Гелиан Михайлович (20.03.1936, Ленинград - 1.09.2017, С.-Петербург), российский филолог, историк, художник.
Род. в семье ветеринарного врача, профессора, доктора ветеринарных наук Михаила Ильича Прохорова (1905-1968) и химика-эксперта Анны Андреевны Прохоровой (1908-2000). Во время Великой Отечественной войны в эвакуации жил в Омске и Новосибирске. После окончания школы учился на аэродромно-строительном фак-те Военно-воздушной инженерной академии им. А. Ф. Можайского (авг. 1953 - дек. 1958), откуда был исключен с последнего курса за неблагонадежность. После службы в армии (дек. 1958 - март 1959) работал мастером-строителем на 2-м колбасном заводе (авг. 1959 - май 1960).
Случайно познакомился в поезде с Л. Н. Гумилёвым, общение с к-рым оказало значительное влияние на П. В частности, оно способствовало поступлению П. в 1960 г. на исторический фак-т ЛГУ. Первоначально учился на кафедре археологии, но после окончания 1-го курса перевелся на кафедру истории средних веков, где специализировался по истории Византии. В 1962 г. крестился с именем Григорий (в честь свт. Григория Паламы), крестным отцом П. стал Гумилёв. В 1963 г. совершил археографическую поездку в Удорский р-н Коми АССР, откуда привез 23 книги (переданы в собрание Ин-та рус. лит-ры АН СССР (Пушкинского Дома, ИРЛИ), см.: Прохоров Г. М. За рукописями на Мезень и Вашку // ТОДРЛ. 1964. Т. 20. С. 404-408). В 1965 г. с отличием окончил ЛГУ, защитив под рук. Г. Л. Курбатова диплом на тему «Политическая подоснова второго южнославянского влияния на Русь». В 1965-1968 гг. учился в аспирантуре ИРЛИ под рук. акад. АН СССР Д. С. Лихачёва, в 1968 г. защитил канд. дис. на тему ««Повесть о Митяе-Михаиле» и ее литературная среда». В 1968-2017 гг. работал в Отделе древнерусской литературы ИРЛИ АН СССР (с ноября 1991 РАН): ведущий научный сотрудник (с 1992), главный научный сотрудник (с 2000). В 1-й пол.- сер. 70-х гг. XX в. находился в разработке КГБ СССР в связи с перепиской с А. И. Солженицыным и хранением самиздатовских рукописей. В 1978 г. защитил докт. дис. на тему «Памятники литературы византийско-русского общественного движения эпохи Куликовской битвы» (степень доктора филологических наук присуждена решением ВАК от 15 июня 1979).
Наряду с научными исследованиями активно занимался преподавательской деятельностью. П. стоял у истоков создания в 1989 г. Российской христ. гуманитарной академии (ин-та), заведовал там кафедрой (отделением) русской истории и культуры (1992-2005), вел курс древнерусской литературы и спецкурс, посвященный переводной литературе Московского великого княжества и Русского гос-ва. После создания на историческом фак-те СПбГУ кафедры истории западноевропейской и рус. культуры (1996) П. вплоть до кончины читал курсы «Введение в специальность» и «Древнерусская литература и культура». В 2001-2017 гг. читал курс древнерус. литературы на кафедре церковной истории СПбДА. В разное время также читал курс лекций в Ун-те Париж X - Нантер (Зап. Париж - Нантер-Ла-Дефанс), работал в американском византиноведческом центре Дамбартон-Окс. Являлся одним из организаторов и постоянным участником ежегодных конференций по христианской духовности, проводимых в центре экуменизма - Аббатстве Бозе в Италии.
В 1992 г. основал изд-во «Глаголъ» (совместно с В. И. и Д. В. Чернышёвыми), выпускавшее книги по истории и культуре. Один из создателей (1992) и член редколлегии религиозно-философского ж. «Мѣра». Вел программы на христианском «Радио Мария».
Со школьных лет увлекался живописью. Автор многочисленных живописных и карандашных портретов, пейзажей и икон (см. в частности: Прохоров. Крестообразность времени. 2002). Опубликовал ряд автобиографических рассказов и стихов (Там же; Прохоров Г. М. Как Лев Николаевич открывал Хазарию // Мѣра. 1994. № 4(6). С. 144-157; Он же. Последняя ночь кабинета Лихачева: Первая после похорон Панченко) // С.-Петербургский ун-т. 2003. № 22/23. С. 21-24).
