[араб. ], последователи одного из направлений в исмаилизме (см. ст. Исмаилиты). Название «карматы» связано с прозвищем их лидера Хамдана бен аль-Аш'аса Кармата или Карматуя (возможное значение - «коротконогий» или «красноглазый»). Также прозвище Хамдана могло быть связано с названием ранее существовавшей шиитской орг-ции.
Согласно исмаилитской традиции, проповедник (да'и) Хусейн аль-Ахвази привлек Хамдана к пропагандистской работе исмаилитов в районе Куфы. Начало его деятельности относится к 80-м гг. IX в. В то время К. действовали от имени таинственного «Господина видимого мира» (сахиб аз-зухур). В 890 г. К., возглавляемые Хамданом, подняли восстание в Н. Ираке. Они устроили лагерь для переселенцев (дар аль-хиджра), где жили многочисленные сторонники исмаилизма. Там были построены дома, а вокруг лагеря возвели высокие стены и окружили их глубоким рвом. Хамдан создал общую казну, в которую К. вносили пятую часть доходов и куда поступали средства, собранные его представителями. В личном пользовании членов общины было оставлено только оружие. К. регулярно собирались на совместные братские трапезы. Карматские проповедники Зикравайх, Абдан, Маймун и другие действовали в Сирии, на о-ве Бахрейн, в Персии и Индии. Наибольших успехов они добились на о-ве Бахрейн, поэтому именно там в 899 г. представитель Хамдана Абу Саид аль-Джаннаби основал независимое карматское государство со столицей в Эль-Ахсе. В том же году произошел раскол среди исмаилитов. Сторонники Хамдана не признали Убейдаллаха аль-Махди, провозгласившего себя халифом в качестве потомка Фатимы и Али. Т. о., они отмежевались от зарождавшегося халифата Фатимидов. После этого К. стали называть только последователей Хамдана.
В 906 г. в Н. Ираке было подавлено восстание К., но к этому времени их гос-во уже сложилось на о-ве Бахрейн.
При Абу Тахире Сулеймане (914-943), сыне аль-Джаннаби, К. захватили Оман. Они постоянно совершали набеги на Н. Ирак и Хузистан, нападали на караваны паломников. В 930 г., во время хаджа, они ворвались в Мекку, разграбили город, убили и взяли в плен неск. тыс. паломников и жителей города. Они выломали «Черный камень» из Каабы, т. к. считали, что его почитание является идолопоклонством, разбили его на 2 части и вывезли в Бахрейн. Только в 952 г. К. согласились вернуть реликвию в Мекку за выкуп.
Бахрейнские К. создали в своем гос-ве земледельческо-ремесленную общину с коллективной собственностью. Делами общины руководил совет (аль-'икдания) из 6 старейшин (мн. ч. «садат») и 6 их заместителей (мн. ч. «уазара»). Решения совета принимались на основе консенсуса. В личных хозяйствах общинников и на общественных работах использовалось ок. 30 тыс. рабов, к-рых обычно покупали или захватывали во время набегов на соседние земли. Жители Эль-Ахсы были освобождены от налогов, ростовщичество у них было запрещено. Свободные граждане-К. проходили регулярную военную подготовку и составляли основу армии. В случае необходимости в нее привлекались вспомогательные силы из бедуинов племен банукилаб и бану-укайль, которые постепенно интегрировались в карматское об-во Бахрейна.
Социальная система К. Бахрейна служила предметом восхищения видных мусульм. мыслителей Ибн Хаукаля, аль-Мукаддаси и Насира-и-Хусрави (Насир Хосров).
Карматское гос-во на о-ве Бахрейн просуществовало до кон. XI в., а влияние К. сохранялось там еще в течение 2 последующих веков.
Преследования К. при первых Газневидах (название тюрк. династии происходит от г. Газни) ослабили карматские общины в Ираке и Иране.
Сокровенная (батын) доктрина К. в значительной степени аналогична концепциям фатимидских исмаилитов. Степени посвящения в сокровенное знание были установлены да'и Абданом аль-Ахвази, автором многочисленных богословских трудов. К. ввели систему обучения (та'лим), предусматривавшую, в частности, введение в сомнение и умение его побеждать. Богословие К. испытало сильное влияние араб. философской школы «Братья чистоты» (ихван ас-сафа).