(Садзаглишвили (Садзагелов, Садзегели) Георгий Иеронимович; 10.11.1855, сел. Квемо-Никози Горийского у. Тифлисской губ. (по др. источникам, сел. Млеты (ныне Млета) Душетского у. Тифлисской губ.; Тифлис) - ночь с 26 на 27.06.1918, мон-рь Марткопи, Грузинская Демократическая Республика), сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 27 июня), католикос-патриарх всей Грузии (1917-1918), автор научных трудов по истории и духовной лит-ре Грузии и ГПЦ. Ввиду того что имя католикоса Картли Кириона I (ок. 599-614/6) долгое время не было включено в официальные списки предстоятелей ГПЦ, католикос Картли Кирион II (ок. 678-683) до нач. XXI в. был известен как Кирион I, К.- как Кирион II.
Род. в семье потомственного свящ. Иеронима Садзаглишвили, служившего в Млета-Ананури, горном регионе Картли (Вост. Грузия). Предки К. были известны своей проповеднической деятельностью среди кавказских горцев. Так, прапрадед К. свящ. Виссарион был миссионером среди ингушей, дидойцев и кистов (Натроев. 1898. С. 15); прадед К. свящ. Гавриил как миссионер среди горцев и осетин упомянут в истории ГПЦ, изданной Синодом РПЦ (История Груз. иерархии. 1826. С. 85); отец К. проповедовал среди мтиульцев. По словам К., его предки более 200 лет «служили святому алтарю» (Натроев. 1898. С. 8).
Согласно общепринятому мнению, К. род. в сел. Квемо-Никози; по мнению нек-рых ученых - в Млетах, где в то время служил его отец. X. Кокрашвили на основе автобиографических записей К. (ЦГИАГ. Ф. Кириона II (Садзаглишвили)) установил, что он род. в Тифлисе (Кокрашвили. 2001. С. 11-12). Начальное духовное образование Георгий получил в учрежденной его отцом школе Млетско-Ананурского прихода. В 1862 г. продолжил учебу в Горийском ДУ. Как сын священника он получил право на бесплатное обучение в Тифлисской ДС, к-рую с отличием окончил в 1876 г. Затем учился за казенный счет в Киевской ДА, где наряду с богословскими науками изучал географию, всемирную историю, археологию и т. д. Сведения об этом периоде жизни К. сохранились в воспоминаниях грузинского писателя Д. С. Клдиашвили, в то время курсанта Киевского военного уч-ща. Согласно его записям, К. довольно рано начал высказывать радикальные взгляды: в комнате, где он жил, «постоянно кричали и препирались... спорили о грузинской культуре - Садзаглишвили ставил ее превыше других, а русские студенты с этим не соглашались и ожесточенно опровергали его доводы» (Клдиашвили. 1968. С. 22). В 1880 г. К. окончил полный курс ДА и защитил диссертацию на степень кандидата богословия, 1 авг. того же года назначен помощником инспектора в Одесской ДС.
В 1883 г. по решению экзарха Грузии Павла (Лебедева) вернулся на родину и занял должность смотрителя Телавского ДУ, в 1885 г.- ту же должность в Горийском ДУ, в 1890 г. назначен преподавателем Кутаисского ДУ, также преподавал историю груз. словесности, рус. язык и историю богословия в Кутаисском жен. епархиальном уч-ще. В 1891 г. переведен в Тифлисское ДУ.
После того как в 1896 г. погибли жена и дети К., он, будучи к этому времени в чине статского советника, принял решение постричься в монахи. 2 нояб. того же года в своей домовой церкви постриг К. совершил экзарх Грузии архиеп. Карталинский и Кахетинский сщмч. Владимир (Богоявленский), ему сослужили ректор Тифлисской ДС архим. Серафим (Мещериков) (впосл. епископ), инспектор семинарии иером. сщмч. Ермоген (Долганёв) (впосл. епископ), преподаватель иером. Димитрий (Абашидзе; впосл. схиархиеп. Антоний) (ДВГЭ. 1896. № 22. С. 11-13). 6 нояб. К. был рукоположен во иерея, приказом № 3697 от 27 нояб.- 6 дек. 1896 г. назначен настоятелем монастыря Кватахеви с возведением в сан игумена (ДВГЭ. 1897. № 2. С. 2). 22 дек. награжден набедренником «по вниманию к высшему академическому образованию и 16-летней духовно-учебной службе» (Там же. С. 4). 31 дек. получил должность благочинного мон-рей Карталино-Кахетинской епархии Грузинского Экзархата и инспектора школ (позже - председателя) Общества восстановления православного христианства на Кавказе. По его инициативе в ведении об-ва было учреждено 19 школ в горной части Картли. К. обратил внимание на отсутствие миссионерской литературы, адресованной горцам, перешедшим в мусульманство в годы тур. владычества, в 1907 г. совет об-ва на свои средства (в т. ч. и на средства К.) издал брошюры и книги, содержащие проповедь Православия.
