Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПРОФИТОЛОГИЙ
58, С. 483-484 опубликовано: 29 ноября 2024г. 


ПРОФИТОЛОГИЙ

[Греч. Προφητολόγιον], принятое в научной лит-ре обозначение сборника ветхозаветных чтений (см. Паремия), использовавшегося в визант. литургической традиции. Название «Профитологий» в древней традиции не применялось ((по мнению С. Г. Энгберг, оно закрепилось в научной лит-ре благодаря работам архим. Антонина (Капустина), к-рый одним из первых стал собирать рукописи П.). Обычно в заглавии П. в рукописях используются термины «чтения» или «пророчества» (греч. ἀναγνώσεις, ἀναγνώσματα, ἀναγνωστικόν, προφητεία). В слав. традиции П. назывался «Паремейник» (Паремийник, Паримийник).

Хлудовский (Лобковский) Паремийник. Кон. XIII — нач. XIV в. (ГИМ. Хлуд. № 142. Л. 1 об.— 2) Фото: © «Исторический музей»
Хлудовский (Лобковский) Паремийник. Кон. XIII — нач. XIV в. (ГИМ. Хлуд. № 142. Л. 1 об.— 2) Фото: © «Исторический музей»

Хлудовский (Лобковский) Паремийник. Кон. XIII — нач. XIV в. (ГИМ. Хлуд. № 142. Л. 1 об.— 2) Фото: © «Исторический музей»

Точное время появления сборника неизвестно. Его состав в целом соответствует послеиконоборческой к-польской традиции (см. в ст. Византийское богослужение). П. содержит паремии, читающиеся на службах суточного круга, тогда как ветхозаветных чтений на литургии в его составе нет. Само наличие ветхозаветных чтений на литургии в ранней к-польской традиции является предметом дискуссий. Согласно теории Х. Матеоса и Р. Ф. Тафта, ВЗ читался на литургии вплоть до IX в. (следы этих чтений, по их мнению, сохранились в службах Великой субботы, навечерий Рождества Христова и Богоявления) (Taft. 2011), что соответственно может указывать на время появления П. Однако исследования Энгберг показали, что в отличие от др. регионов христ. мира в К-поле ВЗ читался по крайней мере с VI в. (а может, и ранее, т. к. в к-польских проповедях свт. Иоанна Златоуста такая практика не упом.) только в составе служб суточного круга (Engberg. 2006; Eadem. 2016). В древней иерусалимской традиции, где ВЗ читался как на литургии, так и на службах суточного круга, ветхозаветные чтения находились в составе иной книги - Лекционария (иерусалимский Лекционарий сохр. в арм. и груз. переводах, на греч. языке известна только одна рукопись, отражающая древнюю иерусалимскую традицию, к-рая содержит ветхозаветные чтения для воскресной литургии, см.: Engberg. 2003; Galadza. 2014). Впосл. к-польская практика стала основной и постепенно вытеснила др. традиции на Востоке.

Поскольку библейский текст в большинстве рукописей П. идентичен и стабилен на протяжении времени, можно предполагать, что П. появился в К-поле в результате единовременной реформы и далее копировался без значительного редактирования (лишь с добавлением единичных новых памятей). Наиболее ранние рукописи относятся к IX в. (Sinait. gr. 7). Всего каталогизировано не менее 174 греч. рукописей (42 из них содержат экфонетическую нотацию). Кроме того, известно не менее 70 слав. рукописей. К числу древнейших относятся: Григоровича Паремийник (Хиландарский) кон. XII - нач. XIII в. (РГБ. Ф. 87. № 2/М. 1685), Захарьинский (для ц. Бориса и Глеба в Матигорах) 1271 г. (РНБ. Q.п.I.13), Хлудовский (Лобковский) кон. ХIII - нач. XIV в. (ГИМ. Хлуд. 142).

Визант. П. начинается с паремий на Рождество Христово и Богоявление (видимо, по причине высокого статуса этих праздников и большого количества чтений), далее следуют чтения подвижного круга (для будних дней Великого поста, праздника Входа Господня в Иерусалим, дней Страстной седмицы, утрени и вечерни Великой субботы, праздников Преполовения Пятидесятницы, Вознесения Господня, Недели св. отцов I Вселенского (Никейского) Собора, Пятидесятницы и Недели всех святых), затем идут минейные службы по поряд-ку литургического года (сент.-авг.) (к ним могут прибавляться чтения на разные случаи, в частности для чина монашеского пострига). Наряду с паремиями в П. помещался и «вспомогательный» материал - прокимны и тропари пророчеств, а также др. элементы чинопоследования службы того или иного дня (антифоны, тропари, иногда краткие уставные указания и т. п.).

