[Лат. Petri; швед. Pettersson] Олаус (6.01.1493/97, Эребру, Швеция - 19.04.1552, Стокгольм), швед. лютеран. реформатор, богослов, историк. Род. в семье кузнеца, окончил городскую школу (по др. версии - церковную школу при кармелитском мон-ре в Эребру), поступил в Уппсальский ун-т, где изучал богословие и каноническое право. Продолжил образование в ун-те Лейпцига, затем Виттенберга (в 1517 получил степень бакалавра, в 1518 - магистра), где предположительно ознакомился с идеями М. Лютера и стал его последователем.
В 1519 г. П. вернулся в Швецию и стал секретарем Стренгнесского еп. Маттиаса Грегории (Грегерссон), к-рый в сент. 1520 г. рукоположил П. во диакона. В Стренгнесе П. познакомился с единомышленником, архидиак. Лаврентиусом Андреэ (1470-1552). В 1520 г. по приказу короля Дании и Швеции Кристиана II еп. М. Грегории в числе проч. оппозиционеров был казнен (события 8-10 нояб. вошли в историю как т. н. Стокгольмская кровавая баня). Вскоре в Швеции началась освободительная народная война под рук. Густава Эрикссона, дворянина из рода Ваза. 6 июня 1523 г. в Стренгнесе Густав I Ваза был провозглашен королем Швеции, союз с Данией окончательно распался. Андреэ стал секретарем Густава I, а П.- секретарем Стокгольма. В свободное от службы время П. проповедовал в ц. св. Николая - городской церкви Стокгольма, пропагандируя лютеранские идеи. В 1523 г. противники лютеранства пытались организовать судебный процесс по обвинению П. в ереси, однако суд не состоялся. В 1525 г. П. вступил в брак, нарушив принятый в католич. Церкви целибат духовенства, что вызвало критику со стороны противников Реформации, однако кор. Густав I Ваза выступил на стороне П.
Вторая половина 20-х гг. XVI в. стала временем успехов швед. Реформации. В 1526 г. был опубликован швед. перевод НЗ, в работу над к-рым П. внес существенный вклад. Андреэ и П. сыграли значительную роль в проведении всесословного собрания - Вестеросского риксдага 1527 г., на к-ром были приняты резолюции о редукции церковных владений, налогообложении духовенства и о том, что «Слово Божие отныне должно проповедоваться ясно». В 1528 г. П. выступил с проповедью на коронации Густава I Вазы, а в 1529 г. участвовал в церковном Соборе в г. Эребру, где было положено начало реформам богослужения.
В 1530 (по др. данным, в 1531) г. П. стал секретарем короля; брат и единомышленник П., Лаврентиус Петри, был избран Уппсальским архиепископом. Через некоторое время отношения с королем ухудшились, и в 1533 г. монарх отстранил П. от должности королевского секретаря. В 1539 г. в отношениях между П. и Густавом Вазой наступил кризис. Кульминация конфликта короля с бывш. союзниками - реформаторами - пришлась на 1539 г., когда состоялся суд над П. и Андреэ; в обвинении среди прочего утверждалось, что в проповедях П. содержатся призывы к мятежу. Оба реформатора были приговорены к смертной казни, но затем помилованы на условиях уплаты крупных штрафов. Вскоре П. и Андреэ фактически были реабилитированы: П. получил должность настоятеля одной из церквей Стокгольма.
О ранних богословских взглядах П. дает представление список его «заблуждений», составленный в 1523 г. в связи с подготовкой процесса по обвинению в ереси. Указанные в документе «заблуждения» таковы: в Свящ. Писании нет доказательств того, что св. Анна была матерью Девы Марии; св. Иосиф, муж Девы Марии, являлся не старцем, а юношей; Бог запретил нищенствовать; в вопросах спасения души нельзя уповать на людей, в т. ч. на святых; монашеские ордены бесполезны; грехи следует исповедовать перед Богом, а не перед священником.
