Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НАБОР И ФЕЛИКС
48, С. 221-222 опубликовано: 1 мая 2022г.


НАБОР И ФЕЛИКС

Святые Набор и Феликс. Мозаика в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. 60-е гг. VI в.
Святые Набор и Феликс. Мозаика в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. 60-е гг. VI в.

Святые Набор и Феликс. Мозаика в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. 60-е гг. VI в.
[Лат. Nabor et Felix] († нач. IV в.), мученики Медиоланские (пам. зап. 12 июля), пострадали при имп. Диоклетиане (284-305). Согласно Мученичеству (BHL, N 6028), Н., Ф. и их спутник Виктор Мавр (пам. зап. 8, 14 мая) были солдатами из Мавритании (Сев. Африка). Прибыв в Медиолан (совр. Милан) для службы в армии соправителя Диоклетиана имп. Максимиана Геркулия, они познакомились с христ. учением и приняли св. крещение. В 303 г. началась новая волна гонений на христиан, особенно сильному преследованию подвергались христиане в рядах армии, поскольку убежденный язычник и жестокий противник нового учения Максимиан проводил чистку своего войска. Н., Ф. и Виктор Мавр отказались нести военную службу под командованием гонителя, были схвачены и осуждены на казнь через отсечение головы. Приговор был приведен в исполнение в г. Лаус Помпея (ныне Лоди-Веккьо), вероятно для устрашения местной христ. общины. Исследователь гонения в Медиолане Ф. Савио вместе с Н., Ф. и Виктором Мавром упоминает также солдат Ферма и Рустика, которые пострадали при сходных обстоятельствах.

Св. Набор. Мозаика в капелле Сан-Витторе-ин-Челло-д’Оро при Сант-Амброджо в Равенне. 2-я пол. V в.
Св. Набор. Мозаика в капелле Сан-Витторе-ин-Челло-д’Оро при Сант-Амброджо в Равенне. 2-я пол. V в.

Св. Набор. Мозаика в капелле Сан-Витторе-ин-Челло-д’Оро при Сант-Амброджо в Равенне. 2-я пол. V в.
Когда гонения прекратились и христиане могли на законных основаниях исповедовать свою веру, свт. Амвросий, еп. Медиоланский, торжественно перенес мощи Н., Ф. и Виктора Мавра из Лаус Помпеи в Медиолан (после 311, но задолго до вступления на кафедру в 373); в связи с этим событием он же произнес похвальное слово святым. Т. о., Н., Ф. и Виктора Мавра стали называть Медиоланскими не по месту мученической кончины, а по месту упокоения их останков. Мощи Н. и Ф. были положены в базилике, получившей название «Набориана», а мощи Виктора Мавра - в базилике, позже освященной во имя св. Амвросия. Эти сведения находятся в письме свт. Амвросия (Ambros. Mediol. Ep. 22) и в его Житии, составленном последним секретарем святителя Павлином Медиоланским (Paulino. Vita di Ambrogio. 14. R., 1975. (Vite dei Santi; Vol. 3)). Оба источника сообщают также об обретении мощей святых Гервасия и Протасия (17 июня 386; см. в ст. Назарий, Гервасий, Протасий и Келсий) и об их положении в базилике, где почитались мощи Н. и Ф. Свт. Амвросий также упоминает Н., Ф. и Виктора Мавра в своем Толковании на Евангелие от Луки (Expositio Evangelii secundum Lucam. 7, 13).

О широком почитании Н. и Ф. свидетельствуют их неоднократные изображения в церквах Италии, из к-рых наиболее известна мозаика V в. в капелле св. Сатира, находящаяся в базилике св. Амвросия в Милане. Святые изображены в тогах с открытыми книгами, без воинских и мученических знаков. Однако в изображении на саркофаге V в., где одно время содержались мощи Н. и Ф., напротив, сделан акцент на их мученичестве: слева изображен Н. со связанными сзади руками, к нему приближается палач с обнаженным мечом; справа - сидящий Ф., отказывающийся (повернул голову в сторону) принять сосуды для совершения жертвоприношения языческим богам.

