[Республика Бурятия], субъект Российской Федерации. Территория: 351,3 тыс. кв. км. Столица: г. Улан-Удэ. География. Б. расположена в юж. части Вост. Сибири, в Зап. Забайкалье. На юге граничит с Монголией, на юго-западе с Республикой Тыва, на северо-западе и севере - с Иркутской, на востоке - с Читинской областями. Поверхность гористая, с небольшим количеством равнинных участков, леса занимают 65,5% территории. Население (1 янв. 2003): 1013,5 тыс. чел., городское - 59,8%, сельское - 40,2%, плотность населения - 2,9 чел. на 1 кв. км. Национальный состав: русские - 70%, буряты - 24%, украинцы - 2,2%, др. национальности - 3,8%.
Административное устройство. Бурят-Монгольская АССР (БМАССР) образована в 1923 г. в результате объединения Бурят-Монгольской АО (образована в 1921) и Монголо-Бурятской АО (образована в 1922), в 1930-1936 гг. БМАССР входила в Восточно-Сибирский край, с 1958 г.- Бурятская АССР, в 1992 г. переименована в Республику Б. В наст. время Б. поделена на 21 район. Крупнейшие города - Улан-Удэ, Гусиноозерск, Северобайкальск, Кяхта.Традиц. и имеющими наибольшее число последователей являются Православие и буддизм. На 1 апр. 2003 г. в Б. зарегистрировано 168 религ. объединений: РПЦ - 65, старообрядцев - 7, католиков - 1, протестантов - 36, иудеев - 1, мусульман - 3, буддистов - 41, прочих - 14.
Территория Б. составляет Бурятское благочиние Читинской и Забайкальской епархии, в к-рое входят 63 прихода и 2 мон-ря (Сретения Господня жен. в с. Батурине Прибайкальского р-на и Посольский в честь Преображения Господня муж. в с. Посольском Кабанского р-на). На территории Бурятского благочиния служат 29 священников, в т. ч. 2 иеромонаха, кафедральный храм - Вознесенская ц. в Улан-Удэ.
В XVII в. территория Б. входила в Сибирскую и Тобольскую епархию (учреждена в 1620), в 1682 г. Патриарх Иоаким предполагал поставить для Сибири 4 викарных епископов - в Тюмень, Верхотурье, Енисейск и Забайкалье, однако это не было осуществлено. С 1707 г. территория Б. являлась частью Иркутского и Нерчинского вик-ства Тобольской епархии, преобразованного в 1721 г. в Иркутскую и Нерчинскую епархию, с 1894 г.- в Забайкальскую и Нерчинскую, с 1920 г.- в Читинскую и Забайкальскую, с 1943 г.- в Иркутскую епархии. В марте 1994 г. было образовано Бурятское благочиние Иркутской и Читинской епархии, к-рое в апр. того же года вошло в восстановленную Читинскую и Забайкальскую епархию.
Первые правосл. храмы на территории Б. появились в сер.- 2-й пол. XVII в.: в 1648 г. была построена Преображенская ц. в Баргузинском остроге, в 1665 г.- Спасская ц. в Селенгинском остроге, в 1679 г.- Покровская ц. в Тункинском остроге. В 1681 г. царь Феодор Алексеевич по благословению Патриарха Иоакима повелел «в дальние города, на Лену в Дауры, посылать людей духовных», чтобы они построили «мон-рь во имя Живоначальныя Троицы на Селенге-реке, и в иных даурских городах и острогах», «призывали и крестили в православную веру иноземцев». 22 февр. того же года из Москвы в Тобольск была послана первая в истории Сибири правосл. миссия (см. ст. Забайкальская духовная миссия) под начальством игум. темниковского Сретенского мон-ря Феодосия, состоявшая из 12 чел. Для распространения Православия в Забайкалье игум. Феодосием и его сподвижниками были основаны Селенгинский мон-рь во имя Св. Троицы (1681), к-рый должен был стать религ. центром недавно присоединенной Вост. Сибири, и Посольский мон-рь в честь Преображения Господня (1687). В 1722-1727 гг. в Забайкалье ожидал от кит. властей пропуска в Пекин (см. Пекинская духовная миссия) свт. Иннокентий (Кульчицкий), проповедовавший Православие среди бурят. В 1741 г. в Верхнеудинске было начато строительство Свято-Одигитриевского собора - первого каменного здания в Б.
