Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АККАБЕ-СААТ
1, С. 396 опубликовано: 12 марта 2008г.


АККАБЕ-СААТ

Акка́бе-саа́т [эфиоп.   - блюститель часов], один из высших титулов в Эфиопской Церкви, первоначально титул настоятеля древнего мон-ря Дабра-Либанос в обл. Шимезана в Сев. Эфиопии (не путать с одноименным мон-рем в южноэфиоп. обл. Шоа, к-рый появился лишь в самом кон. XIII в. и стал знаменитым монастырским центром Эфиопии). Сев. Дабра-Либанос в Шимезана был основан, по преданию, еще в VI в. аввой Мата, одним из «девяти преподобных», и название его можно перевести как «Гора Ливанская» или как «мон-рь Ливания» (Ливаний - греч. имя аввы Мата, сирийца по происхождению). В XI-XII вв. при дворе эфиоп. царей династии Загве настоятель этого мон-ря, носивший титул А.-с., имел право восседать слева от царского престола. Большое политическое и церковное значение титул получил в XIV-XVI вв., в царствование династии Соломонидов, значительно расширивших христ. царство на юг. Немалую помощь в этом им оказало эфиоп. монашество с центром в мон-ре св. Стефана на оз. Хайк. Именно настоятель Хайкского мон-ря, получавший от эфиоп. царей древний титул А.-с., осуществлял при дворе постоянную связь между гос. и монашескими институтами. Митрополитами Эфиопии до 1957 г. были копты, т. е. иностранцы, не всегда хорошо разбиравшиеся в эфиоп. реалиях, поэтому роль А.-с. оказывалась весьма важной и в политической, и в религ. жизни страны. После того как мон-рь Дабра-Либанос в Шоа в кон. XIII в. по своему значению затмил Хайкскую обитель, функция связующего звена между царской властью и эфиоп. монашеством перешла в XVII в. к настоятелю Дабра-Либаносскому, носившему титул эччеге; титул же А.-с. в XIX в. вышел из употребления.

Лит.: Тураев Б. А. Из жизни абиссинского монашества в XIV веке // ЗВОРАО. 1901. T. 13. C. XLVI-XLVIII; он же. «Богатство царей»: Трактат о династическом перевороте в Абиссинии в XIII в. // Там же. 1901. T. 13. C. 157-171; Taddese Tamrat. The Abbots of Dabra-Hayq, 1248-1535 // J. of Ethiopian Stud. Addis Ababa, 1970. Vol. 8. N 1. P. 87-117; idem. Church and state in Ethiopia: 1270-1527. Oxf., 1972.
С. Б. Чернецов
Ключевые слова:
Эфиопская Церковь. История Аккабе-саат, один из высших титулов в Эфиопской Церкви
См.также:
АБДУН († ок. 1086), самозваный митрополит Эфиопский
АБИЯ ЭГЗИЭ аскет кон. XIII - нач. XIV в., подвизавшийся в Сев. Эфиопии в обителях келлиотского устава
АДДИС-АБЕБА столица Эфиопии, центр Эфиопской Церкви
АДУЛИС крупный портовый город, располагавшийся в поздней античности и раннем средневековье близ Красноморского побережья Африки южнее совр. г. Массауа (Эритрея); являлся центром епархии Эфиопской Церкви