(Бобраков Иван Николаевич; 1865, дер. Остров Малоархангельского у. Орловской губ.- 8.01.1938, близ Тулы), прмч. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Оптинских старцев), архим. Из крестьянской семьи, его отец стал схимонахом Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст. Иван научился в сельской школе чтению и письму. В 1884 г. поступил послушником в Оптину пуст. Нес клиросное послушание. 17 дек. 1897 г. определен в братию пустыни. 7 июня 1898 г. пострижен в монашество с именем Исаакий, 20 окт. того же года рукоположен во диакона. 24 окт. 1902 г., в день освящения Казанского собора Шамординского Амвросиева в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы мон-ря, Калужский еп. Вениамин (Муратовский) рукоположил И. во иерея. После кончины прп. Амвросия (Гренкова) его духовником был старец прп. Иосиф (Литовкин).
После смерти 30 авг. 1914 г. настоятеля Оптиной пуст. схиархим. Ксенофонта (Клюкина) И. был избран новым настоятелем. 7 нояб. того же года назначен на должность с возведением в сан игумена, с 16 нояб. архимандрит (при перечислении настоятелей Оптиной пуст. И. нередко называют Исаакием II, чтобы отличать его от прп. Исаакия (Антимонова)). При И. в авг. 1915 г. обитель посетил свт. Макарий (Невский), митр. Московский, в апр. 1916 г.- вел. кн. Дмитрий Константинович, кнж. Татьяна Константиновна и кн. Константин Константинович. С кон. 1913 г. в Оптиной пуст. на покое жил Михей (Алексеев), бывш. еп. Уфимский. Формально он не участвовал в монастырском управлении, но оказывал на И. психологическое давление, отличаясь тяжелым характером. И. принадлежала инициатива объединить часовни над погребениями оптинских старцев в одно теплое помещение с крышей (проект не был осуществлен). По его же идее в Оптиной пуст. были подготовлены к изданию материалы для Жития прп. Льва (Леонида) (Наголкина) (напечатаны в 1917 в типографии Шамординской обители).
Во время первой мировой войны мон-рь помогал беженцам из Польши и Белоруссии, к-рым была отдана одна из монастырских гостиниц. Осиротевших детей расселили в др. гостинице, больных тифом поместили в больничный корпус, принимали также раненых солдат. Были сделаны пожертвования на нужды фронта, на епархиальный лазарет и т. д.
В 1916 г. И. был награжден орденом св. Анны 3-й степени.
С кон. 1916 г. в Оптиной ощущалась нехватка продуктов, во время войны постепенно сокращались ежедневные нормы выдачи хлеба, рыбы. В 1916-1917 гг. поступали многочисленные прошения бывш. оптинских монахов о возвращении в братию Оптиной пуст., все подобные просьбы были отклонены. По правилам Оптиной пуст. те, кто ранее по своему желанию покинули мон-рь, обратно не допускались. И., не принимая монахов, ссылался также на различные хозяйственные затруднения, связанные с войной: все здоровые и молодые послушники из Оптиной выбыли на войну (всего на фронт ушли не менее 105 чел.), в монастыре оставалось немало своих больных и престарелых братьев.
Революционные события 1917 г. были восприняты в мон-ре со скорбью. В мае, а затем в июне в Калуге заседало чрезвычайное епархиальное собрание представителей клира и мирян. И. командировал иером. прмч. Пантелеимона (Аржаных) на 1-ю сессию. После того как собрание приняло ряд радикальных политических резолюций, напр. о национализации монастырских земель, на 2-ю сессию И. никого не послал. И. участвовал в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.
23 янв. 1918 г. Оптина пуст. была официально закрыта, но продолжила существование под видом сельскохозяйственной артели. В 1919 г. на территории мон-ря параллельно был открыт музей «Оптина пустынь». В том же году И. был на неск. недель заключен в тюрьму в Козельске. В 1923 г., в конце Великого поста, артель была распущена. И. был арестован, но почти сразу освобожден, отстранен от дел и изгнан из обители. Он благословил преподобноисп. Никона (Беляева) продолжать богослужения в Оптиной, иногда сам приходил служить (до авг. 1923). И. и мн. др. оптинские насельники жили в частных домах в Козельске. И. по праздникам служил в Георгиевском храме Козельска, иногда регентовал на клиросе. По воспоминаниям очевидцев, он хорошо пел и сам писал музыку. Оптинские монахи продолжали относиться к нему как к настоятелю. И. направлял достойных иеродиаконов и монахов для рукоположения и служения в сельские храмы. После выхода «Декларации» 1927 г. Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского), И., как и большинство братии, сохранил верность митрополиту. В авг. 1930 г., накануне праздника Преображения, была арестована большая группа монашествующих Оптиной пуст. и Шамординского мон-ря, И. допрашивали в качестве свидетеля. В окт., после окончания следствия, И. переехал в г. Белёв Тульской обл. С нояб. 1930 г. жил в Казацкой слободе Белёва, посещал храм свт. Николая Чудотворца. В 1932 г. арестован ОГПУ г. Брянска по обвинению в «незаконной валютной операции» (по мемуарным свидетельствам, купил икону с драгоценным окладом), нек-рое время содержался под стражей, осужден не был и продолжал жить в Белёве. К И. приезжали духовные дети, он вел переписку с оптинцами в изгнании, отвечал на вопросы, давал советы, особенно призывал к осторожности в разговорах с посторонними, благодарил Бога за ниспосланные скорби. В одном из писем в нояб. 1936 г. И. рассказывал о себе и своем келейнике мон. Мисаиле (Цубанике): «Здоровьем нельзя похвалиться, оба стали слабые, ощущается оскудение во всем необходимом для прожития, ну что ж делать, за все слава Богу» (Испытание верности Богу. 2007. С. 113). Духовные дети предлагали И. покинуть Белёв, чтобы избежать гонений, но он ответил: «От креста своего не побегу!» - и остался в городе.