К. занимался поиском груз. церковных святынь, находившихся в заброшенных храмах и в частной собственности семей, исследовал и описал памятники груз. зодчества, рукописи, записал мн. церковно-народные обычаи, жертвовал средства на восстановление церквей, исследовал разрушавшиеся памятники церковной архитектуры Грузии. Недолгое время он руководил работой Церковного музея, созданного при его участии в 1888 г. Д. З. Бакрадзе, пополнял фонды приобретенными за свой счет экспонатами. В 1891 г. опубликовал в ж. «Мцкемси» (Пастырь) обращение к соотечественникам, в котором указывал на причины «пренебрежительного отношения к памятникам древней культуры»: «Мы так и не осознали их великую важность... не в силах создать новые, с поразительной беспечностью не желаем заботиться о старых памятниках и сложа руки спокойно наблюдаем за их гибелью, как будто мы - гости в этой стране... бросив на произвол судьбы, способствуем их дальнейшему разграблению, осквернению и уничтожению!» По мнению К., святыни «играют роль зеркала, в котором четко отображено все наше прошлое» (Древнегруз. храмы и их историческое значение // Мцкемси. 1891. № 19. С. 12). К. участвовал в восстановлении некоторых памятников (Шуамта, Кватахеви, др. мон-ри Шида-Картли), спас от гибели множество рукописей и церковных святынь (иконы, предметы утвари и т. д.), найденных им в полуразрушенных мон-рях. Он нашел и передал музею Историко-этнографического об-ва (позже - Церковный музей) 96 рукописей. К. обнаружил и выкупил неск. списков свода груз. летописей «Картлис Цховреба» и соч. «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели. В 1896 г. К. вошел в состав комитета Тифлисского древлехранилища при тифлисском Сионском кафедральном соборе (см. Тбилисский Сиони). Он был пожизненно избран членом братства св. ап. Андрея Первозванного при Тифлисской ДС.
9-16 мая 1897 г. К. сопровождал экзарха Грузии сщмч. Владимира в поездке по Картли, во время к-рой они посетили 49 церквей, знакомил архипастыря со святынями ГПЦ. К. оперативно составил и опубликовал записки о поездке, снабдил их научными комментариями. Хроника, напечатанная в «Духовном вестнике Грузинского Экзархата», позволяет судить о том, что К. регулярно сослужил экзарху (ДВГЭ. 1897. № 20. С. 27; № 24. С. 13; 1898. № 5. С. 22 и др.). Нек-рое время К. был председателем груз. Библейской комиссии. Как исследователь старины он был хорошо известен в российских научных кругах, являлся членом Московского археологического об-ва (1897-1899) и редколлегии Православной богословской энциклопедии (1900-1911), в к-рой было опубликовано неск. его статей.
Плодотворно сотрудничал К. и со следующим экзархом, архиеп. Флавианом (Городецким) (21 февр. 1898 - 10 нояб. 1901), сослужил ему и сопровождал его в поездках (ДВГЭ. 1898. № 9. С. 10; № 15. С. 15; № 16. С. 19; 1899. № 219. С. 15-16 и др.). 10 мая 1898 г. К. по определению Синода № 1231 от 3-9 апр. был возведен в сан архимандрита (Там же. № 11. С. 2; № 12. С. 2).
22 авг. 1898 г. во исполнение указа императора от 27 июня в тифлисском кафедральном соборе экзархом Грузии архиеп. Флавианом в сослужении епископов Гурийско-Мингрельского Александра (Окропиридзе) и Горийского сщмч. Леонида (Окропиридзе; впосл. католикос-патриарх Грузии) К. был хиротонисан во епископа и назначен на кафедру Алавердского викариатства Карталино-Кахетинской епархии Грузинского Экзархата (ДВГЭ. 1898. № 16. С. 1; Натроев. ДВГЭ. 1898. № 17. С. 8); он окормлял грузинские исторические провинции Кахети и Кизики. За короткое время К., лично покрыв все издержки, обновил кафедральный Алавердский собор, увеличил число церковноприходских школ с 6 до 21 (Мельникова. 2012. С. 64). В 1901 г. постановлением Синода за успешную деятельность в епархии К. был награжден орденом св. Анны 2-й степени (Цнобис пурцели (Информ. листок). Тифлис, 1900. № 190).
12 авг. 1900 г. К. был назначен архиереем Горийского викариатства Карталино-Кахетинской епархии Грузинского Экзархата. На свои средства К. основал приходские школы и библиотеки-читальни в Ванати, Квемо-Никози и др. селах.
Стремясь достичь интеграции всего населения метрополии, российское правительство проводило в Грузии политику обрусения как грузин, так и горцев. Программа освоения национальных языков запоздало была начата во 2-й пол. XIX в.; в это время в Грузии вопросы о богослужебном языке, о языке преподавания в духовных и светских школах стали составной частью т. н. лингвистической проблемы, которая превратилась в политическое знамя груз. национально-освободительного движения. Активная деятельность К. по возобновлению функции груз. языка, по восстановлению автокефалии ГПЦ привлекла внимание охранного отд-ния жандармского управления Российской империи; за архиереем был установлен тайный надзор. К. подвергался обструкции и со стороны духовных властей (Абрамишвили. 1971. С. 358). 10 февр. 1902 г., как политически ненадежный, он был отстранен от служения в Грузии. С 10 марта 1902 по 3 мая 1903 г. он управлял кафедрой Балтского викариатства Подольской и Брацлавской епархии РПЦ (Подольские ЕВ. 1902. № 12. С. 1). По мнению проф. Н. Н. Дурново, перемещению К. во внутренние епархии России содействовал сщмч. Иоанн Восторгов, занимавший в то время должность попечителя учебной области Грузинского Экзархата и сильно критиковавший деятельность К. В письме другу, свящ. Иосифу Чиджавадзе, К. отмечал, что он никогда не заботился о личном успехе и для него священна цель, к к-рой он стремится,- автокефалия ГПЦ (НЦРГ. Личный фонд Кириона II. Д. 199. Л. 1-2; Абрамишвили. 1971. С. 359).
