[лат. bestiarium, bestiarius], средневек. жанр лит-ры, трактат о реальных и фантастических животных и их символическом (религ. и морально-нравственном) значении, сформировавшийся в западноевроп. книжности в XII-XIII вв. и ставший одним из наиболее популярных жанров «естественнонаучных» описаний. В наст. время в научный оборот введено ок. 500 списков Б., большинство из к-рых представляют собой иллюминированные рукописи. В средневек. слав. книжности жанр Б. не нашел широкого распространения (исключение составляет близкое по структуре к Б. «Собрание от древних философов о неких собствах естества животных» Дамаскина Студита, XVI в.; рус. списки в переводе с греч. известны с XVII в.).
Основным источником Б. является греч. «Физиолог» (II-III вв., Александрия; наиболее ранний сохранившийся список относится к IX в.- Bern. 318) - произведение, сочетающее описание природных объектов с символическим толкованием их свойств в духе христ. вероучения (ок. 50 глав). Лат. версии «Физиолога» со временем были расширены за счет включения материалов из др. источников - сочинений свт. Василия Великого, свт. Амвросия Медиоланского, «Этимологий» св. Исидора Севильского, сведений, почерпнутых у античных авторов Плиния и Солина, т. о., первоначальный объем памятника увеличился почти вдвое. Название «Б.» восходит, вероятно, к «bestiarum vocabulum» (лат. наименования животных) - началу текста 2-й ч. XII кн. «Этимологий» Исидора Севильского, посвященной диким зверям.
В основу структуры Б. положена средневек. классификация животного мира: дикие звери (bestiae), скот (pecora et jumenta), малые животные (minuta animalia), птицы (aves), рыбы (pisces), гады (reptilia), змеи (serpentes). В отличие от «Физиолога», строго придерживающегося двухчастной схемы сказаний о животных (описание и толкование), главы Б. включают этимологические разъяснения названий животных. В трактате нарушается принцип обязательного символического толкования свойств описываемого объекта, во мн. главах скомпилированы различные (порой противоречивые) сведения о животных из разных источников. Из символико-толковательного нравоучительного сочинения Б. постепенно превращается в свод «естественнонаучной» и занимательной информации, в то же время аллегорический и буквальный смыслы рассказов о животных не находятся в противоречии друг с другом. Они ведут к единой цели - восхвалению Творца вселенной и разъяснению красоты и осмысленности творения (в ряде списков тексту Б. предшествуют миниатюры с изображением сотворения мира, животных и человека, а также рассказ о наречении Адамом имен животным).
Символика Б. продолжает традиции «Физиолога», опираясь на библейский текст, активно разрабатывая метафорику Псалтири, притч и пророческих книг (животные и их свойства как символические образы Христа, Его Воскресения, Воплощения, Крещения и др.). В Б. усиливается морализаторский аспект (животные и их свойства как символические образы зла, грехов, разврата, губительных для человеческой души мирских благ). Дальнейшее развитие получает разработанный «Физиологом» принцип двойственности символических истолкований животных (змея как воплощение зла и как символ мудрости; сова как символ духовной слепоты и как воплощение духа созерцания и т. п.). Особенности поведения мн. животных трактуются как приметы и предсказания.
Дидактические и познавательные сказания Б. служили богатым материалом для составителей проповеднической и учительной лит-ры. На основе анонимных рукописей возникают Б., авторство к-рых приписывалось Гуго Сен-Викторскому (XII в.), Петру из Бове (XIII в.). С XII в. в кругу англо-нормандской лит-ры возникают Б. в стихах (Филиппа Танского, между 1121 и 1135; клирика Гервасия, нач. XIII в.; Гильома Нормандского (Леклерка), ок. 1210). С XIII в. во Франции получает распространение новый тип Б., т. н. «Бестиарий любви», в к-ром теологические и морализаторские уподобления уступают место светской куртуазной символике. В западноевроп. традиции жанр Б., объединявший элементы лит-ры, науки, символики, морали, был популярен вплоть до XVII в. К XV-XVI вв. относятся печатные иллюстрированные издания Б. В Новое время традиции изображения животных, восходящие к Б., нашли отражение в низовых сферах культуры, народном искусстве, повлияли на развитие жанра басни.