Лауреат Гос. премии РФ (1993; в составе коллектива, за издание серии «Памятники литературы Древней Руси», 1978-1994). Заслуженный деятель науки РФ (3 июля 2008). Действительный член имп. Палестинского православного общества (с 1984), активный участник основных мероприятий Ленинградского (С.-Петербургского) отделения ИППО, крупных международных и всероссийских конференций общества. Ординарный академик Academiae Sapientia et Scientia (Италия). Удостоен ряда наград РПЦ, в т. ч. ордена свт. Макария 3-й степени (20 марта 2016), Юбилейной Патриаршей грамоты (2006), Благодарственной грамоты (2011), грамоты СПбДА (9 окт. 2016).
Отпевание П. 6 сент. 2017 г. в храме в честь Смоленской иконы Божией Матери совершил ректор СПбДА архиеп. Амвросий (Ермаков; впосл. архиепископ Верейский, викарий Патриарха Московского и всея Руси), в сослужении настоятеля храма митрофорного прот. Виктора Московского, профессора СПбДА митрофорного прот. Георгия Митрофанова и др. Похоронен на Смоленском правосл. кладбище.
П. является автором более 300 научных работ, изданных на русском, английском, французском, итальянском, болгарском и голландском языках. Занимался исследованием византийско-рус. литературных и культурных связей, рус. монашеской традиции и агиографии (прежде всего монастырской традиции Белозерья и Житий белозерских святых), историей рус. летописания.
В изучении П. византийско-рус. лит. контактов выделяются неск. основных направлений. Во-первых, это изучение «Диоптры» Филиппа Монотропа, завершившееся изданием памятника и перевода, выполненного П. («Диоптра» Филиппа Монотропа: Антропологическая энциклопедия правосл. Средневековья / Изд. подгот.: Г. М. Прохоров, X. Миклас, А. Б. Бильдюг; Отв. ред.: М. Н. Громов. М., 2008).
Во-вторых, это исследование и публикация корпуса текстов, подписанных именем сщмч. Дионисия Ареопагита, чему был посвящен ряд подготовленных П. изданий: «О божественных именах. О мистическом богословии» (СПб., 1994, 19952), «Трактат «О небесной иерархии» с толкованием Максима Исповедника» (СПб., 1997), «О церковной иерархии. Послания» (СПб., 2001), «Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования» (СПб., 2002, 20062) и др. В содружестве с коллегами из Германии (Г. Гольцем, С. Фаль, Д. Фалем, Ю. Харнай и др.) подготовил издание-исследование ареопагитик в слав. переводе инока Исаии (Исаии Серского) (XIV в.) (Дионисий Ареопагит в слав. пер. старца Исаии (XIV в.). Weiher; Freiburg, 2010-2013. Т. 1-5. (MLS; 55-57, 59, 61)).
В-третьих, это работа над восстановлением творческой биографии К-польского патриарха XIV в. Филофея Коккина, начавшаяся со статьи 1972 г. «К истории литургической поэзии: гимны и молитвы патриарха Филофея Коккина» (ТОДРЛ. 1972. Т. 27. С. 120-129), в к-рой, помимо прочего, П. коснулся вопросов: что такое гимнография как вид творчества и канон как жанр церковной поэзии.
В-четвертых, это перевод сочинений визант. императора (1341-1354) и богослова Иоанна Кантакузина, сначала выходивший в виде отдельных статей (ТОДРЛ. 1988-1996. Т. 41-49), а затем отдельной книгой (Иоанн Кантакузин. Беседа с папским легатом. Диалог с иудеем и другие сочинения. СПб., 1997, 20133).
Занимаясь рецепцией византийского письменного наследия в рус. культуре, П. фокусировал внимание на традиции исихазма, к-рую он обнаруживал в деятельности книжников Троице-Сергиева мон-ря (см. Троице-Сергиева лавра), Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря и Спасо-Каменного в честь Преображения Господня мужского монастыря, а в особенности - Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни. Для П. важно было за любым религиозным или культурным движением увидеть конкретных людей, следствием чего стали работы ученого, посвященные реконструкции келейных б-к прп. Кирилла Белозерского и прп. Нила Сорского и установлению почерков этих книжников.
П. внес серьезный вклад в развитие концепции Православного Возрождении XIV - 1-й пол. XV в., обосновывал т. зр., что по всей правосл. Вост. Европе параллельно с внецерковным западноевроп. гуманистическим Ренессансом, и даже неск. его опережая, шло «обновление средневековья» - культурное возрождение в церковных рамках. Развил теорию о политическом исихазме, согласно к-рой исихазм оказал влияние на политическую ситуацию в Византии и на Руси в XIV в. Считал, что исихазм XIV-XVI вв., повлиявший на литературу, искусство, философию и политику, способствовал Православному Возрождению. По мнению П., исихастские споры стали точкой и встречи, и расхождения двух европейских Возрождений (Прохоров. 2009. С. 120); рус. исихасты определяли судьбы Московского великого княжества и создали идеологию формирования великорусской народности.