Первые печатные труды П. связаны с началом периода Реформации в Швеции. В «Полезном наставлении» (1526), при работе над к-рым П. использовал сочинения реформаторов - Лютера, М. Буцера, И. Бугенхагена, а также католич. богословские труды, разъясняется: человек несовершенен, его поступки, даже если они добры внешне, на деле корыстны. Уповая на Бога, человек должен вначале сам стать добрым, тогда добрыми станут и его дела.
Ко 2-й пол. 20-х гг. XVI в. относится ряд полемических сочинений П., в т. ч. «Ответ на нехристианское письмо», адресованный дат. богослову Паулюсу Элиэ, к-рый полагал, что учение Лютера о свободе христианина привело к неповиновению властям и послужило причиной Крестьянской войны в Германии. П. возразил: свобода, к-рую проповедовал Лютер,- свобода духовная, он не призывал к мятежу, а проповедовал покорность властям. Полемизируя с Элиэ, П. изложил мысли Лютера о свободе воли: все совершается по воле Бога; Божий Промысл выше человеческого разума. В «Ответе на 12 вопросов» (1527) отразилась полемика П. со швед. богословом Педером Галле. Оба участника дискуссии признали, что спасение человека целиком находится во власти Бога, но разошлись во мнениях относительно роли Церкви в этом вопросе. Галле утверждал, что Церковь, ведомая Св. Духом, должна толковать священные книги и что Церковь имеет право принимать постановления по духовным делам, поскольку через нее действует Св. Дух. П. считал, что для спасения души необходимо только Слово Божие и что учение и обряды Церкви имеют значение лишь постольку, поскольку основаны на Свящ. Писании. В «Малом ответе Паулюсу Элиэ» П. высказал мнение, что древние миссионеры, обращавшие Швецию в христианство,- св. Ансгарий и св. Сигфрид, проповедовали в Швеции Слово Божие, поэтому Церкви необходима реформа, к-рая возвратит ее к первоначальной христ. вере.
В трактате П. «О браке» (1528) говорится, что браки заповеданы Богом и те, кто запрещают духовным лицам супружество, нарушают заповеди Бога и грешат против природы, а также нарушают постановления Никейского и Константинопольского Соборов. В соч. «О монастырской жизни» (1528) П. оспаривает мнение, согласно к-рому монашество восходит к временам ВЗ, и указывает на то, что в ВЗ говорится не о монахах, а о пророках. П. считает спорной и теорию, согласно к-рой первыми монахами были члены древней христ. общины в Иерусалиме. П., кажется обоснованной т. зр., согласно которой основоположником монашества был пустынножитель Антоний Великий. Относительно вопроса, почему древние христиане избирали монашескую жизнь, П. приводит 2 версии: христиане полагали, что следовать заповедям Бога легче сообща; христиане спасались сообща от преследований. П. отдает предпочтение второму из объяснений.
В кон. 20-х - нач. 30-х гг. XVI в. П. создал ряд произведений, предназначенных для швед. лютеран. духовенства: Требник (1529), «Малую книгу о таинствах» (1528), «Шведскую мессу» (1531). Указанные труды основаны на учении Лютера об оправдании верой и на гуманистических представлениях о том, что католич. Церковь надлежит реформировать в соответствии со Свящ. Писанием. Идеи Лютера об оправдании верой нашли отражение и в сборнике проповедей П.- «Малой постилле». Главной обязанностью духовенства П. считал проповедь: швед. проповедники должны уподобиться апостолам и приготовиться принять мученический венец. Вместе с тем П. полагал, что, проводя преобразования Церкви, следует проявлять рассудительность и терпимость.