С 3 мая 1903 г. К.- Новомиргородский викарий Херсонской епархии, с 23 апр. 1904 г.- епископ Орловский и Севский. К. завершил дело создания орловского Церковно-археологического музея, начатое его предшественниками, епископами Никанором (Каменским) и Иринеем (Ордой). 23 авг. 1905 г. при непосредственном участии К. орловский Церковно-археологический комитет был преобразован в орловское Церковное историко-археологическое об-во, в сент. того же года об-ву были отведены 3 комнаты в старом архиерейском доме рядом со зданием консистории: в них расположились сотрудники, были размещены экспозиция и фонды музея, б-ка. К. принимал активное участие в работе об-ва (Орловские ЕВ. 1904. № 20. С. 35; 1905. № 5. С. 41; № 38. С. 987; № 39. С. 1029).
В годы служения в России К. осознал необходимость изучения истории ГПЦ на академическом уровне. Осилить подобную задачу в Грузии не представлялось возможным, т. к. в то время в Закавказье не было соответствующего научного учреждения. 15 марта 1900 г. он обратился с ходатайством в Синод об открытии кафедры истории ГПЦ при СПбДА (РНБ. Ф. 574. Оп. 1. Д. 1033). Была создана специальная комиссия, при поддержке прогрессивных представителей научных кругов России в 1904 г. в ДА была учреждена кафедра Восточных Церквей, на которой в т. ч. изучали историю ГПЦ.
Стремясь подготовить научные кадры для Грузии, К. заботился об образовании одаренных молодых людей: при его финансовой поддержке и попечительстве неск. десятков юношей получили высшее образование в разных учебных заведениях России и за границей. Мн. стипендиаты К. стали известными церковными деятелями и учеными: Нестор Лежава (впосл. сщмч. Назарий), С. Самаия, К. Кекелидзе, Алексий Гиоргадзе (впосл. митр. Кутаисский и Гаенатский Антоний) и др. Кекелидзе в знак благодарности К. посвятил ему свое 1-е исследование «Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение» (НЦРГ. Личный фонд Кириона II. Д. 175, 1232).
3 февр. 1906 г. по распоряжению Синода К. вернулся на родину и занял Сухумо-Абхазскую епархию Грузинского Экзархата; историки объясняют это назначение изменениями, которые произошли в обществе после революции 1905-1907 гг. и необходимостью либеральных реформ. Назначение К. вызвало бурную общественную дискуссию: в статьях, опубликованных в газ. «Колокол» (Голос из Сухума // Колокол. СПб., 1906. № 45; Скоро ли конец? // Там же. № 261), К. объявили националистом, который «погубит русское дело» в Абхазии.
В Абхазии к моменту приезда туда К. была довольно сложная политическая обстановка. После вхождения этих территорий в состав России здесь, как и на остальных груз. территориях с нач. XIX в., произошли значительные изменения: появление рус. переселенцев способствовало увеличению количества незнакомого с местными обычаями русскоязычного духовенства, возникновению нетипичных для данных мест храмовой архитектуры, церковного пения, иконописи и т. д. В Абхазии усиливалось культурное влияние русских, и оно было благосклонно воспринято кавказскими народностями, которые противопоставляли себя груз. этносу, стремившемуся к объединению груз. исторических территорий и груз. этнографических групп. К. противопоставил свою деятельность российской политике, не признававшей особого права грузин на территории в Абхазии. Жандармский надзор за К. снят не был. Так, помощник начальника Кутаисского губернского жандармского управления в Сухумском окр. в донесении № 178 от 17 февр. 1907 г. писал, что К.- «одна из главных поддержек существующей в названном округе партии социалистов-федералистов», он добивается введения грузинского языка в народных школах и за богослужением, принимает участие в издании материалов, доказывающих принадлежность этого региона Грузии (ГАРФ. Ф. 102. Оп. 1908. Ед. хр. 72. Ч. 11. Л. 17). К. считал, что его назначение на Сухумо-Абхазскую епархию обусловлено необходимостью удовлетворения религ. и национальных требований и умиротворения местного населения. К. не только восстановил богослужение и обучение на груз. языке, что до него было полностью запрещено еп. Сухумским Арсением (Изотовым) (1895-1905), но и ввел аналогичные права для абхазской паствы.
Обстановка в Тифлисе также была накалена, вопросы об автокефалии ГПЦ, о возрождении груз. монархии и об отделении Грузии стали открыто обсуждаться в печати. В 1905 г. еп. Имеретинский сщмч. Леонид (Окропиридзе) образовал «Братство восстановления независимости (свободы) Грузинской Церкви»; по данным полиции, братство начало сотрудничать с революционными орг-циями леворадикального толка (анархистами). Одновременно сформировалось праворадикальное движение рус. националистов, что усилило взаимную нетерпимость населения Закавказья (Хижий. 2006). 10 авг. 1905 г. братство обратилось к груз. духовенству с воззванием о поддержке движения автокефалистов (ЦГИАГ. Ф. 1458. Ед. хр. 173. Л. 16; РГИА. Ф. 1579. Оп. 1. Ед. хр. 170. Л. 1-15).
Как следует из эпистолярного наследия К., в этот период ему неоднократно предлагали должность экзарха Грузии; возможно, власти считали, что назначение грузина на эту должность (в течение почти 90 лет экзархами Грузии были только русские по происхождению архиереи) могло бы существенно разрядить обстановку; однако К. категорически отказывался, считая этот шаг полумерой (Бубулашвили. 2005. С. 10).