Активизация правосл. миссионерства в Б. связана с деятельностью Селенгинского еп., вик. Иркутской епархии, Вениамина (Благонравова), в 1862 г. назначенного начальником возрожденной Забайкальской миссии. Еп. Вениамин поселился в Посольском мон-ре и открыл там уч-ще для подготовки мальчиков из бурят к миссионерскому служению. В 60-90-х гг. XIX в. миссионерами было крещено более 2 тыс. бурят. В нач. XX в. Православие среди бурят и корейцев проповедовал сщмч. Ефрем (Кузнецов). В 1863 г. на территории Зап. Забайкалья насчитывалось 42 церкви и 3 мон-ря, к 1920 г.- 194 храма и молитвенных дома, 2 мон-ря (Селенгинский Свято-Троицкий и Посольский Спасо-Преображенский), 2 муж. скита (Котокельский Николаевский на острове оз. Котокельского, Селенгинский Спасский в Староселенгинске), 2 подворья Посольского мон-ря (Верхнеудинское Михаило-Архангельское и Мысовское Успенское). Большинство храмов в Б. были деревянными. В 1922-1928 гг. территорию Читинской и Забайкальской епархии затронул обновленческий раскол, во главе к-рого встал Гавриил Асташевский, 22 апр. 1923 г. «хиротонисанный» во «епископа Верхнеудинского», в следующем году ставший «архиепископом Бурят-Монгольским».
В 1940 г. власти закрыли последний действовавший в Б. храм - Троицкий в Улан-Удэ. В 1945 г. возобновились богослужения в Вознесенском храме в Улан-Удэ и в Успенской ц. в Кяхте (вновь была закрыта в 1962). Восстановление правосл. Церкви в Б. началось с открытия в 1990 г. Успенской ц. Кяхты и храма Рождества Христова в с. Читкан Баргузинского р-на, в 1991 г. возобновились богослужения в Троицком храме Улан-Удэ. В марте 1994 г. на территории Бурятии было образовано Бурятское благочиние Иркутской и Читинской епархии, к-рое в апр. того же года вошло во вновь созданную Читинскую и Забайкальскую епархию. В 1995 г. вышел указ президента Республики Б. о поэтапной передаче РПЦ Одигитриевского собора в столице Б. С 2000 г. выходит газ. «Православная Бурятия».
В 1756-1780 гг. из Польши и Правобережной Украины на Алтай, в верховья Иртыша и в Забайкалье были переселены ок. 4 тыс. старообрядцев (беглопоповцев и беспоповцев), получивших название «семейские», поскольку были переселены семьями. С их приходом началось активное освоение Зап. Забайкалья, к 1785 г. в Забайкалье насчитывалось 30 старообрядческих селений. Крупными центрами поповцев были деревни Куналей, Николаевская (Никольская), Бичура, слобода Архангельская. Федосеевцы составляли большинство в дер. Гутай и проживали еще в 5 селениях Забайкалья. В 1794 г. старообрядцы Верхнеудинского и Доронинского уездов получили разрешение на постройку церкви, однако осуществить это не смогли. Среди бурят были случаи принятия старообрядчества, по переписи населения 1897 г. в Забайкальской обл. старообрядчество исповедовали 375 бурят. На 1 янв. 1930 г. в БМАССР числилось 53 старообрядческих общины, 20 молелен, 28 часовен. В наст. время в Б. действуют 7 старообрядческих общин Русской древлеправославной церкви (в Улан-Удэ, в селах Хасурта, Куйтун, Нов. Заган, Тарбагатай, Бичура) и община Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкой иерархии) в Улан-Удэ.
К 1 янв. 1930 г. в БМАССР существовал католич. костел в Верхнеудинске, община к-рого состояла из 71 верующего и не имела священнослужителя. Приход Святейшего Сердца Иисуса Христа в составе Иркутского деканата епархии св. Иосифа возрожден в 1999 г.
В 1818 г., во время упадка правосл. миссионерства в Забайкалье, в Б. приехали проповедники, посланные Лондонским миссионерским об-вом (см. ст. Библейское общество). Переведенная ими на монг. язык и розданная в неск. тыс. экземпляров Библия мало послужила миссионерским целям: ее экземпляры ламы отбирали у бурят и уничтожали; в 1820-1841 гг. протестанты крестили неск. бурят. В нач. XX в. на территории Б. появились баптисты, к 1 янв. 1930 г. в БМАССР существовали 5 баптистских общин. В кон. 2002 г. в Б. действовали 3 общины баптистов (в Улан-Удэ, Закаменске и с. Шабур Заиграевского р-на). В Улан-Удэ, пос. Нижнеангарске и с. Петропавловке Джидинского р-на зарегистрированы общины Христианской евангелической церкви Господа Иисуса Христа (см. ст. Евангельские христиане). В Б. действуют 26 общин христиан веры евангельской (пятидесятников); в пос. Усть-Баргузине работает «Байкальская библейская школа» Союза церквей ХВЕП.
К 1 янв. 1930 г. в БМАССР действовали 7 евр. общин и столько же синагог. В наст. время существует 1 иудейская религ. организация (в Улан-Удэ).
На 1 янв. 1930 г. в БМАССР действовали 6 мусульм. общин, 5 мечетей, в т. ч. мечеть в Верхнеудинске, открытая в 1908 г. В наст. время в Б. зарегистрированы 3 мусульм. религ. орг-ции (в Улан-Удэ, Гусиноозерске, с. Ст. Онохой), подчиняющиеся Духовному управлению мусульман Азиатской части России.
