Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БУРЯТИЯ
6, С. 385-388 опубликовано: 7 ноября 2009г.


БУРЯТИЯ

[Республика Бурятия], субъект Российской Федерации. Территория: 351,3 тыс. кв. км. Столица: г. Улан-Удэ. География. Б. расположена в юж. части Вост. Сибири, в Зап. Забайкалье. На юге граничит с Монголией, на юго-западе с Республикой Тыва, на северо-западе и севере - с Иркутской, на востоке - с Читинской областями. Поверхность гористая, с небольшим количеством равнинных участков, леса занимают 65,5% территории. Население (1 янв. 2003): 1013,5 тыс. чел., городское - 59,8%, сельское - 40,2%, плотность населения - 2,9 чел. на 1 кв. км. Национальный состав: русские - 70%, буряты - 24%, украинцы - 2,2%, др. национальности - 3,8%.

Административное устройство. Бурят-Монгольская АССР (БМАССР) образована в 1923 г. в результате объединения Бурят-Монгольской АО (образована в 1921) и Монголо-Бурятской АО (образована в 1922), в 1930-1936 гг. БМАССР входила в Восточно-Сибирский край, с 1958 г.- Бурятская АССР, в 1992 г. переименована в Республику Б. В наст. время Б. поделена на 21 район. Крупнейшие города - Улан-Удэ, Гусиноозерск, Северобайкальск, Кяхта.

Религия

Традиц. и имеющими наибольшее число последователей являются Православие и буддизм. На 1 апр. 2003 г. в Б. зарегистрировано 168 религ. объединений: РПЦ - 65, старообрядцев - 7, католиков - 1, протестантов - 36, иудеев - 1, мусульман - 3, буддистов - 41, прочих - 14.

Русская Православная Церковь

Церковь во имя Св. Троицы в Улан-Удэ. 1798–1809 гг. Фотография. 2001 г.
Церковь во имя Св. Троицы в Улан-Удэ. 1798–1809 гг. Фотография. 2001 г.

Церковь во имя Св. Троицы в Улан-Удэ. 1798–1809 гг. Фотография. 2001 г.
Территория Б. составляет Бурятское благочиние Читинской и Забайкальской епархии, в к-рое входят 63 прихода и 2 мон-ря (Сретения Господня жен. в с. Батурине Прибайкальского р-на и Посольский в честь Преображения Господня муж. в с. Посольском Кабанского р-на). На территории Бурятского благочиния служат 29 священников, в т. ч. 2 иеромонаха, кафедральный храм - Вознесенская ц. в Улан-Удэ.

В XVII в. территория Б. входила в Сибирскую и Тобольскую епархию (учреждена в 1620), в 1682 г. Патриарх Иоаким предполагал поставить для Сибири 4 викарных епископов - в Тюмень, Верхотурье, Енисейск и Забайкалье, однако это не было осуществлено. С 1707 г. территория Б. являлась частью Иркутского и Нерчинского вик-ства Тобольской епархии, преобразованного в 1721 г. в Иркутскую и Нерчинскую епархию, с 1894 г.- в Забайкальскую и Нерчинскую, с 1920 г.- в Читинскую и Забайкальскую, с 1943 г.- в Иркутскую епархии. В марте 1994 г. было образовано Бурятское благочиние Иркутской и Читинской епархии, к-рое в апр. того же года вошло в восстановленную Читинскую и Забайкальскую епархию.

Церковь в честь Вознесения Господня в Кяхте. 1830–1838 гг. Фотография. 2001 г.
Церковь в честь Вознесения Господня в Кяхте. 1830–1838 гг. Фотография. 2001 г.

Церковь в честь Вознесения Господня в Кяхте. 1830–1838 гг. Фотография. 2001 г.

