Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НИКОЗСКАЯ ЕПАРХИЯ
50, С. 53-59 опубликовано: 6 октября 2022г.


НИКОЗСКАЯ ЕПАРХИЯ

[Груз. ნიჟოზის ეპარჟია] (2-я пол. V или нач. VI в.- 1811, с 1995 Никозская и Цхинвальская) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрой в мон-ре Никози.

География

Н. е. занимала территории исторических груз. провинций Шида-Картли (Вост. Грузия), Двалети (котловина между Сбавским (Сбайским) и Мамисонским перевалами, входила в состав Картли, ныне - юж. часть Алагирского р-на Сев. Осетии), Рача-Сванети (верховья р. Риони, сев. часть Зап. Грузии) и территорию Осетии (ныне Сев. Осетия и часть Кабардино-Балкарии). Наиболее ранние сведения о границах епархии относятся к XVI-XVIII вв. По описанию груз. царевича Вахушти Багратиони, Никозский епископ (никозели) являлся «пастырем кавказцев (имеются в виду народы Сев. Кавказа.- Авт.), двалов (одни ученые считают их племенами занского происхождения, другие - вайнахского.- Авт.), [страна которых] ныне Осетией называется, вместе с Глола и Геби (селения, ныне - в муниципалитете Они; в средние века охватывали территории соседних поселений.- Авт.)» (Вахушти Багратиони. 1904. С. 87; Он же. 1973. С. 370). Документы и эпиграфические источники позволяют уточнить эти данные. Согласно одному документу (Копия мцхетской грамоты № 433 // ИВР РАН. H 6 (G29b; H 46) - 51. Л. 93a), который на основании содержания датируют временем до нач. XVI в., в пределы Н. е. входили села в Шида-Картли: Земо-Никози и Квемо-Никози, Земо-Хвити и Квемо-Хвити, Тбети, Боцисджвари, Сабацминда, Свери (в верхнем и среднем течении р. Б. Лиахви (Диди-Лиахви), близ совр. г. Цхинвали), а также вся пров. Двалети и вся Осетия до границ Сванети (Какабадзе. 1967. С. 340). Т. о., становится понятно, что никозели окормлял также и часть Лиахвского ущелья, соединявшую мон-рь Никози с паствой на северо-западе. Примечательной является надпись 914 г. на юж. фасаде церкви Эредви во имя вмч. Георгия, где сказано, что фундамент храма был заложен в 906 г. зодчим Тевдоре Таплаисдзе «по замыслу никозели - блаженного епископа Степане», когда «Картли правил Иване Тбели, а архиепископом (т. е. Самтаврским архиереем.- Авт.) был блаженный Кваркваре» (КГН. 1980. Т. 1. С. 170-172). Следовательно, в нач. X в. жители территории по нижнему течению р. М. Лиахви (Патара-Лиахви), где было расположено с. Эредви, также входили в паству никозели. В более позднее время ущелье р. М. Лиахви находилось в пределах Самтаврской епархии ГПЦ.

Зап. и юго-зап. границы Н. е. проходили по хребту Шода-Кедела в сев. отрогах Лихского хребта, где территории Н. е. граничили с землями Кутаисской епархии ГПЦ. В сер. XVI в. верховья рек Риони, Чанчахи, Гарула и Джеджора перешли под юрисдикцию новообразованной Никорцминдской епархии ГПЦ и граница отодвинулась на восток, к Главному Кавказскому хребту. На севере, согласно сведениям Вахушти Багратиони, никозели окормлял территории до южнорус. равнин - границ Аланской епархии К-польского Патриархата. Изменения на сев. границах Н. е. произошли в нач. XVII в., когда зап. часть Двалети отошла к груз. царству Имерети (Зап. Грузия). В титулатуре светских и церковных властителей того времени появились определения: «владетель Овсети и Двалети», «кормчий овсов и двалов» (Дарственная грамота царя Имерети Александра III (1639-1660) цихистави (коменданту крепости) Иоанну Омадмадидзе, 1659 г. // Какабадзе. 1925. С. 91; Дарственная грамота Вамека Дадиани Бичвинтскому храму, 1660-1662 гг. // ПГП. 1977. Т. 6. С. 671; Дарственная грамота католикоса-патриарха Зап. Грузии Виссариона (Эристави) Бичвинтскому храму, 1755 г. // Какабадзе. 1921. Т. 2. С. 7; Дарственная грамота католикоса-патриарха Зап. Грузии Виссариона (Эристави) иеромонаху Сенакской церкви Георгию (Кавтарии), 1762 г. // Исторические док-ты царства Имерети. 1958. Т. 1. С. 105-106), что свидетельствует о стремлении католикосов-патриархов Зап. Грузии (Абхазских) окормлять территории, считавшиеся принадлежавшими Н. е. Возможно, в XVII-XVIII вв. церковные границы в Двалети совпадали с государственно-адм. границами груз. царств, т. е. вост. часть, остававшаяся в составе Картли, считалась уделом никозели, а зап. часть, оказавшаяся в Имерети,- Абхазского (Западногрузинского) Католикосата ГПЦ. На востоке Хохский хребет отделял Н. е. от пров. Хеви, владений мцхетского кафедрального собора Светицховели (периодически Хеви оказывалась в составе Цилканской епaрхии ГПЦ). С юга по высотам, разделяющим ущелья рек Кешельта и Паца от Б. Лиахви, Н. е. граничила с Урбнисской епархией ГПЦ; некоторые селения южнее этой линии также принадлежали никозели.

