[Греч. παραμονή; слав. ], канун великих правосл. праздников или богослужение в этот канун. В совр. Уставе термин «Н.» используется применительно лишь к кануну Рождества Христова, Крещения Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы (см.: Типикон. Ч. 1. Л. 169, 189 об., 287).
Греч. слово παραμονή (в слав. богослужебных книгах передается как ) для обозначения богослужения накануне Господских праздников используют, напр., Анастасий Апокрисиарий († 666; в отношении праздника Крестовоздвижения - см.: PG. 90. Col. 168A) и прп. Феодор Студит († 826; упоминает Н. Крещения Господня и Н. Вербного воскресенья (Входа Господня в Иерусалим) - см.: PG. 99. Col. 1697A, 1717B).
В Типиконе Великой церкви, отражающем особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., термин παραμονή применяется для обозначения торжественного вечернего богослужения (с участием патриарха) (в отличие от обычной вечерней службы - λυχνικόν) накануне наиболее значимых праздников: Новолетия (1 сент.), двунадесятых праздников, Обновления (т. е. освящения) Великой церкви (23 или 24 дек.), в день основания К-поля (11 мая), апостолов Петра и Павла (29 июня), св. отцов Халкидонского Собора (16 июля), в воскресенья перед Пятидесятницей и после нее (память св. отцов Вселенского I Собора и память всех святых соответственно), в годовщины освящения церквей. Состав службы Н. (παραμονή) большинства указанных дней примерно следующий: Пс 85 и 140, прибытие патриарха и его вход в храм, ектения, прокимен, 3 малых антифона, ектеньи, чтение паремий, пение тропаря праздника (напр., см.: Mateos. Typicon. P. 1-4, 18, 26-28). Т. о., c Н. начинается богослужение праздника; за Н. в свое время следуют паннихис, затем утреня и Божественная литургия. Н. праздников Рождества Христова, Крещения Господня и Благовещения имеют особенности: в эти праздники к Н. примыкает Божественная литургия и назначается больше чтений, псалмов и тропарей (см.: Ibid. P. 148-154, 174-182, 252-254; также см. в статьях Рождество Христово, Крещение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы).
О Н. как кануне всех двунадесятых праздников говорится и в более поздних монастырских Типиконах: напр. в Мессинском Типиконе 1131 г. сказано, что «в Н. (ἐν ταῖς παραμοναῖς) праздников Господских и Богородицы на вечерне (εἰς τὸ σπερινὸν) не стихословим» (т. е. кафизма отменяется) (Arranz. Typicon. P. 4). При этом сам термин «Н.» применяется в этих уставах лишь к канунам праздников Рождества Христова, Крещения Господня и Благовещения, когда на вечерне, относящейся к празднику, имеют место свои особенности, в частности совершается литургия. Характерно, что в Иерусалимском уставе всенощное бдение перечисленных праздников начинается с великого повечерия, а не с вечерни (к-рая уже была пропета в предшествующем богослужебном собрании), как в остальные двунадесятые праздники.
Богослужение Н. Рождества Христова и Крещения Господня по совр. Уставу имеет ряд отличительных черт.
Если Н. совершается в седмичные дни (с понедельника по пятницу), то богослужение начинается во 2-м часу дня (т. е. в 8 ч. утра) с царских часов (эти часы существенно отличаются от повседневных - см. в ст. Царские часы), затем бывает расход, а в 7-м часу дня (т. е. ок. 13 ч.) совершается вечерня с литургией свт. Василия Великого. Вечерня отличается тем, что на ней имеет место вход с Евангелием (к-рое будет читаться на литургии), а не с кадилом; далее читаются паремии праздника (8 на Рождество и 13 на Крещение), перемежающиеся пением праздничных тропарей; затем следуют малая ектения, возглас «Яко свят еси…» и служится литургия свт. Василия Великого. По окончании литургии в Н. Крещения совершается великое водоосвящение.
Если Н. Рождества или Крещения приходится на субботу или воскресенье (т. е. непостные дни), то устав богослужения Н. изменяется. В таком случае царские часы читаются в пятницу и литургия в этот день не служится. В Н., выпавшее на субботу или воскресенье, совершается литургия свт. Иоанна Златоуста, а не свт. Василия Великого, и не на вечерне, а в привычное время. В 7-м часу дня (т. е. ок. 13 ч.) начинается праздничная вечерня с чтением паремий, Апостола, Евангелия, но без литургии (также см. статьи Рождество Христово, Крещение Господне).
С древних времен в Н. Рождества и Крещения предписывается соблюдать строгий пост: Феофил, патриарх Александрийский († 412), в одном из своих канонических правил сообщает, что в случае, когда Н. выпадает на воскресенье, «употребив несколько фиников, мы не поступим по обычаю ересей, не почитающих дня воскресения Господа нашего Иисуса Христа, и купно воздадим должное постному дню, ожидая вечерняго собрания, которое в сей день, по изволению Божию, совершается» (Книга Правил. Л. 381 об). Согласно совр. уставу, если Н. бывает в субботу или воскресенье (т. е. непостные дни), то полагаются 2 трапезы: первая - после литургии, на ней позволено вкушать «по уломку хлеба и от вина мало»; вторая - после вечерни, на ней «сочиво обварено или кутию с медом» (по этой причине Н. Рождества и Крещения также именуется сочевником или сочельником). В Н., если оно приходится на постный день (с понедельника по пятницу), бывает лишь одна трапеза после литургии, на к-рой вкушать разрешается только «варение со елеем» (см.: Типикон. Ч. 1. Л. 172-172 об.).