Первые правосл. храмы на территории Б. появились в сер.- 2-й пол. XVII в.: в 1648 г. была построена Преображенская ц. в Баргузинском остроге, в 1665 г.- Спасская ц. в Селенгинском остроге, в 1679 г.- Покровская ц. в Тункинском остроге. В 1681 г. царь Феодор Алексеевич по благословению Патриарха Иоакима повелел «в дальние города, на Лену в Дауры, посылать людей духовных», чтобы они построили «мон-рь во имя Живоначальныя Троицы на Селенге-реке, и в иных даурских городах и острогах», «призывали и крестили в православную веру иноземцев». 22 февр. того же года из Москвы в Тобольск была послана первая в истории Сибири правосл. миссия (см. ст. Забайкальская духовная миссия) под начальством игум. темниковского Сретенского мон-ря Феодосия, состоявшая из 12 чел. Для распространения Православия в Забайкалье игум. Феодосием и его сподвижниками были основаны Селенгинский мон-рь во имя Св. Троицы (1681), к-рый должен был стать религ. центром недавно присоединенной Вост. Сибири, и Посольский мон-рь в честь Преображения Господня (1687). В 1722-1727 гг. в Забайкалье ожидал от кит. властей пропуска в Пекин (см. Пекинская духовная миссия) свт. Иннокентий (Кульчицкий), проповедовавший Православие среди бурят. В 1741 г. в Верхнеудинске было начато строительство Свято-Одигитриевского собора - первого каменного здания в Б.

Мон-рь в честь Сретения Господня в с. Батурине. Фотография. 2001 г.
Мон-рь в честь Сретения Господня в с. Батурине. Фотография. 2001 г.

Мон-рь в честь Сретения Господня в с. Батурине. Фотография. 2001 г.

Активизация правосл. миссионерства в Б. связана с деятельностью Селенгинского еп., вик. Иркутской епархии, Вениамина (Благонравова), в 1862 г. назначенного начальником возрожденной Забайкальской миссии. Еп. Вениамин поселился в Посольском мон-ре и открыл там уч-ще для подготовки мальчиков из бурят к миссионерскому служению. В 60-90-х гг. XIX в. миссионерами было крещено более 2 тыс. бурят. В нач. XX в. Православие среди бурят и корейцев проповедовал сщмч. Ефрем (Кузнецов). В 1863 г. на территории Зап. Забайкалья насчитывалось 42 церкви и 3 мон-ря, к 1920 г.- 194 храма и молитвенных дома, 2 мон-ря (Селенгинский Свято-Троицкий и Посольский Спасо-Преображенский), 2 муж. скита (Котокельский Николаевский на острове оз. Котокельского, Селенгинский Спасский в Староселенгинске), 2 подворья Посольского мон-ря (Верхнеудинское Михаило-Архангельское и Мысовское Успенское). Большинство храмов в Б. были деревянными. В 1922-1928 гг. территорию Читинской и Забайкальской епархии затронул обновленческий раскол, во главе к-рого встал Гавриил Асташевский, 22 апр. 1923 г. «хиротонисанный» во «епископа Верхнеудинского», в следующем году ставший «архиепископом Бурят-Монгольским».

Преображенский собор Посольского мон-ря. 1773–1778 гг. Фотография. 2001 г.
Преображенский собор Посольского мон-ря. 1773–1778 гг. Фотография. 2001 г.

Преображенский собор Посольского мон-ря. 1773–1778 гг. Фотография. 2001 г.

В 1940 г. власти закрыли последний действовавший в Б. храм - Троицкий в Улан-Удэ. В 1945 г. возобновились богослужения в Вознесенском храме в Улан-Удэ и в Успенской ц. в Кяхте (вновь была закрыта в 1962). Восстановление правосл. Церкви в Б. началось с открытия в 1990 г. Успенской ц. Кяхты и храма Рождества Христова в с. Читкан Баргузинского р-на, в 1991 г. возобновились богослужения в Троицком храме Улан-Удэ. В марте 1994 г. на территории Бурятии было образовано Бурятское благочиние Иркутской и Читинской епархии, к-рое в апр. того же года вошло во вновь созданную Читинскую и Забайкальскую епархию. В 1995 г. вышел указ президента Республики Б. о поэтапной передаче РПЦ Одигитриевского собора в столице Б. С 2000 г. выходит газ. «Православная Бурятия».

