[санскр. jа ti - род, рождение], в инд. обществе наименование групп людей, имеющих единый закрепленный социальный статус, связанных общим происхождением, специфическим родом занятий, особыми религ. традициями и принципом эндогамии. Д. является более мелким подразделением внутри варны, но если в варне важнее реально исполняемая в обществе функция, то в Д.- прослеживаемая наследственность. Термин «Д.» часто заменяется португ. понятием «каста».
Система Д. формировалась в Индии начиная с сер. I тыс. до Р. Х. Согласно легенде, Д. появились от смешения варн. Изначально они напоминали европ. средневек. гильдии: у каждой из них были собственные органы управления (панчаяты), системы взаимопомощи. Взаимоотношения членов Д. и разных Д. между собой регулировались нормами индуизма. Постепенно выстраивалась иерархия Д.: ее возглавляли «дваждырожденные» - представители 3 высших варн (брахманы, воины, землевладельцы), за ними следовали Д. городские, торгово-ростовщические, Д. земледельцев и ремесленников (ткачи, ювелиры, горшечники, плотники, кузнецы и др.). Низшие ступени в иерархии занимали Д., члены которых (метельщики, кожевники, парикмахеры, прачки и др.) выполняли «нечистые», согласно традиции индуизма, работы. На эти Д. распространялись наиболее многочисленные социально-бытовые ограничения, контакт с ними считался оскверняющим для лиц более высоких Д., поэтому они получили название «неприкасаемые». В эту систему, как правило, на правах низших Д. также включались ассимилированные индуизмом племена. С течением времени социально-экономическое положение некоторых Д. могло меняться и соответственно неск. изменялось их место в иерархии.
Приверженцы неиндуистских конфессий - инд. мусульмане, христиане, сикхи и др.- тоже следуют правилам системы Д. в различной степени жесткости, особенно в том, что касается эндогамии, хотя они обычно обращают меньше внимания на пищевые запреты и принцип наследственности.
Члены каждой Д. соблюдают правила ритуальной чистоты, что особенно проявляется в браке, системе занятий, взаимоотношений между представителями разных групп, питании и обычаях. Соприкосновение с группой, стоящей ниже по уровню (что в принципе является повседневно необходимым и регулируется системой общественного обмена ресурсами и услугами - джаджмани), связано с ритуальным «загрязнением», к-рое устраняется в ходе специальных очистительных обрядов. «Загрязнение» - это переход определенной разрешенной степени вовлеченности в контакты с представителями низших Д. Человек может подвергнуться внешнему и внутреннему «загрязнению», напр. путем приема «нечистой» пищи. «Загрязненный» человек оскверняет и др. представителей своей Д. Каждая Д. имеет стандарты «чистоты», наказания за их нарушение и специфические обряды очищения. Внешнее «загрязнение» может быть смыто водой - в идеале водой из р. Ганг (гангаджал) - или с помощью «очистительной» смеси из 5 компонентов, связанных с жизнедеятельностью священной для индуистов коровы (коровий навоз, моча, молоко, масло, творог). Внутреннее осквернение требует др. средств, что регулируется обычаем, но иногда и решением собрания Д. (сабха). Это может быть денежный штраф, трапеза для всех членов Д. или для брахманов.
Человек не может перейти из одной Д. в другую в пределах этой жизни. Но учение о круговороте жизни (см. Сансара) предполагает наличие множества воплощений индивидуального Атмана. Концепция Д. тесно связана с идеей кармы: считается, что рождение человека в той или иной Д. определяется его поведением и качеством исполнения религиозно-бытовых обязанностей (см. Дхарма) в предыдущей жизни.
На протяжении истории Индии начиная с древнейших времен система Д. не раз подвергалась критике. Она не признавалась в буддизме и др. оппозиционных традиц. брахманизму движениях; средневек. течения бхакти принимали в свои ряды всех независимо от принадлежности к той или иной Д.; активно боролись с социальной дискриминацией лидеры реформистских движений в XIX-XX вв.
В наст. время в Индии известно ок. 3 тыс. Д., имеющих 25 тыс. еще более мелких подразделений. Численность одной Д. может составлять от неск. сот до неск. млн человек. Жесткость инд. социальной системы была смягчена в XX в. отчасти в результате национально-культурного возрождения, увеличения контактов с Западом, а также деятельности Партии Конгресса и лично М. К. Ганди. Усилия инд. правительства направлены на преодоление кастовых различий, уничтожение принципа «неприкасаемости» и улучшение жизненного уровня членов низких Д. После обретения Индией независимости в 1947 г., и преимущественно в городах в результате индустриализации, межкастовая мобильность возросла. Это выразилось, в частности, в процессе санскритизации разных Д.- повышении своего социального статуса, ассоциировании себя с более высокими варнами путем принятия обычаев, ритуалов и отношений, характерных для брахманического общества. В наст. время система Д., преимущественно в городах, во многом изменилась под влиянием развития цивилизации (создание индустриального производства, совр. транспортной системы, форм общественного питания, городской застройки) и неизбежных постоянных контактов членов разных Д. и представителей иных религий. Запреты на контакты - по крайней мере в публичной сфере - были по большей части сняты. Однако появление новых специальностей иногда приводит к формированию новых каст Д. Несмотря на движение в сторону реформ, кастовые связи остаются мощными политическими и социальными силами Индии, особенно в сельской местности, где проживает большинство населения страны.