Крестьянами и землями на территории Н. е. владели: католикосы-патриархи Вост. Грузии (Мцхетские) - в селениях Земо-Никози, Квемо-Никози, Земо-Хвити (Список крепостных католикоса и Светицховели с припиской-распоряжением царя Картли Вахтанга VI, 1720 г. // Док-ты по соц. истории Грузии. 1940. Т. 1. С. 184; Реестр крепостных католикоса и его азнауров, 1789 г. // ПГП. 1970. Т. 3. С. 991); Тирский мон-рь (входил в юрисдикцию Урбнисской епархии) - в ущелье Жгеле (в Двалети) и в ущелье р. Б. Лиахви, в т. ч. в Хвити и Никози (Дарственная грамота моларетухуцеси (казначея) Хелы Тавхелидзе тирской церкви Богоматери, 1432 г. // Корпус груз. ист. документов. 2013. Т. 2. С. 179-180; Прошение крепостных Тавдебис (Тирской) Богоматери с припиской-распоряжением царицы Дареджан, 1785 г. // ПГП. 1981. Т. 7. С. 652-653); церковь Эртацминда - в Квемо-Никози (Прошение протоиерея церкви св. Евстафия Симеона с припиской-распоряжением царя Картли-Кахети Ираклия II, 1768 г. // ПГП. 1981. Т. 7. С. 137-138; То же, с припиской-распоряжением царевича Георгия, 1768 г. // Там же. С. 245; Прошение крепостного церкви св. Евстафия Деметре Элоашвили с припиской-распоряжением царя Георгия XII, 1800 г. // ПГП. 1985. Т. 8. С. 620-621).

На территории Н. е. имели владения груз. Крестовый монастырь и храм Гроба Господня (в источниках назван Голгофой) в Иерусалиме: в надписи на вост. фасаде колокольни никозской церкви Гвтаеба среди ее строителей назван джварискаци (букв.- мужчина, т. е. слуга Креста) Махаребели, смотритель имений Крестового мон-ря в Никози и его окрестностях (Сосиашвили. 2010/2013. С. 248); некий Диасамидзе пожертвовал Крестовому монастырю виноградник и крестьян в Никози, в 1703-1709 гг. этот акт был утвержден царевичем Вахтангом (царь Картли Вахтанг VI в 1716-1724) (Хуцишвили. 2006. С. 41); кн. Дагладзе в 1-й пол. XV в. пожертвовал храму Гроба Господня «село Рхвити» (Хвити), в 1624 г. царь Картли Симон II утвердил эту дарственную грамоту (Там же. С. 31-32).

Границы совр. Никозско-Цхинвальской епархии существенно отличаются от границ средневековой Н. е. Согласно решению XIII Поместного Собора ГПЦ (1995), в Никозско-Цхинвальскую епархию вошли г. Цхинвали, Цхинвальский, Ахалгорский, Джавский и Корнисский (Знаурский) р-ны (ныне в Юж. Осетии, в адм. системе Грузии - край Шида-Картли) (Анания (Джапаридзе). 2010. С. 310), а также часть муниципалитета Гори (с. Земо-Никози и прилегающие поселения). В средние века эти территории входили в состав Руисской, Урбнисской, Самтавийской и Самтаврской епархий ГПЦ.

История

Н. е. во 2-й пол. V в. учредил царь Картли св. Вахтанг Горгасали в числе первых 13 епархий древнегруз. Картлийской Церкви. Расположенная вдоль главной магистрали, связывавшей низинные районы Картли с горными провинциями Центр. Кавказа, Н. е. играла важную роль в культурном и политическом взаимодействии груз. провинций Рача, Сванети и Двалети с главными городами страны - Мцхетой и Тбилиси (Мусхелишвили. 1977. С. 222-223). Никозская кафедра стала оплотом борьбы св. Вахтанга против огнепоклонства. По сведениям груз. источников, храм Никози был воздвигнут на месте «алтаря огнепоклонников». Здесь же был предан земле груз. первомч. Ражден, по происхождению перс, замученный соотечественниками-огнепоклонниками (Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали // КЦ. 1955. Т. 1. С. 199; Он же. 2008. С. 100; Мученичество и заслуги святого великомученика Раждена // ПДГАЛ. 1989. Т. 5. С. 78-79). На вост. фасаде кафоликона Гвтаеба мон-ря Никози сохранилась 2-строчная рельефная надпись, выполненная письмом асомтаврули: «Христос, Святая Троица, Захарию первоепископа помилуй» (КГН. 1980. Т. 1. С. 70-71). Надпись датируется 2-й пол. V в., т. о. можно определить, что Захария являлся современником св. Вахтанга Горгасали и, очевидно, 1-м никозели.

Наиболее ранние сведения о миссионерской деятельности на территории Н. е. относятся к VI в. В метафрастической редакции Жития прп. Давида Гареджийского сказано, что прп. Давид «приказал ученикам своим, чтоб каждый из них шел в другие места и проповедовал Евангелие Божие... [и они] пошли, как овцы меж волков, и некоторые из них пошли к пределам Кахети, а другие в горные места к жителям Двалети» (Абуладзе. 1955. С. 150). Период активной христианизации и храмоздательства в Н. е. прослеживается на протяжении развитого средневековья (X-XV вв.). В X в. в среднем течении р. Б. Лиахви был выстроен храм Эредви (906-914), возобновлен храм Гвтаеба и воздвигнута ц. во имя св. Архангелов в мон-ре Никози. Лапидарные надписи храмов сохранили имена ктиторов - никозели Стефана и никозели Михаила (КГН. 1980. Т. 1. 170-172, 185-188). Также в X в. был основан мон-рь Сабацминда (ныне к северо-востоку от г. Цхинвали), считавшийся метохом (подворьем) мон-ря Никози. Согласно местным преданиям, в верховьях р. Риони и на ее притоках возводили церкви царь Грузии св. Давид IV Строитель (1089-1125) или царица св. Тамара (1184-1207/13). Мон-рь Никози играл большую роль в религ. жизни соседних горцев, в т. ч. осетин. Они останавливались здесь и просили молитвенной помощи первомч. Раждена. Так, в сочинении анонимного историка царицы св. Тамары рассказывается, как осет. царевичи, тщетно искавшие руки царицы, «отправились в свое отечество, причем одного из них обуяла столь сильная любовная страсть к Тамар, что, не выдержав ее... умер в Никози, у храма Раждена, где его и похоронили» (История и восхваление венценосцев // КЦ. 1959. Т. 2. С. 37-38; То же. 2008. С. 259).

