(? - 6.01.740, г. Куфа, совр. Ирак), эпоним одного из основных ответвлений шиитского ислама - зайдитов (аз-зайдия); брат 5-го шиитского имама Мухаммада аль-Бакира. В 739 г. возглавил антиомейядское восстание в Куфе, заявив права на имамат как потомок «семьи пророка». Он считал, что после аль-Хасана и аль-Хусайна (внуков пророка Мухаммада) имамом может быть любой потомок Али бен Аби Талиба и Фатимы, дочери Мухаммада, а решающим условием признания права на имамат является выступление претендента с оружием в руках. В этом отношении он был ближе к хариджитам, чем к шиитам, имамы к-рых, в частности Джафар ас-Садик, предостерегали от вооруженных выступлений. Будучи учеником одного из создателей мутазилитской школы Васила бен Ата (ум. в 748 г.), З. б. А. признал учение мутазилитов о допустимости имамата «превзойденного» (мафдул) (имелись в виду Абу Бакр и Омар (Умар) (см. ст. Омар и Хаттаб)) при наличии «достойнейшего» (афдал) (имелся в виду Али). Его представление о божественном предопределении также было сходно с мутазилитским, что способствовало распространению этой идеологии среди зайдитов. 6 янв. 740 г. З. б. А. погиб в сражении, восстание было подавлено. Тело имама было распято на кресте в Куфе, а отрубленная голова отослана в Дамаск халифу Хишаму. После гибели З. б. А. его сторонники выделились в особую религиозно-политическую группировку, стремившуюся к созданию теократического гос-ва во главе с имамом из рода Али.