В 1158 г. Фридрих I Барбаросса, взяв Милан, передал часть мощей Н. и Ф. в Кёльн, где они были помещены в кафедральном соборе. В XIII в. Николаем Верденским для мощей волхвов - одной из главных святынь Кёльнского собора - был изготовлен серебряный реликварий, в который также были помещены и частицы мощей Н. и Ф.; они изображены и на фресках, находящихся на хорах кафедрального собора.

После 1256 г. францисканцы, в чьих владениях оказалась базилика св. Амвросия в Милане, восстановили несколько забытое почитание Н. и Ф. Миланским указом 1396 г. 12 июля было объявлено днем их памяти и гос. праздником герц-ства Миланского. Однако в 1537 г. имп. Карл V (1519-1556) упразднил самостоятельное управление герц-ства и присоединил его к владениям Габсбургов, в связи с чем прекратилось офиц. празднование памяти Н. и Ф.

В 1258 г. остававшиеся в Милане мощи Н. и Ф. были перенесены в перестроенную ц. св. Франциска Ассизского, в 1472 г. помещены в алтаре. Во время этого перенесения главы святых были отделены от тел и положены в особые серебряные реликварии. 14 сент. 1571 г. католич. св. Борромео Карло (1538-1584) перенес мощи под новый алтарь. В 1709 г. старые реликварии были заменены на новые, сделанные также из серебра в виде бюстов, которые торжественно выносили на большой алтарь во время праздников.

В 1796 г. ц. св. Франциска Ассизского была закрыта, и 22 янв. 1799 г. мощи были возвращены в базилику св. Амвросия, однако бюсты с главами исчезли. 18 дек. 1959 г. епископ г. Намюра в Бельгии сообщил архиепископу Милана кард. Монтини о том, что у некоего антиквара найдены бюсты с главами Н. и Ф. в целости и сохранности. 18 авг. 1960 г. реликвии были торжественно доставлены в Милан.

Н. и Ф. принято изображать в виде рим. воинов в латах или без них, часто со шлемом у ног, а также с пальмой, символизирующей мученическую кончину. Среди многочисленных изображений святых известна также картина Орацио Самаккини (1532-1577), хранящаяся в пинакотеке г. Болоньи.

Ист.: BHL, N 6028-6029, 8589; ActaSS. Iul. T. 3. Col. 291-292.
Лит.: Savio C. F. I santi martiri si Milano // Rivista Scienze Storiche. Pavia, 1905. Vol. 2. P. 240-241; 1906. Vol. 3. P. 130-131; Caretta A., Raggi A. M. Nabore e Felice // BiblSS. Vol. 9. Col. 689-693.
Е. М. Беленькая
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Мученики Римско-католической Церкви Набор и Феликс († нач. IV в.), мученики Медиоланские (пам. зап. 12 июля), пострадали при императоре Диоклетиане (284-305)
См.также:
АББОН ИЗ ФЛЁРИ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый
АВГУРИЙ, ИУЛИЙ, ИУЛИАН, ВИНЦЕНТИЙ И ЭКЛОДИЙ мученики Испанские (пам. зап. 21 авг.)
АВГУСТ мч. Италийский (пам. зап. 9 апр.)
АВГУСТИН И ЕГО МАТЬ ФЕЛИЦИТА († ок. 255), мученики (пам. зап. 15 нояб.)
АВГУСТИН, САНКЦИАН, ЕГО СЕСТРА БЕАТА и др. († 273 или 274), мученики Санские (пам. зап. 6 сент.)
АВИТ, КИННАНК, АРТЕМОН, ЕРЕМИТ, АЛИК, КАПИТОН мученики Никомидийские (пам. зап. 23 июня)