В одном сравнительно позднем документе «Судебное разбирательство дела между сванами и тавадами (князьями) Джапаридзе» (1503) упоминается «хороший славный епископский купольный храм Распятия» в Зедкалаки (букв.- Верхний город: Холм, расположенный у слияния рек Боко и Чанчахи, близ с. Глола; С. Какабадзе отождествляет его с с. Геби); там хранились архиерейские омофор и саккос, украшенные камнями и жемчугом, утварь и книги, «что епископа и такого храма достойно». По всей вероятности, речь идет о резиденции никозели. В том же документе перечислены неск. церквей и мон-рей Н. е. Среди них - 2 мон-ря в сел. Хидура, один из к-рых - «большой купольный мон-рь Архангелов с двумя большими золотыми иконами, с 50 другими большими иконами, с 12 золотыми и серебряными лампадами» и книгами, среди к-рых названы Большой Обиход, Четвероевангелие, Апостол, Паремийник, Триодь Постная, Метафрас, Псалтирь, Толкования на Псалтирь и Евангелия. Отдельно среди ценностей упоминается палица настоятеля. Во 2-м мон-ре, к-рый назван Саджанским Диди-Сиони (Большой Сиони) во имя вмч. Георгия, находились 32 иконы и «монастырские книги». В с. Брили стояла «полностью украшенная» церковь «с 15 честными иконами и книгами», в с. Шода - ц. во имя вмч. Георгия, в с. Буба - «хорошая церковь... с хорошими крестами и иконами» (Письменные памятники Сванети. 1986. Т. 1. С. 114-115; Какабадзе. 1967. С. 53-54). Однако памятники в этом регионе практически не сохранились: по описаниям путешественников и исследователей древностей XIX - 1-й пол. XX в. Ф. Дюбуа де Монпере, М. Броссе, Д. Бакрадзе, П. С. Уваровой, прав. Евфимия Такаишвили, Г. Бочоридзе, большая их часть уже в то время была разрушена.

В Двалети в 1-й четв. XI в. были выстроены Зругский храм, церковь Тли (ист. Жгелесхеви, ныне Мамисонское ущелье), по своим плановым и художественно-декоративным характеристикам аналогичная Зругскому храму, церковь Нар-Дзуар (к востоку от с. Нар) во имя вмч. Георгия (ныне все - в Алагирском р-не, Сев. Осетия). В XII в. Зругский храм и церковь Тли были расписаны. В XI-XIII вв. был возведен храм Хуыцауы-Дзуар (от груз. ხუცის ჯუარი - крест священника, старейшины) в с. Регах (вост. ответвление Закинского ущелья Фаллагком). По оценке В. А. Кузнецова, «сооружение небольшой и скромной церкви в глухом и труднодоступном Регахе информирует нас о глубине грузинского христианского влияния на Двалетию в домонгольское время» (Кузнецов. 2002. С. 105). Для истории развития груз. письменности в высокогорных провинциях Грузии особое значение имеют 6 лапидарных надписей, исполненных письмом хуцури и асомтаврули на церкви Дзлесы-Дзуар (от груз. მლევის ჯუარი - победоносный крест) на окраине с. Калак (ныне в Алагирском р-не). Г. Гамбашидзе датировал надписи XIII-XIV вв., Т. Барнавели и В. Гамрекели - XVI-XVII вв. Местоположение, а также архитектурная форма этих храмов позволяют предположить, что их строили не только гражданские и церковные власти, но и местные общинники (Гамбашидзе. 1976. С. 73-75). Церковные книги переписывали на месте или доставляли из соседних провинций. В приписке к Четвероевангелию, хранившемуся в церкви Суджунискари во имя вмч. Георгия в г. Они (рукопись датируется XIV-XV вв.), сказано: «Христос. Иконы и книги Гудской Богородицы были разграблены во время нашествия татар (Тамерлана.- Авт.) на Берцихе. Сие Четвероевангелие... Парухаули [приобрел и] послал в Двалети матери, чтобы она продала» (Такаишвили. 1963. С. 106-108; Топчишвили. 2005. С. 174-175).

В надписи 1424 г. на лицевой стороне алтарной преграды кафоликона мон-ря Удабно в пуст. Гареджи (Кахети) упомянут «хорепископ двалов» Агний (Гапиришвили) (Эпиграфические памятники Гареджи. 1999. Т. 1. С. 99-100). Видимо, он являлся сельским архиереем, подчинявшимся никозели. Эта надпись также свидетельствует о связях духовных центров Двалети с др. регионами Грузии. Из Двалети происходили видные груз. переписчики XI в. Иоанн и Микаел Двали.

