Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПОППЕ
57, С. 471-473 опубликовано: 30 августа 2024г. 


ПОППЕ

[Поппэ; польск. Poppe] Анджей (12.07.1926, г. Воломин, Польская Республика - 31.01.2019, Варшава, Республика Польша), польский историк Др. Руси и Русской Церкви, профессор Варшавского ун-та. Род. в семье инженера-механика Витольда Андреевича Поппе и Евгении Ивановны (урожд. Бартеневой), выпускницы Ин-та благородных девиц, покинувшей Петроград в 1919 г. (родители П. были венчаны по правосл. обряду). В 1929 г. родители П. развелись, буд. историк воспитывался матерью в Варшаве. С началом второй мировой войны П. с матерью 17 сент. 1939 г. поселились в Вильнюсе (в авг. они покинули Варшаву, чтобы посетить Яблочинский во имя преподобного Онуфрия Великого мужской монастырь). Оказавшись на территории, занятой в 1939 г. Красной Армией, до 1941 г. П. проживал в Минске, где учился в 7-м, затем в 8-м классе 10-летней школы. Во время Великой Отечественной войны оставался на оккупированной территории Белоруссии и Литвы, жил на случайные заработки в сельской местности. В 1943 г. был арестован нем. властями по подозрению в участии в подпольной деятельности, провел 3 месяца в вильнюсской тюрьме, затем был переведен в лагерь для определенных к вывозу на принудительные работы в Германию. После освобождения Белоруссии Красной Армией в сент. 1944 г. П. был мобилизован на трудовой фронт: работал шахтером и прорабом, а затем, после окончания курсов, младшим техником.

А. Поппе. Фотография. 50-е гг. XX в.
А. Поппе. Фотография. 50-е гг. XX в.

А. Поппе. Фотография. 50-е гг. XX в.
К кон. сент. 1946 г. получил польское гражданство и вернулся в Польшу, в г. Озоркув, где через Польский Красный Крест нашел свою мать, с которой был долгое время разлучен. Работал в текстильной промышленности, 8 дек. 1946 г. был принят в Польскую рабочую партию (вышел из нее в 1981 в знак протеста против действия властей). В 1947-1949 гг. находился на военной службе. После окончания обучения в лицее в г. Вроцлаве и подготовительных курсов ун-та г. Лодзи в окт. 1950 г. поступил на исторический фак-т Варшавского ун-та. В 1955 г. защитил под рук. проф. А. Гейштора (буд. президента Польской АН) магистерскую работу о г. Волине в период раннего средневековья (опубл.: Poppe A. Gród Wołyń: Z zagadnień osadnictwa wczesnośredniowiecznego na pograniczu polsko-ruskim // Studia Wczesnośredniowieczne. Warsz., 1958. T. 4. S. 227-300).

По окончании аспирантуры в Институте истории материальной культуры Польской АН (1955-1959) работал в Варшавском ун-те в должностях ассистента (1959), адъюнкта (1961), доцента (1970), профессора (1987), ординарного профессора (1992) до ухода на пенсию в 1996 г. В 1960 г. защитил докт. дис. на тему «Житие святых Бориса и Глеба на фоне древнерусской историографии XI в.», частично опубликованную в виде статей (Uwagi o najstarszych dziejach. 1964-1965; Chronologia utworów. 1965).

Составил терминологические словари древнерус. зодчества X-XV вв. (1962) и древнерус. текстильного производства (1965) (Materiały do słownika terminów budownictwa staroruskiego X-XV w. Wrocław, 1962; Materiały do dziejów tkaniny staroruskiej: Terminologia џródeł pisanych. Wrocław, 1965).

После получения в 1969 г. степени doctor habilitatus за исследование о государстве и Церкви на Руси в XI столетии (Pañstwo i koścół na Rusi. 1968) стал членом ученого совета Исторического ин-та при Варшавском ун-те. Более четверти века совместно с Л. Мюллером, Дж. Феннелом, а затем Э. Хёшем выступал соучредителем и соредактором выходившего в Мюнхене научного исторического ж. «Russia Mediaevalis» (1973-2001. Т. 1-10) - 1-го периодического издания, специально посвященного всем аспектам истории Руси и России X-XVI вв.

