Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

РОВОАМ
60, С. 35-36 опубликовано: 11 апреля 2025г. 


РОВОАМ

[Евр.  ;   греч. ῾Ροβοάμ], 5-й и последний царь единого Израильского царства и 1-й царь Иудеи (Южного царства). Р. воцарился после смерти своего отца, израильского царя Соломона, в возрасте 41 г. и царствовал 17 лет (3 Цар 11. 43; 14. 21; 2 Пар 9. 31). Его мать Наама по происхождению аммонитянка. Предполагаемые годы царствования Р.: 931/930-913 гг. до Р. Х. (Thiele. 1983. P. 79-80), 942/941-926/925 (Kolberg. 2010. P. 269-272), 926-910 (Hayes, Hooker. 2007. P. 16-19), 922-915 до Р. Х. (Albright. 1945. P. 16-20). Р. упоминается в родословной Иисуса Христа (Мф 1. 7).

Воцарение Р. происходило на фоне кризисных явлений 2-й половины царствования Соломона, когда нараставшее недовольство его правлением как среди населения вассальных гос-в, так и среди представителей сев. колен вылилось в появление «противников», поддерживаемых Египтом: Адера (Хадада) из царского дома в Идумее (Эдоме - 3 Цар 11. 14-22, 25), Разона, сына Елиады (3 Цар 11. 23-25), и Иеровоама I, сына Навата, эфраимита из Цареды (3 Цар 11. 26-40, 12. 2; 2 Пар 10. 2-3). Последний, спасаясь от преследования царя, бежал в Египет к фараону Сусакиму (Шешонку I; ок. 946/5-924/3 гг. до Р. Х.- 3 Цар 11. 40; 12. 2; 2 Пар 10. 2), основателю XXII династии, и пребывал в Египте, пока Соломон не умер.

После смерти Соломона Р. со своим советом для утверждения царской власти отправился в древний израильский культовый центр Сихем (Шехем), куда собрались «все израильтяне», т. е. представители сев. колен (3 Цар 12. 1; ср.: 2 Пар 10. 1). Движимые мятежническими настроениями израильтяне под предводительством призванного ими Иеровоама I потребовали от Р. облегчить повинности, которыми их обременил Соломон (см., напр.: McKenzie. 1987; ср.: Klein. 1973. P. 584). Вопреки рекомендациям старших советников Р. внял совету молодых в грубой форме отклонить требования сев. колен и показать тем самым, что он сильнее своего отца. В результате восставшие с возгласом: «Какая нам часть в Давиде? Нет нам доли в сыне Иессеевом» (3 Цар 12. 16; 2 Пар 10. 161) - отвергли царскую власть Р., а впосл. воцарились над сев. коленами Иеровоама. Посланный к мятежникам руководитель сбора повинностей Адонирам был убит, после чего Р. спешно покинул Сихем. По возвращении в Иерусалим Р. собрал войско для выступления против сев. колен, но прислушался к совету прор. Самея и не начал военных действий (3 Цар 12. 24). Вероятно, в дальнейшем Р. не оставлял попыток восстановить единство царской власти над всеми израильскими коленами - практически все его царствование прошло в постоянных войнах с северянами (см.: 3 Цар 14. 30; 2 Пар 12. 15). Библейский рассказ о разделении Израильского царства на 2 гос-ва, Иудею и Израиль, во многом строится как повествование об исполнении пророчеств Ахии (3 Цар 11. 29-39; 12. 15; 14. 6-8; ср.: 2 Пар 10. 15) и Самея (3 Цар 12. 22-24; 2 Пар 11. 2-4 - подробнее см. ст. Израиль древний).