В сев. пределах Н. е. проповедовали груз. миссионеры. Согласно местным осет. преданиям, неск. семей в ауле Цей (Алагирский р-н) ведут свое происхождение от представителей груз. духовенства (Миллер. 1882. Т. 2. С. 256). Из цейской груз. общины происходил мч. Николай Двали (Мученичество Николоза Двали // ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 348-351). Цейские жители поддерживали тесные связи с культурными центрами Грузии, в т. ч. с Кларджетской пустынью (ныне на территории Сев. Турции) (Там же. С. 348). Согласно осет. сказаниям, в Рекоме (поляна Рекомы близ В. Цея; название В. И. Абаев и В. А. Кузнецов производят от груз. რკონი - дубовая роща, А. Х. Магаметов - от груз. რეკვა - звон, звонить) существовал груз. мон-рь, где некогда «хранились великие богатства» (Миллер. 1882. Т. 2. С. 256). Нек-рые ученые считают, что в Рекоме в XIV-XV вв. было выстроено языческое капище, к-рое в XVI в. было преобразовано в груз. церковь (Кузнецов. 1990. С. 28-35). В 1780 г. прот. Иоанн Болгарский в донесении еп. Астраханскому и Ставропольскому Антонию (Румовскому) отмечал, что «в Чей (т. е. в Цее; очевидно, речь идет о Рекоме.- Авт.) во имя Святые Тройцы деревянная церковь построена... В сей церкви есть стенное писание и несколько образов, у которых видны подписи грузинскими литерами» (Там же. С. 5). Подробное описание хранившихся в Рекоме реликвий - в основном груз. происхождения (иконы св. Нины, св. Иоанна Предтечи, св. всадников и др.) - принадлежит В. С. Толстому, посетившему храм в 1847 г. (Толстой. 1997. С. 75-76). В названии еще одного храма в Цейском ущелье (юго-зап. ответвление Алагирского ущелья), Мыкалгабырта (Миллер. 1882. Т. 2. С. 255), также прослеживается груз. этимология, возводящая его к მიჟელ-გაბრიელი - Михаил и Гавриил (Абаев. 1973. Т. 2. С. 138-139). В характерном для груз. живописи стиле в кон. XIII - нач. XIV в. была расписана Нузальская церковь (Кузнецов. 1977. С. 129-151; Чихладзе. 2004. С. 91-103). Согласно местным преданиям, церковь выстроили правосл. нузальцы и хранили там святыни, в т. ч «золотую корону отца нашего грузинского короля» (Толстой. 1997. С. 42). Из груз. языка проникло в Осетию название весьма почитаемого божества Таранджелоса (от მთავარანგელოზი - архангел) (Абаев. 1973. Т. 2. С. 139; Кузнецов. 1990. С. 28). Благодаря груз. миссионерам в Осетии появились слова дзуар (ჯვარი - крест), деканоз и др., связанные с христ. терминологией (Абаев. 1958. Т. 1. С. 362, 401-402). По замечанию В. С. Толстого, «праздники, святыни, посты доказывают, что... духовное просвещение принесено им (осетинам.- Авт.) из Грузии. Кроме того, религиозные понятия этого народа, при всей своей искаженности, свидетельствуют о прежнем их исповедании истинного православия Грузинской Церкви» (Толстой. 1997. С. 81).

О никозели XI-XV вв. известно относительно мало. В памятнике груз. церковного права XIII в. «Освящение мира» описана иерархия груз. епископата, согласно которой в последовании венчания царя на царство никозели занимал 24-е место среди 36 архиереев Лихтамери (Вост. и Юж. Грузии) - после Самтависского архиерея и перед Валашкертским (ПГП. 1965. Т. 2. С. 49). Известно имя никозели 2-й пол. XV в.- Даниила, приближенного к царскому двору. Возможно, он состоял в родственных связях с Багратиони, что обеспечило ему впосл. должность джврисмама (ჯვრის მამა - отец Креста) - настоятеля груз. Крестового мон-ря в Иерусалиме (Метревели. 1962. С. 149; Сосиашвили. 2010/2013. С. 249-250). В синодике Крестового мон-ря сказано, что джврисмама никозели Даниил и вся братия установили агапу (поминовение) некой Елимпии Гохадзе (Метревели. 1962. С. 77). Во время своего настоятельства еп. Даниил пожертвовал Крестовому мон-рю 200 муткали (282,2 г золота) для установления агапы за себя, 60 муткали (84,84 г золота) - жен. обители в Иерусалиме для приобретения виноградника и 10 соммов - иерусалимским священникам. Агапа за еп. Даниила была установлена в Крестовом мон-ре 17 дек. (Там же. С. 115).

С XVI в. паства Н. е. стала редеть. Это было связано, с одной стороны, с переселением осетин с северокавказских равнин в верховья Алагирского ущелья и с возрождением язычества в Двалети и в верховьях р. Б. Лиахви, с другой - с захватом церковного имущества местными тавадами (князьями). В 1614 г. в Грузию вторгся персид. шах Аббас I, к-рый из Никози перешел в Двалети и Осетию. Современник шаха Аббаса I Искандер Мунши назвал жителей этих краев неверными, т. е. христианами (Искандер Мунши. 1969. С. 89-90; Парсадан Горгиджанидзе. 1990. С. 72). Среди куртатинских осетин сохранилось предание о том, как шах Аббас I обстрелял из пушки древний высеченный в скале мон-рь в Дзивгисе в Куртатинском ущелье (ныне в Сев. Осетии) (Миллер. 1881. Т. 1. С. 160). По свидетельству царевича Вахушти Багратиони, современные ему двалы, некогда составлявшие паству никозели, «только именуются христианами, ибо соблюдают Великий пост, почитают и поклоняются иконам, церквям и священникам, а во всем другом несведущи. Не имеют священника и остаются некрещеными, кроме тех, которые получают крещение в Картли или Раче»; соседние с двалами осетины также «несведущи в христианстве» (Вахушти Багратиони. 1904. С. 141; Он же. 1973. С. 638). Христ. храмы постепенно превратились в капища, на руинах церквей осетины молились языческим богам (Кузнецов. 1977. С. 168).

В XVI в. церковь Гвтаеба мон-ря Никози была превращена в усыпальницу рода Павленишвили, на имущество церкви стали посягать Павленишвили и другие князья. В 1565 г. Робам Павленишвили вернул мон-рю Никози с. Земо-Никози, входившее в окормление никозели со времен св. Вахтанга Горгасали и позже утраченное (Пурцеладзе. 1881. С. 92; Корпус груз. ист. документов. 2016. Т. 4. С. 260-262). В 1573 г. неизвестный благотворитель пожертвовал мон-рю Никози земли в сел. Рхвити (Хвити) (Там же. С. 285-286).