П.- автор многочисленных работ преимущественно по истории Русской Церкви кон. X-XII в., главные из к-рых переизданы в 2 сборниках (The Rise of Christian Russia. 1982; Christian Russia in the Making. 2007). Для исследовательского метода П. характерны подчеркнутое внимание к источниковедческой стороне дела, глубокое проникновение в историографию, борьба за ответственный профессионализм историка. Это позволило польск. русисту сформулировать целый ряд новаторских положений и гипотез.

В работах о формировании первоначального круга житийных произведений о святых страстотерпцах Борисе и Глебе (Opowieść o miкczeństwie. 1969; О времени зарождения. 1973; La naissance. 1981; О зарождении. 1995; Земная гибель и небесное торжество. 2003) П. отстаивал позднюю датировку их церковного прославления (1072), к-рую разделяют далеко не все исследователи.

Ученый выдвинул версию о постепенном становлении церковного почитания св. равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича (Когда и как кн. Владимир. 2005; The Sainthood of Vladimir. 2007; Владимир Святой. 2008), писал о возникновении Киевской митрополии К-польского Патриархата не позднее 997 г. (The Original Status. 1979), рассматривал вопрос о формировании первоначальной епархиальной структуры на Руси (Учредительная грамота. 1966; L'organisation diocésaine. 1971; Werdegang der Diözesanstruktur. 1988; Christianisierung und Kirchenorganisation. 1988). П. выдвинул плодотворную гипотезу о наличии на Руси во 2-й пол. XI в. помимо Киевской митрополии еще 2 титулярных митрополий в Чернигове и Переяславле Русском (ныне Переяслав) (Le traité des azymes… 1965; Русские митрополии. 1968-1969). Ему также принадлежит одна из первых в совр. науке попыток представить краткую историю древнерус. Церкви в лице ее архиереев (Митрополиты Киевские и всея Руси (988-1305) // Щапов. 1989. Прил. 1. С. 191-206; То же // Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб., 1996. С. 446-499).

Идеи П. неизменно генерировали плодотворные научные дискуссии. Так, натолкнулась на критику попытка пересмотреть нек-рые политические обстоятельства Крещения Руси: поход кн. Владимира Святославича на Корсунь, согласно П., был вызван тем, что город встал на сторону визант. мятежника Варды Фоки (The Political Background. 1976; Полит. фон крещения Руси… 1990). Дискуссию вызвала и гипотеза П. об активном участии монашества к-польского Студийского мон-ря в христ. просвещении Руси в XI в. (Новгородский еп. Лука Жидята. 2011; Студиты на Руси. 2011; ср.: Артамонов. 2013).

Покоится в семейном захоронении на Православном кладбище в варшавском р-не Воля.

