Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПРОУКИ
58, С. 482-483 опубликовано: 29 ноября 2024г. 


ПРОУКИ

(Проучки), древнерус. певч. термин, упоминаемый в теоретических руководствах по знаменной нотации. П. представляют собой упражнения, предназначенные для овладения навыками пения по обиходному звукоряду. Упражнения включают последовательности ступеней (по 3, 4, 5 и более) в восходящем и нисходящем движениях в скачкообразном направлении с употреблением разных длительностей. П. изложены знаменной нотацией со степенными пометами. В рукописной традиции подобные упражнения появляются с кон. XVII в. Напр., в списке посл. четв. XVII в. РГБ. Ф. 272. № 429. Л. 1-4 раздел озаглавлен «Посем знамя по согласию. Проучка 1-я по какизам», далее выписано 9 П. крюками со степенными пометами; в рукописи того же времени РГБ. Ф. 379. № 4 (Л. 2 об.- 6 об.) в подзаголовке этот термин не употребляется, но раздел представляет собой П. с использованием подтекстовки слогами звукоряда (ут, ре, ми, фа, соль, ля). Впосл. в различных вариантах П. зафиксированы как 1-я часть старообрядческих азбук певческих, напр.: Солевая азбука. [М.: Изд. Преображенской богадельной общины, нач. 10-х гг. XX в.]. Л. 1 об.- 6; МДА. № 234472, кон. XVIII - нач. XIX в. (Л. 1 об.- 6) и др.

Изд.: Шабалин Д. С. Певческие азбуки Др. Руси: Переводы, исслед., коммент. Краснодар, 2004. С. 258-264.
И. В. Старикова
Ключевые слова:
Церковное пение древнерусское Проуки (проучки), древнерусский певческий термин, упоминаемый в теоретических руководствах по знаме
См.также:
БАВЫКИН Николай (кон. XVII -1-я пол. XVIII в.), дух. композитор эпохи барокко
БЕСПОМЕТНАЯ НОТАЦИЯ др.-рус. нотация до сер. XVII в.
БОЛЬШОЙ РАСПЕВ стиль пения в XVI - XVII вв.
БРАЖНИКОВ Максим Викторович (1902 - 1973), исследователь древнерус. певч. искусства, автор книг и статей по истории и теории церковного пения в России, композитор