К XVII в. отчуждение церковных владений приняло такой масштаб, что католикос-патриарх Вост. Грузии Христофор (либо Христофор I (1616-1622), либо Христофор II (Урдубегисдзе-Амилахвари; 1642-1660)) специальным указом предал анафеме всех посягающих на владения церкви Гвтаеба в мон-ре Никози. Эту грамоту подтвердили цари Картли Вахтанг (очевидно, Вахтанг VI), Картли-Кахети Ираклий II, царица Мариам (Дадиани?) и католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони; 1744-1755, 1764-1788) (Постановление о владениях никозской церкви Гвтаеба, 1777 г. // ПГП. 1974. Т. 5. С. 40; Постановление царевича Георгия о спорных владениях никозели и Павленишвили, 1786 г. // Там же. С. 328). Заботясь о пастве Н. е., католикос-патриарх Вост. Грузии Захария (Джорджазе; 1623-1632) подтвердил за еп. Никозским Зебеде (Наморадзе) право владения издревле пожертвованными епархии землями и пожаловал новые поместья и крестьян, а также жителей Тбилиси, принадлежавших настоятелям мон-ря Сабацминда (Аннотированный словарь. 2004. Т. 3. С. 265). Некресели Зебеде известен и по др. документам: в 1626 г. он купил у Кации Диасамидзе место для содержания животных в с. Земо-Никози (Там же), вел спор с Давидом и Элизбаром Давитишвили о законности купли им (Зебеде) с. Тихреви (ПГП. 1972. Т. 4. С. 188-189). Из других никозских архиереев XVII в. известны Инана (Миндодашвили) - свидетель купчей между Павленишвили и Гилашвили (Аннотированный словарь. 2004. Т. 3. С. 170) и Николай (Павленишвили), хиротонисанный в 1666 г. Сохранилась клятва верности, выданная еп. Николаем католикосу-патриарху Вост. Грузии Доментию III (Мухранбатони; 1660-1676) (ПГП. 1970. Т. 3. С. 539-540). В том же году царь Картли Вахтанг V Шахнаваз рассудил еп. Николая и Баадура Мачабели; в 1674 г. еп. Николай завизировал грамоту Шахнаваза о разделе имущества между князьями Титишвили (Аннотированный словарь. 2007. Т. 4. С. 134, 276-277). Принадлежность к дому Павленишвили позволяла еп. Николаю взимать с крестьян поборы. В 1693 г. кн. Папуна Павленишвили, брат еп. Николая, подтвердил право никозели взыскивать налог саквриво (вдовий, т. е. выплачиваемый крестьянином своему господину за дозволение вступить в брак с крестьянской вдовой) и гасамкрело (пошлина за раздел имущества или имения; состояла из 1 быка) (Там же. С. 277).

Мон-рю Никози покровительствовал царь Картли Георгий XI (1676-1688, 1703-1709). В 1688 г. он обязал 4 двора крестьян выплачивать мон-рю кодис пури (налог зерном), освободив их от др. гос. налогов (Какабадзе. 1913. Т. 4. С. 68). Георгий XI пожертвовал церкви Рекоми колокол, о чем гласит надпись: «Христос. Мы, государь Багратовани, сын великого царя Шахнаваза, царь Георгий, преподнесли сей колокол святому отцу страны Осетии, заступнику Дигори и Двалети, для долголетия нашего и продления царствования». По мнению Броссе, под святым отцом подразумевался вмч. Феодор Тирон. Георгий XI и его сын Арчил подарили также колокола «Георгию Згвинскому» - т. е. ц. во имя вмч. Георгия в Дзивгиси (Brosset. 1851. Vol. 3. P. 78; Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 489; Толстой. 1997. С. 65).

Сохранились сведения о нек-рых гос. обязанностях крестьян Н. е.: каждый 2-й месяц один из крепостных никозели должен был отслужить в пехоте в ополчении царя (Список ополченцев Земо-Картли с припиской царя Картли Теймураза II, 1756 г. // ПГП. 1965. Т. 2. С. 406; Указ царя Картли-Кахети Ираклия II Отару Амилахвари о наборе войска, 1787 г. // Джавахишвили. 1974. Т. 2. С. 151); жители Квемо-Хвити, Земо-Хвити, Квемо-Никози и Земо-Никози служили караульными в Боржомском ущелье, на границе с Османской империей (Список деревень, выставляющих караульных в Хеоба, 1772 г. // Джавахишвили. 1974. Т. 2. С. 111); жители Никози, Хвити, Тбети и Свери выплачивали кодис пури (Список кодис пури, кон. XVIII в. // Материалы по экономической истории Грузии. 1955. Т. 3. С. 136); жители Никози выполняли работы на Самгорском канале (То же. 1938. Т. 1. С. 154). В экстренных случаях никозцы, как и жители др. сел, выплачивали определенную сумму для возвращения на родину пленных грузин (Указ царя Ираклия II Ревазу Амилахвари о сборе тетри, 1771 г. // Джавахишвили. 1974. Т. 2. С. 110), снабжали продовольствием российские войска, расквартированные в Грузии (Указ царя Ираклия II Иесе Амилахвари о сборе сарусо сурсати, 1784 г. // Там же. С. 146), или продавали им муку (Список муки для продажи российским войскам, ок. 1795 г. // Материалы по экономической истории Грузии. 1955. Т. 3. С. 105).

