[лат. ambitus - объем], категория григорианского лада (церковного тона - см. Григорианское пение; Модус), обозначающая диапазон мелодии, совокупность звуков от нижней до верхней ее границы. В хоральном репертуаре различают узкообъемные мелодии, укладывающиеся в кварту, и мелодии с расширенным объемом. Пожалуй, самый большой А. (2 октавы) имеет офферторий «Tollite portas» (Поднимите врата) на текст Пс 23. 7, 9. В теории григорианских ладов А. является основным определителем разновидности парных ладов с общим заключительным тоном - финалисом. А. нечетного тона (см. Автентический лад) лежит квартой выше четного (парного) тона (см. Плагальный лад) (А. дается в совр. буквенной записи)
Как термин модальной теории А. стал регулярно употребляться в трактатах XIV-XV вв. (впервые - в анонимной «Summula musicae Guidonis», позже - у Гобелина, Адама Фульдского, Тинкториса и мн. др.), хотя понятие «А.» существовало несомненно раньше. В значении объема мелодии это слово впервые употребил Гвидо Аретинский в 15-й главе трактата «Микролог» (ок. 1025).