К. принял деятельное участие в работе Предсоборного Присутствия РПЦ в С.-Петербурге, созванного в 1906 г. с целью подготовки и изучения проекта предстоящих реформ Церкви. Заседания 2-го отдела Присутствия «Об устроении церковных дел на Кавказе», на к-рых рассматривались вопросы гос. или национального деления как основания для введения церковной автокефалии, а также вопросы, непосредственно связанные с восстановлением автокефалии ГПЦ, начались 2 июня 1906 г. в Александро-Невской лавре. С грузинской стороны в них приняли участие епископы Горийский Евфимий (Элиашвили), Гурийско-Мингрельский Георгий (Аладашвили), Имеретинский Леонид (Окропиридзе), К. Также проект восстановления автокефалии ГПЦ поддерживали профессора Н. Я. Марр, А. А. Цагарели, А. С. Хаханашвили, Н. А. Заозерский. К. прочитал 4 доклада: «Грузинский церковный вопрос: Историко-каноническое обоснование», «Что вынуждает грузин добиваться восстановления автокефалии своей Церкви?», «Какой Иверии дарована автокефалия в XI в.?», «Национальный принцип в Церкви». Он критиковал деятельность рус. самодержцев на Кавказе и наиболее полно выразил аргументацию сторонников автокефалии. В протокол 2-го заседания 2-го отдела Присутствия была внесена информация о том, что К. и его сторонники планировали восстановить ГПЦ не только на ее канонических территориях, но и на всем христ. Кавказе, куда помимо Грузии входили также Сев. Осетия, Армения, Дагестан и Бакинская губ. К. и его сторонники объявили эти сведения фальсифицированными, и К. опроверг их в «Прибавлениях к Церковным ведомостям» (1907. № 7. С. 244; см. также: Гамахария. 2006. С. 156-159, 499). Он написал, что речь шла о восстановлении ГПЦ в границах, «которые были перед присоединением Грузии к России, когда во главе стоял Мцхетский католикос». По «Проекту реорганизации Грузинской Церкви», утвержденному собранием груз. духовенства и опубликованному в «Духовном вестнике Грузинского Экзархата» (1906. № 3. С. 11-21), это были территории «в границах современной Тифлисской и Кутаисской губерний, Закатальского, Сухумского, Батумского и Карсского округов».
Вопрос об автокефалии ГПЦ не был решен положительно. 2-й отдел Предсоборного Присутствия принял один из проектов прот. сщмч. Иоанна Восторгова, согласно которому Грузинский Экзархат следовало упразднить, в Грузии образовать 2 митрополичьих округа. Обсуждение этого проекта, особенно в связи с ним текста 34-го Апостольского правила, продолжалось между Заозерским и проф. Н. Н. Глубоковским на страницах «Богословского вестника» (Четыре доклада. 1907. Т. 3. С. 55-58) (подробнее см. разд. «Вопрос о восстановлении автокефалии Грузинской Церкви» в ст. Грузинский Экзархат Русской Православной Церкви).
В посл. четв. XIX - нач. XX в. российское правительство стремилось исправить свои ошибки и достичь умиротворения в Закавказье, на должность экзарха Грузии выбирали наилучших представителей высшего духовенства РПЦ. 9 июня 1906 г. экзархом стал архиеп. Владимирский сщмч. Никон (Софийский). Автокефалисты встретили это назначение враждебно: 2 священника послали экзарху письмо с угрозами, имеретинское духовенство направило телеграмму протеста, тифлисское духовенство бойкотировало приезд сщмч. Никона. Новый экзарх придерживался принципа взвешенной церковной политики и решения насущных проблем Экзархата. Он занимался социальными проблемами, восстановлением груз. церквей и монастырей; относительно Церкви в Закавказье считал целесообразным присоединить рус. и греч. население к русским епархиям, а груз. части Экзархата, выделив Бакинскую (с Карским вик-ством для армян) и Абхазо-Сухумскую епархии, предоставить известную долю самостоятельности. 12-14 окт. 1906 г. К. собрал в Тифлисе совещание, где присутствовали епископы Леонид (Окропиридзе), Гурийско-Мингрельский Георгий (Аладашвили), Алавердский Петр (Кончошвили) и несколько священников. Было решено, что, пока вопрос об автокефалии является актуальным, они и их последователи будут иметь с экзархом лишь административно-служебные отношения (Мельникова. 2009. С. 401). 17 окт. 1906 г. в Тифлисе было образовано общество автокефалистов, во главе к-рого встал К. (Дурново. 1907. С. 12-21).
Занимаясь политической деятельностью, К. не оставлял научных изысканий. Часто бывая в Москве и С.-Петербурге в 1906-1907 гг., он разыскал множество грузинских документальных материалов, выкупил у частных коллекционеров послания груз. царевичей, переписал эпитафии с надгробий похороненных на кладбище Донской иконы Божией Матери мон-ря представителей грузинской царской династии и дворянства. Значение этих материалов неоценимо, поскольку большинство памятников было уничтожено в советское время.
Сщмч. Никон принял ряд мер с целью сломить движение автокефалистов. В предварительном заключении следователя по особо важным делам Тифлисского окружного суда И. Г. Малиновского сказано, что дождавшись, когда об удалении К. из Грузии попросят гражданские власти в лице наместника на Кавказе гр. И. И. Воронцова-Дашкова, экзарх направил в Синод отношение, в котором писал, что со словами наместника об удалении К. из Сухума, где «его пребывание представляется особенно нежелательным ввиду вредного его влияния на коренное абхазское население в политическом отношении», он согласен. Также экзарх отметил, что К. «старается уничтожить все, что сделано в епархии русскими архиереями... Я полагал бы необходимым переместить его в другую епархию вне экзархата именно за то, на что у наместника имеются доказательства, но отнюдь не за деятельность его в пользу автокефалии Грузинской Церкви, чтобы чрез это не сделать его мучеником за идею, столь дорогую грузинскому духовенству» (ЦГИАГ. Ф. 94. Оп. 1. Д. 85. Л. 151-151 об.; Гамахария. 2011. С. 12-26).