Серьезным этапом в истории изучения деятельности прп. Кирилла Белозерского и, шире - жизни средневек. рус. мон-ря, стала подготовка комментированного издания принадлежавшей прп. Кириллу рукописи (РНБ. Кир.-Бел. XII), трактованной П. как «энциклопедия русского игумена» (Энциклопедия русского игумена XIV-XV вв.: Сб. прп. Кирилла Белозерского. СПб., 2003). Др. важным моментом в процессе изучения монастырской уставной практики стала атрибуция П. Досифею, архимандриту нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня мужского монастыря, устава, привезенного с Афона и направленного иеромонаху (позднее игумену) Димитриева Прилуцкого в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения Честных Древ Креста Господня мужского монастыря Пахомию (Прохоров Г. М. Досифей // СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 198).
Предметом исследований П. в области агиографии стали Жития митр. Киевского и всея Руси свт. Петра, митр. Киевского и всея Руси свт. Алексия, свт. Стефана Пермского, прп. Кирилла Белозерского, прп. Дионисия Глушицкого, прп. Александра Куштского, прп. Иоасафа Каменского, прп. Ферапонта Белозерского, прп. Мартиниана Белозерского, прп. Нила Сорского, прп. Иннокентия (Охлябинина), прп. Игнатия Прилуцкого, Вологодского, Угличского (в миру князь Иван Андреевич), прп. Лазаря Мурманского (Муромского), св. прав. Симеона Верхотурского, а также «Слово о житьи и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича, царя Рускаго», «Слово на перенесение мощей Николая Мирликийского» и ряд др. агиографических памятников. Важнейшим аспектом своей научной деятельности П. считал перевод Житий на совр. рус. язык и их популяризацию. Интересы исследователя не ограничивались исключительно средневек. агиографией, ряд работ он посвятил Житию старца-мирянина Федора Соколова (1879-1973) (см. в частности: Прохоров. Старец-мирянин. 2002).
Значительный вклад П. внес в исследование рус. летописания, посвятив отдельные работы Лаврентьевской (Кодикологический анализ Лаврентьевской летописи // ВИД. 1972. Т. 4. С. 77-104), Радзивиловской (Радзивиловский список Владимирской летописи по 1206 г. и этапы владимирского летописания // ТОДРЛ. 1989. Т. 42. С. 53-76), Софийской I, Троицкой, новгородским летописям, Рогожскому летописцу (Центральнорусское летописание 2-й пол. XIV в.: (Анализ Рогожского летописца и общие соображения) // ВИД. 1978. Т. 10. С. 159-181), сделав на этой основе свои заключения о летописании как лит. жанре (Прохоров. 2014). Особенностью текстологического метода П. в изучении летописания стал его отказ от использования понятия «свод», к-рое он называл «самодельным призраком» (Там же. С. 250). Речь шла не об отказе от термина «свод» как такового, а о принципиальном стремлении опираться не на умозрительные исследовательские конструкции, а на конкретные сохранившиеся тексты летописей. Важным аспектом работы П. в этой области стали факсимильные издания отдельных летописных памятников: он принимал участие в публикации Радзивиловской летописи (СПб.; М., 1994. Кн. 1-2), а издание Лаврентьевской летописи (СПб., 2017) стало последним научным трудом П., вышедшим в свет за несколько дней до его кончины.
В ряде своих работ П. обосновал идею крестообразности времени: «Настоящее - это то, что еще не прошло, но не то, что еще не пришло. Значит, оно между прошлым и будущим, они - как бы по сторонам от него. Если же провести мысленный взор сверху вниз, то окажется, что настоящее - это то, что не вечно, ибо пройдет, но и не моментально, ибо длится. Получается, что настоящее - это центр креста, верх которого - ВЕЧНОСТЬ, низ - МИГ, МГНОВЕНИЕ или МОМЕНТ, его противоположность; одна из его сторон - ПРОШЛОЕ, а другая - БУДУЩЕЕ. Время крестообразно!» (Прохоров. 2010. С. 27).
Автор статей в «Словаре книжников и книжности Древней Руси» (Л., 1987. Вып. 1; 1988. Вып. 2. Ч. 1; 1989. Вып. 2. Ч. 2), «Энциклопедии «Слова о полку Игореве»» (СПб., 1995. Т. 1-5), участвовал в публикации ряда памятников в издании «Библиотека литературы Древней Руси» (1997-2015-. Т. 1-19-), ответственный редактор и участник изданий «Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские» (СПб., 1994); «Свт. Стефан Пермский» (СПб., 1995).