«Шведская хроника» П. охватывает историю Швеции с древнейших времен до нач. XVI в. Среди тем, к-рые П. рассматривает в хронике,- происхождение шведов, деяния их предполагаемых предков - готов. Ко времени написания «Шведской хроники» среди швед. элиты было немало сторонников т. н. гетицистской теории. В соответствии с ней шведы - потомки готов, покоривших Европу; поэтому шведы превосходят др. народы. П. отметил, что о древнейшей истории Швеции (до прихода христианства) почти нет достоверных сведений и что в Скандинавии в древности жили «грубые и неразумные люди», которые «начали учиться вежливости и хорошему обхождению только после того, как стали христианами». По мнению П., историю шведов нельзя отождествлять с историей готов. П., основываясь на идеях немецких гуманистов и на собственных наблюдениях, сделал вывод о том, что немцы, шведы, датчане и норвежцы некогда являлись единым народом, и считал их потомками переселенцев из Германии. П. далее приводит сведения о христианизации Швеции, опираясь на традицию, основу которой составляют древние памятники: Житие св. Ансгария (см. ст. Ансгар), хроника Адама Бременского. П. подчеркивал, что Швеция становилась христ. страной постепенно, а не одномоментно в правление какого-то одного короля. В хронике также рассказывается о жизни норманнов, о возникновении и ранней истории швед. городов, приведены сведения из истории монетного дела. Повествуя о королях и регентах Швеции, П. приводит примеры благочестивых государей. К ним он относит кор. Эрика Святого - небесного покровителя Швеции. П. высоко оценивает тот факт, что св. Эрик, согласно источникам, правил для блага народа, посвятил жизнь заботе о подданных. В ряде случаев П. подвергает сомнению сведения, приведенные у более ранних авторов. Так, он сомневается в справедливости критики в адрес кор. Магнуса Эрикссона (XIV в.), противники которого (в частности, св. Биргитта) обвиняли его в распутстве и содомии. Олаус предполагает, что истинной причиной обвинений стала политика короля, которая привела к конфликту с гос. советом. Хроника в числе прочего содержит ценные сведения о политической истории Швеции XV - нач. XVI в.
П. создал несколько произведений, посвященных правовой тематике. В т. н. Комментарии к Стадслагу разъясняются положения шведского городского законоуложения - Стадслага и средневековых законов о Церкви для швед. обл. Уппланд. В сочинении «Правила для судей» (Domarregler) П. рассуждает об обязанностях судьи и о его ответственности перед Богом, а также приводит собственные мнения относительно судопроизводства. В частности, он подвергает критике распространенный в средние века обычай подтверждать виновность или невиновность клятвами, а также считает недопустимым вынесение приговоров на основе признаний, полученных с применением пыток. Наблюдения относительно древних обычаев и законов содержатся и в «Шведской хронике» П. В частности, там цитируется древнее установление о поединках - т. н. Языческий закон. Текст данного памятника существует благодаря переписанным П. сохранившимся копиям.
П. создал множество духовных песнопений на швед. языке (опубл. в 20-х и 30-х гг. XVI в.). Нек-рые из указанных песнопений являются парафразами текстов из НЗ и Псалтири, а также гимна «Te Deum laudamus» и Символа веры. Из остальных песнопений многие представляют собой переложения лат. и нем. духовных гимнов. Нек-рые тексты являются оригинальными поэтическими произведениями П. и отражают его богословские взгляды и духовный опыт. П. также написал нравоучительную пьесу в стихах на сюжет из ВЗ - «Комедия о Товии» (Tobie komedia, 1550).
Социально-этические взгляды П., отраженные в проповеди по случаю коронации Густава I Вазы, в «Шведской хронике» и др. произведениях, близки к идеям гуманистов эпохи Ренессанса. Правитель, согласно П., должен посвятить жизнь заботе о подданных. В «Шведской хронике» содержатся помимо прочего распространенные среди гуманистов рассуждения о том, что благородным человека делают заслуги, а не происхождение. Осуждается война как величайшее зло; П. считает, что споры между гос-вами следует решать путем переговоров и уступок.