25 янв. 1907 г. К. был переведен в Ковенскую епархию. 909 чел. из паствы Сухумо-Абхазской епархии, среди к-рых были грузины, абхазы, русские и др., отправили в Синод ходатайство о восстановлении К. в епархии, они положительно характеризовали его деятельность как архиерея: «Во время богослужения Кириона II для русских обедня отслуживалась на славянском языке, для грузин - на грузинском, а в ближайшем будущем и абхазы будут иметь возможность отслушать обедню на своем родном языке. Поэтому Кириона II возлюбили всем сердцем и местные жители, и русское население» (ЦГИАГ. Ф. 1458. Д. 109. Л. 1). В янв.-мае 1907 г. в газ. «Русский стяг» вышла серия статей «Судьбы Грузинской Церкви» (в том же году изданы отдельно), авторство к-рых приписывается Дурново. В них было высказано неск. идей обустройства Церкви в Закавказье: в частности, предлагалось удалить из Грузии сщмч. Никона и на его место определить К. Опальный архиерей поддерживал связь с Грузией и продолжал руководить автокефалистами. В нояб. 1907 г. он писал свящ. И. Чиджавадзе: «Лишь бы наше общее дело увенчалось успехом, а моя собственная жизнь на этой земле не представляет никакой важности» (НЦРГ. Ф. Кириона II. Д. 123). В нач. 1908 г. К. был отправлен в Куряжский мон-рь Харьковской губ.
1 февр. 1908 г. сщмч. Никон перевел еп. Леонида (Окропиридзе) на Гурийско-Мингрельскую кафедру; из Грузии был выслан один из активистов об-ва автокефалистов свящ. И. Джаши. Однако, по данным полиции, К. и еп. Леонид тайным образом регулярно приезжали в Тифлис на совещания автокефалистов: в февр. 1908 г. было решено любыми средствами убрать экзарха Никона; 17-18 апр. обсуждалось убийство экзарха; 18-21 мая К. также приехал на очередную встречу и жил в тифлисской квартире свящ. И. Чиджавадзе (Мельникова. 2009. С. 401-402). По мнению Д. Гамахарии, опирающегося на сведения Тифлисского охранного отделения, К. в этот период был в Тифлисе лишь 10-18 апр. (Гамахария. 2006. С. 327-329, 468). В апр. экзарх, заручившись поддержкой министра внутренних дел П. А. Столыпина, послал в Синод проект переустройства груз. епархий. В Тифлисе ходили слухи, что экзарх намерен выслать из Тифлиса всех автокефалистов; обстановка накалялась.
28 мая 1908 г. сщмч. Никон был убит. Следствие показало причастность к убийству «Братства восстановления независимости (свободы) Грузинской Церкви». Кроме того, Тифлисское жандармское управление располагало сведениями о том, что у К. был личный мотив; имелась также информация, что К. накануне был в Тифлисе, но по справке харьковского губернатора М. К. Катеринича, приобщенной к материалам дела, К. находился в то время в Куряжском мон-ре. Немаловажное значение в расследовании имели показания сщмч. Иоанна Восторгова о том, что К. «уже с 1902 г. стал подговаривать монахов не молиться за Царя, организовывал сплетнические инсинуации на экзархов и, будучи в Орле, посылал оттуда в Тифлис на организацию деньги, собирая их всякими средствами» (Мельникова. 2009. С. 402). Причастность К. к убийству осталась недоказанной, однако он был арестован и запрещен в священнослужении (РГИА. Ф. 1579. Оп. 1. Д. 170. Л. 1-15; Д. 157. Л. 1-14; Келенджеридзе. 1918. С. 130; Вардосанидзе. 1994. С. 23; Вардосанидзе, Анания (Джапаридзе). 2001. С. 112-116). В защиту К. выступил груз. писатель А. Р. Церетели. Он писал Чиджавадзе: «Все мои надежды рухнули... не щадя себя, поеду в Петербург и буду бороться до конца» (НЦРГ. Ф. А. Церетели. Д. 415). Харьковский губернатор Катеринич обратился в Синод с просьбой, когда дело будет закрыто, перевести К. в «какой-либо другой монастырь в одной из северных губерний России». Губернатор писал, что К., посещая б-ку Харьковского ун-та, имел «вредное влияние на учащуюся молодежь из уроженцев Кавказа» (ГАРФ. Ф. 102. Оп. 1908. Д. 72. Ч. 11. Л. 13-13 об., 22). После следствия К. был уволен на покой в Санаксарский в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мон-рь, находившийся в Тамбовской губ. По сообщению начальника Харьковского охранного отд-ния № 219 от 13 янв. 1909 г., К., выезжая из Куряжского монастыря, отправил в Гори 46 пудов книг (Там же. Л. 20, 38 об.).
