла дворца она следует параллельно вост. стене кафоликона. На расстоянии 30-40 м от вост. участка ограды, у ручья в подножии склона, сохранились фрагменты древней каменной ограды. Это позволяет сделать предположение о том, что в древности территория Н. охватывала весь склон. С юга от кафоликона также заметны фрагменты каменных сооружений - очевидно, юж. участка ограды (Рчеулишвили. 1994. С. 100).
Кафоликон Гвтаеба, ныне купольная церковь (16,7×11,15 м), изначально был трехнефной базиликой, вписанной в прямоугольник. Особый эффект фасаду придает красочность использованных в кладке камней, которые также обозначают хронологические слои строительства церкви: принадлежащие ранней церкви - светло-песочного цвета, более поздние - темно-красного (цвета вина), XIV-XV вв.- темно-серого.
Фрагменты церкви V в. сохранились в вост. части совр. храма: это конха и пастофории, которые представляли собой самостоятельные, не связанные с алтарем пространства с отдельными входами с западной стороны; арочные проемы входов в пастофории резко выраженной подковообразной формы; триумфальная арка; замурованный северо-восточный вход в церковь. Древнему строению также принадлежат тесаные камни светло-песочного цвета в нижней части восточного фасада, в вост. и нижней частях юж. и сев. фасадов; зубчатый карниз подковообразной формы в вост. части и в юго-вост. углу здания. Форма первоначального широкого подковообразного окна на вост. стороне заметна как в интерьере, так и на фасаде, оно было прорезано немного выше современного; подковообразный архивольт окна повторяет орнамент карниза. Сохранилась надпись над древним окном, выполненная асомтаврули: «Христос, Святая Троица, Захарию первоепископа помилуй» (Brosset. 1851. Р. 55; Меписашвили, Цинцадзе. 1975. С. 12; КГН. 1980. Т. 1. С. 70-71; Мегрелидзе. 1984. С. 146-147).
Согласно ктиторской надписи в верхнем вост. углу на юж. фасаде, в которой упоминается строитель церкви еп. Никозский Михаил, 2-й этап строительства церкви относится к X в. (Меписашвили, Цинцадзе. 1975. С. 70-71; КГН. 1980. Т. 1. С. 70-71; Мегрелидзе. 1984. С. 147). К X в. относится большая часть других сохранившихся надписей храма Гвтаеба. Они выполнены разным письмом. Примечательна надпись на зап. стене над окном (не читалась уже во времена Броссе), высеченная на квадратной плите песочного цвета,- акростих, выполненный смешанным письмом - нусхури и асомтаврули (Brosset. 1851. Р. 55; Мегрелидзе. 1984. С. 145-146). Надписи, содержащие просьбы о молении, сохранились на юж. фасаде справа, в нижней части портала входа. В них, выполненных письмом асомтаврули, упоминаются имена Георгия и Вениамина (Мегрелидзе. 1984. С. 147-148).
X веком датируется рельеф, помещенный на квадратной плите светло-песочного цвета. Первоначально здесь, очевидно, находился триптих, от к-рого сохранились центральная и правая части. В центральной части помещен рельеф Голгофского Креста. Правая створка изборождена линиями, изображение сохранилось плохо. Возможно, здесь были композиция «Древо жизни» или изображение архидиак. первомч. Стефана (это предположение основано на упоминании в приписке на плите имени первомученика, к которому обращаются с просьбой о молении некие Констант Амзасдзе и Захария Карабаги). В одно из окон юж. части барабана изнутри вставлен архивольт окна, к-рый также относится к X в.