Особенно трудным для Н. е. стало время господства в регионе турок (осмалоба) и иранцев (кизилбашоба) в 1723-1744 гг. Павленишвили, Шаликашвили и др. тавады, а также крестьяне и церковные крепостные захватывали церковное имущество, отказывались служить епископу и выплачивать налоги. Впосл. цари Теймураз II, Ираклий II, Георгий XII, католикосы-патриархи Антоний I, Антоний II (Багратиони) и дикастерия не раз издавали указы о возвращении никозели незаконно захваченных земель в период осмалоба и кизилбашоба. Недействительными считались купчие грамоты 1723-1744 гг. Все церковное имущество отходило Н. е., компенсацию новые хозяева должны были получить от лиц, продавших им имения, или от их наследников. Купленные законным путем земли оставались в собственности их владельцев, однако их обязывали платить в пользу церкви мон-ря Никози поземельные налоги гала (урожаем) и кулухи (вином). Никозским архиереям предписывалось со временем выкупить все земли, т. к. «негоже» было оставлять церковные владения отчужденными (Решение о владениях церкви Никози, 1744 г. // ПГП. 1972. Т. 4. С. 360; То же, 1777 г. // ПГП. 1974. Т. 5. С. 39-41; Прошение еп. Никозского Иулия на имя Ираклия II, 1784 г. // ПГП. 1981. Т. 7. С. 613; Прошение еп. Никозского Афанасия на имя Георгия XII, 1798 г. // ПГП. 1985. Т. 8. С. 460-462). Нек-рые никозели смогли воспользоваться этими постановлениями; так, в 1775 г. еп. Давид собрал десятину с земель Шошии Сакварелидзе (ПГП. 1981. Т. 7. С. 299-300). Никозели Давида в документах также называют архиепископом и митрополитом. По приказу царя он не раз участвовал в судебных разбирательствах (ПГП. 1972. Т. 4. С. 491, 502-503). Видимо, он пытался распространить свою власть на Тирский мон-рь, поскольку получил от царя Ираклия II приказ всех тирских крепостных привести в повиновение настоятелю мон-ря Авксентию и приставить к тирской церкви 2-3 вооруженных ружьями слуг для беспрепятственного проведения богослужения в Тирском мон-ре (Пурцеладзе. 1881. С. 38-39; Хаханашвили. 1891. С. 12-13). Никозели Давид также был джврисмама и вел спор с еп. Германом Руисским об окормлении с. Дирби, находившегося на территории Руисской епархии и считавшегося владением Крестового мон-ря. По постановлению церковного суда (1773), созванного католикосом-патриархом Антонием I, никозели Давиду в этом селе подлежали «светские и крепостные дела», а вся церковная составляющая оставалась за епископом Руисским (ПГП. 1972. Т. 4. С. 659). Кончина еп. Давида (1783) обнажила накал в отношениях между никозели и Павленишвили: тавады не позволили похоронить архиерея в кафоликоне монастыря Никози, утверждая, что это их усыпальница и что епископов можно хоронить и в малой часовне. Павленишвили также всеми средствами отстаивали свои права на имения и крестьян никозели и выкрали церковные грамоты. По требованию католикоса-патриарха Антония I в 1783 г., а также согласно решению суда, в к-ром принимал участие царевич Георгий (1786), еп. Давид был перезахоронен в кафоликоне мон-ря Никози; кафоликон Гвтаеба и все движимое и недвижимое церковное имущество оставались за никозели, т. к. Павленишвили не смогли представить царские грамоты, подтверждавшие их права на кафоликон мон-ря Никози и его владения. Представителям рода Павленишвили и Шаликашвили разрешалось хоронить членов своих семей в кафоликоне мон-ря Никози лишь с дозволения архиерея (Грамота католикоса-патриарха Антония I тавадам Павленишвили, 1783 г. // ПГП. 1970. Т. 3. С. 943-944; Прошение еп. Иулия никозской дикастерии, 1785 г. // Там же. 1981. Т. 7. С. 673-674; Решение царевича Георгия о споре между никозели и Павленишвили, 1786 г. // Там же. 1974. Т. 5. С. 325-331).

В 1788 г. никозели еп. Иулий был переведен на Самтависскую кафедру, затем - на Урбнисскую. Его преемником стал уроженец Имерети архим. Афанасий, хиротонию к-рого совершил в мцхетском патриаршем соборе Светицховели католикос-патриарх Антоний II при участии архиеп. Картлийского (Самтаврского) Паисия, еп. Урбнисского Иустина и еп. Цилканского Амвросия. Кандидатура еп. Афанасия была утверждена Ираклием II (ПГП. 1970. Т. 3. С. 977-978). 8 нояб. в Тбилиси Антоний II выдал еп. Афанасию грамоту - пространный перечень обязанностей архиерея, среди которых надлежало: блюсти правоверие, объезжать паству с пастырским визитом раз в год (в крайнем случае - 1 раз в 3 года), проявлять особую заботу об уровне грамотности священнослужителей и их детей (Там же. С. 978-980). Деятельность еп. Афанасия известна по неск. документам. Он выступал свидетелем в поземельных тяжбах (ПГП. 1985. Т. 8. С. 108-111), пытался реализовать свои помещичьи права в с. Дирби, но безуспешно, т. к. не был джврисмама (Там же. С. 496), защищал церковное имущество от посягательств со стороны мирян. С его именем связан инцидент пропажи креста, сделанного из части Животворящего Креста Господня, к-рый, согласно преданию, был прислан в дар св. Вахтангу Горгасали Иерусалимским патриархом и покоился на алтаре в кафоликоне мон-ря Некреси в золотом ковчеге, на спинке которого была надпись: «Я, царица Русудан (некоторые исследователи считают, что речь идет о царице Грузии (1223-1245).- Авт.), для спасения души своей вновь украсила сей Животворящий Крест, ограбленный злодеями». В июле 1798 г., во время разбирательства спора между тавадами Амиреджиби и их соседями, еп. Афанасий вынес крест из церкви и положил на аналой; стороны должны были принести клятвы перед ним. Служители церкви забыли перенести крест с аналоя на престол, и во время вечернего богослужения выяснилось, что креста нет. Несмотря на все усилия царя Георгия XII и католикоса-патриарха Антония II, крест так и не нашли. Разгневанный царь сослал еп. Афанасия в мон-рь Натлисмцемели в пуст. Гареджи. Кафедра некоторое время вдовствовала. Георгий XII отклонил кандидатуру игум. Дионоса, выходца из крестьян князей Цицишвили. «Архиерей,- говорил царь,- есть столп народа. Преподобный Дионос пустынник и не сведущ в мирских делах. Епископ должен быть военачальником своей страны, с сильной волею, приводящий в усмирение и великих, и малых; таких мужей нам и надобно, а в мирное время и преподобные отцы-пустынники будут управлять Церковью». Когда царь скончался, царевич Давид вернул еп. Афанасия на кафедру (Иоселиани. 1936. С. 160-162). После издания российским имп. Александром I (1801-1825) манифеста о присоединении Грузии к Российской империи (1801) еп. Афанасий одним из первых присягнул на верность новой власти (Там же. С. 244-245). В 1804 г. он, «по старости лет своих не признавая себя способным к управлению епархиею», подал прошение главнокомандующему Грузии ген. П. Д. Цицианову о переводе его в мон-рь Натлисмцемели с назначением пожизненной пенсии в 120 р. Прошение было удовлетворено; Н. е. была присоединена к Самтаврской епархии (Отношение кн. Цицианова к католикосу Антонию, от 10 апр. 1804 г. // АКавАК. 1868. Т. 2. С. 268-269; Отношение гр. Кочубея к кн. Цицианову, от 9 сент. 1804 г. // Там же. С. 269-270).