Груз. анархист В. А. Черкезишвили, проживавший в Великобритании, основал об-во в защиту К. По его просьбе прот. Давид Гамбашидзе выполнил перевод на англ. язык материалов о К. из груз. прессы. Они были переданы амер. специалисту по международному праву Г. Невинсону. Англ. переводчица груз. лит-ры М. Уордроп и Невинсон обратились к англикан. еп. диоцеза Гибралтар Уильяму Коллинзу с тем, чтобы он информировал англичан о положении дел К. и ситуации в Грузии. По просьбе Черкезишвили председатель грузино-англ. комитета в Лондоне Моррис обратился с ходатайством о судьбе К. в Синод РПЦ, а председатель Комитета по защите прав человека в Бельгии Ж. Лоран в марте 1909 г. написал председателю Гос. думы Н. А. Хомякову и просил содействовать облегчению участи К. Хомяков связался со Столыпиным и запросил сведения об обстоятельствах дела (Письмо № 869 от 16 марта 1909 г. // ГАРФ. Ф. 102. Оп. 1908. Д. 72. Ч. 11. Л. 40-42; То же // Мельникова, Олевская. 2011. С. 55-56). Столыпин ответил, что против К. «никаких мер административного воздействия принимаемо не было и никакого производства о высылке его куда-либо в административном порядке не имеется» (Письмо № 64113 от 17 марта 1909 г. // ГАРФ. Ф. 102. Оп. 1908. Д. 72. Ч. 11. Л. 43). Обер-прокурор Синода С. М. Лукьянов внес в Совет министров предложение о восстановлении К. пенсии в размере 1 тыс. р., утвержденной 26 авг. 1908 г. и отмененной 9 дек. того же года. В июле 1909 г. Синод запросил Мин-во юстиции, «к каким результатам пришло предварительное следствие, производившееся в Тифлисе по делу об убийстве экзарха Грузии архиепископа Никона» (ГАРФ. Ф. 102. Оп. 1908. Д. 72. Ч. 11. Л. 45-46). На основании полученных удовлетворительных сведений Синод восстановил К. пенсию, надзор был ослаблен, К. периодически мог покидать Санаксарский мон-рь: в частности, в февр. 1910 г. он приезжал в С.-Петербург «на лечение» (ГАРФ. Ф. 102. Оп. 1910. Д. 20. Ч. 79. Л. 22; Особый журнал Совета министров. 26 янв. 1910 г. // ГАРФ. Ф. 102. Оп. 1908. Д. 72. Ч. 11. Л. 45-46; НЦРГ. Ф. Кириона II. Д. 1492. Л. 20; Джанашвили. 1917. С. 3; Мельникова, Олевская. 2011. С. 51-53). Однако груз. общественность и сочувствующие К. на Западе активисты не были удовлетворены его положением. В 1910 г. груз. историк М. А. Тамарашвили издал в Риме на франц. языке «Историю Грузинской Церкви». На фронтисписе своего сочинения он поместил фотографию К. с подписью, что это борющийся за автокефалию ГПЦ архиерей, который «находится в заточении в одном из монастырей российской глубинки» (Бубулашвили. 2000. С. 41).
В 1912 г. К. был переведен в Свято-Владимирский мон-рь в Херсоне; в 1914 г. он отправил на имя императора ходатайство об освобождении его от надзора и о выдаче разрешения выехать в Грузию. Была удовлетворена 1-я часть прошения. К. был восстановлен в архиерейском сане и 10 янв. 1915 г. занял кафедру Витебской епархии.
12 марта 1917 г. в груз. кафедральном соборе Светицховели в древней столице Грузии Мцхете было провозглашено восстановление автокефалии ГПЦ (подробнее см. в ст. Грузинский Экзархат Русской Православной Церкви). Экзарх Платон (Рождественский) был объявлен лишенным звания, груз. духовенство и миряне выступили с требованием о возвращении на родину К. и об избрании его архипастырем Грузии. Временное правительство предложило К. одно из самых престижных мест в иерархии РПЦ - кафедру митрополита Петроградского и Ладожского, однако К. отказался. 12 июля 1917 г. он был уволен по собственному желанию от управления Витебской епархией и вернулся в Грузию. 8 сент. того же года на I Поместном Соборе ГПЦ большинством голосов К. был избран католикосом-патриархом всей Грузии, его интронизация состоялась 1 окт. Своей первоочередной задачей на посту главы Церкви он видел необходимость признания ГПЦ вост. и европ. автокефальными Церквами. К. отправил обращения главам Восточных Поместных Церквей (Светицховели. 1917. № 4; Джвари вазиса (Крест виноградной лозы). 1987. № 1. С. 1-11), арм. католикосу-патриарху (Светицховели. 1917. № 4; Джвари вазиса. 1987. № 1. С. 12), папе Римскому (Джвари вазиса. № 1. С. 11). РПЦ отложила рассмотрение этого вопроса до созыва Поместного Собора. 29 дек. 1917 г. патриарх Московский и всея России Тихон, не возражая в принципе против восстановления автокефалии ГПЦ, но сожалея о неканоничности ее отделения, обратился к К., митр. Леониду (Окропиридзе) и епископам Георгию (Аладашвили) и Пирру (Окропиридзе) с предложением подчиниться требованию церковных правил и явиться на Собор для обсуждения ситуации. Но призыв не был услышан, отношения между РПЦ и ГПЦ не были урегулированы до 1943 г. (подробнее см. в ст. Грузинская Православная Церковь).
К. продолжал научную деятельность и после избрания архипастырем ГПЦ, он занимался подготовкой к изданию своих сочинений. По сообщениям современников, К. собирался писать мемуары. Отправляясь на отдых в мон-рь Марткопи 26 июня 1918 г., он сказал свящ. Тарасию Канделаки: «Я обязан приступить к работе над воспоминаниями о ближайшем прошлом нашей Церкви. Будущие поколения должны знать обо всем, что не в силах уберечь и сохранить наша история» (Бубулашвили. 2000. С. 41-42). На следующее утро он был найден мертвым. Похоронен в Тбилисском Сиони. Канонизирован ГПЦ как священномученик 17 окт. 2002 г.
Наследие К. хранится в Национальном центре рукописей Грузии (см. в ст. Институт рукописей Корнелия Кекелидзе) (эпистолярное наследие) и Центральном Гос. историческом архиве Грузии (научные труды). Его творческая деятельность многообразна: с ранних лет он писал стихи и повести, публиковал исследования в области филологии. Большое влияние на него, как и на мн. его современников, оказало творчество прав. Илии Чавчавадзе. Большая часть научного наследия К. была написана им в России. Он часто писал на рус. языке, стремясь ознакомить Россию и Европу с богатым историческим прошлым Грузии; цель оправдала себя - научное наследие К. стало широко известно в России и за ее пределами. К. внес значительный вклад в формирование картвелологии как науки.