В поствизант. эпоху ветхозаветные чтения были распределены по соответствующим богослужебным книгам: паремии для служб Великого поста и Страстной седмицы вошли в состав Триоди Постной, а паремии праздников - в состав Минеи служебной, Минеи общей, Триодей Цветной и Постной. В совр. практике паремии печатаются в составе указанных книг, хотя предпринимаются попытки вернуть П. в обиход как самостоятельную богослужебную книгу (напр., в Элладской Православной Церкви широкое распространение получил П. в переводе на новогреч. язык: Προφητολόγιον̇ Τὰ λειτουργικὰ ἀναγνώσματα ἀπὸ τὴν Παλαιὰ Διαθήκη. ᾿Αθῆναι, 2008).

Изд.: Паримийник, сиесть Собрание паримий на все лето. СПб., 1890-1893. 2 кн.; Prophetologium / Ed. C. Høeg, G. Zunz. Hauniae, 1939-1970. Pt. 1. Fasc. 1-6; 1980-1981. Pt. 2. Fasc. 1-2 / Ed. G. Engberg; Григоровичев Паримеjник: Текст со критички апарат / Приред.: З. Рибарова, З. Хауптова. Скопjе, 1998.
Лит.: Брандт Р. Ф. Григоровичев паримейник: В сличении с другими паримейниками. М., 1894-1901. 3 вып.; Rahlfs A. Die alttestamentlichen Lektionen der griechischen Kirche. B., 1915. (Mitt. des Septuaginta-Unternehmens; 1/5); Zuntz G. Das byzantinische Septuaginta-Lektionar («Prophetologion») // Classica et mediaevalia. Cph., 1956. Vol. 17. P. 183-198; Zerfass R. Die Schriftlesung im Kathedraloffizium Jerusalems. Münster, 1968; Engberg S. G. Prophetologion Manuscripts in the «New Finds» of St. Catherine's at Sinai // Scriptorium. Brux., 2003. Vol. 57. P. 94-109; eadem. The Prophetologion and the Triple-Lection Theory: The Genesis of a Liturgical Book // BollGrott. Ser. 3. 2006. Vol. 3. P. 67-92; eadem. The Needle and the Haystack: Searching for Evidence of the Eucharistic Old Testament Lection in the Constantinopolitan Rite // Ibid. 2016. Vol. 13. P. 47-60; Miller J. The Prophetologion: The Old Testament of Byzantine Christianity? // Old Testament in Byzantium / Ed. P. Magdalino, R. S. Nelson. Wash., 2010. P. 55-76; Taft R. F. Were there once Old Testament Readings in the Byzantine Divine Liturgy?: Apropos of an Article by S. G. Engberg // BollGrott. Ser. 3. 2011. Vol. 8. P. 271-311; Galadza D. A Greek Source of the Jerusalem Lectionary: Sinai Gr. N.E. МГ 8 (10th c.) // ΣΥΝΑΞΙΣ ΚΑΘΟΛΙΚΗ: Beiträge zu Gottesdienst und Geschichte der fünf altkirchlichen Patriarchate für H. Brakmann zum 70. Geburtstag / Hrsg. D. Atanassova, T. Chronz. B., 2014. S. 213-228.
Ключевые слова:
Литургика. Основные понятия Паремия [притча], в православной литургической терминологии обозначение отрывка ВЗ, звучащего за богослужением в качестве библейского чтения Профитологий, принятое в научной литературе обозначение сборника ветхозаветных чтений
См.также:
ПАРЕМИЯ [притча], в православной литургической терминологии обозначение отрывка ВЗ, звучащего за богослужением в качестве библейского чтения
АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
АГИАСМА 1. святыня, святое место; 2. святое миро, святая вода
АГНЕЦ в правосл. богослужении - хлеб литургический
АГРИПНИЯ см. Всенощное бдение
АГСАВАЛИ грузинский богослужебный певческий термин