Н. е. в этот период считалась беднейшей в Вост. Грузии. В письме от 21 февр. 1805 г. митрополит Бодбийский Иоанн (Макашвили) сообщал Цицианову, что, «каков Никозский архиерей в Карталинии, таков и этот (Харчашнийский.- Авт.) в Кахети,- только он немногим лучше никозеля» (Письмо Бодбийского митр. Иоанна к кн. Цицианову, от 21 февр. 1805 г. // АКавАК. 1868. Т. 2. С. 271). В 1801 г. паства никозели состояла из жителей всего 8 селений (Наличный состав Грузинского Патриархата, 1801 г. // Там же. 1866. Т. 1. С. 531; ПГП. 1970. Т. 3. С. 1115). Согласно церковным спискам, составленным российскими властями в 1811 г., Урбнисская епархия и Н. е. владели 70 дворами, доход Н. е. составлял 300 р. в год; эти средства планировалось направить на содержание еп. Афанасия, а после его смерти - на духовные учебные заведения. Кафедра Н. е. вдовствовала; в епархии в это время действовали 11 церквей, служили 10 священников, 3 диакона, 7 церковнослужителей (Отношение ген. Тормасова к кн. Голицыну от 18 февр. 1811 г. // АКавАК. 1870. Т. 4. С. 164-165). После упразднения автокефалии ГПЦ (1811) Никози и его окрестности были включены в состав Мцхета-Карталинской епархии, а Двалети - Телавской (Осетинской) епархии (с 1814) Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви (Ведение Святейшего Правительствующего Синода Правительствующему Сенату от 17 окт. 1814 г. // Там же. 1873. Т. 5. С. 407-409).

С восстановлением в 1917 г. автокефалии ГПЦ земли исторической Н. е. были включены в состав Урбнисской епархии ГПЦ (Анания (Джапаридзе). 2010. С. 255). В 1995 г. решением XIII расширенного Поместного Собора ГПЦ была образована Никозско-Цхинвальская епархия с кафедрой и резиденцией архиерея в Никози и Цхинвали (Там же. С. 310). Епархию со дня основания окормляет митр. Исаия (Чантуриа).

Архиереи

Н. е.: Захария (2-я пол. V в.), Стефан (ок. 906), Михаил (X в.), Даниил (2-я пол. XV в.), Зебеде (Наморадзе; ок. 1626), Инана (Миндодашвили; ок. 1642), Николай (Павленишвили; 1666 - ок. 1693), Максим (?) (ок. 1703), Иулий I (ок. 1744), Давид (ок. 1763-1783), Иулий II (1783-1788), Афанасий (1788-1804); Никозско-Цхинвальской епархии: митр. Исаия (Чантуриа; с 1995).

Действующие монастыри

Сабацминда, во имя прп. Саввы Освященного (X в., мужской, в с. Сабацминда, настоятель - митр. Исаия, и. о. настоятеля - иером. Иоанн (Самушия)); Никози, во имя первомч. Раждена (1995, мужской, в с. Земо-Никози, настоятель - митр. Исаия, и. о. настоятеля - игум. Антоний (Чакветадзе)); Пресв. Богородицы (2000, женский, с 2006 - мужской, в г. Ахалгори, настоятель - игум. Антоний (Чакветадзе)); прп. Алексия (Шушании) (2002, женский, в с. Икоти, настоятель - игум. Антоний (Чакветадзе)); Никози, во имя первомч. Раждена (2006, женский, в с. Земо-Никози, настоятель - игум. Антоний (Чакветадзе)); Ларгвиси, во имя вмч. Феодора Тирона (мужской, резиденция правящего архиерея, в с. Ларгвиси); Св. Троицы (2007, мужской, в с. Алеви). В 2009 г. по инициативе архиеп. Исаии в муж. мон-ре Никози было открыто ДУ имени свт. Александра (Окропиридзе).

Святыни

Важнейшим манускриптом, созданным на территории Двалети, является Заромагская рукопись. Это Псалтирь в переводе прп. Георгия Святогорца (XI в.), имеющем первостепенное значение для изучения святогорской редакции Псалтири. Рукопись написана на белом пергамене (8×9 см) строчным церковным письмом; недостает начала и конца, есть дефекты в середине. Первые 56 листов были написаны в XIII в., следующие 58 - в XV в. Почерк в 1-й части более красивый, пергамен лучшего качества. Чернила в обеих частях черные, заглавия выполнены красной киноварью; в более древней части для оформления буквиц в нек-рых местах употреблены золотые чернила. Почерк 1-й части рукописи напоминает тот, каким в сер. XIII в. было переписано Четвероевангелие для царицы Русудан. М. Шанидзе не исключает того, что эта Псалтирь была также переписана для нее. В 1-й части сохранились приписки, выполненные письмом мхедрули в XV в.: «О долголетнем хранении твоем сказано пророком», «Не печалься, Бог заботится о тебе», «Не печалься, не свершится, что ты собираешься сделать» и др. Они свидетельствуют о том, что рукопись использовали для гадания, наугад раскрывая страницу. На переплете имелись 2 надписи: одна целиком стерта, другая, 5-строчная, выполненная мхедрули, по почерку относящаяся к XVII в., дефектна. Читается имя владельца рукописи - Баргиджас. В последующее время книга как фамильная реликвия хранилась в башне Сикоевых (с. В. Зарамаг, Алагирский р-н). Согласно преданиям этого рода, книгу принесла золотая птица. Место, где хранили Псалтирь, называли дзуары бынат (священное место). В канун Нового года по книге гадали жрецы дзуары лаегтае: если открытая страница блестела, отливала золотом, считалось, что год для рода будет счастливым; если страница оказывалась темной, ждали бедствий (Ахвледиани. 1960. С. 160-167).

