[араб. ], термин шиитской догматики, обозначающий ожидаемого члена «семьи пророка» (Аль-Мухаммад), который должен подняться (ка'им) против незаконной власти и восстановить на земле справедливость. Мессианские идеи развивались и культивировались в шиитской среде на протяжении всей истории ислама. Представление о К. появилось в нач. VIII в. в среде кайсанитов, ожидавших «возвращения» Мухаммада бен аль-Ханафии (ум. ок. 700). Приблизительно с 70-х гг. VIII в. идею возвращения К. из рода ‘Али стали проповедовать ранние исмаилиты, в частности мубаракиты - сторонники имамата Мухаммада бен Исмаила бен Джафара, идейными преемниками к-рых явились карматы.
Среди шиитов не было единого представления о К. Одни признавали его смертным, другие это отрицали, третьи, не утверждая ни того ни другого, считали его скрытым, невидимым для людей. Не было единого мнения и о назначении К. Здесь можно выделить 2 т. зр.: «умеренную» и «крайнюю». С т. зр. «умеренных» шиитов, К. будет послан на землю, чтобы исполнить повеления Аллаха и установить на земле справедливость. «Крайние» шииты (в частности, карматы) проповедовали, что К. явится с «новым шариатом», отменит шариат пророка Мухаммада и провозгласит «новый Коран». Иными словами, они ожидали пришествия К. в качестве основателя новой религии. Многозначность понятия «каим» отражала пестроту и эклектизм религиозно-политических представлений мусульман в раннем исламе.
Символом власти К. считается меч (ка'им бис-с-сайф, сахиб ас-сайф), посредством которого он устранит несправедливость. Вместе с тем он «исполнитель повеления Аллаха» (ка'им биамр Аллах) и «владыка эпохи» (сахиб аз-заман). В этом смысле каждый законный имам есть К.
Согласно шиитской традиции, К. должен появиться в Мекке, затем он отправится в Эль-Куфу, откуда будет править миром. Его правление продлится 7 лет, но каждый его год равен 10 обычным годам. По другому преданию, его правление продлится 19 лет.
Имамиты связывают с пришествием К., к-рым для них является «скрытый» 12-й имам Мухаммад бен аль-Хасан, воскресение (ар-радж‘а), полагая, что между смертью К. и воскресением и Судным днем пройдет 40 дней.
В имамитской и исмаилитской среде К. часто идентифицируется с махди («ведомый правильным путем»). Это «скрытый» имам из рода Али, который должен появиться в «конце эпохи». Вера в ожидаемого махди стала одним из основных догматов шиитского ислама. И если для суннитов ожидаемый махди - это «последний заместитель (халифа) пророка», элемент их эсхатологических представлений, то для шиитов аль-К.-махди - полновластный и абсолютно непогрешимый правитель в силу «божественного установления». Это «полюс бытия» (кутб аль-вуджуд), благодаря к-рому существует земной мир. Уподобляя его христ. Мессии, имамитские богословы, в частности Xасан Амули (ум. в 1385), проповедовали пришествие ожидаемого аль-К.-махди в качестве толкователя сокровенного и истинного смысла Корана.