[Итал. Murri] Ромоло (27.08.1870, Монте-Сан-Пьетранджели, Италия - 12.03.1944, Рим), католич. пресв., церковный и политический деятель. Третий из 6 детей в семье мелких землевладельцев Антонио Мурри и Марии Аветрани. Начальное образование получил в гимназии в Реканати, затем окончил лицей в Фермо (1887). В 1888 г. получил степень д-ра философии. Со стипендией диоцеза Фермо М. продолжил образование в коллегии Капраника в Риме (см. в ст. Коллегии папские). В папском Григорианском университете учился у Л. Бийо, одного из крупных представителей неотомизма. В 1892 г. М. получил диплом по теологии и начал изучать право в папском ун-те св. Аполлинария, но по состоянию здоровья не окончил курс. В февр. 1893 г. он был рукоположен во пресвитера. Отслужив свою 1-ю мессу в Лорето, М. вернулся в Рим и поступил на фак-т гуманитарных наук в рим. ун-те Сапиенца. Там, в частности, он прослушал курс философии истории у философа-марксиста А. Лабриола, оказавшего значительное влияние на его мировоззрение.
В февр. 1895 г. М. вместе с Ф. Криспольти, Дж. Сальвадори и Дж. Семериа основал ж. «Vita nova» (Новая жизнь). В ряде статей, написанных для этого журнала, М. (под псевдонимом П. Аверри) анализировал современные ему проблемы итальянской политической жизни. М. и его последователи находились в постоянном конфликте с руководством католич. организации «Опера деи конгресси» (итал. Opera dei Congressi; букв.- Дело конгрессов), одного из немногих действующих политических объединений католиков в Италии, занимавшего непримиримую позицию по отношению к итал. правительству. В 80-х гг. XIX в. Папский престол пошел на смягчение применяемого с 1871 г. принципа «non expedit» (неучастия католиков в политических выборах в Итальянском королевстве), уточнив, что он касается только парламентских выборов, но не распространяется на выборы в муниципальные и провинциальные советы. В кон. 80-х гг. XIX в. возобновилась политическая активность итал. католиков на муниципальном уровне, где они участвовали в выборах в местные советы, объединяясь с представителями консервативных либералов. М. был одним из основателей Итальянской университетской католической федерации (итал. Federazione Universitaria Cattolica Italiana). На XIV Католическом конгрессе (31 авг.- 4 сент. 1896) Итальянская университетская католическая федерация получила офиц. оформление, однако не сумела добиться автономности от орг-ции «Опера деи конгресси». Редакция ж. «Vita nova» была перемещена в Неаполь, а М. выведен из ее состава.
М., вдохновленный итал. и нем. изданиями социалистической направленности, основал журнал социально-политических и религ. исследований «Cultura sociale» (Социальная культура), в к-ром он (под псевдонимом Прам) освещал политические проблемы. Одновременно он писал заметки для газ. «Osservatore cattolico» (Католический обозреватель). Гл. обр. М. уделял внимание кризису политической системы и получившему в связи с этим широкое распространение социалистическому движению. Изучая структуру и способы функционирования социалистической партии, М. размышлял о создании католич. структуры, способной стать ей противовесом.
В кон. 1900 - нач. 1901 г. М. занимался активной издательской и журналистской деятельностью: в 1900 г. он основал изд-во «Società italiana cattolica di cultura» (Итальянское католическое общество культуры) и ж. «La cultura del popolo» (Культура народа), в 1901 г.- еженедельник «Il domani d'Italia» (Завтрашний день Италии), получивший широкое распространение (в среднем тираж составлял ок. 14 тыс. экз.). Важной частью его деятельности стали организация кружков и групп христианско-демократического направления и координация их деятельности. Однако среди католич. духовенства его работа встречала все большее недовольство. Папа Римский Лев XIII (1878-1903) в энциклике «Graves de Communi Re» от 18 янв. 1901 г. и в «Инструкции» от 3 февр. 1902 г. подчеркнул необходимость оставаться в рамках традиц. практики движения «Опера деи конгресси», т. е. в рамках исключительно социальной, а не политической деятельности. М. был отстранен от руководства еженедельником «Il domani d'Italia». Редакция издания была переведена в Болонью, руководство передано Л. Стирати.