Ист.: Brosset M. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgie et dans l'Arménie: Exécuté en 1847-1848. St.-Pb., 1851. Vol. 3; Пурцеладзе Д. Грузинские церковные гуджары (грамоты). Тифлис, 1881; Хаханашвили А. Гуджары. Кутаис, 1891 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. География Грузии / Введ., пер., примеч.: М. Г. Джанашвили. Тифлис, 1904 (Зап. Кавк. отд. ИРГО; Кн. 25. Вып. 5); он же. История царства Грузинского. Тб., 1973 (КЦ; 4); Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали // КЦ. 1955. Т. 1. С. 139-244; он же. То же // Картлис цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 75-134; Какабадзе С. Н. Исторические документы. Тифлис, 1913. Т. 4 (на груз. яз.); он же. Церковные грамоты Зап. Грузии. Тифлис, 1921. Т. 2 (на груз. яз.); он же. О цихиставах Имерети в XVII в. // Саисторио моамбе (Исторический вестник). Тифлис, 1925. Т. 1. С. 86-95 (на груз. яз.); Материалы по экономической истории Грузии / Сост.: Н. Бердзенишвили. Тб., 1938. Т. 1; 1955. Т. 3 (на груз. яз.); Документы по социальной истории Грузии / Сост.: Н. Бердзенишвили. Тб., 1940. Т. 1 (на груз. яз.); Абуладзе И. Древние редакции Житий сир. отцов в Грузии. Тб., 1955 (на груз. яз.); Исторические док-ты царства Имерети и княжеств Гурия и Одиши, 1466-1770. Тб., 1958. Т. 1 / Сост.: Ш. Бурджанадзе (на груз яз.); Метревели Е. Материалы к истории иерусалимской груз. колонии XI-XVII вв. Тб., 1962 (на груз. яз.); Какабадзе С. С. Груз. документы Ин-та народов Азии АН СССР. М., 1967; Искандер Мунши. Сведения о Грузии / Введ., пер. на груз. яз.: В. Путуридзе. Тб., 1969 (на персид. и груз. яз.); Джавахишвили И. Памятники экономической истории Грузии. Тб., 1974. Т. 2: XIII-XIX вв. (на груз. яз.); Письменные памятники Сванети X-XVII вв. Тб., 1986. Т. 1 / Сост.: В. Силогава (на груз. яз.); Парсадан Горгиджанидзе. История Грузии / Пер. на рус. яз.: Р. К. Кикнадзе, В. С. Путуридзе. Тб., 1990; Толстой В. С. Сказание о Сев. Осетии / Сост., предисл., примеч.: Г. И. Цибиров. Владикавказ, 1997; Эпиграфические памятники Гареджи / Сост.: Д. Клдиашвили, З. Схиртладзе. Тб., 1999. Т. 1. Ч. 1: XI-XVIII вв. (на груз. яз.); Аннотированный словарь личных имен по груз. ист. док-там XI-XVII вв. Тб., 2004. Т. 3; 2007. Т. 4 (на груз. яз.); Корпус груз. ист. документов. Тб., 2013. Т. 2: XIV-XV вв.; 2016. Т. 4: XVI в. (на груз. яз.).
Лит.: Миллер В. Ф. Осетинские этюды. М., 1881-1887. 3 вып.; Иоселиани П. Жизнь царя Георгия XIII. Тифлис, 1936 (на груз. яз.); Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Л., 1958. Т. 1; 1973. Т. 2; Ахвледиани Г. С. По поводу обнаружения Заромагской Псалтыри // Он же. Сборник избранных работ по осетинскому языку. Тб., 1960. Т. 1. С. 160-167; Такаишвили Е. Археол. путешествие в Рача в 1919 и 1920 гг. Тб., 1963 (на груз. яз.); Гамбашидзе Г. Памятники груз. культуры в Двалети // Сабчота хеловнеба (Советское искусство). Тб., 1976. № 3. С. 72-78; Кузнецов В. А. Зодчество феодальной Алании. Орджоникидзе, 1977; он же. Реком, Нузал и Царазонта: Из истории Сев. Осетии XIII-XV вв. Владикавказ, 1990; он же. Христианство на Сев. Кавказе до XV в. Владикавказ, 2002. С. 98-112; Мусхелишвили Д. Основные проблемы ист. географии Грузии. Тб., 1977. Т. 1 (на груз. яз.); Чихладзе Н. Копии стенной росписи Нузальской церкви, хранившиеся в музеях Грузии, и их значение для изучения росписи // Нарквевеби (Очерки) / Гос. музей искусства Грузии. Тб., 2004. Вып. 9. С. 91-103 (на груз. яз.); Гуниа И. Монастыри Грузии. Тб., 2005. С. 92-95 (на груз. яз.); Топчишвили Р. Этноисторические этюды. Тб., 2005. Т. 1 (на груз. яз.); Хуцишвили Н. Владения иерусалимского Крестового мон-ря в Грузии. Тб., 2006 (на груз. яз.); Зангурашвили В. Церкви и мон-ри Никозско-Цхинвальской епархии: Ист. хроники. Тб., 2007 (на груз. яз.); Анания (Джапаридзе), митр. Сборник канонов Груз. Церкви. Тб., 2010 (на груз. яз.); Сосиашвили Г. Взаимоотношения Никозской епархии с иерусалимским Крестовым мон-рем // Зураб Папаскири - 60: Сб. Тб., 2010/2013. С. 243-255 (на груз. яз.).
Г. Чеишвили
Ключевые слова:
Епархии Грузинской Православной Церкви Никозская епархия (2-я пол. V или нач. VI в. 11, с 1995 Никозская и Цхинвальская) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрой в монастыре Никози
См.также:
АБХАЗСКИЙ (ЗАПАДНОГРУЗИНСКИЙ) КАТОЛИКОСАТ Грузинской Православной Церкви (не позднее 1290-1814)
АГАРАК-ЦАЛКСКАЯ ЕПАРХИЯ Грузинской Православной Церкви
АЛАВЕРДСКАЯ ЕПАРХИЯ епархия Грузинского Патриархата (не позднее 1124)
АНИССКАЯ ЕПАРХИЯ Мцхетского Католикосата с каф. в гор. Ани, Груз. Правосл. Церкви