[Греч. δίκαιοι], канонизированные и почитаемые в качестве святых благочестивые миряне и представители белого духовенства, скончавшиеся своей смертью (не монашествующие, не мученики, не страстотерпцы, к-рые также преимущественно являлись мирянами, за исключением преподобномучеников или священномучеников, и не юродивые). Самый немногочисленный лик святости. О богословско-нравственном значении термина «праведные» см. в ст. Праведность.
В Византии и на Руси есть нек-рые терминологические различия относительно П. Слово «δίκαιος» в визант. агиографии прочно связано с ветхозаветными праведниками - патриархами, пророками, праотцами (напр., прав. Авраам, ветхозаветный патриарх (пам. 9 окт., в Неделю праотец) и мн. др.), а также с новозаветными праведниками (напр., Иоаким и Анна, родители Пресв. Богородицы (пам. 9 сент.), Иосиф Обручник, Марфа и Мария (пам. в Неделю Жен-мироносиц; пам. греч. 4 июня, пам. зап. 29 июля), Жены-Мироносицы).
По отношению к св. мирянам в греческой традиции этот термин обычно не употребляется, вместо него используется обозначение «святой» (ἅγιος) или к.-л. другой индивидуальный эпитет, напр. «милостивый» (ἐλεήμων) (см.: Филарет Милостивый (пам. 1 дек.)).
Главным путем достижения святости в миру являются исключительное милосердие, милостыня, нищелюбие, бессребреничество (см. ст. Бессребреники). Особенностью Житий П. можно назвать частый мотив подражания прав. Иову (imitatio Iobi), суть к-рого - долготерпение, смиренное и благодарное принятие жизненных невзгод.
Наиболее известны византийские св. миряне, прославившиеся милостыней,- прав. Петр Мытарь (пам. 22 сент.; VI в.), к-рый пришел к делам милосердия через раскаяние в скупости и жестокости по отношению к нищим и убогим, прав. Филарет Милостивый (VIII в.), изначально имевший необычайную душевную склонность к творению милостыни и помощи всем просящим, и др.
Бессребреники-миряне были в основном мучениками, в лике к-рых они и почитаются. Часто термин «бессребреник» применяется к врачам, не берущим платы за лечение. Как праведные бессребреники почитаются врачи Косма и Дамиан Асийские (пам. 1 нояб.), в отличие от 2 других одноименных пар, почитающихся в лике мучеников (см. в ст. Косма и Дамиан).
Как П. почитаются и миряне, отличившиеся благочестивой жизнью и христ. добродетелями. Свт. Григорий Богослов представляет в качестве идеала христ. женщины свою мать, прав. Нонну (пам. 5 авг.), сообщая, что она усердно занималась хозяйством, строго соблюдала посты; будучи замужней, восхваляла девство, была заступницей сирот и вдов, утешала скорбящих, сама же в несчастье всегда благодарила Бога (Greg. Nazianz. Or. 18. 9-10). Праведные жены в Византии в основном являлись матерями святых. Помимо прав. Нонны как П. почитается Емилия (пам. 1 янв.) - мать 3 святителей: Василия Великого, Григория, еп. Нисского, и Петра, еп. Севастийского (всего у Емилии было 9 или 10 детей). Также в качестве женщины, воспитавшей великого святого, почитается прав. Марфа, мать прп. Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца (пам. 4 июля). У нее есть отдельное Житие (BHG, N 1174), в к-ром подчеркивается, что почитание Марфы как святой сложилось не под влиянием духовного авторитета ее сына, а в результате ее личных духовных достижений, при этом в Житии не говорится о каких-то особых аскетических подвигах. На Западе особо почитается как образец матери-христианки прав. Моника (пам. греч., пам. зап. 4 мая), мать блж. Августина, еп. Гиппонского, сыгравшая огромную роль в обращении сына в правосл. христианство.