Еще в годы учебы в КДА К. сформировал свои научные интересы в области этнографии, истории ГПЦ и грузинской церковной лит-ры. В 80-90-х гг. XIX в. К. под разными псевдонимами (Садзагелов-Иверский, Ивериели, Е. К., Цхумели и др.) публиковал в периодике статьи на русском и грузинском языках о грузинских храмах и монастырях. Сотрудничал в журналах и газетах «Иверия», «Мцкемси» (Пастырь), «Кавказ», «Весь Кавказ», «Моамбе» (Бюллетень), «Новое обозрение», «Цнобис пурцели» (Информационный листок), «Тифлисский листок», «Кавказское обозрение», «Херсонские епархиальные ведомости», «Полоцкие епархиальные ведомости», «Закавказская речь», публиковал статьи в «Трудах Московского археологического общества», «Духовном вестнике Грузинского Экзархата» и др.
Он внес весомый вклад в изучение исторических памятников Лиахвского ущелья, его труды приобрели значение первоисточника. В нач. XIX в. Никозская епархия (см. в ст. Никозско-Цхинвальская епархия), в юрисдикции к-рой находились эти территории, была упразднена; храмы и мон-ри быстро пришли в запустение и были разграблены северокавказскими племенами. К. с особым усердием изучал руины, мн. памятники известны только благодаря его описанию. Неск. сочинений К. посвятил храму V в. Никози (ДВГЭ. 1896. № 20. С. 5-12); также писал о тбилисском храме V-VI вв. Метехи (Мцкемси. 1891. № 16-19; 1892. № 3-4, 22-24 (отд. отт.: Кутаис, 1891)), церкви Цроми в честь Вознесения Господня (ДВГЭ. 1896. № 11. С. 14-24), мцхетском мон-ре Самтавро, мцхетском кафедральном соборе Светицховели (ДВГЭ. 1901. № 9. С. 13-19; Весь Кавказ. Тифлис, 1903. № 1. Ч. 2. Отд. 2. С. 61-62), монастырском комплексе Ананури (МАК. 1898. Вып. 7. С. 69-80), мон-рях Дзвели-Шуамта (ДВГЭ. 1901. № 6/7. С. 1-8), Шиомгвиме (Там же. № 8. С. 1-6), Ахтала (2005), Зарзма, Сапара и др. Помимо христ. памятников К. тщательно изучал и руины светских строений в Шида-Картли и Квемо-Картли: крепостей, военных сооружений. К. спас ряд эпиграфических памятников, к-рые во время поездок по Картли он тщательно фиксировал и опубликовал с комментариями. В дек. 1911 г. К. написал небольшой очерк «Грузинский кафедрал VI в. в Тавридском Херсонесе» (Сагвтисметквело кребули (Богословский сборник). Тбилиси, 1981. № 12. С. 197-198), посвященный обнаруженным во время археологических раскопок в Херсонесе остаткам христ. церкви, имеющей черты груз. архитектуры. К. лично изучил детали, сфотографировал материалы, ознакомился с письменными источниками и составил план местности. В этом же очерке он привел греч. надпись, найденную на месте раскопок, к-рая подтвердила сообщение груз. летописей о том, что в VIII в. еп. Готский прп. Иоанн был хиротонисан в Мцхете.
Особое значение К. придавал изучению источников. Он называл архив «правдивым летописцем истории», устами к-рого «глаголет истина, а глазами взирают на нас наши предки». Он проявил себя как кропотливый источниковед: его труды основаны на богатом документальном материале, собранном К. в архивах и мон-рях Москвы, С.-Петербурга, Тифлиса, Каменца-Подольска, Киева, Херсона, Орла, Ковно и др. (Бубулашвили. 2005. С. 20). В 1902-1903 гг. в газ. «Иверия» он опубликовал 10 «исторических известий» о различных груз. деятелях (царях Георгии V Блистательном, Баграте III, Баграте IV, царице Тамаре) и событиях груз. истории.
К. принадлежит ряд исследований обнаруженных им рукописей: в 1891 г. в ж. «Мцкемси» он поместил статью о Метехском Четвероевангелии 1049 г., к-рое было снабжено интересными колофонами (№ 18. С. 9-10), об этом памятнике К. писал также в «Духовном вестнике Грузинского Экзархата» (1892. № 10. С. 13-18). С именем К. связано и обнаружение одного из списков Посланий ап. Павла и т. н. Коридетского Четвероевангелия на греч. языке. Рукопись привлекла внимание зарубежных ученых. Нем. исследователь Г. Берман, работавший в то время в Тифлисе, послал ее проф. К. Грегори в Лейпцигский ун-т. Там она была опубликована в переводе на немецкий язык. Позже при содействии К. рукопись передали на хранение в Церковный музей (в наст. время в НЦРГ) (Церетели Г. Коридетская рукопись и ее византийский источник. Тифлис, 1937 (на груз. яз.)). Отдельное сочинение (1916) К. посвятил груз. переводам Лествицы (груз. «Клемакс») прп. Иоанна Лествичника.
К. профессионально интересовался легендами, сказками, народными песнями и т. д. Он организовал группу, куда вошли Г. Диасамидзе, Г. Кипшидзе и Д. Каричашвили; эти ученые ездили по Грузии и собирали фольклорный материал. Большое значение К. придавал изучению груз. музыки и духовных песнопений, он называл музыку «летописцем художественной истории народа, представляющей собой зеркало, в котором отражается жизнь, пройденная народом».
