Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

VERSUS
8, С. 17-18 опубликовано: 21 января 2020г.


VERSUS

[Лат.- борозда; ряд, линия; стихотворная строка, стих; от глагола vertere - поворачивать; франц. и нем. vers; итал. verso], зап. муз. термин.

I. В средневек. литургической монодии (в т. ч. в григорианском пении):

1. Стих псалма или библейской песни (canticum), исполняемый одним из 2 хоров (или полухорием) по определенным псалмовым тонам (см. Псалмодия).

2. Стих, исполняемый с респонсорием оффиция (см. Респонсорий), респонсорными песнопениями мессы (см. статьи Градуал, Аллилуиарий) и с др. жанрами мессы, ведущими свое происхождение от антифонной псалмодии (см. статьи Офферторий, Communio). Словесный текст V. заимствовался не только из Псалтири, но и из др. книг Свящ. Писания, а также из церковных документов или даже специально сочинялся. В рукописных источниках и хоральных изданиях данный стих кратко обозначается знаком. Количество таких стихов в разное время и в разных жанрах было различным при общей тенденции к их сокращению. Также и мелодика в зависимости от жанра, соотнесенного со стихом песнопения, разнится по степени оригинальности (строится ли она по типовой мелодии-модели, или же самостоятельна) и по мелодическому складу (силлабо-невматическому, невматическому или мелизматическому). V. респонсориев изначально поручались певцу-солисту, в дальнейшем в нек-рых жанрах (напр., в градуалах) произошла замена сольного пения хоровым. Аналогичные изменения способа исполнения произошли с V. антифонных песнопений мессы: так, хоровые V. оффертория сначала перешли к солисту (офферторий превратился в респонсорную псалмодию; пример - офферторий в реквиеме: «. Hostias et preces tibi, Domine, laudis offerimus: tu suscipe pro animabus illis, quarum hodie memoriam facimus: fac eas, Domine, de morte transire ad vitam»), а затем исчезли из практики. С течением времени утратило свой V. и причастное песнопение - communio (единственное исключение составляет communio заупокойной мессы: «. Requiem aeternam dona eis, Domine, et lux perpetua luceat eis», исполняемый, однако, не хором, а сольно).

3. 1-я (сольная) из 2 коротких фраз диалога священника с диаконом (министрантом) или священника и прихожан в богослужении мессы и часов (др. название - versiculus, уменьшительное от V.). 2-я, ответная, фраза в литургических книгах может обозначаться знаком «» (т. е. responsum - ответ), напр., в диалоге, предшествующем евхаристической молитве в мессе: «. Per omnia saecula saeculorum. . Amen. . Dominus vobiscum. . Et cum spiritu tuo. . Sursum corda. . Habemus ad Dominum. . Gratias agamus Domino Deo nostro. . Dignum et iustum est», в завершении мессы: «. Ite, missa est. . Deo gratias» или в начале утрени: «. Domine, labia mea aperies. . Et os meum annuntiabit laudem tuam» и т. д. Эти фразы исполняются по простейшим мелодическим формулам, часто не более чем на 1-3 звуках.

II. В XV-XVIII вв.- небольшая органная пьеса полифонического склада (более употребительно франц. название «verset»), заменяющая в практике альтернативного исполнения, основанной на чередовании хорового пения и инструментальной игры, каждый 2-й стих псалма или библейской песни, одну из 2 строф гимна или секвенции, каждую четную или каждую нечетную строку песнопений ординария мессы. В последнем случае стихи обозначены не как V., а названы в соответствии с первыми словами заменяемого текста. До XVII в. органный V. представлял собой полифоническую обработку средневек. хорала, а именно - пропускаемой в пении муз. фразы, затем стали возникать пьесы самостоятельного характера. Подобного рода сочинения создали, в частности, Г. Бухнер («Fundamentum», ок. 1530), А. Валенте («Versi spirituali», 1576 или 1580), А. де Кабесон («Obras de musica», 1578), К. Эрбах («Modi sancti tripertiti», 1604-1606), И. Э. Киндерман, Георг Муффат и Готлиб Муффат и др. Практика альтернативного исполнения в богослужении, описываемая в литургических книгах и регулируемая особыми церковными постановлениями («Caeremoniale Episcoporum» 1600 г. папы Климента VIII, motu proprio 1903 г. папы Пия X и т. п.), существует до сих пор.

В творчестве трубадуров - род лирической песни в куплетной форме (франц. эквивалент - vers).

Лит.: Berendes M. B. The Versus and its Use in the Medieval Roman Liturgy: Diss. Pittsburgh, 1973.
Ю. В. Москва
Ключевые слова:
Музыка. Теория. Западная традиция Церковная музыка. Основные понятия Versus, западный музыкальный термин
См.также:
АМБИТУС категория григорианского лада
A CAPPELLA alla cappella [итал. - как в церкви (часовне); для хора см. также Капелла] хоровое пение без инструментального сопровождения
АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви
АВРЕЛИАН ИЗ РЕОМЕ (IX в.), мон.-бенедиктинец, муз. теоретик
АВТЕНТИЧЕСКИЙ ЛАД термин, применяемый в современном музыкознании к группе из 4 основных ладов в системе осмогласия христианских певческих культур Востока и Запада
АГИОС 1) В греческой церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости 2) Встречается как устойчивое словосоч. с именами изображаемых святых в надписях на иконах