Старообрядчество

Собор в честь иконы Пресв. Богородицы «Одигитрия» в Улан-Удэ. 1741–1785 гг. Фотография. 2001 г.
Собор в честь иконы Пресв. Богородицы «Одигитрия» в Улан-Удэ. 1741–1785 гг. Фотография. 2001 г.

Собор в честь иконы Пресв. Богородицы «Одигитрия» в Улан-Удэ. 1741–1785 гг. Фотография. 2001 г.
В 1756-1780 гг. из Польши и Правобережной Украины на Алтай, в верховья Иртыша и в Забайкалье были переселены ок. 4 тыс. старообрядцев (беглопоповцев и беспоповцев), получивших название «семейские», поскольку были переселены семьями. С их приходом началось активное освоение Зап. Забайкалья, к 1785 г. в Забайкалье насчитывалось 30 старообрядческих селений. Крупными центрами поповцев были деревни Куналей, Николаевская (Никольская), Бичура, слобода Архангельская. Федосеевцы составляли большинство в дер. Гутай и проживали еще в 5 селениях Забайкалья. В 1794 г. старообрядцы Верхнеудинского и Доронинского уездов получили разрешение на постройку церкви, однако осуществить это не смогли. Среди бурят были случаи принятия старообрядчества, по переписи населения 1897 г. в Забайкальской обл. старообрядчество исповедовали 375 бурят. На 1 янв. 1930 г. в БМАССР числилось 53 старообрядческих общины, 20 молелен, 28 часовен. В наст. время в Б. действуют 7 старообрядческих общин Русской древлеправославной церкви (в Улан-Удэ, в селах Хасурта, Куйтун, Нов. Заган, Тарбагатай, Бичура) и община Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкой иерархии) в Улан-Удэ.

Римско-католическая Церковь

К 1 янв. 1930 г. в БМАССР существовал католич. костел в Верхнеудинске, община к-рого состояла из 71 верующего и не имела священнослужителя. Приход Святейшего Сердца Иисуса Христа в составе Иркутского деканата епархии св. Иосифа возрожден в 1999 г.

Протестантские церкви и деноминации

В 1818 г., во время упадка правосл. миссионерства в Забайкалье, в Б. приехали проповедники, посланные Лондонским миссионерским об-вом (см. ст. Библейское общество). Переведенная ими на монг. язык и розданная в неск. тыс. экземпляров Библия мало послужила миссионерским целям: ее экземпляры ламы отбирали у бурят и уничтожали; в 1820-1841 гг. протестанты крестили неск. бурят. В нач. XX в. на территории Б. появились баптисты, к 1 янв. 1930 г. в БМАССР существовали 5 баптистских общин. В кон. 2002 г. в Б. действовали 3 общины баптистов (в Улан-Удэ, Закаменске и с. Шабур Заиграевского р-на). В Улан-Удэ, пос. Нижнеангарске и с. Петропавловке Джидинского р-на зарегистрированы общины Христианской евангелической церкви Господа Иисуса Христа (см. ст. Евангельские христиане). В Б. действуют 26 общин христиан веры евангельской (пятидесятников); в пос. Усть-Баргузине работает «Байкальская библейская школа» Союза церквей ХВЕП.

Иудаизм

К 1 янв. 1930 г. в БМАССР действовали 7 евр. общин и столько же синагог. В наст. время существует 1 иудейская религ. организация (в Улан-Удэ).

Ислам

На 1 янв. 1930 г. в БМАССР действовали 6 мусульм. общин, 5 мечетей, в т. ч. мечеть в Верхнеудинске, открытая в 1908 г. В наст. время в Б. зарегистрированы 3 мусульм. религ. орг-ции (в Улан-Удэ, Гусиноозерске, с. Ст. Онохой), подчиняющиеся Духовному управлению мусульман Азиатской части России.