К. стремился сохранить родной язык и называл его «благословенным Богом священным храмом». По его мнению, «право на жизнь и деятельность на поприще истории имеет только тот народ, который постоянно защищает свой язык, нравы и обычай» (ЦГИАГ. Ф. 1458. Д. 77. Л. 4). Во время службы в разных районах Грузии К. собрал богатый лексический материал; впосл. его использовал прав. Евфимий Такаишвили во 2-м т. сб. «Дзвели Сакартвело» (Древняя Грузия).
Как исследователь церковной истории, К. особо интересовался изучением вопросов истории ГПЦ в XIX в., этому он посвятил монографию «Краткий очерк истории Грузинской Церкви и Экзархата в XIX в.» (1901), к-рая не утратила своей актуальности и по сей день, поскольку остается единственной обобщающей работой этого периода. Вызывают интерес труды К. о значении ГПЦ для Православия, об истории противостояния в Грузии Православия и ислама, о роли груз. монашества в истории ГПЦ, о груз. общинах в св. местах Востока, о присоединении Грузии к России, а также об истории Тифлисской ДС, Горийского ДУ, Осетинской духовной комиссии. Актуальностью выделяются статьи К., посвященные Абхазии. Особо следует отметить сочинения К. об истории армян и об Армянской Апостольской Церкви в Грузии и России.
Наиболее примечательным и известным среди трудов К. является его объемное, изданное на рус. языке соч. «Культурная роль Иверии в истории Руси» (1910), написанное в ссылке. Посредством изучения и сличения рус. и груз. источников автор пришел к заключению, что рус. летописцам были известны груз. источники. Труд имел большой резонанс: акад. А. А. Шахматов и польск. ученый проф. И. Козловский поставили в РАН вопрос о необходимости изучить и исследовать груз. источники и взгляды К. Интересен также труд, посвященный жизни отцов Киево-Печерской лавры (не изд.), в котором К. сравнивал Киево-Печерский патерик с аналогичным произведением, созданным в стенах мон-ря Шиомгвиме (ЦГИАГ. Ф. 1458. Д. 17. Л. 9).
К.- автор ряда историко-публицистических статей, написанных в форме диалога и рассчитанных на широкий круг читателей: к их числу относятся очерки, посвященные груз. царям и политическим деятелям Баграту III, Георгию V Блистательному, Липариту Багваши и др. Особого внимания заслуживают составленные К. жизнеописания деятелей и святых ГПЦ - вмц. Шушаник (1887), св. равноап. Нины (Мцкемси. Тифлис, 1888. № 16, 18; 1889. № 1, 4-6), царя св. Мириана (Там же. 1889. № 23-24; 1890. № 1-2), прп. Георгия Святогорца (Иверия. 1895. № 105. С. 1-2), царицы св. Тамары (Там же. № 116. С. 1-2), прп. Антония Марткопского (1899), мч. Або Тбилисского (1899), царя св. Давида IV Строителя (ДВГЭ. 1898. № 5. С. 16-22; Цнобис пурцели. Тифлис, 1899. № 789. С. 2-3; № 790. С. 3; № 791. С. 3-4 (отд. отт.: Тифлис, 1899)), прп. Давида Гареджийского (1901), Петра Ивера (Кавказ. 1901. № 280), прп. Стефана Хирсского (2001) и др. К. писал о роли иудеев в распространении мессианских идей в Др. Грузии и о перенесении ими в Мцхету хитона Господня (Мцкемси. Тифлис, 1888. № 1-3), об одном из гвоздей Креста Христова (Там же. 1892. № 1. С. 13-14; № 3/4. С. 21-22), о Камне благодати (1899), о кресте св. Нины (1912) и др. Речи, проповеди и поучения К., посвященные церковным праздникам, публиковались в газетах «Цнобис пурцели» (1898), «Иверия» (1904), в ж. «Светицховели» (1917, 1918), в Богословском сборнике (ГПЦ) (1985), в ж. «Джвари вазиса» (1988), в ж. «Сахалхо ганатлеба» (Народное образование) (1989), в «Сахалхо газети» (Народная газета) (1998), в ж. «Сапатриаркос уцкебани» (Вестник Патриархии) (2009) и др.
Отдельного внимания заслуживает рецензия К. на сочинение Тамарашвили «История католичества среди грузин» (Тифлис, 1902), получившая восторженные отклики грузинской общественности. Критически рассмотрев исследование и отметив уникальность обнаруженных автором документальных материалов, значительным образом обогативших грузинскую историографию, К. не поддержал некоторых выводов, сделанных автором, в частности о том, что после схизмы (в 1054) ГПЦ не отделилась от Римско-католической Церкви. Для подтверждения своего мнения Тамарашвили цитировал несколько грузинских источников XIII-XIV вв., в которых ГПЦ упоминалась вслед за Римско-католической Церковью. К. трактовал эти сведения как отражение ситуации до раскола Церквей.
К. активно сотрудничал с иностранными учеными. Итал. ученый свящ. Аурелиано Пальмеро, используя исторические источники и памятники груз. лит-ры, к-рыми снабжал его К., издал ряд исследований по истории ГПЦ в итал. ж. «Виссарион». При содействии К. он также намеревался работать над груз. переводом Библии.
Во 2-й пол. XX - нач. XXI в. интерес к научным трудам К. значительно возрос, его сочинения публиковались в периодических изданиях «Джвари вазиса», в Богословском сборнике (ГПЦ), «Литературули дзиебани», «Сапатриаркос уцкебани», «Историули мемквидреоба» (Исторические исследования), «Калмасоба», «Артануджи», «Сахалхо газети», «Сахалхо ганатлеба» и др. Среди неопубликованных сочинений К. заслуживает внимания монография, посвященная архиеп. Астраханскому и Кавказскому Гаию (Такаову), в основе к-рой лежат материалы из российских архивов; исследование о храме Пресв. Богородицы в Вале.