Концепция М. заключалась в создании политической католич. партии с разветвленной структурой, в ее программе должны были учитываться социальные и политические изменения нач. ХХ в. М. вступил в полемику с консервативным крылом движения «Опера деи конгресси» и с его лидером гр. Дж. Б. Пагануцци. Статья с критикой Пагануцци («Il crollo di Venezia») была опубликована в ж. «Cultura sociale» (16 авг. 1902). В защиту Пагануцци выступил патриарх Венеции Джузеппе Мелькиоре Сарто (папа Римский Пий Х в 1903-1914), к-рый и в дальнейшем крайне негативно оценивал деятельность М., выступавшего за более широкое участие католиков в политической жизни.
В авг. 1902 г. в Римини состоялось заседание представителей католич. кружков и региональной комиссии христ. демократов, в Сан-Марино прошел межрегиональный Католический конгресс движений Романьи, Тосканы, Марке и Умбрии. М. выступил на конгрессе с речью, в к-рой утверждал, что христианство неотделимо от свободы («Libertà e Cristianesimo», 24 авг. 1902). Текст выступления подвергся критике со стороны рим. викария кард. П. Респиги. В том же году М. сделал попытку участвовать в выборах мэра Рима, однако церковные власти наложили вето на его кандидатуру; также М. не удалось стать и членом комитета «Опера деи конгресси».
12 июня 1903 г. М. был принят на аудиенции Львом XIII. Понтифик приказал ему отказаться от политической деятельности и согласиться преподавать в семинарии в Нарни. Вскоре М. объявил о своем возможном отходе от политики (речь «Quel che volemmo»), но впосл. передумал. 20 июля 1903 г. папа Лев XIII умер, а в нояб. того же года на XIX Католическом конгрессе в Болонье М. получил значительную поддержку у своих сторонников. Пагануцци ушел с поста президента «Опера деи конгресси», на его место был избран Дж. Грозоли.
В 1904 г. орг-ция «Опера деи конгресси», выступавшая за сотрудничество с социалистами и некатолич. профсоюзами, была распущена папой Римским Пием Х. Стремясь расширить поле политической деятельности, М. планировал создать неконфессиональную партию, независимую от Папского престола. Чтобы подчеркнуть это изменение, он исправил название изд-ва «Società italiana cattolica di cultura» на «Società nazionale di cultura» (Национальное об-во культуры). В окт. 1905 г. М. направил открытое письмо лидеру реформистского крыла Социалистической партии Ф. Турати с предложением обдумать возможность объединения Социалистической партии с прогрессивными католич. движениями. После отказа Турати в дек. того же года М. (в сотрудничестве с др. деятелями бывш. «Опера деи конгресси») основал Национальную демократическую лигу (итал. Lega democratica nazionale), католич. партию, выступавшую с идеями радикализма в социальной сфере и разделения религии и политики. М. не смог участвовать в I конгрессе Национальной демократической лиги, состоявшемся в Милане 15-16 сент. 1906 г., поскольку энцикликой Пия X «Pieni l'animo» от 28 июля 1906 г. итал. католич. духовенству запрещалось к.-л. участие в политической деятельности. Однако М. принимал участие в создании программы Национальной демократической лиги, в основу к-рой по его настоянию легли идеи католика-реформатора Т. Галларати Скотти: запрет на преподавание религии в светских школах, ликвидация гос. финансирования Римско-католической Церкви, разделение гражданского общества и религии.