Буддизм

Агинский дацан. 1806–1808 гг. Фотография. 2001 г.
Агинский дацан. 1806–1808 гг. Фотография. 2001 г.

Агинский дацан. 1806–1808 гг. Фотография. 2001 г.
появился на территории Б. на рубеже XVII-XVIII вв. в форме т. н. ламаизма. По Буринскому (20 авг. 1727) и Кяхтинскому (21 окт. 1727) договорам, заключенным между Россией и Китаем, монг. и тибет. ламы получили возможность проповедовать буддизм на территории Забайкалья; кит. власти, со своей стороны, гарантировали беспрепятственное действие Русской правосл. миссии в Пекине. В 1730 г. в Зап. Забайкалье прибыли 50 тибет. и 100 монг. лам, в 1740 г. имп. Елизавета утвердила штат в 150 лам, к-рые были освобождены от податей и повинностей, при имп. Екатерине II по просьбе буддийского духовенства рус. правительство преследовало бурят, исповедовавших шаманизм. В результате поддержки правительства к 1741 г. в Вост. Сибири было 11 дацанов и 150 лам, к 1846 г.- 34 дацана, 144 малых храма и 4546 (по др. данным - 5545) лам. Первый буддийский монастырь в Забайкалье - Цонгольский (Хилгантуйский) дацан появился в 1741 г., в 1758 г. был основан Гусиноозерский (Тамчинский) дацан, к-рый в 1808 г. стал главным и оставался таковым до 1937 г. С сер. XIX в. правительство начало принимать меры к ограничению распространения буддизма. С 1853 г. на возведение новых дацанов требовалось разрешение Мин-ва внутренних дел, была запрещена деятельность школ при дацанах (кроме Тамчинского). В 1889 г. расположенные на территории Прибайкалья дацаны были изъяты из ведения пандито хамбо ламы и переданы под управление иркутского генерал-губернатора. К кон. XIX в. в Забайкалье действовало более 40 дацанов, в к-рых жили более 10 тыс. лам-монахов.

После Октябрьской революции 1917 г. часть бурят. высших лам попыталась создать на территории Зап. Забайкалья теократическое гос-во, однако эта попытка была пресечена войсками атамана Г. М. Семёнова. В нач. XX в. на территории Б. вели пропаганду буддисты-обновленцы, одним из активистов этого движения являлся лама Агван Доржиев. К 1 янв. 1930 г. в БМАССР насчитывалось 37 дацанов, 7409 служителей культа, 77830 верующих; к 1938 г. все буддийские школы и мон-ри были закрыты. В 1945 г. открылся дацан в местности Иволга, недалеко от Улан-Удэ, ставший резиденцией председателя Центрального духовного управления буддистов СССР. Начиная с 1990 г. в Б. возрождаются и отстраиваются буддийские храмы и мон-ри, продолжается реставрация Тамчинского дацана, к-рый является памятником архитектуры федерального значения. В 1991 г. из фондов Музея истории Бурятии буддистам были переданы 2212 культовых предметов, среди них двухметровая статуя Будды - Зандан Жу.

Буддийские общины Б. принадлежат к разным направлениям буддизма. 20 общин входят в Буддийскую традиционную сангху России (БТСР), на республиканском уровне зарегистрированы буддийские объединения «Майдар» (1999), куда входят 5 общин, и «Объединение буддистов Бурятии» (2001), состоящее из 6 общин. Кроме того, 10 общин зарегистрированы как самостоятельные объединения. В 1991 г. основан Буддийский ин-т Даши Чойнхорлин, имеющий неск. филиалов в районах республики. В Б. построен первый буддийский жен. мон-рь.

