[Евр. ;
греч. ῾Ροβοάμ], 5-й и последний царь единого Израильского царства и 1-й царь Иудеи (Южного царства). Р. воцарился после смерти своего отца, израильского царя Соломона, в возрасте 41 г. и царствовал 17 лет (3 Цар 11. 43; 14. 21; 2 Пар 9. 31). Его мать Наама по происхождению аммонитянка. Предполагаемые годы царствования Р.: 931/930-913 гг. до Р. Х. (Thiele. 1983. P. 79-80), 942/941-926/925 (Kolberg. 2010. P. 269-272), 926-910 (Hayes, Hooker. 2007. P. 16-19), 922-915 до Р. Х. (Albright. 1945. P. 16-20). Р. упоминается в родословной Иисуса Христа (Мф 1. 7).
Воцарение Р. происходило на фоне кризисных явлений 2-й половины царствования Соломона, когда нараставшее недовольство его правлением как среди населения вассальных гос-в, так и среди представителей сев. колен вылилось в появление «противников», поддерживаемых Египтом: Адера (Хадада) из царского дома в Идумее (Эдоме - 3 Цар 11. 14-22, 25), Разона, сына Елиады (3 Цар 11. 23-25), и Иеровоама I, сына Навата, эфраимита из Цареды (3 Цар 11. 26-40, 12. 2; 2 Пар 10. 2-3). Последний, спасаясь от преследования царя, бежал в Египет к фараону Сусакиму (Шешонку I; ок. 946/5-924/3 гг. до Р. Х.- 3 Цар 11. 40; 12. 2; 2 Пар 10. 2), основателю XXII династии, и пребывал в Египте, пока Соломон не умер.
После смерти Соломона Р. со своим советом для утверждения царской власти отправился в древний израильский культовый центр Сихем (Шехем), куда собрались «все израильтяне», т. е. представители сев. колен (3 Цар 12. 1; ср.: 2 Пар 10. 1). Движимые мятежническими настроениями израильтяне под предводительством призванного ими Иеровоама I потребовали от Р. облегчить повинности, которыми их обременил Соломон (см., напр.: McKenzie. 1987; ср.: Klein. 1973. P. 584). Вопреки рекомендациям старших советников Р. внял совету молодых в грубой форме отклонить требования сев. колен и показать тем самым, что он сильнее своего отца. В результате восставшие с возгласом: «Какая нам часть в Давиде? Нет нам доли в сыне Иессеевом» (3 Цар 12. 16; 2 Пар 10. 161) - отвергли царскую власть Р., а впосл. воцарились над сев. коленами Иеровоама. Посланный к мятежникам руководитель сбора повинностей Адонирам был убит, после чего Р. спешно покинул Сихем. По возвращении в Иерусалим Р. собрал войско для выступления против сев. колен, но прислушался к совету прор. Самея и не начал военных действий (3 Цар 12. 24). Вероятно, в дальнейшем Р. не оставлял попыток восстановить единство царской власти над всеми израильскими коленами - практически все его царствование прошло в постоянных войнах с северянами (см.: 3 Цар 14. 30; 2 Пар 12. 15). Библейский рассказ о разделении Израильского царства на 2 гос-ва, Иудею и Израиль, во многом строится как повествование об исполнении пророчеств Ахии (3 Цар 11. 29-39; 12. 15; 14. 6-8; ср.: 2 Пар 10. 15) и Самея (3 Цар 12. 22-24; 2 Пар 11. 2-4 - подробнее см. ст. Израиль древний).
В 5-й год правления Р. (ок. 927-924 гг. до Р. Х.) егип. фараон Шешонк I совершил поход против Иудеи и Израиля (3 Цар 14. 25; 2 Пар 12. 2-4; см.: Finkelstein. 2002. S. 109-129; ср.: Wallenfels. 2019. P. 497). На Бубастисском портале храма Амона в Карнаке, на победоносном рельефе Шешонка сохранилось перечисление ок. 150 городов и селений, разрушенных фараоном в Израиле и Иудее. Исследователями с той или иной степенью достоверности установлены разрушенные поселения в районе пустыни Негев, средиземноморского побережья и Сев. Палестины, тогда как больше затруднений вызывает определение юж. городов (Hardin, Rollston, Blakely. 2012. P. 32). Р. откупился от Шешонка, отдав ему сокровища Иерусалимского храма и царского дворца. Иерусалим не был атакован фараоном и на рельефе Карнакского храма не упоминается в числе разрушенных городов (3 Цар 14. 25-26; 2 Пар 12. 9; см.: Finkelstein. 2002. S. 111). О намерениях Шешонка по присоединению территории Ханаана к егип. гос-ву, как это было в прошлом, также свидетельствует ставшая известной благодаря археологическим раскопкам нач. XX в. победная стела фараона в Мегиддо. Однако влияние военной кампании Шешонка было кратковременным: после его скорой смерти преемники фараона не продолжали агрессивной политики против Иудеи и Израиля (Ussishkin. 1990. P. 71-74).
Р. укрепил филистимский г. Геф (Гат; близ сев.-вост. границы Филистии - 2 Пар 11. 8). В годы правления Р. в Иудее процветали идолопоклонство и культовая муж. проституция ( 3 Цар 14. 22-24; 15. 12; 22. 46; ср.: 2 Пар 11. 5-23; 13. 14). Исследователями отмечается различное описание правления Р. в 3 Цар и 2 Пар, что может являться результатом теологической интерпретации хронистом (т. е. автором 1-2 Пар) разделения единого Израильского царства в контексте неоспоримого для него авторитета власти династии царя Давида (см.: Knoppers. 1990).