Соч. (избр.): Древнерус. надпись XII ст. на рукоятке ножа из Дрогичина // Проблемы источниковедения. М., 1956. Вып. 5. С. 328-333; Uwagi o najstarszych dziejach Kościoła na Rusi. Cz. 1-3 // Przegląd historyczny. Warsz., 1964. T. 55. N 3. S. 369-391; N 4. S. 557-572; 1965. T. 56. N 4. S. 557-569; Chronologia utworów Nestora-hagiografa // Slavia orientalis. Warsz., 1965. T. 14. N 3. S. 287-305; Le traité des azymes Λέοντος μητροπολίτου τῆς ἐν ῾Ρωσίᾳ Πρεσθλάβας: Quand, où et par qui a-t-il été écrit? // Byz. 1965. T. 35. N 2. P. 504-527; Заснування Софiï Киiвськоï // Укр. iст. журнал. К., 1965. № 9. С. 97-104; О роли иконогр. изображений в изучении лит. произведений о Борисе и Глебе // ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 24-45; Учредительная грамота Смоленской епископии // АЕ за 1965 г. М., 1966. С. 59-71; Fundacja biskupstwа smoleńskiego // Przegląd historyczny. 1966. T. 57. N 4. S. 538-557; Opowieść latopisarska o wyprawie «na Greków» w 1043 r.: Jej redakcje i okoloczności powstania // Slavia orientalis. 1967. T. 16. N 4. S. 349-362; Граффiтi й дата спорудження Софiï Киïвскоï // Укр. iст. журнал. 1968. № 9. С. 93-97; Рус. митрополии К-польской патриархии // ВВ. 1968. Т. 28. С. 85-108; 1969. Т. 29. С. 95-104; Kompozycia fundacyjna Sofii Kijowskiej: W poszukiwaniu układu pierwotnego // Biuletyn Historii Sztuki. Warsz., 1968. T. 30. N 1. S. 3-29; Państwo i kościół na Rusi w XI w. Warsz., 1968. (Rozprawy Uniw. Warszawskiego; 26); Opowieść o miкczeństwie i czudach Borysa i Gleba: Okoliczności i czas powstania utworu // Slavia orientalis. 1969. T. 18. N 3. S. 267-292; N 4. S. 359-382; Le prince et l'Eglise en Russie de Kiev depuis la fin du Xe s. jusqu'au début de XIIe s. // ActaPH. 1969. T. 20. P. 95-119; Русско-визант. церковно-полит. отношения в сер. XI в. // История СССР. М., 1970. № 3. С. 108-124; La dernière expédition russe contre Constantinople // Bsl. 1971. T. 32. N 1. P. 1-29; N 2. P. 233-268; L'organisation diocésaine de la Russie aux XIe-XIIe s. // Byz. 1970. T. 40. N 1. P. 165-217; О времени зарождения культа Бориса и Глеба // RM. 1973. T. 1. P. 6-29; К вопросу об ультрамартовском стиле в Повести временных лет // История СССР. 1974. № 4. С. 175-178; Dziewosłęby o porfirogenetke Anne // Cultus et cognitio: Studia z dziejуw średniowiecznej kultury. Warsz., 1976. P. 451-468 (collab. D. Poppe); The Political Background to the Baptism of Rus': Byzantine-Russian Relations between 986-989 // DOP. 1976. Vol. 30. P. 195-244; On an Interpolation in the KB Manuscript of the «Zadonshchina» // Canadian-American Slavic Studies. Leiden etc., 1979. Vol. 13. P. 102-110; The Original Status of the Old-Russian Church // ActaPH. 1979. T. 39. P. 5-45; The Building of the Church of St Sophia in Kiev // JMedH. 1981. Vol. 7. N 1. P. 15-66; La naissance du culte de Boris et Gleb // Cah. Civ. Med. 1981. T. 24. P. 29-53; The Rise of Christian Russia. L., 1982. (Variorum Coll. Stud. Ser.; 157); O tytule wielkoksiążęcym na Rusi // Przegląd historyczny. 