В XI в. в храме из тедзамского зеленоватого туфа на высоком художественном уровне была выполнена алтарная преграда. Вид камня, характер сечения и орнамент имеют аналоги среди алтарных преград, к-рые в XI в. украшали значимые церкви Грузии: мцхетский кафедральный собор Светицховели, Алавердский собор в честь Воздвижения Креста Господня, кафоликоны мон-рей Самтавро, Сапара. Над окном зап. фасада церкви сохранились 2 фрагмента преграды. Первый фрагмент представлял собой обрамление базисной плиты преграды в виде кругового орнамента с ковровым покрытием. Второй - плита, на которой была помещена композиция. Сохранились обрамление композиции и ноги 2 фигур ниже колен: левая фигура предположительно принадлежит Спасителю (стоит на небольшом возвышении); стоящая справа фигура обращена к ней. На раме между растительным орнаментом и плетеным валиком читается надпись, выполненная письмом асомтаврули: «Кобул Эристави». Считается, что речь идет о Кобуле, сыне царя Адарнасе, впосл. принявшем имя эрисмтавара Степаноза II, к-рый был упомянут в надписях церкви Ботсвиджвари близ Н. (Мегрелидзе. 1984. С. 147). В 20-30-х гг. XI в., по мнению Г. Гагошидзе, сын Кобула занимался украшением Н.
В XIV-XV вв. кафоликон был основательно перестроен, базилика приняла вид купольного храма. Благодаря единому открытому подкупольному пространству изменения были не так заметны в интерьере; однако в плане и общих формах церкви стали очевидными удлинение оси с запада на восток и выравнивание пропорций отдельных частей церкви. Алтарь был выполнен в виде подковообразной в плане апсиды, пастофории стали прямоугольными и были закрыты сводами. В глубокой виме с обеих сторон была вырезана широкая арка, объединяющая алтарь в единое пространство. В алтаре под окном устроена скамья. Купол с востока получил опоры на выступы, с запада - на столбы. В низком широком барабане были прорезаны 8 узких арочных окон. Переход от подкупольного пространства к куполу выполнен с помощью парусов. Впечатление единого, устремленного ввысь пространства интерьера создали подкупольные стрельчатые арки, возвышенные боковые рукава, а также высокие арки, проходящие через пастофории от зап. рукава между боковых нефов и от боковых нефов. Здание хорошо освещено благодаря широким окнам - 3 в алтаре и по одному на фасадах. В наст. время есть 2 входа: с запада (главный) и с юга.
В интерьере церковь почти полностью оштукатурена, однако в куполе и в углах арок и стен видна ровная кладка темным тесаным камнем. Престол в алтаре каменный: на трапециевидном (сужен сверху вниз) камне со всех сторон высечены кресты. С вост. стороны юж. столба из кирпича был выстроен киворий над архиерейским местом (датируется временем обновления храма, XIV-XV вв.). Он прямоугольной формы, с открытым навесом и небольшим куполом над ним, с 3 сторон открывается стрельчатыми арками. С вост. стороны арка опирается на овальный камень, украшенный простым орнаментом из борозд. В интерьере сохранилось множество надгробных плит XIX в., на которых высечены имена князей Мачабели и Павленишвили (Мегрелидзе. 1984. С. 142-145, 150-152).
Композиция украшения сев. окна составлена из спаренных валиков и капителей с резьбой, традиционна для XIV-XV вв. Непривычными для этого времени считаются форма низкого и широкого купола кафоликона и характер убранства барабана (обведен аркадой), сходные с аналогичными элементами Архангельской ц. Н. и, очевидно, заимствованные у нее. Аркаду создает простой рельефный валик. На всех 4 ребрах крыши установлены головы овец. Порталы входов украшены рамами с ковровым орнаментом, определенную композицию создают парные колонны с капителями и опирающиеся на них простые валиковые арки. Рядом с южным входом помещено рельефное изображение модели зальной церкви. На зап. участке юж. фасада не к месту вставлен темный горизонтальный камень, на нем высечены 3 креста: средний 8-конечный, сравнительно небольшого размера, по бокам от него - кресты в медальонах. С обеих сторон зап. входа оставлены фрезерованные гнезда прямоугольной формы. Карниз простой. До 80-х гг. XX в. вокруг кафоликона можно было найти камни с рельефами - напр., в исследовательской лит-ре описан камень с рельефным изображением вмч. Георгия (Brosset. 1851. Р. 55; Мегрелидзе. 1984. С. 148).