17 дек. 1937 г. арестован с мон. Мисаилом и др. оптинцами, священнослужителями и прихожанами Никольского храма в Белёве по делу сщмч. Никиты (Прибыткова), еп. Белёвского. И. вместе с др. арестованными обвинялся в «создании подпольного монастыря тихоновской ориентации, проводящего систематическую контрреволюционную деятельность» во главе с еп. Никитой. И. был заключен в белёвскую тюрьму; виновным себя не признал, лжесвидетельствовать отказался. В кон. дек. переведен в Тулу. 30 дек. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Тульской обл. приговорен к расстрелу вместе с 70 арестованными. Казнен, погребен в братской могиле. По устойчивому народному преданию, расстрелы в то время проводились в Тесницком лесу, на 162-м км Симферопольского шоссе, недалеко от Тулы. В нач. 90-х гг. XX в. на этом месте был установлен поклонный крест. 8 янв. 1996 г. оптинские монахи отслужили там панихиду по И., с тех пор ежегодно служатся панихиды по всем расстрелянным. В 2001 г. была заложена часовня.
26 июля 1996 г. И. был прославлен в Соборе Оптинских старцев в лике местночтимых святых, на Архиерейском юбилейном Соборе 2000 г.- общецерковно. Житие И. издал в 1996 г. В. В. Афанасьев. В документах, поданных на канонизацию, а также в лит-ре ошибочно указывалась фамилия И. Бобриков. В формулярных списках монашествующих Оптиной пуст., в документах из архивов УФСБ фамилия И.- Бобраков, в метрических книгах Орловской губ. зафиксировано, что в дер. Остров проживали гос. крестьяне с фамилией Бобраковы.
Сохранилось неск. фотоснимков И. 1-й трети XX в. (архив Оптиной пуст.), послуживших основой для иконописцев при разработке образа святого. Наиболее известна оплечная фотография, где И. запечатлен в рясе, клобуке и с наперсным крестом. И. присутствует среди оптинской братии на коллективной фотографии, сделанной во время визита свт. Макария (Невского) в Шамординский приют (1915, архив Оптиной пуст.).
В ризнице Оптиной пуст. находится икона-пядница (1996), на к-рой И. написан в рост, в монашеском облачении (ряса, мантия со скрижалями) и клобуке, с наперсным крестом. У него правильные черты лица, пряди волос той же длины, что и разделенная надвое борода, выбиваются из-под клобука. В правой руке святой держит крест, левой опирается на посох.
Те же иконографические черты повторяются на большинстве изображений И., включенных в настенные росписи Оптиной пуст.: св. ворот Иоанно-Предтеченского скита (2001, Ю. Н. Захаров), Казанской ц. (в руках крест и четки; 2004, мон. Мария (Левестан)), алтаря Владимирской ц. (с непокрытой головой; 2005, инок Алипий (Подковырин)), ц. арх. Михаила Иоанно-Предтеченского скита (в арке между столбами; 2010, А. А. Патраков). На св. воротах мон-ря преподобномученик изображен вместе с исп. Никоном Оптинским (Ю. Н. Захаров, 2006, техника альсекко).
И. изображается в правой части композиции на иконах «Собор Оптинских старцев» 80-х - нач. 90-х гг. XX в. (Введенский собор Оптиной пуст.), 1996 г. (Т. А. Мушкетова (Смирнова), Владимирская ц. мон-ря), 1997 г. (игум. Ипатий (Хвостенко) и Димитрий (Ермолаев), Казанская ц. мон-ря). Подобные иконы писались в мастерских Оптиной пуст. И. В. Кобрановой, Н. В. Радаевой и др. (напр., икона в Преображенской ц. монастыря, 2006) и в иконописной школе МДА (2006, Н. В. Масюкова, частное собрание; см.: Традициям верны: Работы учащихся, выпускников и преподавателей Иконописной школы при МДА / Авт.-сост.: архим. Лука (Головков). Серг. П., 2010. С. 65).
Образ И. встречается среди изображений оптинских старцев, нарисованных пером мон. Марией (Добромысловой) (50-60-е гг. XX в., Оптина пуст.). Существуют совр. живописные и графические портреты святого, созданные на основе его фотографий (Оптина пуст., частные собрания).