Собирательное название одного из 2 главных течений в старообрядчестве, представители к-рого в отличие от беспоповцев признают возможность существования у старообрядцев священства, церковной иерархии и всех церковных таинств; с кон. XVII по сер. XIX в. назывались беглопоповцами.
До кон. XVII в. у старообрядцев сохранялись «истинные» священники - иереи, принявшие крещение и рукоположение ранее богослужебных реформ патриарха Никона (Минова). Спасаясь от гонений, старообрядческие священники основывали в малодоступных местностях скиты, в к-рых хранили запас св. мира и заготавливали большое количество запасных Св. Даров. С течением времени число таких священников уменьшалось. Часть старообрядцев стала принимать иереев из правосл. Церкви («беглых попов»). Наиболее известными центрами беглопоповства начиная с 70-х гг. XVII в. были Керженец, Дон, Кавказ, Ветка, Стародубье, Москва, Иргизские монастыри. В 1771 г. в Москве образовалось Рогожское кладбище, ставшее общероссийским центром П., с Рогожским кладбищем были тесно связаны П. в Подмосковье - в районе Гуслицы и округи. Споры о способе приема мирян и священников из правосл. Церкви в старообрядчество привели к разделению П. на 2 неравные части: значительное их число, особенно на Ветке, придерживалось мнения о приеме 2-м чином - через миропомазание (ветковское, или перемазанское, согласие, перемазанцы), меньшинство П. выступало за прием 3-м чином - через проклятие ересей и исповедь у старообрядческого священника (диаконовское согласие; см. в ст. Александр диакон). Заседавший с нояб. 1779 по янв. 1780 г. на Pогожском кладбище собор опpеделил миpопомазание «беглых попов» обязательным для принятия их в стаpообpядчество.
26 марта 1822 г. имп. Александр I Павлович утвердил правила «О попах и молитвенных домах», в соответствии с к-рыми старообрядцам разрешалось иметь беглых священников, не подлежавших суду за уголовные преступления; на этих священников возлагалась обязанность вести метрические книги. Имп. Николай I Павлович ужесточил политику в отношении старообрядцев, в 1832 г. был издан указ о запрете принимать «беглых попов», вслед. чего молитвенная жизнь П. стала чрезвычайно стесненной, в иереях ощущался крайний недостаток. Некоторые беглопоповские согласия в 1-й пол. XIX в. из-за невозможности по разным причинам иметь священников превратились фактически в беспоповцев: лужковцы (не приняли правила 1822 г.), последователи часовенного согласия.
Многолетние поиски старообрядцами архиерея завершились учреждением в 1846 г. Белокриницкой иерархии, которую постепенно признала большая часть П., остальные сохранили название беглопоповцев. Появление 24 февр. 1862 г. «Окружного послания» привело к разделению белокриницкого согласия (с 1988 Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ)) на окружников и неокружников, последние имели свою иерархию и действовали до сер. ХХ в. Упрочению белокриницкого согласия, как и старообрядчества в целом, способствовало издание имп. указов «Об укреплении начал веротерпимости» (17 апр. 1905), «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин» (17 окт. 1906).
В 1923 г. собственного архиерея получили беглопоповцы (см. Никола (Позднев)). В 1988 г. от беглопоповской Новозыбковской архиепископии (с 2002 Русская Древлеправославная церковь (РДЦ)) отделилась Славяно-Грузинская Древлеправославная церковь (ныне Грузинская древлеправославная церковь (ГДЦ)). В 1999 г. часть беглопоповцев образовала малочисленную Древлеправославную церковь России (Курский епископат, Древлеправославная архиепископия), с 18 окт. 2017 г. состоящую в евхаристическом общении с РПСЦ.
К 2020 г. существовали следующие церковные организации П.: РПСЦ (во главе - митрополит Московский и всея Руси, кафедра - Покровский собор на Рогожском кладбище), РДЦ (во главе - древлеправославный патриарх Московский и всея Руси, кафедра - Покровский собор в Замоскворечье в Москве), ГДЦ (4 прихода в Грузии).