В 1888-1896 гг. была произведена реставрация кафоликона. В интерьере церкви на мраморной плите, помещенной на сев. стене (к западу от замурованной двери), сохранилась надпись на груз. и рус. языках, датируемая 3 авг. 1889 г., в которой сказано, что храм был «восстановлен и украшен» при помощи жителей с. Земо-Никози и «на пожертвования других лиц». В надписи содержится молитвенное обращение к первомч. Раждену и упомянуты «маршал Горийского уезда» (გორის მაზრის მარშალი) И. Д. Сулханишвили, инспектор Горийского ДУ Г. И. Садзагелов (впосл. католикос-патриарх Грузии Кирион III (II) (Садзаглишвили)), дворянин З. В. Павленишвили и никозский свящ. Иоанн Давиташвили (Мегрелидзе. 1984. С. 141). Все окна, кроме северного, были увеличены в размере, им вместо арочной придали прямоугольную форму (Уварова. 1894. С. 179-180). Плиту из алтарной преграды XI в., к-рая лежала подле храма, вставили в зап. фасад. Церковь была покрыта лещадным камнем, на куполе окончания камней в нижнем ряду были выполнены в виде многочисленных полукругов, напоминающих лепестки цветов. Во время реставрации 90-х гг. XX в. церковь покрыли жестью.
Церковь святых Архангелов (8,5×5,3 м) расположена на небольшом холме, на старом кладбище с. Земо-Никози, в 200 м к юго-востоку от кафоликона Н. Это купольный храм, не подвергавшийся перестройкам и хорошо сохранившийся; ограда утрачена. Согласно пространной 5-строчной надписи, выполненной асомтаврули на архитраве сев. входа, церковь возвел еп. Никозский Михаил (тот же, что упом. и в ктиторской надписи кафоликона) «во имя Господа»; надпись палеографически датируется X в. (Brosset. 1851. Р. 54; КГН. 1980. Т. 1. С. 185-186; Мегрелидзе. 1984. С. 133-134; Описание памятников истории. 1990. С. 68; Рчеулишвили. 1994. С. 85-86; Генгиури. 2005. С. 49). В надписи на сев. участке барабана возле окна упоминается племянник еп. Михаила (КГН. 1980. Т. 1. С. 186-187; Мегрелидзе. 1984. С. 135; Рчеулишвили. 1994. С. 86; Генгиури. 2005. С. 49). Надписи, выполненные асомтаврули, находились также на зап. участке барабана над окном и на западе от юж. входа - их не удается прочитать полностью (Мегрелидзе. 1984. С. 135).
Церковь имеет 3 входа - с запада, севера и юга. В плане это крест, вписанный в прямоугольник, с выступающей апсидой на востоке (1,7 м). Церковь сложная по планировке, вместе с тем конструктивно и художественно это цельное здание, один из интересных образцов «купольного зала». Во внешних формах выделены боковые перекладины креста. Купол воспринимается как несоразмерно большой по сравнению с основным корпусом церкви. Здание стоит на высоком профилированном цоколе. Построено из тесаного базальта темно-красного, песочного и серого цвета.
Украшение барабана составляет ряд из 6 арок (в 4 прорезаны окна, 2 глухие), к-рые опираются на спаренные колонны с прямоугольной базой и капителью. На капителях помещены геометрические фигуры, а также изображения животных и людей. Среди них (на юго-западе) примечательны 2 муж. образа с возведенными к небу в молитве руками. Предположительно это строители церкви (История в лицах. 2018. Т. 1). На всех участках сохранившегося карниза высечены орнаменты, которые, возможно, были выполнены уже после постройки церкви (Описание памятников истории. 1990. С. 68). Зап. притвор также украшен. Считается, что он был открытым и арочным: по обе стороны от входа сохранились кронштейны и выпуклые колонны с орнаментированным базисом и капителью; вокруг входа выступает широкая ступень, колонны примыкают непосредственно к ней, а не к стене церкви, как в юж. и сев. входах. В вост. части сев. входа на плите из темного камня помещено необычное рельефное изображение вмч. Георгия: святой сидит на коне, за его спиной - дракон и солнечный диск. Считается, что наличие диска рядом со святым связано с дохрист. символикой. Разноцветные камни, орнаменты и надписи в нек-рых случаях расположены в определенном порядке. Чередование цветов камня, а также рельефы придают церкви художественный и живописный вид, это сближает ее с памятниками южногруз. пров. Тао-Кларджети.