Секты и новые религиозные движения

Во время строительства Транссибирской железной дороги (1891-1916) и с началом ее эксплуатации среди строителей и рабочих, прибывших из Европ. России, встречались представители новых религ. орг-ций, особенно адвентистов седьмого дня. В 1978 г. в Улан-Удэ была зарегистрирована их община (единственная легально действующая в наст. время в Б.). В 1941-1952 гг. на территорию Б., а также в Иркутскую, Читинскую области были сосланы литовцы, эстонцы, украинцы, поляки, молдаване из регионов, вошедших в состав СССР в 1939-1941 гг. Среди «спецпоселенцев» оказалось немалое число сектантов различных направлений, в т. ч. Иеговы свидетелей, к-рые проповедовали в Забайкальском регионе нелегально и полулегально до нач. 90-х гг. К янв. 2003 г. общины иеговистов зарегистрированы в Гусиноозерске и Улан-Удэ. На территории Б. существуют зарегистрированные в нач. 90-х гг. следующие религ. орг-ции (все действуют в Улан-Удэ): «Община последователей веры Бахаи» (см. Бахаи религия), «Улан-Удэнское общество сознания Кришны» (см. Международное общество сознания Кришны); «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (см. Мормоны), «Церковь Божией Матери преображающейся» (см. Богородичный центр), община Новоапостольской церкви. В 1992-1993 гг. на севере Б. возникли общины «Апостольской православной церкви» (к янв. 2003 действовали в 7 населенных пунктах).

Шаманизм

В последнее время в Б. возрождается шаманизм, регулярно совершаются сезонные родовые тайлаганы (шаманские молебны). Большинство последователей шаманизма объединены в религ. орг-ции «Лусад» (белый шаманизм) и «Духовный центр бурятской народной религии боо-мургэл» в Улан-Удэ. В столице республики также существует объединение молодых шаманов «Тэнгрии».

Лит.: Ламаизм в Бурятии XVIII - нач. XX в.: Структура и социальная роль культовой системы. Новосиб., 1983; Болонев Ф. Ф. Старообрядцы Забайкалья в ХVIII-XX вв. Новосиб., 1994; К вопросу о деятельности зарубежных миссионеров и местных сект на территории Республики Бурятия и в Байкальском регионе / Подгот. мат-лов Бычков О. В. // МисОб. 1996. № 6. С. 7-9; Михайлова В. Т. Православие в духовной культуре бурят (1861-1916 гг.): АКД. Улан-Удэ, 1997; Республика Бурятия - государство в составе РФ: (К 75-летию образования). Улан-Удэ, 1998; Бадмаев А. А. Буддийские дацаны и буряты: Прошлое и настоящее // Сиб. этногр. вестн. Новосиб., 2000. № 1 (2); Жалсараев А. Д. Поселения, правосл. храмы, священнослужители Бурятии XVII-XX ст.: Энцикл. справ. Улан-Удэ, 2001; он же. Правосл. Церковь в Бурятии // Ист. вестн. 2001. № 1 (12). С. 80-114; Историко-культурный атлас Бурятии. М., 2001; Из истории религ. конфессий Бурятии, XX в.: (Сб. док-тов). Улан-Удэ, 2001; Школа взаимодействия молодежного сообщества Республики Бурятия, посвящ. вопр. сотрудничества с религ. организациями: (Мат-лы круглого стола, 9 апр. 2002 г.). Улан-Удэ, 2002.
Б. Базарова, С. Тубчинов
Ключевые слова:
Россия. История Бурятия, субъект Российской Федерации География. Российская Федерация Страноведение. Российская Федерация Буддизм на территории разных стран Религиозная ситуация на территории разных стран. Российская Федерация. Бурятия Христианство на территории разных стран. Российская Федерация. Бурятия
См.также:
АГИНСКИЙ БУРЯТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ субъект Российской Федерации
МОСКВА столица РФ и ее субъект - город федерального значения
АДЫГЕЯ субъект Российской Федерации
АЛТАЙ (Республика Алтай), субъект Российской Федерации
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Российской Федерации
БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Российской Федерации
ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Российской Федерации
ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ
ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ
ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ, входит в состав Центрального федерального округа
КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ (Кабардино-Балкарская Республика), субъект РФ
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ эксклавный субъект РФ в составе Северо-Западного федерального окр.
КАЛМЫКИЯ субъект РФ в составе Южного федерального окр.
КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ в составе Центрального федерального окр.