появился на территории Б. на рубеже XVII-XVIII вв. в форме т. н. ламаизма. По Буринскому (20 авг. 1727) и Кяхтинскому (21 окт. 1727) договорам, заключенным между Россией и Китаем, монг. и тибет. ламы получили возможность проповедовать буддизм на территории Забайкалья; кит. власти, со своей стороны, гарантировали беспрепятственное действие Русской правосл. миссии в Пекине. В 1730 г. в Зап. Забайкалье прибыли 50 тибет. и 100 монг. лам, в 1740 г. имп. Елизавета утвердила штат в 150 лам, к-рые были освобождены от податей и повинностей, при имп. Екатерине II по просьбе буддийского духовенства рус. правительство преследовало бурят, исповедовавших шаманизм. В результате поддержки правительства к 1741 г. в Вост. Сибири было 11 дацанов и 150 лам, к 1846 г.- 34 дацана, 144 малых храма и 4546 (по др. данным - 5545) лам. Первый буддийский монастырь в Забайкалье - Цонгольский (Хилгантуйский) дацан появился в 1741 г., в 1758 г. был основан Гусиноозерский (Тамчинский) дацан, к-рый в 1808 г. стал главным и оставался таковым до 1937 г. С сер. XIX в. правительство начало принимать меры к ограничению распространения буддизма. С 1853 г. на возведение новых дацанов требовалось разрешение Мин-ва внутренних дел, была запрещена деятельность школ при дацанах (кроме Тамчинского). В 1889 г. расположенные на территории Прибайкалья дацаны были изъяты из ведения пандито хамбо ламы и переданы под управление иркутского генерал-губернатора. К кон. XIX в. в Забайкалье действовало более 40 дацанов, в к-рых жили более 10 тыс. лам-монахов.
После Октябрьской революции 1917 г. часть бурят. высших лам попыталась создать на территории Зап. Забайкалья теократическое гос-во, однако эта попытка была пресечена войсками атамана Г. М. Семёнова. В нач. XX в. на территории Б. вели пропаганду буддисты-обновленцы, одним из активистов этого движения являлся лама Агван Доржиев. К 1 янв. 1930 г. в БМАССР насчитывалось 37 дацанов, 7409 служителей культа, 77830 верующих; к 1938 г. все буддийские школы и мон-ри были закрыты. В 1945 г. открылся дацан в местности Иволга, недалеко от Улан-Удэ, ставший резиденцией председателя Центрального духовного управления буддистов СССР. Начиная с 1990 г. в Б. возрождаются и отстраиваются буддийские храмы и мон-ри, продолжается реставрация Тамчинского дацана, к-рый является памятником архитектуры федерального значения. В 1991 г. из фондов Музея истории Бурятии буддистам были переданы 2212 культовых предметов, среди них двухметровая статуя Будды - Зандан Жу.
Буддийские общины Б. принадлежат к разным направлениям буддизма. 20 общин входят в Буддийскую традиционную сангху России (БТСР), на республиканском уровне зарегистрированы буддийские объединения «Майдар» (1999), куда входят 5 общин, и «Объединение буддистов Бурятии» (2001), состоящее из 6 общин. Кроме того, 10 общин зарегистрированы как самостоятельные объединения. В 1991 г. основан Буддийский ин-т Даши Чойнхорлин, имеющий неск. филиалов в районах республики. В Б. построен первый буддийский жен. мон-рь.
Во время строительства Транссибирской железной дороги (1891-1916) и с началом ее эксплуатации среди строителей и рабочих, прибывших из Европ. России, встречались представители новых религ. орг-ций, особенно адвентистов седьмого дня. В 1978 г. в Улан-Удэ была зарегистрирована их община (единственная легально действующая в наст. время в Б.). В 1941-1952 гг. на территорию Б., а также в Иркутскую, Читинскую области были сосланы литовцы, эстонцы, украинцы, поляки, молдаване из регионов, вошедших в состав СССР в 1939-1941 гг. Среди «спецпоселенцев» оказалось немалое число сектантов различных направлений, в т. ч. Иеговы свидетелей, к-рые проповедовали в Забайкальском регионе нелегально и полулегально до нач. 90-х гг. К янв. 2003 г. общины иеговистов зарегистрированы в Гусиноозерске и Улан-Удэ. На территории Б. существуют зарегистрированные в нач. 90-х гг. следующие религ. орг-ции (все действуют в Улан-Удэ): «Община последователей веры Бахаи» (см. Бахаи религия), «Улан-Удэнское общество сознания Кришны» (см. Международное общество сознания Кришны); «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (см. Мормоны), «Церковь Божией Матери преображающейся» (см. Богородичный центр), община Новоапостольской церкви. В 1992-1993 гг. на севере Б. возникли общины «Апостольской православной церкви» (к янв. 2003 действовали в 7 населенных пунктах).
В последнее время в Б. возрождается шаманизм, регулярно совершаются сезонные родовые тайлаганы (шаманские молебны). Большинство последователей шаманизма объединены в религ. орг-ции «Лусад» (белый шаманизм) и «Духовный центр бурятской народной религии боо-мургэл» в Улан-Удэ. В столице республики также существует объединение молодых шаманов «Тэнгрии».