Отношения М. с церковной иерархией становились все более напряженными. Из-за давления церковной цензуры ему пришлось закрыть ж. «Cultura sociale», с 1906 г. он стал издавать «Rivista di cultura» (Журнал культуры). С этого времени М. все чаще сотрудничал в светских газетах и журналах. Хотя в действительности М. не разделял богословские и философские взгляды модернистов, его статьи, а также деятельность в целом были приравнены к модернизму. Следствием этого стал запрет М. совершать богослужения, решение о котором было вынесено К. Кастелли, архиеп. Фермо, что по времени совпало с осуждением модернизма папой Пием Х в энциклике «Pascendi» (от 8 сент. 1907). Декретами рим. Конгрегации Индекса от 4 янв. и 5 июля 1909 г. сочинения М. были внесены в Индекс запрещенных книг (находятся там и в наст. время). Невзирая на папский запрет, в марте 1909 г. на выборах в парламент М. выдвинул свою кандидатуру от Национальной демократической лиги. Благодаря поддержке радикалов и социалистов М. был избран членом парламента от Монтеджорджо (пров. Фермо), за что был отлучен от Церкви: декретом Верховной Конгрегации Sanctum Officium «Sacerdotem Romulum Murri» от 22 марта 1909 г. на М. было наложено отлучение «vitandus», предписывающее всем католикам воздерживаться от общения с ним, кроме случаев крайней необходимости. В сент. 1910 г. на конгрессе Национальной демократической лиги в Имоле произошел раскол: предложение М. активнее сотрудничать с социалистами не поддержало крыло «непримиримых». В том же году М. основал периодическое издание «Il commento» (Комментарий). В 1911 г. на заседании конституционной ассамблеи Национальной демократической лиги во Флоренции М. оказался в меньшинстве. Порвав с основанным им движением, М. оказался в политической изоляции. В 1912 г. М. женился, что еще больше повлияло на его разрыв с католич. Церковью. В браке родился сын.
На выборах 1913 г. М. в борьбе с умеренно клерикальным течением потерпел поражение и не был избран. После начала первой мировой войны примкнул к т. н. демократическому интервентизму.
Окончание войны, отмена папой Бенедиктом XV (1914-1922) принципа «non expedit» (нояб. 1919) и создание в Италии Народной партии заставили М. переосмыслить свое политическое прошлое. Он сблизился с фашистским движением и летом 1919 г. стал членом редакции издававшейся в Болонье газ. «Il Resto del Carlino» (букв.- «Сдача с карлино»). М. не был членом фашистской партии, но его идеи сближались с идеями фашизма: оставив надежду на то, что Римско-католическая Церковь возглавит движение за обновление жизни в Италии, М. считал, что это должно сделать гос-во. Хотя в письмах он крайне отрицательно оценивал сближение Италии и Германии и заключение между ними договора о союзе и дружбе (22 мая 1939), в статьях М. поддерживал фашизм. С 1936 г. его положение в газ. «Il Resto del Carlino» несколько изменилось, но благодаря возглавившему тогда газету Д. Гранди М. продолжал оставаться сотрудником издания, которое перешло в собственность Национальной фашистской партии.
К кон. 30-х гг. XX в. М. вновь обратился к религ. исследованиям; соч. «Alla ricerca di te stesso» (1939) стало, по мнению современников, 1-м шагом М. к примирению с Церковью. В 1941-1942 гг. под псевдонимом M. P. он писал статьи для рубрики «La Chiesa e la crisi del mondo» (Церковь и мировой кризис) в ж. «Critica fascista» (Фашистская критика), возглавлявшемся Дж. Боттаи. С 1940 г. у М. начались проблемы со здоровьем. Вторая мировая война и вступление в нее Италии стали причинами усиливавшегося противоречия взглядов М. с идеологией фашизма. В 1942 г. он покинул редакцию газ. «Il Resto del Carlino».
С кон. 30-х гг. XX в. М. находился в контакте с рядом итал. католич. деятелей, выступавших за его примирение с Церковью,- Ф. Ольджати, И. Джордани, М. Кордовани, А. Оттавиани, А. Джемелли. Это примирение состоялось в нояб. 1943 г. благодаря личному участию папы Римского Пия XII (1939-1958).