1984. T. 75. N 3. S. 423-439; «Ис курилоц?» и «ис куриловиц?» // Intern. J. of Slavic Linguistics and Poetics. Columbus etc., 1985. Vol. 31/32. P. 319-350; How the Conversion of Rus' Was Understood in the 11th Cent. // HUS. 1987. Vol. 11. P. 287-302; Christianisierung und Kirchenorganisation der Ostslawen in der Zeit vom 10. bis zum 13. Jh. // Österreichische Ostehefte. W., 1988. Bd. 30, S. 457-506; Политический фон крещения Руси: (Русско-визант. отношения в 986-989 гг.) // Как была крещена Русь. М., 19892. С. 202-240; Two Concepts of the Conversion of Rus' in Kievan Writings // HUS. 1989. Vol. 12/13. P. 488-504; Christianity and Ideological Change in Kievan Rus' // Canadian-American Slavic Studies. 1991. Vol. 25. P. 3-26; Vladimir, prince chrétien // Le origini e lo sviluppo della cristianità slavo-bizantina / A cura di S. W. Swierkosz-Lenart. R., 1992. P. 43-58; Кн. Владимир как христианин // Рус. лит-ра. 1995. № 1. С. 35-46; О зарождении культа свв. Бориса и Глеба и о посвященных им произведениях // RM. 1995. T. 8. N 1. P. 21-68; Der Kampf um die Kiever Thronfolge nach dem 15. Juli 1015 // FzOG. 1995. Bd. 50. S. 275-296; Spuścizna po Włodzimierzu Wielkim: Walka o tron kijowski, 1015-1019 // Kwartalnik historyczny. Warsz., 1995. T. 102. N 3/4. S. 3-22; Феофана Новгородская // НИС. 1997. Вып. 6(16). С. 102-120; Земная гибель и небесное торжество Бориса и Глеба // ТОДРЛ. 2003. Т. 44. С. 304-336; Когда и как кн. Владимир был признан святым? // От Др. Руси к новой России: Юбил. сб., посвящ. Я. Н. Щапову. М., 2005. С. 44-61; Гертруда-Олисава, русьская княгиня: Пересмотр биогр. данных // Именослов: Ист. семантика имени. М., 2007. Вып. 2. С. 205-229; Christian Russia in the Making. Aldeshot, 2007. (Variorum Coll. Stud. Ser.; 867); Русь и Афон в XI в.: В защиту профессионализма в исследованиях // Miscellanea Slavica: Сб. ст. к 70-летию Б. А. Успенского. М., 2008. С. 320-340; Владимир Святой: У истоков церк. прославления // Факты и знаки: Исслед. по семиотике истории. М., 2008. Вып. 1. С. 40-107; Радение игум. Даниила об устроении Церкви на Руси: Кипрский эпизод // Studi slavistici. Firenze, 2009. T. 6. P. 7-28; К биографии Святополка Окаянного // История: Дар и долг: Юбил. сб. в честь А. В. Назаренко. М.; СПб., 2010. С. 233-246; Новгородский еп. Лука Жидята: К вопросу о студитах на Руси // Висы дружбы: Сб. ст. в честь Т. Н. Джаксон. М., 2011. С. 357-367; Студиты на Руси: Истоки и начальная история Киево-Печерского мон-ря. К., 2011. (Ruthenica. Suppl.; 3); Gab es eine ottonische Ostpolitik, die die Kiewer Rus' im Blickfeld hatte? // ДГВЕ, 2014. М., 2016. С. 379-400.
Лит.: Пашуто В. Т. [Рец. на:] Poppe A. Państwo i kościół na Rusi w XI w. Warsz., 1968 // ССл. 1969. № 6. C. 78-80; Щапов Я. Н. Гос-во и Церковь Др. Руси, X-XIII вв. М., 1989. С. 21-22; Артамонов Ю. А. «Гипотеза, выстроенная на гипотезах»: По поводу нового исслед. А. Поппэ // ВЦИ. 2013. Вып. 1/2(29/30). С. 361-387; Судьбы творческого наследия отеч. историков 2-й пол. XX в. / Сост.: А. Л. Хорошкевич. М., 2015. C. 326; Kozłowski M. Andrzej Poppe (12.VII.1926 - 31.I.2019) // Studia z dziejów Rosji i Europy Środkowo-Wschodniej. Warsz., 2019. T. 54. N 1. C. 233-237.
А. В. Назаренко
Ключевые слова:
Историки Церкви польские Поппе [Поппэ] Анджей (1926 - 2019), польский историк Древней Руси и Русской Церкви, профессор Варшавского ун-та Историки польские
См.также:
ГИЖИЦКИЙ Ян Марек Антоний (1844 - 1925), польск. историк католицизма и унии на западнорус., польск. и лит. землях
ЖЕЛЕЗНЯКОВИЧ Серафим Арсеньевич (1913 - 2004), историк Церкви, протопр. Польской Православной Церкви