В 5-й год правления Р. (ок. 927-924 гг. до Р. Х.) егип. фараон Шешонк I совершил поход против Иудеи и Израиля (3 Цар 14. 25; 2 Пар 12. 2-4; см.: Finkelstein. 2002. S. 109-129; ср.: Wallenfels. 2019. P. 497). На Бубастисском портале храма Амона в Карнаке, на победоносном рельефе Шешонка сохранилось перечисление ок. 150 городов и селений, разрушенных фараоном в Израиле и Иудее. Исследователями с той или иной степенью достоверности установлены разрушенные поселения в районе пустыни Негев, средиземноморского побережья и Сев. Палестины, тогда как больше затруднений вызывает определение юж. городов (Hardin, Rollston, Blakely. 2012. P. 32). Р. откупился от Шешонка, отдав ему сокровища Иерусалимского храма и царского дворца. Иерусалим не был атакован фараоном и на рельефе Карнакского храма не упоминается в числе разрушенных городов (3 Цар 14. 25-26; 2 Пар 12. 9; см.: Finkelstein. 2002. S. 111). О намерениях Шешонка по присоединению территории Ханаана к егип. гос-ву, как это было в прошлом, также свидетельствует ставшая известной благодаря археологическим раскопкам нач. XX в. победная стела фараона в Мегиддо. Однако влияние военной кампании Шешонка было кратковременным: после его скорой смерти преемники фараона не продолжали агрессивной политики против Иудеи и Израиля (Ussishkin. 1990. P. 71-74).

Р. укрепил филистимский г. Геф (Гат; близ сев.-вост. границы Филистии - 2 Пар 11. 8). В годы правления Р. в Иудее процветали идолопоклонство и культовая муж. проституция (  3 Цар 14. 22-24; 15. 12; 22. 46; ср.: 2 Пар 11. 5-23; 13. 14). Исследователями отмечается различное описание правления Р. в 3 Цар и 2 Пар, что может являться результатом теологической интерпретации хронистом (т. е. автором 1-2 Пар) разделения единого Израильского царства в контексте неоспоримого для него авторитета власти династии царя Давида (см.: Knoppers. 1990).

Лит.: Albright W. F. The Chronology of the Divided Monarchy of Israel // BASOR. 1945. N 100. P. 16-22; Klein R. W. Once More: «Jeroboam's Rise to Power» // JBL. 1973. Vol. 92. N 4. P. 582-584; Thiele E. R. The Mysterious Numbers of the Hebrew Kings. Grand Rapids, 1983; McKenzie S. L. The Source for Jeroboam's Role at Shechem: (1 Kgs 11. 43-12. 3, 12, 20) // JBL. 1987. Vol. 106. N 2. P. 297-300; Knoppers G. N. Rehoboam in Chronicles: Villain or Victim? // Ibid. 1990. Vol. 109. N 3. P. 423-440; Ussishkin D. Notes on Megiddo, Gezer, Ashdod, and Tel Batash in the 10th to 9th Cent. B. C. // BASOR. 1990. N 277/278. P. 71-91; Finkelstein I. The Campaign of Shoshenq I to Palestine: A Guide to the 10th Cent. BCE Polity // ZDPV. 2002. Bd. 118. H. 2. S. 109-135; Hayes J. H., Hooker P. K. A New Chronology for the Kings of Israel and Judah and its Implications for Biblical History and Literature. Eugene (Or.), 2007; Kolberg B. Redating the Hebrew Kings. Brisbane, 2010; Hardin J. W., Rollston C. A., Blakely J. A. Biblical Geography in Southwestern Judah // NEA. 2012. Vol. 75. N 1. P. 20-35; Amar I. The Characterization of Rehoboam and Jeroboam as a Reflection of the Chronicler's View of the Schism // JHebrS. 2017. Vol. 17. P. 1-30; Wallenfels R. Shishak and Shoshenq: A Disambiguation / JAOS. 2019.Vol. 139. N 2. P. 487-500.
И. Р. Тантлевский, Ю. А. Снисаренко
Ключевые слова:
Ветхозаветные персоналии Цари Израиля Цари Иудеи Ровоам, 5-й и последний царь единого Израильского царства и 1-й царь Иудеи (Южного царства)
См.также:
АВИЯ второй царь Иудеи после разделения царств
АМАСИЯ 9-й царь Иудейского царства (ок. 800-783 гг. до Р.Х.)
АМВРИЙ 6-й израильский царь (3 Цар 16. 16-28), основатель названной его именем династии
АМОН царь Иудеи (642-640 гг. до Р.Х.)
АНТИГОН II (МАТТАФИЯ) ХАСМОНЕЙ царь и первосвященник Иудеи (39-37 гг. до Р. Х.)
АСА царь иудейский (911-870 гг. до Р. Х.)
АХАВ (ок. 874 - 853 гг. до Р.Х.), царь Израиля
АХАЗ (ок. 735 - 715 гг. до Р.Х.), 12-й царь Иудеи