Среди праведных жен в Византии есть не только благочестивые матери святых, но и служительницы-диакониссы. Первой диакониссой и примером для всех буд. диаконисс считается св. прав. Фива Кенхрейская (Коринфская) (пам. 3 сент.), которую ап. Павел упоминает как свою помощницу (Рим 16. 1-2); как праведные почитаются также диакониссы Олимпиада К-польская (пам. 25 июля), которой адресовано неск. писем свт. Иоанна Златоуста, Феозва (пам. 10 янв.), сестра свт. Григория Нисского, и др. В церковных календарях эти святые могут также быть обозначены как блаженные или просто указываться без лика святости.
Святость в миру может стяжаться также благодаря заслугам в богословии и трудам на благо Церкви. Так, напр., канонизирован как святой мирянин Николай Кавасила (пам. греч. 20 июня) - визант. богослов, литургист, церковный и общественный деятель (в греч. традиции назван просто «святой» (ἅγιος)).
На Руси в лике П. представлено большее число подвижников, чем в Византии, хотя этот лик также остается самым малочисленным по количеству представителей. Отдельный эпитет используется для св. мирян-правителей (князей и княгинь) - благоверный; в Византии также почитались св. императоры и императрицы, к-рых можно было бы отнести к лику П., но, как уже отмечалось, поскольку единого устойчивого греч. термина для святых мирян, в т. ч. правителей, нет, св. императоры упоминаются в литургических справочниках с эпитетом «святой» либо - «благочестивый» (εὐσηβής); последний можно с некоторой натяжкой отождествить с русским «благоверный».
Помимо св. правителей почитаются много праведных мирян из т. н. простых людей. Типичный пример - прав. Иулиания Осорьина (Лазаревская, Муромская) († 1604; пам. 2 янв., 10 июня, 23 июня), известная своим милосердием многодетная мать, сохранившая и в браке стремление к аскезе и мечтавшая принять монашество, к-рого, по ее словам на смертном одре, не сподобилась по грехам. Характерно для рус. традиции и прославление прав. Иулиании: когда через 10 лет после смерти Иулиании (1615) рядом с ней хоронили ее сына, было обнаружено, что гроб святой переполнен миром. Известно много др. примеров, когда П. прославлялся в момент случайного обретения его нетленных останков, от которых происходят мироточение и чудотворение. Так, через 50 лет после кончины были обретены мощи др. известнейшего рус. П.- Симеона Верхотурского († 1642; пам. 12 сент., 18 дек.), имя которого было забыто современниками. Если Иулиания стяжала святость в качестве образцовой жены, матери и благотворительницы, то Симеон вел жизнь, близкую к отшельнической, уйдя от мира в уральскую тайгу, проводя дни в молитвах и труде, хотя монашества не принимал. Когда на его могиле начали происходить исцеления, он явился одному из клириков, посланных для освидетельствования чудес, и в видении назвал свое имя.
Особое место занимают в рус. традиции праведные священники из числа белого духовенства (в Византии такие святые практически неизвестны). Суть их подвига - в выдающейся пастырской деятельности, самоотречении, окормлении паствы. Один из самых известных святых этого типа - прав. прот. Иоанн Кронштадтский († 1908; пам. 1 июня, 20 дек.). Др. знаменитый П. из числа священников - прот. Алексий Мечёв († 1923; пам. 9 июня, 16 сент. и в Соборе Московских святых). В 1996 г. канонизован прот. Иона Одесский (Атаманский) († 1924; пам. 17 мая и в Соборе Одесских святых).
В 2004 г. Архиерейским Собором РПЦ канонизированы еще несколько П., стяжавших святость особым образом: адмирал прав. Феодор Ушаков († 1817; пам. 5 авг., 5 июня (Собор Ростово-Ярославских святых), 15 окт.), помимо воинских заслуг перед Отечеством известный святой жизнью, и Матрона Никонова († 1952; пам. 23 февр.) - слепая и прикованная к постели подвижница, прославившаяся прозорливостью и чудотворениями; она обычно поминается с эпитетом «блаженная», что сближает ее с блж. Ксенией Петербургской, почитаемой в лике юродивых Христа ради.
Часто в лике П. почитаются местночтимые святые.