В интерьере на продольных стенах арочные проемы разных размеров: средние - более высокие и стрельчатые, по бокам - относительно малых размеров, подковообразной формы. Средние проемы - глубокие и широкие, в них сделаны входы; восточные - служат пастофориями. Переход от подкупольного пространства к барабану осуществлен с помощью парусов и тромпов. Церковь скудно освещена: по окну расположено в пастофориях и в апсиде и 4 - в барабане. Алтарь поднят на ступень. С юга сохранился фрагмент древней алтарной преграды - это низкая каменная плита с пьедесталом в арке, внутри к-рого помещен крест. Церковь не была оштукатурена. Подкупольное пространство декоративно оформлено 3-ступенчатыми валиками на пилястрах и арками. Ряд зубчатых арок переходит через триумфальную арку, подобный орнамент повторяется на фасаде (Описание памятников истории. 1990. С. 68).
Колокольня находится в сев.-зап. углу территории Н. внутри ограды, которая примыкает к колокольне с 2 сторон (Уварова. 1894. С. 180-181; Цинцадзе. 1955. С. 246; Беридзе. 1956. С. 41; Меписашвили, Цинцадзе. 1975. С. 11-13, 70-74; Iidem. 1977. P. 56-57; Описание памятников истории. 1990. С. 69). По мнению одних ученых, колокольня построена в XIV-XV вв., во время основательной переделки Гвтаеба (Меписашвили, Цинцадзе. 1975. С. 70), по мнению других - в XVI-XVII вв. (Описание памятников истории. 1990. С. 69). На сев. стороне вост. фасада сохранилась надпись, в которой упомянуты каменщики Мемарнишвили и Гиорги Гвритишвили (Brosset. 1851. Р. 55-56; Мегрелидзе. 1984. С. 155). Они же упомянуты в надписи внутри колокольни (по обе стороны на вост. стене) (Там же. С. 155). Посередине колокольни находилась надпись (в сер. 80-х гг. XX в. текст уже не читался), в к-рой был упомянут ее строитель Тохар (или Тухар) (Brosset. 1851. Р. 56; Мегрелидзе. 1984. С. 59).
Колокольня представляет собой прямоугольное в плане 2-этажное здание типа башни (5,45×5,35 м). Этажи визуально не отделены друг от друга. Первый этаж - это ворота. Арка прорезана почти по всей ширине здания, сверху проходит 2-ступенчатый угловой простой валик. Перекрытие 1-го этажа сводчатое. Второй этаж представляет собой беседку, с 4 сторон открытую спаренными окнами, между которыми находятся небольшие колонны с простой базой и капителью. Этажи связаны внешней лестницей, к-рая расположена в юго-зап. углу, около ограды. Лестничные клетки устроены открытыми нишами в виде стрельчатых арок, над одной из арок на красном камне помещен рельефный равноконечный крест. Интересно перекрытие колокольни, не имеющее аналога в груз. архитектуре: все фасады увенчаны наклонными фронтонами, плоскости к-рых, ромбовидной формы, создают купол в виде конуса. У всех 4 фронтонов простые профилированные карнизы, на ребрах помещены рельефные изображения овец. Фасады колокольни вместе с плоскостями перекрытия отделаны тесаным камнем серого цвета. На зап. фасаде, на верхушке фронтона, вставлена плита светло-песочного цвета, на к-рой изображен рельефный крест. На этом же фасаде, над арочным входом, помещены 3 креста, 2 из них болнисские, 3-й находится между ними - это относительно большое изображение, высеченное широкой бороздой. Во фронтоне вост. фасада также помещен рельефный крест.
Архиерейский дворец (внутренние размеры 11,2×21 м) расположен у ограды (зап. стена дворца включена в ограду), с вост. стороны территории мон-ря, на склоне; юж. и сев. части фундамента находятся на разных уровнях (Уварова. 1894. С. 180-181; Меписашвили, Цинцадзе. 1975. С. 11-13, 70-74; Описание памятников истории. 1990. С. 69; Рчеулишвили. 1994. С. 90-103). Его датируют X-XI вв. (Описание памятников истории. 1990. С. 69). Это прямоугольное в плане 2-этажное здание, главный вход расположен с сев. стороны (арочный, украшен кирпичным порталом; над ним на уровне 2-го этажа кирпичом выведена 5-зубчатая арка, опирающаяся на кирпичные колонны), малый вход - в вост. части юж. стены. Дворец построен булыжным камнем, конструктивные детали - точеным камнем, наличники окон и дверей выведены кирпичом. Кирпич придает зданию определенную художественность. Первый этаж - малоосвещенное помещение (по 2 окна находятся с юж. и вост. стороны). Интерьер украшен встроенным в юж. стену кирпичным монументальным камином, полукруглым в плане, и кирпичной аркой, обращенной к залу. Камин меньших размеров находится на 2-м этаже. Дымоход, сужающийся кверху, снаружи примыкает к зданию (Меписашвили, Цинцадзе. 1975. С. 73-74; Рчеулишвили. 1994. С. 101-102). Второй этаж более праздничный; в юж. и сев. стенах - по 4 окна, в западной - 2, в восточной - одно. По всему сев. фасаду был устроен деревянный балкон. На уровне подвала пекарня (Рчеулишвили. 1994. С. 101). В 2007 г. дворец был восстановлен: возведен балкон, 2-й этаж перекрыт, на уровне 3-го этажа устроен чердак. Во время военных действий 2008 г. снаряд значительно повредил его, в 2008-2009 гг. дворец вновь восстановлен.
Святыни Н. не сохранились, они известны по отчетам и описям путешественников и исследователей XIX-XX вв. (Кирион III (II) (Садзаглишвили). 1888. С. 3-4; он же. 1897. С. 13-14; Мегрелидзе. 1984. С. 158-161; Бочоридзе. 2011. С. 327, 356). Главной святыней Н. являются мощи первомч. Раждена, скрытые под спудом в храме Гвтаеба. В южной части восточного фасада расположена полка в человеческий рост, к-рая была высечена после постройки церкви. В интерьере в аналогичном месте (в юго-вост. части стены, у входа в диаконник) с древности помещена храмовая икона первомч. Раждена. Возможно, это указание на местоположение мощей.
В храме Гвтаеба также хранилась часть Животворящего Креста Господня, присланная, по преданию, визант. имп. Константином I, которая пропала в 1798 г., в результате чего еп. Никозский Афанасий (1788-1804) был уволен от управления епархией царем Картли-Кахети Георгием XII (Кирион III (II) (Садзаглишвили). 1897. С. 13-14). Никозский свящ. Иоанн Давиташвили видел в стене церкви Гвтаеба архиерейские посох и орлец (Священник храма Никози... // Иверия. 1889. № 115, 6 июня. С. 2).
После реставрации храма Гвтаеба в 1889 г. древние иконы были перенесены в ц. св. Архангелов, новые иконы для храма написал Г. Патканов (Пурцеладзе Е. Земо-Никози // Иверия. 1890. № 180, 22 авг. С. 2). По описанию, живописные иконы св. Нины и св. Иоанна Предтечи «были великолепными образцами древнегрузинской иконописи», отличались изысканностью и мастерством исполнения. Также упоминаются 2 иконы из ц. св. Архангелов - Спасителя и Пресв. Богородицы и икона ап. Иоанна Богослова (Кирион III (II) (Садзаглишвили). 1888. С. 4). В 50-х гг. XX в. этих икон в ц. св. Архангелов уже не было, сохранилась только икона святых Давида и Константина Аргветских; утварь храма хранилась в семье местного жителя (Мегрелидзе. 1984. С. 158). В списке предметов, привезенных в нач. XX в. из Шида-Картли, упоминается небольшая (9×5 см) икона св. апостола Андрея из храма Гвтаеба - «образец афонского искусства» (Бочоридзе. 2011. С. 327).